ОБРАЗ СИБИРИ И СИБИРЯКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ
ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-Х - 1990-Е
ГГ.) И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕМЫ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение 3
Глава 1. Репрезентация образов Сибири и сибиряков в отечественном документальном кинематографе 11
1.1 Особенности изучения истории с помощью кинематографа 11
1.2. Кинематограф о Сибири и сибиряках, как визуальный
исторический источник 21
1.3. Документальное кино о Сибири и сибиряках второй половины
1980-х гг. 28
1.4. Документальное кино о Сибири и сибиряках 1990-х гг. 39
Глава 2. Использование документального кинематографа о Сибири и сибиряках в процессе школьного обучения 49
2.1. Теоретические и методические аспекты использования
документальных фильмов в процессе школьного обучения 49
2.2. Применение документальных фильмов о Сибири и сибиряках на
уроках истории 56
2.3. Применение документальных фильмов о Сибири и сибиряках во
внеурочной деятельности 71
Заключение 92
Список источников и литературы 98
Что такое Сибирь? Кто такой сибиряк? Это те два вопроса, на которые нам, важно найти ответы. Причём, и как жителям Красноярского края, и как будущим педагогам. Ведь Сибирь - это не просто территория, а сибиряк - не просто территориальная принадлежность. Это целый набор уникальных качеств и характеристик, культурных особенностей человека, который позволяет отнести его к конкретной этнографической группе. Соответственно Сибирь - это географические и климатические условия, в которых эта субэтническая группа формируется.
Но в современном российском обществе есть серьёзная проблема. Человек часто «теряется» в культурном плане, забывает о своих корнях под давлением всеобъемлющей глобализации и культуры индивидуализма. А когда он это делает, то часто не осознаёт собственную ответственность за сохранение благополучия в том месте, где он родился и живёт, что в худшем случае может привести к потере самобытности и даже упадку региона. В таком случае особенно важно найти способы культурной самоидентификации, которая может помочь сориентировать, направить человека.
К тому же, эту задачу ставит перед учителями и государство. Одними из важных личностных компетенций, которые на основе требований ФГОС педагоги должны развивать у учеников, являются: региональная
идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности, гордости за свой край, эстетическое отношение к окружающему миру, формирование экологического мышления.1 Школьная программа и методические пособия дают преподавателям и необходимые инструменты для этого.2
В современных условиях, одним из наиболее эффективных инструментов для развития личностных, метапредметных и предметных компетенций, при грамотном использовании, являются аудиовизуальные источники. В нашем случае - тематический документальный кинематограф.
Это многосторонний, доступный для понимания и усвоения материал, который может дать очень наглядную картину изучаемого объекта, а так же может являться одновременно и визуальным историческим источником, и средством духовно-нравственного воспитания, культурного
самоопределения. Критическое осмысление кинематографа, его анализ, осознание основных моментов, которые хотел донести автор, помогают сформировать мировоззрение сибиряка, либо же, представление о его образе и образе его жизни в контексте конкретных исторических условий. Более того, использование кинематографа в связке с научным или учебным историческим, либо обществоведческим материалом позволяет сформировать у учеников более наглядную и целостную картину изучаемых периодов или явлений.
Но не стоит забывать, в кинематографе, даже в документальном, присутствует определённая доля субъективности, которая ценна тем, что отражает восприятие материала автором, общественные взгляды и идеологический госзаказ. В этом контексте полезно и интересно выделить различия в восприятии сибиряков в перестроечное время и в 1990-е гг. Важно увидеть, как сказались изменения в стране на их образе жизни, культуре, мировоззрении, а так же, как изменился взгляд на сибиряков со стороны, и какие концепты остались прежними и актуальными по сей день. Иначе говоря, нам необходимо изучить такое явление, как репрезентация образа Сибири и сибиряков.
Актуальность
Тренд на использование аудиовизуальных источников на уроках истории и обществознания уже давно известен. Однако в последнее время он 4
особенно усилился из-за возрастающей технической оснащённости школ, появления современных методических пособий, улучшения навыков работы учеников и учителей с мультимедиа, перехода на дистанционное обучения и ряда других факторов. Тематические документальные фильмы в этой связи являются эффективным и всё более доступным средством обучения.
