Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях

Работа №167031

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы200
Год сдачи2022
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 11
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального
выгорания педагогов в закрытых учебных заведениях 18
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке 18
1.2. Причины и особенности проявления синдрома эмоционального
выгорания у педагогов закрытых учебных заведений 38
1.3. Возможности психологического консультирования в профилактике
эмоционального выгорания у педагогов закрытых учебных заведений ... 60
Выводы по Главе 1 69
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях
посредством индивидуального консультирования 72
2.1. Методическая организация исследования. Результаты
констатирующего эксперимента и их обсуждение 72
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 105
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 131
Выводы по Главе 2 145
Заключение 148
Список использованных источников 151
Приложения 162

Актуальность исследования. В процессе модернизации российского образования и появления новых тенденций, подчеркивающих значимость личности педагога как субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности педагога, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию поставленных перед педагогом профессиональных задач, а с другой - сохранение профессионального здоровья.
Общеизвестно, что педагогическая профессия - одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Структуру профессионально важных качеств педагога составляют такие характеристики, как стрессоустойчивость, саморегуляция, чувство такта, эмпатия, эмоциональный контроль. Исследователи, в частности (в частности, Е.В. Максименко и М.В. Семина [89] считают, что для того, чтобы способствовать гармоничному развитию личности обучающихся, педагог сам должен представлять собой индивида, способного к регуляции своих эмоций, открыто и честно высказывающего свою точку зрения, доверяющего себе и окружающему миру. Педагог, переживающий эмоциональное выгорание, едва ли способен помочь даже себе, не говоря уже о том, чтобы поддерживать и вдохновлять учащихся и коллег. На фоне эмоционального истощения, характерного для выгоревшего специалиста, в профессиональном поведении начинают проявляться черствость, цинизм, пессимизм, пресыщенность, ригидность. Эти характеристики являются однозначным препятствием для профессионального долголетия и педагогической самореализации. В связи с этим, именно профилактика эмоционального выгорания выступает одной из важнейших целей психологического сопровождения педагогических специалистов. Эффективной профилактике эмоционального выгорания, в свою очередь, способствует ранее выявление признаков эмоционального выгорания. Поэтому психологи подчеркивают необходимость раннего выявления и профилактики профессионального выгорания, которое проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, снижении качества профессиональной деятельности и появлении соматических расстройств.
Исследование влияния стрессогенных факторов и их последствий в профессиональной деятельности педагогов является актуальным, так как знания особенностей проявления дистресса можно использовать с целью профилактики профессионального выгорания воспитателей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Разработанность проблемы исследования. В настоящее время в работах отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко [13], Н.Е. Водопьянова [22], К. Маслач[56], В.Е. Орел[68], Г. Фрейденбергер [118] и др.) феномен профессионального выгорания рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека.
Учеными С.П. Безносовым [10], В.В. Бойко [13], А.Н. Кошелевым [44], М.М. Скугаревской [94]и др. исследуются особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их профессиональной деятельности.
Различные аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания в среде педагогических работников рассматриваются в трудах A. В. Ажиева [1], Ю.Н. Казакова [36], И.А. Кураповой [46], B. В. Кустовой [48], Р.С. Немова [64], Е.Э. Петровой [69], А.А. Рукавишникова [82], М.В. Семиной [89], С.М. Шингаева [113] и др.
Особенности психологического консультирования как способа профилактики синдрома эмоционального выгорания раскрыты в исследованиях М.Б. Айви [2], Е.Г. Бельской [11], Р. Мэй [61], С.А. Сытник [102] и др.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать программу индивидуального консультирования как средства профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях.
Объект исследования: процесс профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов закрытых учебных заведений.
Предмет исследования: индивидуальное консультирование как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психологическое консультирование педагогов закрытых учебных заведений будет результативно в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания, если:
1) будет реализована серия встреч в форме индивидуального консультирования, построенная в четкой последовательности, в специально отведенное для этого время;
2) будут использоваться техники индивидуальной терапии, способные обеспечить восстановление эмоционального баланса, рост ресурсности и стимулирования мотивационной сферы (в частности, песочная терапия);
3) будут использоваться техники индивидуального консультирования, ориентированные на развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, самопомощи при стрессе и поддержку позитивного восприятия рабочего процесса.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Проанализировать психологическую литературу и другие различные источники по заявленной проблематике.
2. Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
3. Составить диагностический комплекс для изучения синдрома эмоционального выгорания у педагогов закрытых учебных заведений.
4. Изучить и описать актуальный уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов закрытых учебных заведений.
5. Спланировать и реализовать программу индивидуальных консультаций педагогов закрытых учебных заведений для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
6. Исследовать динамику в проявлении синдрома эмоционального выгорания после опытно-экспериментальной работы.
7. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого¬педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального выгорания;
2. Эмпирические - опрос, тестирование, эксперимент (индивидуальное консультирование);
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
В качестве конкретных психодиагностических методик выбраны: методика определения эмоционального выгорания (А.А. Рукавишников); опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой; опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) (Н. Е. Водопьянова, М. Штейн); методика оценки мотивации личности С.С. Соловьева.
Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А. И. Лебедя» (КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А. И. Лебедя»). Выборку респондентов констатирующего этапа эксперимента составили педагоги указанного образовательного учреждения в количестве 29 человек в возрасте от 21 до 60 лет. Выборка экспериментальной группы респондентов проводилась по результатам констатирующего этапа и составила 9 педагогов, у которых был выявлен высокий и средний уровень выгорания.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе организации и проведения индивидуальных консультаций на базе кабинета психолога КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А. И. Лебедя». Всего было проведено по 10 индивидуальных консультаций с каждым педагогом из экспериментальной группы.
По теме исследования имеются 2 публикации: «Проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов закрытого учебного заведения» (международный рецензируемый журнал «Научный дискуссии», Т2 №4, 2022 г.) и «Предупреждение синдрома эмоционального выгорания у педагогов закрытого учебного заведения в рамках индивидуального консультирования» (журнал «Заметки ученого», 2022 г.).
Теоретико-методологические основания исследования составили:
- клинический подход к синдрому эмоционального выгорания, обобщивший примеры из врачебной практики Г. Фройденбергера [29];
- представления К. Маслач о многофакторной сущности эмоционального выгорания как синдрома, сочетающего в себе не только психическое, но и физическое истощение [56];
- теория В.В. Бойко, согласно которой эмоциональное выгорание выступает некой психологической защитой организма в ответ на постоянное воздействие сильных стрессоров [13];
- исследования С.П. Безносова [10], Э.Ф. Зеера [31], А.А. Реана [75], О.В. Сергеевой [90], Э.Э. Сыманюк [101], касающиеся особых условий труда педагогов, обуславливающих риск в отношении формирования синдрома эмоционального выгорания.
Научная новизна исследования. Элемент новизны заключается в проведении обоснования потенциала индивидуального консультирования в вопросе профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов закрытых учебных заведений. Идея комбинирования техник и упражнений в зависимости от индивидуальных потребностей педагога и имеющейся у него стадии эмоционального выгорания является новой для организации консультирования в стенах закрытых учебных заведений.
Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных, которые способны уточнить и детализировать возможности использования индивидуального консультирования в процессе профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в закрытых учебных учреждениях.
Практическая значимость исследования определена возможностями использования материалов работы в следующих целях. Во-первых, полученный теоретический и практический материал может быть использован практикующими психологами образовательных учреждений (в особенности закрытого типа) с целью совершенствования процесса профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Во-вторых, материалы исследования могут использовать студенты-психологи в процессе самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям, при написании учебных исследовательских работ. В-третьих, материалы работы могут быть полезны молодым ученым, разрабатывающим схожую научную проблематику, с целью систематизации и обобщения эмпирических сведений.
Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В Главе 1 приведены теоретические основы проведенного исследования. Представлены научные позиции по проблеме феномена эмоционального выгорания. Выявлены и конкретизированы причины и особенности указанного синдрома в среде педагогических специалистов, в частности педагогов закрытых учебных заведений. Раскрыты возможности для использования психологического консультирования в процессе профилактики синдрома эмоционального выгорания, в том числе в условиях закрытых учебных заведений.
