Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательный потенциал изучения феномена солдатских братаний в первой мировой войне как воплощение антропологического подхода в преподавании истории и обществознания

Работа №167065

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 12
1.1. Понятие антропологического подхода 12
1.2. Антропологический подход в современном российском образовании 14
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН СОЛДАТСКИХ БРАТАНИЙ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЕ 17
2.1. Первая мировая война: характер, специфика и ее влияние на мировую
историю 17
2.1.1. Причины и начало Первой мировой войны 17
2.1.2. Соотношение вооруженных сил противников 23
2.1.3. Основные события Первой Мировой войны 29
2.1.4. Итоги и значение Первой мировой войны 33
2.2. Понятие и причины солдатских братаний 36
2.3. Характеристика солдатских братаний в годы Первой мировой войны 40
2.3.1. Братания на Западном фронте 40
2.3.2. Братания на Восточном фронте 45
ГЛАВА 3: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА
СОЛДАТСКИХ БРАТАНИЙ 56
3.1 Отражение феномена солдатских братаний в современных
линейках школьных учебников по истории 56
3.2 Технология кейсов на уроках истории 59
3.3 Технология проблемного обучения на уроках истории и
обществознания 61
Заключение 64
Источники 68
Литература 71
Приложение 1 77
Приложение 2 82
Приложение 3 86

В 2018 году мир отметил столетие с окончания Первой Мировой войны- уникального в своем роде конфликта, в который оказались втянуты практически все ведущие державы. Именно Первая Мировая война ознаменовала начало новой эпохи в истории всего мира - Новейшего времени, однако, в российской историографии до недавнего времени она считалась «забытой войной».
Произошедший в 1970-80-х гг. «антропологический поворот» вновь оживил изучение истории Первой мировой войны, поскольку и сейчас в ней осталось немало «белых пятен». Одной из таких малоизученных проблем остается тема солдатских братаний.
«Антропологический поворот» не обошел и систему образования. Сейчас антропологический подход является одной из основ современного российского образования и закреплен в историко-культурном стандарте по истории России и Концепции нового УМК по всеобщей истории. Он подразумевает, что в изучении прошлого внимание сосредотачивается на личности человека, его месте в истории; изучается опыт выдающихся личностей и повседневная жизнь людей, а также изучается диалог культур различных государств в одном историческом пространстве.
В связи с этим возникает необходимость в оценке образовательного потенциала феномена солдатских братаний в Первой Мировой войне как воплощения антропологического подхода к преподаванию истории и обществознания.
В данной работе под братаниями будет подразумеваться следующее; Братания — это стихийное прекращение вражды или военных действий, либо заключение братского союза воюющими сторонами. Как правило, под братанием понимается стихийное прекращение вражды или военных действий, либо заключение братского союза. (Подробнее о понятии солдатских братаний см. главу 2.2)
Избранная нами тема предполагает комплексный междисциплинарный характер исследования. Ее изучение лежит в плоскости истории и методики ее преподавания. В связи с этим мы обратились к исследованиям, посвященным антропологическому подходу в целом как методологии обучения истории и обществознанию. Вторую группу работ составили труды ученых по истории Первой Мировой войны и солдатским братаниям, в частности.
Исследования, посвященные антропологическому подходу, условно можно разделить на два блока. Первый блок работ посвящен антропологическому подходу как методологии истории, второй - антропологическому подходу как одной из основ современного образования.
Истоки антропологического подхода к изучению истории мы видим в трудах представителей французской школы «Анналов» - М. Блока, Ж. Ле Гоффа, Ф. Арьеса и др.1 Тем не менее, Андре Бюргьер в 1978 г. опубликовал очерк, в котором утверждал, что историческая антропология не родилась впервые, а лишь возродилась: предтечами этого направления А.Бюргьер считает полузабытого ныне историка конца XVIII в. Леграна д’Осси, задумавшего многотомную “Историю частной жизни французов”, а позднее - Жюля Мишле, резко выделявшегося на фоне современной ему позитивистской историографии.2
В 70-80-е годы XX века в исторической науке происходит
«антропологический поворот», суть которого заключается в изучении человека во всех его измерениях, таких как: политическое измерение, культурное, бытовое, психологическое, телесное и тд. Появляются инновационные направления в исторической науке: история повседневности, 3 микроистория, история сексуальности, гендерная история.3
Влияние «антропологического поворота» на изучение культуры проанализировал П. Берк в своем труде «Историческая антропология и новая культурная история». 4
Интерес к антропологии не обошел стороной и отечественную историографию. Для отечественных историков характерен интерес к изучению методологии антропологических исследований.
