Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние музыкального сопровождения физкультурно-оздоровительных занятий на эмоциональное состояние детей 6-7 лет

Работа №167038

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор 8
1.1. Теоретические и методические аспекты физического воспитания детей
дошкольного возраста 8
1.2. Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой 12
1.3. Анатомо-физиологические и психоэмоциональные особенности детей
дошкольного возраста 18
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 32
2.2.1. Определение у дошкольников типа вегетативной регуляции 32
2.2.2. Оценка физического состояния детей старшего дошкольного возраста 33
2.2.3. Оценка психоэмоционального состояния дошкольников 36
2.2.4. Методы математической обработки данных 40
2.3. Методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы 41
Глава 3. Оценка функционального и психоэмоционального состояния детей 6-7 лет с разными типами вегетативной регуляции 48
3.1. Оценка физического развития и подготовленности испытуемых 48
3.2. Физическое развитие и функционального состояния дошкольников с
учетом типа вегетативной регуляции 52
3.3. Физическая подготовленность дошкольников с учетом типа вегетативной
регуляции 58
3.4. Психоэмоциональное состояние дошкольников с разным типом
вегетативной регуляции 61
3.5. Оценка эмоционального состояния детей на занятиях с музыкальным
сопровождением 63
Заключение и выводы 70
Список информационных источников 72


Проблема музыкального сопровождения занятий по физической культуре на сегодняшний день мало изучена, не многие педагоги на практике применяют различные средства музыкального сопровождения, хотя в результате исследования таких ученых Бабина М.К., Гончарук С. В. применение музыки оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу занимающихся, что в свою очередь располагает детей к занятиям физической культурой [7].
Влияние музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, повышается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
В зависимости от цели применения оно может способствовать развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения [16].
Комплексное воздействие музыки и движения на психоэмоциональное состояние ребёнка и его организм многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний [85].
Здоровьесбережение детей на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении чрезвычайно актуально в настоящее время в связи с общим ухудшением здоровья детей в России. В современном обществе в связи с ускорением ритма жизни, обострением экологии, гиподинамией в обществе, проблема здоровья нации встает на первое место. Ослабление интереса к физической культуре, уменьшение к двигательной активности, ухудшение экологической обстановки в стране ведет к ослаблению здоровья не только взрослых, но и детей [57]. Использование средств оздоровительной физической культуры в повседневной жизни может способствовать сохранению здоровья населения на современном этапе развития общества [60]. По мнению специалистов, необходимо использовать научно обоснованные методические подходы к разработке технологии занятий оздоровительной физической культурой, включая комплексный подход не только к реализации оздоровительных тренировок, но и определению физической подготовленности и уровня здоровья занимающихся, учитывая их возрастные и типологические особенности [45].
Проблемы сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения являются важной государственной задачей. Анализ функционального состояния организма детей дошкольного и школьного возраста, и разработка новых способов улучшения адаптации учащихся к непрерывно нарастающим нагрузкам в значительной степени позволяет улучшить их адаптационные возможности [70]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, дошкольники, у которых выявлены разные типы вегетативной регуляции, отличаются по физическому развитию, физической подготовленности и психоэмоциональному состоянию. Особое внимание необходимо уделять детям, имеющим повышенную возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая указывает на наличие стресса в организме ребенка. У дошкольников с повышенной возбудимостью симпатического отдела выявлены наиболее низкие уровни физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. Применение музыкального сопровождения на физкультурно-оздоровительных занятиях позволяет влиять на эмоциональное состояние детей, имеющих разные типы вегетативной регуляции.
В результате проделанной работы были получены следующие выводы:
1. Применение музыкального сопровождения оказывает положительное воздействие на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста, активизирует их внимание, положительно влияет на координацию движений во время занятий физической культурой.
2. На основе анализа данных ортостатической пробы выявили, что у 35,3% детей отмечается нормальный тип регуляции вегетативной нервной системы, 29,4% - пониженная возбудимость симпатического отдела и 35,3% - повышенная возбудимость, свидетельствующая о состоянии стресса.
3. У дошкольников с повышенной возбудимостью симпатического отдела, относительно других групп, фиксируется снижение показателей, характеризующих уровень физического развития и подготовленности: массы тела (на 2,1 - 3,2 кг), индекса массы тела (на 0,3 - 2,1) жизненной емкости легких (на 0,09 - 0,1 л), прыжка в длину с места ( на 4,6 - 8,8 см), бега на 30 метров (на 0,6 - 0,7 сек), подъёма туловища из положения лёжа (на 2,3 - 3,3 раз).
4. Оценка психоэмоционального состояния на основе теста Люшера показала, что наименьшее количество баллов (6 баллов) регистрируется в группе респондентов с повышенной возбудимостью симпатического отдела, что свидетельствует о хорошем психоэмоциональном состоянии испытуемых, относительно других групп (9-10 баллов).
5. Анализ музыкального сопровождения физкультурно-оздоровительных занятий на эмоциональное состояние показал, что у детей с повышенной возбудимостью симпатического отдела отмечается самый низкий уровень эмоционального состояния - 3,0±0,2 балла, с пониженной возбудимостью - 3,7±0,1 балла, нормальной регуляцией - 3,5 ±0,2 балла. Наиболее сильное влияние на эмоционального состояние детей оказывала народная и поп-музыка.
Таким образом, результаты, проведенной работы подтверждают выдвигаемую гипотезу.



1. Буркавцова, О.В. Музыкально - эстетическое воспитание - воспитание человека души [Текст] / Актуальные проблемы музыкознания, музыкальной педагогики: сб. статей. Белгород, 2017. 12с.
2. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 с.
3. Аникина Т. А., Крылова А. В. Физиологические основы высшей
нервной деятельности детей и подростков: учебно-методическое пособие. - Казань: Институт физической культуры, спорта и восстановительной
медицины, 2014. - 69 с.
4. Архипкина О.В., Лавриненко А.М., Коваленко Н.А., Сухонина Е.А., Зубцова Н.А. Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей // Молодой учёный. - 2017. - №50 (184). - С. 202 - 205.
5. Асташина, М.П. Использование оздоровительной гимнастики в
физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие / М.П. Асташина, В.П. Шульпина. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007. - 111с.: табл., схем. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274513 (дата обращения:
10.12.2020). - Библиогр. в кн. - Текст: электронный.
6. Ашмарин Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие. - М.: Академия,2005. - 287с.
7. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, переработанная в соответствии с ФГОС «Детство» - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 528 с.
8. Бабина, М.К. Гончарук С.В. Роль музыкального сопровождения в занятиях физической культурой // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 29-31.
9. Баева, Н.А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста: учебное пособие [Электронный ресурс] // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Кафедра анатомии и физиологии. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. - 72 с.: ил., табл. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274531 (дата обращения: 10.12.2020). - Библиогр. в кн. - Текст: электронный.
10. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. - М., 2018.- С. 47-50.
11. Безденежных Г.А., Завьялова О.Б. Полева Н.В. Способы организации физического воспитания детей дошкольного возраста в семье: методические рекомендации. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 56 с.
12. Бордуков М.И. Возрастные особенностями регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств обучающихся: учебно¬методическое пособие Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. - 328 с
13. Бордуков М.И. Лабораторный практикум по физиологии физического воспитания и спорта. - 2019. - 200с.
14. Бордуков М.И. Управление физической работоспособностью при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие. Краснояр. гос. Пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - 208 с.
15. Бордуков М.И., Сидоров Л.К., Трусей И.В. Организационно-методические основы управления двигательным режимом детей и подростков: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. - 166 с...95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