Введение 3
1. Образовательная экскурсия как внеурочная форма работы 5
1.1. Понятие и виды внеурочной работы в школе 5
1.2. Особенности проведения образовательной экскурсии по географии 14
2. Физико-географическая характеристика территории экопарка
«Гремячая Грива» 25
2.1. Г еографическое положение 25
2.2. История создания и структура функционирования 26
2.3. Геологическое строение 27
2.4. Рельеф 29
2.5. Климат 30
2.6. Гидрологические особенности 33
2.7. Флора и фауна 36
3. Разработка экскурсии по территории экопарка «Гремячая Грива»
для учеников 6 класса 40
3.1. Экскурсия по экотропе «Войди в природу другом» 40
3.2. Методические рекомендации по проведению экскурсии 53
Заключение 55
Список использованных источников 56
Актуальность. В настоящее время экологическая образованность, экологическое сознание и культура становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Значимость экологического образования, начиная со школьного возраста подчеркивается в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [45], Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [33].
Особая роль в формировании культуры природопользования принадлежит учебному предмету «География» как в рамках школьной программы, так и во внеурочной работе, которая заняла прочное официальное место в образовательном процессе. Наиболее важным условием для проведения внеурочной деятельности с акцентом на экологическое воспитание является наличие экологической тропы (экотропы) - маршрута, проходящего через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором обучающие получают информацию об этих объектах. Такая тропа обеспечивает безопасность, информативность и логическую последовательность маршрута. Поэтому экологичекое образование и воспитание в рамках экологической тропы является актуальным.
Объект исследования: процесс обучения географии в рамках внеурочной работы по формировании культуры природопользования у обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: образовательная экскурсия по экологической тропе экопарка «Гремячая Грива» как внеурочная форма работы по географии в 6 классе.
Цель: разработать образовательную экскурсию по экологической тропе экопарка «Гремячая Грива» как внеурочную форму работы по географии в 6 классе.
Задачи:
1. Изучить особенности проведения образовательной экскурсии по географии для обучающихся основного общего образования.
2. Составить физико-географическую характеристику территории экопарка «Гремячая Грива».
3. Разработать экскурсию по территории экопарка «Гремячая Грива» для учеников 6 класса и составить методические рекомендации по проведению экскурсии.
Методы: анализ, синтез, наблюдение, описание, классификация,
картографический.
Изучение особенностей проведения образовательной экскурсии по географии для обучающихся основного общего образования показало, что образовательная экскурсия выступает одним из компонентов развивающей среды школьников, дополняя знания, умения и навыки, получаемые на уроках при работе с учебником и картой. Благодаря практической составляющей экскурсии ее включение во внеурочную деятельность способствует более прочному усвоению определенного набора образовательных результатов.
Составление физико-географической характеристики территории экопарка «Гремячая Грива» позволяет сделать вывод о том, что экопарк является уникальным местом для проведения экскурсий в черте города.
Разработанная экскурсия по территории экопарка «Гремячая Грива» для учеников 6 класса включает шесть остановок, каждая из которых посвящена определенной тематике: «Цветочная», «Сосновый бор», «Бельчатник», «Геологический музей», «Смотровая площадка», «Зона отдыха». Общая протяженность маршрута: 2770 метров, подъём: 150 метров. На каждой станции школьники выполняли задания, правильное выполненное которых оценивалось в 1 балл. В конце экотропы проведен подсчет баллов и определен победитель. По результатам проведенной работы составлены методические рекомендации по проведению экскурсии.
Таким образом, разработанная экскурсия по экотропе «Войди в природу другом» способствует развитию исследовательских компетенций:
анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в проблемной ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Обучающиеся усвоят не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.