В Главе 2 приведены особенности организации и реализации опытно - экспериментальной работы по теме исследования. Представлена методическая организация исследования. Последовательно приведены результаты констатирующего этапа исследования, суть и характеристики формирующего этапа исследования, сведения, полученные в ходе контрольного этапа исследования. Сформулированы выводы на основе полученной информации.
Заключение представляет собой обобщение основных выводов, полученных в ходе выполнения диссертации, а также перспективы дальнейших исследований.
В Приложениях приведены первичные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапе исследования, техники и упражнения, используемые в ходе индивидуального консультирования педагогов основной экспериментальной группы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогическая профессия - одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Педагогическая деятельность в рамках закрытых учебных учреждений, в частности военного профиля, отличается ярко выраженной субординацией отношений, нестандартными социально-бытовыми условиями труда, потребностью повышения квалификации без отрыва от основной деятельности, повышенной моральной ответственностью и гражданской активностью. Вышеуказанные особенности профессиональной деятельности могут приводить к формированию эмоционального выгорания у педагогов закрытых учебных учреждений военного профиля, что связано с их неоднозначными реакциями на одинаковые нагрузки.
Эти специфические особенности труда способны привести к формированию у педагогов синдрома эмоционального выгорания. Исходя из этого, нами были выделены и проанализированы причины и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в закрытом учебном заведении.
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности СЭВ педагогов, работающих в закрытом учебном заведении: описание различных подходов к изучению данного синдрома, как зарубежных, так и отечественных ученых; симптомы эмоционального выгорания; факторы возникновения и стадии развития СЭВ; синдром эмоционального выгорания у педагогов: особенности, причины, последствия СЭВ.
В ходе констатирующего эксперимента, были получены следующие результаты: высокий уровень проявления синдрома эмоционального выгорания характерен для большей части педагогов исследуемой группы - 59,3%. Для данных респондентов характерны такие психоэмоциональные состояния, как эмоциональная усталость и истощение в результате накопленного стресса в личной или трудовой жизни, или сочетания того и другого, подавленность, отсутствие управления или контроля над ситуациями, которые происходят в их жизни, деперсонализация, низкая самооценка, отсутствие мотивации к профессиональным обязанностям, недисциплинированность, низкая коммуникативная деятельность и продуктивность, недостаток энергии, плохой сон и снижение мотивации, что является препятствием на самостоятельное преодоление симптомов эмоционального выгорания. У 29,6% респондентов ЭГ наблюдается средний уровень синдрома эмоционального выгорания, как развитие резистенции на фоне борьбы с нарастающими проявлениями стресса, стремление выйти из психологического дискомфорта путем нивелирования влияния внешних обстоятельств, эмоциональная дезориентация, усталость от необходимости контактировать с другими людьми на работе и замкнутость в кругу семьи или перенос своих негативных эмоций на родных и близких, снижение заинтересованности или упрощение своих профессиональных обязанностей. Низкий уровень общего эмоционального выгорания выявлен у 11,1% среди исследуемых респондентов, что демонстрирует развитие психоэмоциональной и физической усталости, тревожно-депрессивных признаков, начало прогрессирования истощения жизненных ресурсов, частичное снижение мотивации на саморазвитие, самообразование и профессиональный рост, поступательно переходящие в эмоционально-интеллектуальный диссонанс. Для поддержки и устранения низкого уровня общего эмоционального выгорания воспитатели нуждаются в индивидуальных консультациях, направленных на преодоление внутренних барьеров принятия окружающей действительности и повышения уровня устойчивости в стрессовых ситуациях.
На основании полученных данных была создана программа индивидуальных консультаций педагогов, работающих в закрытых учебных заведениях по преодолению (снижению) синдрома эмоционального выгорания. Положительное влияние данной программы было оценено участниками эксперимента.
Таким образом, экспериментально было доказано, что индивидуальное консультирование с использованием различных техник и упражнений будет результативно в целях преодоления и профилактики СЭВ у педагогов, работающих в закрытых учебных заведениях.
Программа является легко подстраиваемой под разные задачи, поэтому может быть использована в работе практикующими психологами, учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.



1. Ажиев, А. В. Управление стрессом и профилактика
эмоционального выгорания педагога: монография / А. В. Ажиев,
З. И. Гадаборщева. - Махачкала: Алеф, 2018. - 143 с.
