ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Самоорганизация в профессиональном самоопределении 7
1.2. Особенности развития навыков самоорганизации в профессиональном
самоопределении старшеклассников 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 19
2.1. Диагностика актуального уровня профессионального самоопределения и
уровня сформированности навыков самоорганизации 19
2.2. Изучение и анализ влияния компонентов самоорганизации на
профессиональное самоопределение старшеклассников 29
2.3. Организация работы по формированию самоорганизации в профессиональном
самоопределении старшеклассников 40
2.4. Интерпретация полученных результатов о сформированности
самоорганизации в профессиональном самоопределении старшеклассников 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. В современной педагогической теории и практике все более значимой становится проблема самоорганизации в профессиональном самоопределении старшеклассников. Профессиональное самоопределение представляет собой важную жизненную задачу в старшем школьном возрасте. Кроме того, существует общественный запрос на активных, целеустремленных, творческих людей, осознающих свой профессиональный выбор, способных к эффективной самоорганизации, реализующих личностный потенциал в выбранном виде деятельности.
В современной ситуации обучения старшеклассники характеризуются неопределенностью представлений о мире профессий и их возможностей. Авторы научных статей Н.Г. Попрядухина, Т.В.Калинина, Э.Г.Патрикеева и др. в своих исследованиях делают вывод о том, что профессиональные предпочтения старшеклассников не сформированы, вследствие чего, выбирая профессию и начиная обучаться ее основам, учащиеся испытывают состояние неудовлетворенности.
Существующая трудность диктует необходимость создания условий, в которых старшеклассники смогут формировать свои профессиональные предпочтения, осознанно подходить к организации процесса профессионального самоопределения, совершенствовать свои умения и навыки. На основе этого образование нацелено развивать в обучающемся навыки постановки цели, планирования, анализа, что в последствии поможет им сделать правильный выбор в будущей профессиональной деятельности.
Данные вопросы самоорганизации в профессиональном самоопределении старшеклассников представлены в работах Л.П. Буевой, М.Р. Гинзбурга, И.С. Кона, Е.А. Климова, С.П. Крягжде, Л.В. Махлеевой, Н.С. Пряжникова, и др. Исследователи отмечают необходимость организации работы со старшими подростками таким образом, чтобы актуализировать их самостоятельность, активность, инициативность в плане выбора профессии, освоения навыков, формирования профессионально важных качеств. Для этого необходимо развивать навыки самоорганизации, направленные в том числе на профессиональное самоопределение, чтобы дети смогли не только выбрать сферу профессиональной деятельность, но и составить поэтапный план действий, как и каким образом им обучиться этой профессии, чтобы добиться своей цели.
Исходя из данных утверждений, мы исследуем влияние сформированности навыков самоорганизации на выбор будущей профессии старшеклассников и разработаем развивающую программу, направленную на развитие всех составляющих процесса самоорганизации в рамках профессионального самоопределения.
Объект исследования: самоорганизация в профессиональном
самоопределении...
В начале исследования нами был проведен анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования, где в своих исследованиях авторы (Н.Г. Попрядухина, Т.В.Калинина, Э.Г.Патрикеева) утверждают о том, что профессиональные предпочтения старшеклассников не сформированы, вследствие чего в будущем, поступив в университет, они испытывают состояние фрустрации. На основе этого образование нацелено развивать в обучающемся навыки постановки цели, планирования, анализа, что в последствии поможет им сделать правильный выбор в будущей профессиональной деятельности.
В исследовании процесса самоорганизации мы опираемся на А.Д.Ишкова, рассматривающий самоорганизацию в рамках интегрального подхода. В профессиональном самоопределении мы ссылаемся на Н.В.Зенину, которая в своём определении говорит о том, что при выборе профессии важно ориентироваться на требования социума, сформировать цель и владеть методами планирования своего профессионального роста, всё это отражает характеристики процесса самоорганизации.
На основе изученной литературы мы выделяем компоненты процесса самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, коррекция, волевые усилия, самоконтроль) и компоненты профессионального самоопределения (когнитивный, эмоциональный, оценочно-рефлексивный, операционно-деятельностный), которые исследуем с помощью
стандартизированных (опросник профессиональной готовности Л.Н.Кобардовой, опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б.Успенского, опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» Ишков А.Д) и одной нестандартизированной (анкета «Моя будущая профессия») методиками.
