Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние изменения отношения матери к материнству посредством индивидуального консультирования на паттерны привязанности у детей раннего дошкольного возраста

Работа №167041

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы207
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание Введение 9
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки к решению проблемы изменения паттерна привязанности ребенка с помощью изменения отношения матери к
материнству посредством индивидуального консультирования 16
1.1. Понятие привязанности в детско-родительских отношениях с точки
зрения различных психологических школ 16
1.2. Особенности проявления паттернов привязанности у детей 1,5-2 лет . 29
1.3. Особенности психологического консультирования мам детей в возрасте
1,5-2 лет по вопросам, связанным с материнством 35
Выводы по главе I 49
Глава II. Экспериментальное исследование по применению индивидуального консультирования с целью изменения отношения матери к материнству и
последующего изменения паттерна привязанности ребенка 51
2.1. Методическая организация исследования 51
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 108
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента и их обсуждение 152
Выводы по Главе II 170
Заключение 174
Список используемых источников 177
Приложения 186


Способность ребенка развиваться и познавать мир, становиться все более зрелым во многом зависит от надежности привязанности к близкому взрослому [1, 55]. Эксперименты М. Эйнсворт [1, 2], М. Мэйн [6],
П. Криттенден [4] и других исследователей показали, что надежность привязанности ребенка до 3-х зависит от стратегии поведения матери (другого близкого взрослого). Если мать достаточно чутко откликается на потребности и сигналы ребенка, эмоционально вовлечена в общение с ним, то у ребенка формируется надежная привязанность, которая позволяет ему отдаляться на некоторое расстояние от матери, исследовать окружающую среду, а также справляться с различными чувствами и состояниями, сначала обращаясь за поддержкой к матери (и получая ее), а затем и самостоятельно. Если же привязанность ненадежная, ребенок становится тревожным, постоянно ищет подтверждение привязанности у матери, других близких взрослых или даже едва знакомых людей. При этом ему сложно сосредоточиться на исследовательской активности, он часто бывает импульсивен и эмоционально ригиден.
Согласно исследованиям, качество ранних отношений ребенка с объектом привязанности, т.е. в большинстве случаев, с матерью, влияет на его физическое, эмоциональное и социальное развитие, на самооценку, способность к адаптации, способность выстраивать отношения с окружающими и модель выстраивания отношений с будущими детьми [63].
Также исследования показали, что способность матери быть чувствительной к потребностям своего ребенка, откликаться на его сигналы и эмоционально вовлекаться во взаимодействие с ним зависит от ее жизненной ситуации, эмоционального состояния и отношения к тому опыту привязанности, который она переживала в детстве [2, 27]. При этом даже если детский опыт привязанности был негативным, но впоследствии мать его приняла и проработала, она сможет быть чуткой по отношению к своему ребенку и дать ему возможность прожить более благоприятный опыт привязанности.
Многим современным матерям пришлось пережить
неудовлетворительный опыт привязанности, т.к. 20, 30 и более лет назад их матерям часто приходилось вскоре после рождения ребенка возвращаться к работе, а также большое количество времени уделять быту, поэтому часто мамы находились в усталом, раздраженном, подавленном эмоциональном состоянии [40]. Были распространены такие методы, как «дать ребенку прокричаться», «не приучать к рукам», грудное вскармливание по расписанию, а не по требованию и т.д. Все это не самым лучшим образом отражалось на выстраивании крепкой и надежной привязанности с ребенком, поэтому многим современным родителям важно проработать собственный детский опыт для того, чтобы нормализовать отношения с собственными детьми. Кроме того, современные матери также подвержены эмоциональному родительскому выгоранию вследствие нереалистичных ожиданий от материнства, значительного изменения образа жизни после родов и ограниченного круга общения в период декрета [40]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе развития психологической науки установлено, что значительную роль в развитии и становлении ребенка как личности играет качество и глубина привязанности со значимым взрослым. Качество привязанности оказывает влияние на формирование базового доверия миру, самооценку ребенка, его самостоятельность, зрелость и возможность выстраивать близкие отношения в будущем. В свою очередь, качество привязанности ребенка в отношениях с матерью во многом зависит от отношения матери к материнству, которое, как мы показали в данной работе, включает общий эмоциональный фон во взаимодействии с ребенком, отношение матери к материнским обязанностям и к ребенку, восприятие себя как родителя, способность устанавливать и поддерживать близкие отношения с ребенком, воспринимать и учитывать его состояние, понимать мотивы поведения, а также воздействовать на эти факторы экологичными и эффективными способами.
Индивидуальное психологическое консультирование является одним из эффективных способов психологической помощи матерям в вопросах нормализации эмоционального состояния и выстраивания взаимоотношений с ребенком.
В ходе данного исследования нами были изучены теоретические основы детско-родительской привязанности: характеристики привязанности в детско-родительских отношениях, условия ее формирования, а также паттерны привязанности, выделяемые различными исследователями.
Помимо этого в работе нами было раскрыто понятие «психологическое консультирование», изложены основные идеи различных подходов психологического консультирования и описаны подходы, которые мы считаем наиболее подходящими для консультирования мам по вопросам, связанным с психологическим состоянием в период материнства и взаимоотношениями с детьми.
В процессе исследования мы подобрали диагностический комплекс методик, который позволил исследовать отношение испытуемых матерей к материнству, а также установить паттерн привязанности каждого ребенка.
На основе констатирующего эксперимента нами была разработана программа психологического консультирования мам детей младшего дошкольного возраста. Указанная программа была индивидуально адаптирована под каждую из испытуемых с учетом выявленных сложностей и запросов.
В ходе формирующего эксперимента нами проводились индивидуальные психологические консультации вопросам тревожности, связанной с материнством, укрепления уверенности в собственной родительской позиции, стабилизации родительской самооценки, выстраивания системы отдыха и заботы о себе, а также по вопросам взаимодействия с ребенком. Консультации также включали психологическое просвещение по теории привязанности и развития на основе привязанности. В каждом из случаев мы опирались на выявленные у конкретной мамы сложности и проблемы.
Подводя итоги описания проведенных консультативных встреч, мы можем сказать, что у каждой испытуемой наблюдалась разная динамика, однако во всех случаях удалось повысить наиболее низкие показатели отношения к материнству, а также добиться улучшения части средних и высоких показателей. Субъективно мамы отмечали снижение тревожности, достижение большего взаимопонимания с ребенком, повышение уверенности в собственных родительских компетенциях и общее улучшение собственного эмоционального состояния.
Таким образом, мы экспериментально подтвердили, что проведенная нами программа психологических консультаций является эффективным средством изменения отношения матерей младших дошкольников к материнству, что, в свою очередь, повлияло на улучшение отдельных проявлений паттерна привязанности у одного из детей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Анализ проведенной работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в систематизированном описании критериев основных паттернов привязанности, что позволяет более точно определить паттерн привязанности у конкретного ребенка, а также в выявлении компонентов отношения матери к материнству, влияющих на формирование паттерна привязанности ребенка, и формулировании критериев уровней отношения матери к материнству, что создает основу для индивидуальной консультативной работы...