В условиях повсеместной глобализации, распространения культуры индивидуализма и угасания интереса к своим корням, проявляется ряд проблем среди учащихся (и не только). Это тенденция к потере национальной идентичности, незнание истории своего региона и его роли в историческом развитии государства, национальная и региональная разобщённость. Казалось бы, это проблемы только культурного уровня человека, зрелости его самосознания и мировоззрения, однако они могут приводить к потере интереса местного населения в развитии региона в целом (социальной и экономической сферы, экологии, культуроохранной, туристической сфер). Изучение репрезентации образа Сибири и сибиряков через кинофильмы может помочь в решении этой проблемы.
Помимо этого, документальные фильмы о Сибири и сибиряках - это ценные визуальные источники региональной истории повседневности, которые можно использовать и в серьёзных научных исследованиях, поскольку они довольно объективно и наглядно показывают быт, традиции, культуру, условия жизни, восприятие всего этого людьми.
Представляет интерес и разница представления Сибири и сибиряков в документальном кинематографе советского (перестроечного) периода и российского периода (1990-х гг.); то, как и насколько сильно менялся их образ на экране, на каких характерных чертах, темах, проблемах акцентировалось внимание.
Степень изученности темы
Тема репрезентации образа Сибири и сибиряков в документальных фильмах в комплексе с использованием их в учебной и воспитательной деятельности в школе изучена слабо. В основном нам удалось найти материалы, посвящённые отдельным сторонам изучения данной темы, однако даже их не слишком много, а глубина проработки не слишком большая.
Так, общую тему научного применения киноматериалов в качестве исторического источника при изучении истории (в основном в контексте истории повседневности и визуальной антропологии) изучали такие
3 3 4 5 исследователи, как. Беззубова о.в. , Евграфов е.м. , Звонарева м.с. , Ланской Г.Н.6, Магидов В.М.7
Тему отражения образа Сибири и сибиряков в региональном кинематографе изучали: Басалаева И.П.8, Головнёв И.А., Головнёва Е.В.9, Савельева Е.Н., Савельева И.П.10
Методические особенности и дидактические возможности применения документальных фильмов в процессе школьного обучения изучало несколько большее количество исследователей, даже существуют работы советского времени. Но они касаются в основном специализированных учебных фильмов, или поверхностного применения киноматериала для лучшей наглядности изложения материала, либо в воспитательных целях. К таким исследователям относятся: Альтшулер Б.А.11, Баранов О.А.12, Гращенкова И.Н.13, Молотов К.С.14, Пензин С.Н.15
Есть некоторое количество современных методических рекомендаций и поурочных разработок для учителей-историков, в которых рассказывается о возможностях применения аудиовизуального материала на уроках и во внеурочной деятельности, с учётом нынешних требований ФГОС и технических возможностей школы. Однако они, как правило, рассматривают именно художественные фильмы и особенности их использования в начальной и средней школе, не слишком глубоко прорабатывая методику работы с ними, как с историческим источником.
В целом, значительных авторов изучения нашей темы в комплексе выделить сложно. Данная же работа призвана совместить указанные выше исследуемые вопросы (хоть и в ограниченном временном промежутке) для достижения основной её цели и задач, с перспективой применения её результатов для повышения интереса учеников к изучению региональной истории и усовершенствования методики преподавания истории в школе.
Объект исследования - отечественный документальный кинематограф о Сибири и сибиряках периода с 1985 по 2000 гг.
Предмет исследования - репрезентация образа Сибири и сибиряков в документальных фильмах и использование этого вида аудиовизуальных источников в урочной и внеурочной деятельности учителя истории.
Цель исследования - выявление и анализ характерных черт элементов, которые составляют образ Сибири и сибиряков в советском и российском документальном кинематографе 1985 - 2000 гг., важности его для изучения истории в качестве визуального исторического источника и определение потенциала работы с ним на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели предстоит решить ряд задач:
1) Определить, как кинематограф может помочь в изучении истории
2) Выяснить, как в региональном кинематографе конструировался образ Сибири и сибиряков.
3) Выявить наиболее показательные примеры документального кино о Сибири и сибиряках, снятых в перестроечное время и в 1990-е гг.
^Проанализировать в них особенности репрезентации интересующих нас образов. Найти их основные черты, выявить сходства и различия.
5) Сделать вывод об объективности источников, особенностях восприятия Сибири и сибиряков и отражения этого восприятия в кинематографе в указанные периоды.
6) Смоделировать ситуации учебного и внеучебного применения образовательного и культурного потенциала регионального документального кино.
