Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Работа №167050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Детско-родительские отношения как ресурс формирования личности 8
1.2. Влияние детско-родительских отношений на формирование
эмоциональной сферы ребенка раннего возраста 13
1.3. Формирование эмоциональной сферы ребенка в
онтогенезе 19
1.4. Особенности детско-родительских отношений в семье,
воспитывающих детей с ОВЗ 24
Выводы по главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 31
2.1 Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
Выводы по главе 48
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С
ОВЗ 49
3.1. Научно-методические основы формирования детско-родительских отношений в семье с ребенком с ОВЗ 49
3.2 Программа по оптимизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ 54
Выводы по главе 67
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложения 76


Актуальность исследования. На современном этапе развития общества эмоциональное развитие стало волновать многих психологов, а именно фактор их развития и как семья помогает ребенку в этом. Важную роль в формировании эмоций ребенка играет такой фактор, как взаимодействие родителей и детей на разных этапах развития. Между родителями и ребенком постоянно происходит контакт, это помогает им социализироваться в обществе, осваивать приемы организации беседы, регулировать взаимоотношения с окружающими. Нарушения же этого общения приводят к различным психическим нарушениям. От того как относятся к ребенку в семье и условий становления психики ребенка зависит его будущее развитие, его отношения к себе и окружающим людям. Значимость детско-родительских отношений привлекла различных психологов к изучению этой темы.
Первым научным направлением, которое поставило детско- родительские отношения в центр развития личности ребенка, был классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э. Эриксон, К. Хорни, др.) Особую популярность завоевала теория привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок осознает себя через отношения с матерью, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Следовательно первоначально привязанность понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое обеспечивает чувство защищенности и безопасности. Современные исследования по теме теории привязанности показывают, что происходит переориентация с проблемы изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции.
Привязанность рассматривается уже как стратегия поведения с родителями, а не отношения. Отмечают положительную взаимосвязь между «надежным» типом привязанности и положительной коммуникацией детей и родителей.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980). Изучение детско-родительских отношений детей раннего возраста, для которых высока вероятность нарушения поведения, становится одной из основных психологических задач. Ведь именно с самого рождения и на всех этапах развития детско-родительские отношения и привязанность играют важную роль в становлении эмоционального состояния ребенка. А. Фрейд отмечала, что настроение матери, ее эмоционально с отношение к ребенку оказывает на него решающее влияние: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После короновирусной инфекции проблемы появились во всех сферах жизни людей. Очень активно это сказалось на воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители оказались в неведении, что делать с детьми дома, как с ними играть, как их воспитывать. Возможности водить детей на коррекционные занятия нет. Решением данной проблемы могло быть только введение дистанционных занятий. Но здесь уже возникла другая проблема, дома нет предметов для проведения таких занятий. Именно поэтому разработка игровых кейсов стала очень актуальной темой для данной работы.
Семьи, которые согласились заниматься по данной программе, получили не только рекомендации от психологов и логопедов, но и предметы для функциональных коробок и сборник с играми для них.
Промежуточные результаты по работе с игровыми кейсами дали положительный результат. У всех детей наблюдалось повышение уровня наблюдения и подражания.
В данной работе была поставлена цель изучить стили детско- родительских отношений и как они влияют на эмоциональное развитие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Было выявлено, что выбор стиля отношения родителей с детьми формирует определенные отношения между ними. И если в семье существует проблема отношений, конечно главную роль в этих отношениях играют родители, и им необходимо помнить, чтобы ребенок чувствовал себя в семье любимым, значимым и полноценным членом семьи нужно:
-находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
-иметь представления о различных этапах в жизни ребенка;
-уважать право ребенка на собственное мнение;
-уметь сдерживать собственные инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Итак, важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. В исследовании была доказана взаимосвязь детско-родительских отношений и влияния на эмоциональную сферу ребенка.



1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - 689 с.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Анохин П.К. Эмоции / Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 181 - 188.
4. Арымбаева К.М. Семья и проблемы социализации ребенка // Актуальные проблемы современной науки. 2005, № 5. - С. 99-101.
5. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым
эмоциональным развитием.//Альманах ИКП, 2001. -№4
6. Баттерворт, Д. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М., 2000 350 с.
7. Белова В.А. Число детей в семье "Статистика", 1975, 176 с.
8. Бондаль Т.А. Захарова И.Ю. и др. Подготовка к школе детей с нарушением эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. 6 - е изд./- М: Терениф, 2019.- 280с.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 2000. - 62 с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. - 342 с.
11. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий
лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с
12. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Б. Б. Родители глазами детей: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.пособие. — СПб.: «Речь», 2004. — 256 с.
13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 160 с.
14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии № 6 . - СПб: Питер,1966. Стр. 62-68
15. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком Как? 2003г. 160с...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