Подробный анализ становления и развития исторической антропологии мы видим в одноименном труде М.М. Крома. Автор выделяет общие черты работ историко-антропологического направления, а также специфику национальных школ Франции, Германии, США и Великобритании.5
Нельзя не обратить внимание на труд выдающегося медиевиста А. Я. Гуревича «Историческая наука и историческая антропология». Автор отмечает, что общественный человек исчез из поля зрения гуманитарных наук, тем самым не достигается решение проблемы исторического синтеза.6
В статье «Арон Яковлевич Гуревич и антропологический поворот в исторической науке» М.М. Кром дает очень высокую оценку вкладу А.Я. Гуревича в российскую историческую антропологию. Вместе с тем он отмечает, что А.Я. Гуревич недооценил потенциал исторической антропологии.7
В педагогических исследованиях тоже изучается антропологический подход. Антропологический подход в педагогике выступает как инструмент повышения эффективности обучения.
Антропологическому подходу в преподавании истории посвящена статья Молчановой Е.Г.8 Автор характеризует данный подход и утверждает, что его применение повышает интерес к истории и формирует у молодого поколения личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого.
В статье А.Е. Фирсовой9 даны определения категорий «подход», «методологический подход», «антропологический подход». Выделены сущностные характеристики подхода в научном знании: уровни в его структуре, категориальный аппарат, функции, методологические и практические принципы.
Гуманитарно-антропологическая парадигма образования и ее
перспективы анализируется в работе Степанчук О. А и Михайловой О. Н.10
Таким образом, антропологический подход привлекает внимание не только историков, но и педагогов, и если в исторической науке уже накопился определенный массив работ, то в педагогике изучение антропологического подхода только набирает обороты. Это связано с принятием историко-культурных стандартов.
Изучение первой мировой войны в советской исторической науке велось на «макроуровне», то есть изучались глобальные события войны, но и подобных исследований было не много. Солдатским братаниям не уделялось должного научного внимания. Изучение братаний сводилось к трактовке их как одного из индикаторов разложения царской армии.
В последние годы для российской исторической науки одной из наиболее востребованных тем стало изучение Первой мировой войны, при этом наибольший интерес представляет «микроуровень» - проблема человека на войне, его психология, быт, поведение, менталитет.
Антропологический поворот вновь поставил вопрос об источниках, ведь простые солдаты практически не вели дневников и не писали мемуары. Потенциал таких источников, как «письма во власть», анализирует О.С. Поршнева. Кроме того, она изучает менталитет и социальное поведение крестьян, рабочих и солдат в годы Первой Мировой войны.11
Особый блок историографии Первой мировой войны составляют работы, посвященные историческому опыту жертв войны и разнообразных маргинальных групп: военнопленных, дезертиров, беженцев. Так,
военнопленным на территории Сибири посвящена работа А.И. Гергилевой12. Опыту войны разных социальных групп посвящена работа М.В. Оськина.13 Во многих таких работах ярко выражен историко-антропологический аспект: внимание к картинам мира, существовавшим в сознании людей, пострадавших от войны, попытка понять, как они сами объясняли причины происходящего, чего ожидали и чего опасались.
Важным направлением в историографии является изучение представлений людей о других. Эволюции «образа врага» в массовом сознании россиян посвящены работы Е.С. Сенявской14, образ союзника в Первой мировой (Франции и Англии) подвергнут обстоятельному изучению в трудах О.С. Поршневой и А.В. Голубева.15
Стоит отметить, что предпринимаются попытки изучать феномен солдатских братаний. Так, в работе А.Б. Асташова16 на документах Российского государственного военно-исторического архива
рассматриваются солдатские братания на Восточном (Русском) фронте Первой мировой войны. Основное внимание уделяется причинам братаний, их характеру, масштабам, развитию, а также их обусловленности крестьянским менталитетом, православными традициями и обычаями основной массы солдат русской армии. Делается вывод, что братания углубили идейно-моральный кризис в армии, но большевики не смогли использовать их в интересах мировой революции.