7) Проанализировать результаты и сделать вывод о реальной эффективности и целесообразности применения тематического документального кино в учебной и внеучебной деятельности учеников.
Источниковая база:
1) Научные статьи и монографии по тематике исследования.
2) Веб-архивы документальных фильмов.
3) Нормативно-правовые акты (в том числе ФГОС и ИКС)
4) УМК и методические пособия
Для успешной реализации задач нашей работы, мы отбирали документальные фильмы на основании ряда критериев: в них должна быть обозначена территориальная или ресурсная значимость Сибири (или отдельных её частей) как региона России или СССР; отмечена уникальность, богатство и другие значимые особенности территории; показана повседневность сибиряков, их отношение к природе, деятельность, черты характера и внешний вид.
С учётом этих критериев удалось отобрать 25 документальных фильмов по периоду с 1985 по 2001 г., а так же 10 художественных и документальных фильмов более раннего времени, для лучшего изучения развития образа Сибири и сибиряков в региональном кино. Источниками служили архивы Восточно-сибирской и Западно-Сибирской киностудий, архивы ВГТРК и, в особенности, архивы Г остелерадиофонда.
В дипломной работе были использованы методы теоретического анализа и синтеза, дедукция, классификация знаний о тематическом документальном кинематографе по указанному периоду и перспективам его применения, сравнительно-сопоставительный метод, а также метод моделирования учебных занятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что с помощью применения в обучении тематического документального кинематографа, в качестве визуального исторического источника и средства воспитания, можно развивать в школьниках ряд важных компетенций (личностных, метапредметных, предметных), что в свою очередь является реализацией норм ФГОС. Фильмы о регионе и людях, его населяющих, помогают развивать региональную идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности, гордости за свой край, эстетическое отношение к окружающему миру, экологическое мышление. Всё это элементы духовно-нравственного развития обучающихся, реализуемого с помощью грамотного использования документального кинематографа о Сибири и сибиряках.
Практическая работа с документальными фильмами, выполнение по ним учебных задач, позволят улучшить у учеников владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, самостоятельного поиска творческих и эффективных решений задач. Усовершенствуют работу школьников с визуальными историческими источникам, что обеспечит формирование более полной, систематизированной и наглядной картины о прошлом. Немаловажными будут и другие навыки - умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Данные метапредметные компетенции планируется развивать через использование документального кинематографа на уроках истории, а так же во внеурочной деятельности.
Кроме того, более широкое и углубленное применение документальных фильмов в процессе обучения позволит максимально использовать технический потенциал школы и позволит лучше его адаптировать под современные особенность усвоения информации и познания мира школьниками.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Подводя итог нашему исследованию можно сказать, что мы успешно добились той цели и тех задач, которые ставили перед собой в начале исследования.
Мы выявили и проанализировали характерные черты элементов, которые составляют образ Сибири и сибиряков в советском и российском документальном кинематографе 1985 - 2000 гг., определили важность его для изучения истории в качестве визуального исторического источника, и определили потенциал работы с ним на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Кинокартины прошлого, снятые на актуальные темы, как и говорилось выше, являются ценным визуальным историческим источником. Несмотря на то, что документальные фильмы в отличие от художественных, более объективно отражают реальность, они, тем не менее, являются продуктом сознания режиссёров, сценаристов, актёров, да и общества конкретного периода в целом. Потому такие фильмы являются особенно ценным материалом в рамках изучения их с позиции истории повседневности, визуальной антропологии, истории эмоций, Новейшей отечественной истории. В целом, можно утверждать, что документальные фильмы являются одним из наиболее наглядных, доступных и комплексных визуальных источников, к которым современные историки прибегают всё чаще. А их способность к эффективной «репрезентации образов» позволяет использовать фильмы в разного рода этнографических исследованиях, в том числе - при изучении образа Сибири и сибиряков.
Так же, мы выяснили, каким способом формировались и развивались в отечественном региональном документальном кинематографе образы Сибири и сибиряков, выявили особенности их репрезентации. Вырабатывался целый ряд концептов, на основе которых формировались эти
образы: создание привлекательного и перспективного эмоционального
образа Сибири; уникальность и богатство ресурсов Сибири, необходимость их освоения; расширение представлений об экзотической культуре местных народностей; холодная и дикая территория; место героических свершений и преодоления себя, выносливость и широта души местных жителей.