1. Ainsworth, Mary D. Salter. Object relations, dependency, and attachment : a theoretical review of the infant-mother relationship / Mary D. Salter Ainsworth // Child Development. — 1970. — № 4. — P. 969-1025.
2. Ainsworth, Mary D. Salter. Patterns of infant-mother attachments:
antecedents and effects on development [электронный ресурс] / Mary D. Salter Ainsworth // bulletin of the new york academy of medicine. — 1985. — VOL. 61, No. 9. — Режим доступа:
https://europepmc.org/backend/ptpmcrender.fcgi?accid=PMC1911899&blobtype= pdf.
3. Bowlby, John. Attachment and loss, vol.1: attachment : monograph [электронный ресурс] / John Bowlby. — Second Edition. — Basic Books, 1982. — Режим доступа: http://parentalalienationresearch.com/PDF/1969bowlby.pdf.
4. Crittenden, P. M. Attachment Theory, Psychopathology, and
Psychotherapy: The Dynamic-Maturational Approach [электронный ресурс] / P. M. Crittenden // Teoria dell’attaccamento, psicopatologia e psicoterapia: L’approccio dinamico maturativo. — 2005. — P. 171-182. Режим доступа:
https://www.patcrittenden.com/include/docs/attachment_theory_2005.pdf.
5. George, C. Adult attachment interview protocol : manuscript
[электронный ресурс] / C. George, N. Kaplan, M. Main // University of California at Berkeley. — 1985. — P. 1-11. Режим
доступа: http://www.psychology.sunysb.edu/attachment/measures/content/aai_inte rview.pdf.
6. Main, M. Procedures for identifying infants as disorganized/ disoriented
during the Ainsworth Strange Situation [электронный ресурс] / M. Main, J. Solomon // Attachment in the preschool years: Theory, research, and intervention. — Chicago, 1990. — Part 1. — P. 121-161. Режим доступа:
https://ru.scribd.com/document/254737416/Main-Solomon-1990-Procedures-for- Identifying-Infants-as-Disorganized-Disoriented-During-The-Ainsworth-Strange- Situation.
7. Айви, А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. — Москва, 1999. — 487 с.
8. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес ; пер. с англ. Ю. Даре. — Изд. 5-е.
— Москва : Теревинф, 2018. — 272 с.
9. Александров, А. А. Интегративная психотерапия [электронный ресурс] / А. А. Александров. — Санкт-Петербург : «Питер», 2008. — 347 с. Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/25846.
10. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование : практическое пособие / Ю. Е. Алешина. — Изд. 2-е. —
Москва : Независимая фирма «Класс», 1999. — 208 с.
11. Аликин, И. А. Гражданское общество: Родитель как субъект личностно-формирующего взаимодействия с ребенком : коллективная монография / И. А. Аликин, Н. В. Лукьянченко. — Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. — 414 с.
12. Аликин, И. А. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и гендерный аспекты / И. А. Аликин, Н. В. Лукьяненко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2012. — № 4 — (22).
— С. 228-234.
13. Аликин, И. А. Социально-нормативная повозрастная динамика родительского отношения к детям [электронный ресурс] / И. А. Аликин, Н. В. Лукьянченко // Современные исследования социальных проблем. —
2012. — № 10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialno-
normativnaya-povozrastnaya-dinamika-roditelskogo-otnosheniya-k- detyam/viewer. 

взаимоотношений взрослых сиблингов : автореф. дис. ... канд.
психологических наук : 19.00.13 / Алмазова Ольга Викторовна. — Москва, 2015. — 38 с.
15. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности [электронный ресурс] / А. Бек, А. Фримен. — Санкт-Петербург : «Питер», 2017. — 448 с. Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/69921...77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