Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение алгоритмизации и программированию в школьном курсе информатики на основе ментального подхода (на примере темы «Алгоритмическая структура «Ветвление»»)

Работа №167061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы ментального подхода к обучению теме «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики 7
§ 1.1. Особенности обучения теме «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики 7
§ 1.2. Сущность ментального подхода к обучению программированию .... 15 Глава 2. Условия реализации ментального подхода к обучению теме «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики ... 21
§ 2.1. Процесс формирования и развития алгоритмического стиля
мышления у обучающихся 21
§ 2.2. Разработка алгоритмической ментальной карты по теме
«Алгоритмическая структура ветвление» 32
§ 2.3. Диагностика уровня сформированности алгоритмического стиля
мышления 37
§ 2.4. Результаты апробации 42
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 53
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В 59
Приложение Г 61


Актуальность:
Опыт изучения программирования и обучения программированию
показывает, что основные трудности у учащихся возникают не при изучении
синтаксиса и основных конструкций языка программирования, а на первом
этапе решения задач по программированию, на этапе алгоритмизации. И
связаны эти трудности с недостаточным уровнем сформированности
алгоритмического мышления обучающихся, с их неготовностью
воспринимать материал достаточно высокого уровня абстракции и логики.
Следовательно, для разработки методических приемов, позволяющих
повысить эффективность обучения и успешность изучения
программирования, необходимо обратится к исследованию процессов
мышления.
Ментальный подход к обучению как раз и предполагает смещение
целеполагания учебного процесса в сторону развития когнитивных
способностей обучающихся, в частности, если рассматривать обучение
программированию – то основной целью будет являться развитие
алгоритмического стиля мышления. В рамках ментального подхода к
обучению программированию предполагается использование методики
ментальных карт как средства развития алгоритмического мышления.
Проблема:
Поскольку тема «Алгоритмизация и программирование» остается
одной из самых сложных тем школьного курса информатики, следовательно,
существующие подходы к обучению этой теме не являются достаточно
эффективными, и необходим поиск новых подходов.
Цель:
Теоретически обосновать возможность и необходимость ментального
подхода к обучению теме «Алгоритмизация и программирование»,
5
определить и разработать необходимые для его реализации методы и
средства обучения.
Объект:
Обучение теме «Алгоритмизация и программирование» в школьном
курсе информатики.
Предмет:
Обучение теме «Алгоритмизация и программирование» в школьном
курсе информатики на основе ментального подхода.
Гипотеза:
Если в процессе обучения алгоритмизации и программированию
использовать информационные ресурсы ментального типа (ментальные
карты) как средства обучения и средства диагностики и контроля результатов
обучения, то это будет способствовать развитию алгоритмического
мышления и более успешному усвоению данной темы.
Задачи:
1) Выявить особенности обучения теме «Алгоритмизация и
программирование» в школьном курсе информатики (ШКИ);
2) Рассмотреть теоретические основы ментального подхода к
обучению программированию;
3) Уточнить понятие алгоритмического стиля мышления (АСМ),
построить его информационную модель;
4) Проанализировать процесс формирования и развития АСМ,
рассмотреть средства и методы его развития и определить способы его
диагностики;
5) Разработать ментальные карты по теме «Алгоритмизация и
программирование» ШКИ и рекомендации по их использованию в
учебном процессе;
6) Провести апробацию разработанных материалов.
Теоретическая и практическая значимость:
6
Теоретическая значимость: обоснована возможность и необходимость
ментального подхода к обучению теме «Алгоритмизация и
программирование»;
Практическая значимость: разработаны ментальные карты как средства
реализации ментального подхода к обучению теме «Алгоритмизация и
программирование».
Методологический аппарат исследования:
Методологическим аппаратом исследования служат физиологические,
кибернетические и психологические подходы к теории мышления, а также
методика ментальных карт.
Методологическая основа исследования:
– фундаментальные труды и научные исследования в области
когнитивной психологии (У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Андерсон,
Р. Солсо, Ж.Ф. Ришар, Г.А. Саймон, А. Ньюэлл, Ф.Ч. Бартлетт, Ф. ДжонсонЛэйрд, Б.М. Величковский, Л.М. Веккер, М.А. Холодная, К.В. Анохин и др.);
– исследования в области моделирования разума (Н.И.Пак,
Т.П.Пушкарева и др.)
– исследования в области теории и методики обучения
программированию (Д. Кнут, Э. Дейкстра, Н. Вирт, Б. Страуструп, А.П.
Ершов, А.Г. Гейн, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К.
Хеннер, Н.Д. Угринович, К.Ю. Поляков, В.Е. Жужжалов, С.М. Окулов,
Т.А.Степанова, И.В.Баженова, М.А.Сокольская, Э.А.Нигматулина и др.)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенной работы цель была достигнута: из анализа учебников по информатике различных авторов, нами были выявлены особенности обучения теме «Алгоритмизация и программирование» в ШКИ.
Анализ научной литературы позволил определить теоретические основы ментального подхода к обучению программированию.
Для того, чтобы уточнить понятие алгоритмического стиля мышления на основе компонентов алгоритмического мышления, нами была изучена его информационная модель, с помощью которой можно проследить цепочку мыслительных операций при создании алгоритмов.
Был проанализирован процесс формирования и развития
алгоритмического стиля мышления школьников. Анализ позволяет сделать вывод, что развитие алгоритмического мышления школьников, в основном происходит на уроках информатики и математики, поскольку именно там учащиеся погружаются в алгоритмическую деятельность. И особенно активизируется этот процесс, конечно же, при изучении алгоритмизации и программирования. Были подобраны критерии для диагностики развития алгоритмического стиля мышления.
Разработана ментальная карта по теме «Ветвление» и методика её применения для урока введения новых знаний, закрепления пройденного материала, а так же для диагностики уровня сформированности алгоритмического стиля мышления.
В период прохождения педагогической практики была проведена апробация разработанных материалов и проведен анализ ее результатов.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• применение ментальных карт в обучении является возможным и
нужным, так как они учитывают такие аспекты работы мозга, как воображение, ассоциативность, цвет, и ощущения, то есть
чувственную зону памяти.
• использование ментальных карт в процессе объяснения обучающимся основных алгоритмических структур позволяет повысить эффективность обучения программированию, делает изложение учебного материала по этим темам более живым и наглядным, способствует более успешному формированию у них алгоритмического мышления.
• Не менее успешно методика ментальных карт может применяться для диагностики результатов обучения, поскольку в ментальных картах отражается не только факт того, усвоены или нет знания по предмету, но и насколько глубоко они понимаются обучающимися, ментальная карта отражает процесс решения задачи, а не только результат, следовательно, позволяет оценить процесс мышления.