Со временем сюжеты и характеры персонажей усложнялись, художественный инструментарий расширялся, окружающая социокультурная и политическая обстановка вносила свои коррективы в производство и идеологические акценты в кино, но несущие конструкты оставались базовыми, прочно закрепившимися в массовом сознании поколений, что можно увидеть даже в современное время.
Используя эту информацию, с её чёткой хронологической и региональной привязкой, а так же пониманием социально -экономической, политической и культурной обстановки из дополнительных, более научных источников, исследователь способен значительно расширить понимание истории развития Сибири, особенностей жизни самых разных общностей людей, её населяющих на системном и бытовом уровне.
Особый акцент, в своём исследовании мы сделали на особенностях репрезентации образов Сибири и сибиряков в документальных фильмах второй половины 1980-х и 1990-х годов, потому как в этот период, под воздействием объективных внешних факторов, восприятие их существенно изменяется, что представляет исследовательский интерес. Мы постарались выяснить, на каких характерных чертах, темах, проблемах акцентировалось внимание, в чём было ключевое различие репрезентации и чем оно было вызвано. Для этого мы отсмотрели и проанализировали сюжет ряда документальных фильмов, соответствующих теме исследования, распределили их по основным доминирующим тематикам и сравнили их между собой, выделив ключевые различия и сходства. Конечно же, всё это осуществлялось с опорой на информацию о реальном социально - 93
экономическом, политическом и духовном состоянии Сибири в указанные исторические периоды, ради верификации отобранных источников.
Так на документальные фильмы о Сибири времён перестройки всё ещё значительное влияние оказывают доктрина и идеология. Как и десятилетия до этого показываются достижения культуры, науки, техники, промышленного развития Сибири и освоения её природных богатств. Большинство героев - обычные рабочие или управленцы своим героическим трудом и непоколебимым характером, развивающие страну. С другой стороны, мы можем увидеть влияние «перестроечных» процессов на сознание людей. Так, пока довольно аккуратно, но уже вполне открыто говорится о ряде проблем, в которых обвиняется партийное руководство - иррациональная погоня за достижение плановых показателей, при недостаточной технической оснащённости. Пренебрежение вредом для экологии и вопросами сохранения национального культурного наследия в ходе индустриального развития региона. Показываются процессы самоорганизации граждан для противостояния власти. Всё больше внимания уделяется региональным проявлениям культуры.
В документальном кинематографе 1990-х, с одной стороны, Сибирь перестаёт быть территорией промышленного освоения и превращается в привлекательный для рекреации и туризма регион. У населения возникает потребность в обретении новой идентичности, возвращении духовности, повышается интерес к этнографическим съёмкам, взывающим к бережному отношению к местной культуре. С другой стороны, серьёзные проблемы Сибири в 1990-е годы находят своё отражение в остросоциальной кинохронике. Отражается тяжесть жизни и потерянность сибиряков в этих переходных и кризисных условиях. Наглядно показываются пороки местного населения - алкоголизм, лень, криминал. Показывается зло бесконтрольной коммерции, которая отбирает традиционные занятия местного населения, обманывает их на деньги и нещадно эксплуатирует их родной дом, что вызывает желание сибиряков отгородиться от этого мира. Но эти люди, преодолевая трудности жизни, находят в себе стержень пережить тяжёлое время, а потому - не теряют надежду.
Помимо всего прочего, документальные фильмы о Сибири и сибиряках, являются ценным дидактическим, методическим и воспитательным материалом, грамотное применение которого в школе способно усовершенствовать процесс усвоения знания школьниками и формирование компетенций, а так же способствовать их духовнонравственному воспитанию и этнической самоидентификации.
Мы смогли выяснить, что из-за возрастающей технической оснащённости школ, появления современных методических пособий, улучшения навыков работы учеников и учителей с мультимедиа, перехода на дистанционное обучения и ряда других факторов, аудиовизуальные источники приобретают всё большее значение в процессе обучения школьников. Это требуется в том числе и для того, чтобы соответствовать реалиям современного информационного общества, не позволить перехватить обучающую, а в особенности воспитательную функции хаотичному потоку мультимедийной информации, с учётом того, что аудиовизуальный канал становится основным для восприятия информации и формирования образов у ребят.
Отдельно выделили чёткие теоретические и методические аспекты использования документальных фильмов в процессе школьного обучения. Нашли примеры использования киноматериала в современных методических разработках и сформулировали свои, исходя из особенностей восприятия школьников, и рассматриваемых тем в рамках школьной программы по истории России (конкретно мы взяли темы, изучаемые в 10-11 классах).