Далее нами была проведена диагностика актуального уровня профессионального самоопределения и сформированности навыков самоорганизации, обучающихся 10-го класса Советского района г.Красноясрка. Выборка составляла 43 человека. Результаты показали нам, что в процессе самоорганизации и профессионального самоопределения преобладает уровень ниже среднего. Опираясь на полученные данные, мы предполагаем, что десятиклассники имеют существенные трудности при выборе профессии из-за слабо сформированных навыков самоорганизации и проверяем сказанное с помощью корреляционного анализа, где изучаем наличие связи между компонентами самоорганизации и профессионального самоопределения, а также силу и статистическую значимость:
• Когнитивный компонент имеет наиболее сильную связь с компонентом самоорганизации «Анализ ситуации» (0,55).
• Эмоциональный компонент имеет наиболее сильную связь с компонентом самоорганизации «Самоконтроль» (0,48)
• Операционно-деятельностный компонент имеет наиболее сильные связи с компонентами самоорганизации «Целеполагание» (0,62), «Коррекции» (0,7), «Планирование» (0, 63) и «Волевые усилия» (0,72).
• Оценочно-рефлексивный компонент имеет наиболее сильную связь с компонентом самоорганизации «Самоконтроль» (0,6).
На основе выделяемых связей мы выдвинули гипотезу нашего исследования: развитие навыков самоорганизации будет оказывать положительное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников. Разработали и апробировали развивающую программу, направленную на развитие навыков самоорганизации в рамках профессионального самоопределения.
По окончании занятий мы провели повторную диагностику уровня сформированности навыков самоорганизации и профессионального самоопределения участников экспериментальной группы и получили положительную динамику изменений.
Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что развитие навыков самоорганизации будут положительно влиять на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель исследования достигнута. Гипотеза подтвердилась.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы, а представляют собой один из вариантов ее решения.
1. ФГОС СОО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 [Электронный ресурс] - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbe ec182d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 19.10.22)
2. Амирова, С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения [Текст] / С.С. Амирова // Из-во: Педагогика, №5. 1993. С. 245-249
3. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев [Текст] / О.С. Анисимов. - М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2015 - С.295
4. Арабов, К. Т. Теоретические аспекты проблемы формирования самоорганизации старшеклассников / К. Т. Арабов // Elibrary.ru (электронный журнал) Сибирский педагогический журнал.- 2017. - № 15. - С. 156-163.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" [Текст] / Г. М. Андреева // - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва:Аспект Пресс, 2012 - С. 362
6. Арон И.С. Гендерные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников // Грани познания. - 2012. - №4. - С. 7-10.
7. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. - М.: Владос, 2014. - 159 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности[Текст]/Л.И.Божович //: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - С. 348
9. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2012. - №1. - С. 19-26.
10. Думенко Г.А. Профессиональное самоопределение как психолого¬
педагогическая проблема // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета, серия «Гуманитарные науки». - 2013. - №2. - С. 10-14.
11.Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург, 2016. - 126 с.
12.Зенина Н.В. Профессиональное самоопределение: сущность и компоненты / Н.В.Зенина // Вестник МФЮА (электронный журнал).- 2017. - № 4. - С. 210¬213.
13. Ишков, А. Д. Голографическая модель процесса самоорганизации [Текст] / А. Д. Ишков // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура : Материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2002 года / Под редакцией П.Д. Шабанова, О.В. Защиринской. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. - С. 90-94.
14. Ишков А.Д. Влияние структуры процесса самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов: Монография [Текст]/ А.Д.Ишков//. - М.: Издательство АСВ, 2004 - С. 224
15. Ишков А.Д. «Диагностика особенностей самоорганизации - 39»/ А.Д.Ишков,
Н.Г.Милорадова. [Электронный ресурс] - URL: https://topuch.ru/a-d-
ishkovim-na-baze-golograficheskoj-modeli-samoorganizacii-i/index.html (дата
обращения: 06.10.22)...37