1. Аверкин Ю. А. Информатика. 2-4 классы: методическое пособие / Ю. А. Аверкин, Д. И. Павлов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 40 с.
2. Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 2 кл.: Учебник: В 2 ч.
(Первый год обучения)/ Е.П.Бененсон, А.Г. Паутова - 3-е изд. - М.:
Академкнига/Учебник, 2013. - Ч.2: 80 с.: ил.
3. Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 3 кл.: Методическое
пособие (Второй год обучения)/ Е.П.Бененсон, А.Г. Паутова - М.:
Академкнига/Учебник, 2012. - 248 с.
4. Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 3 класс: Учебник: В 2 ч.
(Второй год обучения)/ Е.П.Бененсон, А.Г. Паутова - 3-е изд. - М.:
Академкнига/Учебник, 2013. - Ч.2: 96 с.: ил.
5. Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 4 класс: Методическое
пособие (Третий год обучения)/ Е.П.Бененсон, А.Г. Паутова - М.:
Академкнига/Учебник, 2012. - 272 с.
6. Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 4 класс: Учебник: В 2 ч.
(Третий год обучения)/ Е.П.Бененсон, А.Г. Паутова - 3-е изд. - М.:
Академкнига/Учебник, 2013. - Ч.1: 96 с.: ил.
7. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ [Текст]: 2 кл.: Методическое пособие/ Е.П.Бененсон, А.Г. Паутова - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - 120 с.
8. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 3 изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 88 с.: ил. - (Программы и планирование).
9. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 213с.: ил.
10. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю Босова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 160 с.: ил.
11. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. «Базы знаний интеллектуальных систем». — Питер, 2000
12. Голубцова А.В., Грук Е.Д., Степанова Т.А. Разработка ментальных алгоритмических карт по теме «Основные алгоритмические структуры». — Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы и вызовы информационного общества», 2013
13. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 2 класс ("Информатика в играх и задачах"). Учебник в 2-х частях, часть 1. - Изд. 3-е, испр. - М.:Баласс; Школьный дом, 2011. - 64 с. : ил. (Образовательная система "Школа 2100").
14. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 1. - Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс, 2009. - 64 с. : ил. (Образовательная система "Школа 2100").
15. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Лобачёва Л.Л., Спиридонова Т.Ю. Информатика. 4 класс ("Информатика в играх и задачах"). Учебник в 2-х частях, часть 1. - Изд. 3-е, испр. - М.:Баласс; Школьный дом, 2011. - 64 с. : ил. (Образовательная система "Школа 2100")....38



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