Теме братаний посвящены работы Базанова С.Н.17, в основном на материалах Восточного фронта.
Таким образом, появившиеся в последние два десятилетия историко­антропологические исследования Первой мировой войны позволяют судить о масштабах воздействия этой войны на общественное сознание и социальную психологию. В социально-психологическом отношении Первая мировая война оказалась неоконченной, незавершенной; в силу исторического парадокса осмысление и «проработка» ее драматического опыта в коллективной памяти общества начались лишь в наши дни.
Первая мировая война - одно из ключевых событий в школьном курсе истории, поэтому образовательный потенциал изучения солдатских братаний в рамках антропологического подхода приобретает актуальность. К сожалению, педагогами эта тема до сих пор не была затронута.
Итак, объектом исследования является реализация антропологического подхода,
предметом - реализация антропологического подхода через изучение феномена солдатских братаний.
Целью исследования является выявление потенциала изучения феномена солдатских братаний в первой мировой войне для реализации антропологического подхода в преподавании истории и обществознания.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть современное содержание антропологического подхода в преподавании истории и обществознания в школе
2. Исследовать сущность феномена солдатских братаний в Первой мировой войне
3. Найти отражение феномена солдатских братаний в современных линейках школьных учебников
4. Разработать методические рекомендации по проведению уроков по истории и обществознанию посвящённых солдатским братаниям.
Методология исследования - антропологический подход. Основными методами исследования являются анализ и синтез, сравнение.
В процессе исследования были использованы следующие группы источников.
Нормативные источники. Условно их можно поделить на две группы, это исторические нормативные источники и нормативные источники регламентирующие деятельность педагога на уроках истории и обществознания. К нормативным источникам первой подгруппы можно отнести воинский устав о наказаниях 1868 года.18 Ко второй подгруппе относятся следующие источники, а именно: историко-культурный стандарт по отечественной истории19, концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории20, концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы21.
Следующая группа источников - электронные ресурсы. В условиях всеобщей компьютеризации образования, в открытом доступе сосредоточены огромные коллекции различного рода документов. Электронные ресурсы в данной работе можно также разделить на две подгруппы: коллекции оцифрованных архивных документов в открытом доступе и открытые коллекции периодических изданий. К первой подгруппе относится сайт: gwar.mil.ru22, созданный при поддержке министерства просвещения РФ и Российского военно-исторического общества. Также были использованы архивы иностранных периодических изданий таких как: Washington Post23, Shropshire Star24, BBC News25 26.
Также в работе были использованы исторические источники следующих видов: архивные источники, мемуарная литература, личные письма, исторические сочинения.
Архивные источники взяты из Российского государственного военно- исторического архива, а именно переписка с главнокомандующим западного фронта 1917 года4; Сношения со штабом 12-й армии. Телеграммы о перегруппировках частей фронта, сведения о небольших столкновениях с противником, о возведении оборонительных укреплений и др. дознания по делу о сношениях с немцами (Северный фронт)27; приказ по юго-западному фронту от 1.01.1916 о запрете сношений с врагом28; переписка о военных цензорах Юго-западного фронта29.
Мемуары командующих фронтов, в частности Ю.Н.Данилова30 и А.И. Деникина31.
Также использованы труды В.И. Ленина, именно в этих работах отражается традиционная трактовка феномена солдатских братаний, как демократизации и развала царской армии.
В целом можно утверждать, что в исследовании собрана достаточная источниковая база, позволяющая в полной мере рассмотреть феномен солдатских братаний на восточном фронте и в достаточной мере на западном фронте.
Работа включает три главы. Первая глава посвящена содержанию антропологического подхода в современном российском образовании. В данной главе автор дает понятие и анализирует содержание антропологического подхода.
