ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ 8
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ
1.1. К вопросу педагогических технологий в обучении 8
1.2. Образовательное картографирование как технология 17
активизации и интенсификации деятельности учащихся
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 25
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние проблемы исследования в практике 25
работы учителей-предметников
2.2. Методические особенности уроков биологии с 35
использованием технологии образовательного картографирования
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии их творческих способностей. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большей степени зависит от готовности учителя изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь проводником новой практики.
В современной педагогике существует множество различных методик и технологий для совершенствования профессионализма педагога, для повышения интереса обучающихся к предмету, для эффективного усвоения знаний.
В данной работе речь пойдет о становлении педагогической технологии, будет приведена ее классификация, раскроется суть технологии образовательного картографирования и ее применение на уроках естественнонаучного цикла.
Актуальность темы обусловлена тем, что технология образовательного картографирования сравнительно молода, до конца не разработана и ранее не применялась на уроках естественнонаучного цикла, поскольку изначально была разработана для тьюторской работы. В российском законе «Об образовании» отмечается, что «современная система образования способна использовать вариативность программ, обеспечивающих индивидуализацию процесса обучения» [37]. Педагог, изучив технологию образовательного картографирования, учится сам и научает ребенка познавать мир через образовательную карту, строить с помощью карты индивидуальную образовательную программу, что приведет к собственным открытиям и расширению кругозора. Индивидуальная образовательная программа - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника в образовании. Под личностным потенциалом понимается совокупность его организаторских, познавательных, творческих и иных способностей.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии в современной школе, включающий применение различных педагогических технологий обучения.
Предмет исследования: технология образовательного
картографирования в процессе обучения биологии.
Гипотеза: эффективность процесса обучения биологии в условиях современных школ повысится, если внедрить в учебный процесс технологию образовательного картографирования.
Цель исследования: выявить методические особенности применения технологии образовательного картографирования в процессе обучения биологии.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические и методические основы технологии образовательного картографирования.
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы (по материалам Интернет-сайтов);
3. Разработать уроки биологии в технологии образовательного картографирования и апробировать их в практической деятельности.
Методы исследования: анализ методической литературы и материалов сети Internet; анкетирование; экспериментальное обучение.
База исследования: МАОУ СШ № 153 г. Красноярск
Этапы исследования: 1) сбор и обработка информации; 2) проведение эксперимента; 3) написание и апробирование работы.
1. Психолого-педагогический анализ проблемы исследования показал, что педагогическая технология признана в современном образовательном пространстве отраслью теоретического знания, характеризующегося определенным содержанием, различными способами, приемами и видами деятельности. Среди технологий активации и интенсификации деятельности учащихся выделяется технология образовательного картографирования, которая предполагает усвоение и систематизацию полученных знаний, аналитическую и проектную работу, направленную на создание конспекта опорных сигналов (образовательная карта).
2. Анализ современного состояния проблемы исследования, представленный различными разработками уроков, учебных занятий, внеучебных мероприятий, размещённых в Интернет-пространстве, показал, что технология образовательного картографирования является относительно новой, инновационной и перспективной, так как позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, формировать и развивать универсальные учебные действия, что в конечном итоге приводят к развитию предметных результатов.
3. В ходе экспериментального обучения были разработаны уроки биологии с применением технологии образовательного картографирования, выделены методические особенности их проведения, разработаны и апробированы в учебном процессе образовательные карты с учетом различных методических условий.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Большая современная энциклопедия. Педагогика. М: Современное слово, 2005. 720 с.
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. 124 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 136 с.
5. Галкина Е.А. Критерии оценивания учебных достижений // Биология в школе. 2006. № 7. С. 18-21.
6. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Методика обучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. Красноярск, 2016. 218 с.
7. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Современные технологии обучения биологии: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015.
8. Голикова Т.В., Иванова Н.И., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие [Электронный ресурс] / раснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. Красноярск, 2013.
9. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., перераб. М: Вентана- Граф, 2006. 272 с.
10. Жидкова Л.И. Индивидуальный подход в обучении дошкольников через
образовательную картографию // Молодой ученый. 2017. № 34.1. С. 17-23.
Режим доступа. https://moluch.ru/archive/168/45488/ (Дата обращения 20.05.2018)
11. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
12. История педагогической технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохов, Ф.А. Фрадкин. М., 1992.
13. Калинина Н.В., Лукьянова М.И., Баробитова А.Д. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. 52 с.
14. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3-10.
15. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с....37