Так, при использовании документальных фильмов на уроках, мы их рассматриваем прежде всего, как визуальный исторический источник, к
которому предъявляются соответствующие требования отбора характеристики, даются специфические задания.
Во внеурочных формах деятельности упор делается именно на аспекте духовно-нравственного воспитания с помощью документального кинематографа о Сибири и сибиряках, более подробно объясняется его роль в этнической самоидентификации учеников и формулируются соответствующие формы работы с ним. Поскольку внеурочная деятельность не ограничена такими жёсткими рамками учебной программы и методики преподавания, то и формы работы можно использовать более неформальные, творческие, личностно ориентированные.
Мы так же выделили конкретные компетенции, которые формируются с помощью использования регионального документального кинематографа и рассмотрели каким именно образом особенности репрезентации образов Сибири и сибиряков в документальном отечественном кино 1980 -х и 1990-х гг. могут помогать при изучении более широких тем по истории России, указанных временных промежутков, при реализации регионального компонента образования и духовно-нравственного воспитания школьников, в том числе с целью создания этнической идентичности.
Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что документальные фильмы о Сибири и сибиряках второй половины 1980 -х и 1990-х гг. являются не только ценным историческим источником, несущим в себе ценную информацию об особенностях развития и восприятия региона в указанный период, но так же они являются важной культурной матрицей, несущей в себе и передающей культурную память определённой этнографической, территориальной, психологической группы людей. Более того, реализовать потенциал этих фильмов, можно через процесс школьного обучения, в ходе которого будут не только передаваться особенности сибирской жизни и культуры, но так же, вполне вероятно, будет происходить этническая самоидентификация учеников, осознание ответственности за 96
сохранение и развитие своей «малой родины», что соответствует развитию ряда важных личностных компетенций. Приведённые в первой главе документальные фильмы, особенно этнографические, остросоциальные, повествующие о достижениях социалистической стройки и богатствах Сибири - послужат отличным материалом для этого.
1. Альтшулер Б.А. Педагогические и эстетические требования к учебному фильму / Б.А. Альтшулер // Вопросы учебного кино. - 1974. - С. 3-16.
2. Альтшулер Б.А. Учебный кинематограф: этапы развития - М.: ВГИК,
1987. - 204 с.
3. Анисимова А.А., Ечевская О.Г. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации - Новосибирск: НГУ, 2012. - 176 с.;
4. Аствацатуров Г. О. Технология конструирования мультимедийного урока / Г.О. Асвацатуров // Учитель истории. — 2002. — № 2. — С. 2
6.
5. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. - М.: Знание, 1978. - 48 с.
6. Баликси А. Визуально-антропологический проект в условиях существования многих культур / А. Баликси // Информкультура. Материальная база сферы культуры. - 1998. - № 2. - С. 48—52.
7. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - 180 с.
8. Басалаева И. П. Между быть и становиться: «сибиряки» в советском кинематографе 1930-1940-х гг. / И.П. Басалаева // Сибирь: контексты настоящего - 2016. - С. 26-56.
9. Баталина А.В. Некоторые особенности источниковедческого анализа игрового кино / А.В. Баталина // Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие - 2004. - С. 61-64.
10. Беззубова О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины хх века / О.В. Беззубова - Текст : электронный // Аналитика культурологии - 2014.- №28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-i- vizualnyy-povorot-v-kulturalnyh-issledovaniyah-vtoroy-poloviny-hh-veka-1 (дата обращения: 01.06.2022).
11. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. - М.: Аргус, 1995. - 42 с.
12. Быданов Н. Методика использования видеоматериалов в учебном процессе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога - исследователя - URL: http://si-sv.eom/publ/1/metodika/14-1-0-557 (дата обращения: 01.06.2022).
13. Бэдли Х., Техника документального кинофильма / Пер. с англ. Ю. Л. Шер. — М.: Искусство, 1972. - 240 с.
14. Ватолин В.А. Синема в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917 гг.). - Новосибирск, 2003. - 156 с.
15. Ватолин В.А. Век сибирского кино (очерки истории кинематографа в Новосибирске). / В.А. Ватолин - Текст : электронный // Новосибирск: «Историческое наследие Сибири» - 2005. - URL: http://bsk.nios.ru/eontent/vek-sibirskogo-kino-oeherki-istorii-kinematografa- v-novosibirske? (дата обращения: 15.05.2022)....50