Вторая глава посвящена феномену солдатских братаний. Анализируется понятие братания, дается характеристика братаний на Восточном и Западном фронтах. В ходе анализа выявляется общее и различное в этих явлениях.
Глава 3 посвящена образовательному потенциалу феномена солдатских братаний. В главе анализируется методический аппарат и содержание школьных учебников, а также предлагается методическая разработка урока, позволяющего реализовать антропологический подход через изучение феномена братаний.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования проанализировано одно из самых интересных и неоднозначных явлений имевшее место в ходе Первой мировой войны, солдатские братания.
Акт миролюбия, человечности, жестокой войне, масштабов которой человечество еще не знало. В этой «мясорубке» единственным выходом для солдат было следовать простому правилу, выработанному в окопах, «живи и дай жить другим».
Это явление служит уроком для потомков, что несмотря на все ужасы войны всегда нужно оставаться человеком, в самом лучшем понимании этого слова.
Именно нравственный урок рождества 1914 года и лег в основу данного исследования.
Эта тема как нельзя лучше подходит для реализации антропологического подхода, суть которого заключается в личностном эмоционально окрашенном восприятии прошлого, апелляции к человеку, его месту в истории, изучения опыта выдающихся личностей и понимания повседневной жизни людей.
Данный подход является ключевым элементом гуманитарной парадигмы российского образования. Сейчас перед педагогами стоит проблема, как совместить изучение традиционной политической истории с необходимостью формирования личностного эмоционально окрашенного восприятия истории. В ходе исследования автор попытался объединить политическую и социальную историю с целью реализации антропологического подхода.
Обучающиеся должны хорошо усвоить тему Первой мировой войны, так как она стала прологом ко Второй мировой войне. На полях «Великой войны» были испытаны самые страшные орудия истребления: пулеметы, огнеметы, газ, тяжелая современная артиллерия. Единственным способом
уцелеть стала окопная война. Сотни тысяч солдат и офицеров закапывались в землю и жили в таких условиях месяцами. Именно на почве «новой войны» в атмосфере безысходности родилось такое явление, как солдатские братания.
Мы можем выделить косвенные и прямые причины такого поведения солдат. В ходе окопной жизни происходила ломка стереотипов о противнике, солдаты противоборствующих сторон, одурманенные правительственной пропагандой, верили в отсутствие человечности в своих визави, но живя месяцами бок о бок с противников они начинали понимать, что перед ними простые парни «по призыву» цель которых в данной войне просто выжить.
Второй причиной братаний можно считать бесчеловечную муштру, особенно это касается немецкой армии. Солдаты ненавидели своих офицеров ведущих их на смерть, и наказывающих их за любую провинность. Третья причина и на наш взгляд главная, это непонимание целей войны, особенно остро эта причина братаний раскрывается на восточном фронте, русский солдат до конца войны так и не понял, за что он сражается. Такая же ситуация была и с английскими бойцами, а под конец войны и немцы совсем позабыли за что они дерутся. В головах солдат формировалась мысль, что рядовые солдаты не виноваты в войне, по какую бы сторону фронта они бы ни находились. И там, и там были обычные люди, которые страдали от прихоти своих правительств. Четвертая причина это общая вера. На восточном фронте русские солдаты не понимали, как можно убивать православных братьев, на западном фронте царила такая же ситуация, хоть и религия немного отличалась.
Также необходимо отметить, что братание это не однородное явление по характеру они тоже различаются. Можно сказать, что история братаний на фронтах первой мировой войны началась с негласных перемирий в пол часа каждый день для сбора убитых и раненых, постепенно в эти пол часа солдаты могла встретиться со своим врагом и мирно побеседовать, обменяться газетами и другими вещами. Вскоре братания стали носить религиозный
характер. Офицеры уже в 1915 году осознали тот факт, что солдаты просто не пойдут в наступление в канун религиозного торжества (пасха, рождество). На так называемых спокойных участках фронта проходили даже
«бартерные» братания, когда солдаты противоборствующих сторон обменивались предметами быта. Широкое распространение подобные братания получили на восточном фронте. Немцы обменивали шнапс, мелкую утварь, на русскую тушенку и теплые вещи. Однако братания на западном фронте разительно отличались от братаний на восточном. На восточном фронте братания с врагом начались раньше в августе 1914 года. На некоторых участках фронта солдаты прекращали огонь. Также уже с августа 1914 года стал действовать негласный запрет на бросание гранат в окопы.
Масштабы братаний на востоке значительно превышали то количество братаний, которое было на западе. И характер братаний был разный. На западе братания не имели деструктивный характер на состояние армии, а вот на востоке вследствие постоянных братаний и агитационной деятельности большевиков армия не могла выполнять своих прямых задач и можно констатировать, что регулярная армия была развалена. Также в ходе исследования была получена информация о рукотворном природе братаний на восточном фронте, особенно в конце 1916- начале 1917 года. Братания были организованы силами австрийской и немецкой разведки.
Применение материалов посвященных солдатским братаниям на уроках истории позволяет углубить знания учащихся об этой войне. В полной мере рассмотреть социальную сторону этого конфликта, понять обучающимся как влияет менталитет и воспитание на поведения индивида в такой критической ситуации как война. Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания таких как технология кейсов и технология проблемного обучения, способствуют формированию личности, которая будет отвечать современным запросам, будет конкурентоспособной ввиду овладения большим количеством компетенций и способной к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
Поставленную цель исследования можно считать достигнутой. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что изучение феномена солдатских братаний с точки зрения реализации антропологического подхода имеет высокий образовательный потенциал. Собранные материалы в ходе исследования могут быть использованы на любом этапе урока, в исследовательской деятельности учащихся и проектной.


1. Brown D. Remembering a Victory for Human Kindness // Washington Post, 2004 [Электронный ресурс] URL: https://www.washingtonpost.com/wp- dyn/articles/A25206-2004Dec24.html (дата обращения: 21.05.2020)
2. General's Letter from Trenches // Shropshire Star. 2014
3. Henry Williamson and the Christmas Truce [Электронный ресурс] URL: https: //www.henrywilliamson.co. uk/first-world-war/5 7-uncategorised/158- henry-williamson-and-the-christmas-truce (дата обращения: 18.05.2020)
4. Regan G. Military Anecdotes. London: Carlton Publishing Group,2002. - 18 p.
5. Seasons over the decades, 1914 // Shropshire Star, 2014
6. War to end all wars // BBC News. 1998 [Электронный ресурс] URL: http://news.bbc.co.Uk/1/hi/special_report/1998/10/98/world_war_i/1981 72.stm (дата обращения: 20.05.2020)
7. Битва на Марне (Марнское сражение) [Электронный ресурс] URL: https://gwar.mil.ru/events/302/ (дата обращения: 20.05.2020)
8. Битва на Сомме Верденская операция [Электронный ресурс] URL: https: //gwar.mil .ru/?event=902&year=1916&month= 10& (дата обращения: 20.05.2020)
9. Верденская операция [Электронный ресурс] URL:
https: //gwar.mil .ru/events/7 9/?backurl=%3Fyear%3D1916%26month%3D2 %26event%3D747&btype=main (дата обращения: 20.05.2020)
10. Воинский устав о наказаниях СПб.: Тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1868. 128 с. [Электронный ресурс] URL: https://runivers.ru/bookreader/book480187/#page/1/mode/1up (дата обращения: 18.04.2020)
11. Германские войска впервые применяют смертельный газ около города Ипр [Электронный ресурс] URL: https://gwar.mil.ru/events/52/ (дата обращения: 20.05.2020)
12. Данилов Ю.Н. На пути к крушению: Очерки из последнего периода русской монархии. М.: Воениздат, 1992. - 286 с.
13. Деникин А.И. Очерки русской Смуты. Т.1 Крушение власти и армии М.: Наука, 1991 - 200 с.
14. Историко-культурный стандарт по отечественной истории [Электронный ресурс] URL: http://school.historians.ru/wp- content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.рйГ (дата обращения: 18.05.2020)
15. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории [Электронный ресурс] URL:
http: //www.tsput .ru/his seminar/pro gect.pdf (Дата обращения: 4.06. 2020)...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