2. Айви, А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг. - М: Психотерапевтический колледж, 2020. - 487 с.
3. Алексеев, Н. А. Содержательные основы работы с одаренными
детьми / Н. А. Алексеев // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2017. - №2(32). - URL:
http: //7universum. com/ru/psy/archive/item/4211(Дата обращения: 26.06.2022)
4. Алешина, Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Алешина. - 2-е изд. - М.: Класс, 2017. - 208 с.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3¬е издание. - СПб.: Питер, 2021. - 288 с.
6. Андреева, Н. Ю. Особенности эмоционального выгорания как нарушенной идентичности / Н. Ю. Андреева // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 9. - С. 65-67.
7. Андреева, Н. Ю. Эго-идентичность в структуре
профессионального выгорания педагогов. / Н. Ю. Андреева. - Челябинск, 2011. - 21 с.
8. Балахонов, А. В., Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматических патологий /
А. В. балахонов, В. Г. Белов, Е. Д. Пятибрат, А. О. Пятибрат // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2019. - № 3. - С. 57-71.
9. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности: деятельностный, индивидуальный и феноменологический подходы. / С. П. Безносов - СПб.: Речь, - 2014. - 272 с.
10. Бельская, Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. / Е. Г. Бельская. - Обнинск: ИАТЭ, 2018. - 80 с.
11. Бодров, С. С. Организация воспитательной среды в закрытых учебных заведениях России второй половины XVIII века / С. С. Бодров // Вестник ТГУ. - 2007. - Вып. 7 (51). - С. 229-232.
12. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2019. - 105 с.
13. Бондаренко, А. Ф. Язык. Культура. Психотерапия: избранные публикации и выступления. / А. Ф. Бондаренко. - К.: Кафедра, 2012. - 416 с.
14. Борисенко, Д. З. Внутренний покой деловой женщины: как привести в равновесие работу, семейную жизнь и ваш внутренний мир. / Д. З. Борисенко. - СПб.: Весь, - 2020. - 222 с.
15. Бубличенко, В. Н. Детские пенитенциарные учреждения Европейского Севера России в 1930-1950-е годы / В. Н. Бубличенко // Historiaprovinciae - журнал региональной истории. - 2021. - Т. 5, №4. - С. 1198-1253.
16. Васильев, С. В., Синдром эмоционального выгорания / С. В. Васильев, О. В. Ларионова // Медицинская сестра. 2019. - №3. - С. 30¬ 32.
17. Веременко, В. А. Особенности школьного быта дворян в государственных закрытых учебных заведениях России (вторая половина XIX - начало XX вв. / В. А. Веременко // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №8. - С. 33-36.
18. Винер, Н. Человек управляющий. / Н. Винер. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
19. Влах, Н. И. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании / Н. И. Влах // Международный научно¬исследовательский журнал. - 2015. - № 9-4 (40). - С. 90-92.
20. Водопьянова, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Изд- во СПБГУ, - 2021. - 160 с. 

Л. С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, - 2005. - 1136 с.
22. Высоцкий, В. И. Синдром «эмоционального выгорания» /
B. И. Выготский // Педагогическая диагностика. 2016. - № 6. - С. 110-120.
23. Гончаров, М. А. О психологическом климате в педагогическом коллективе и о возможностях руководителя на него повлиять / М. А. Гончаров // Вестник практической психологии образования. - 2012. - №1 (30). - С. 71-75.
24. Гринберг, Дж. Организационное поведение: от теории к практике / Дж. Гринберг, Р. Бэйрон. - М.: Вершина, 2014. - 878 с.
25. Долгая, Н. А. Педагогическое управление процессом адаптацией
подростков в кадетском корпусе / Н. А. Долгая // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Том 7, - №5. URL:
http: //naukovedenie.ru/PDF/99PVN 515.pdf(Дата обращения: 12.07.2022)
26. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. 2020. - № 1. - С. 27-39.
27. Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Народное образование. 2015. - № 2. - С. 97-102.; - № 3. - C. 118-122.
28. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер.
- 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, - 2019. - 240 с.
29. Иванов, Ю. А. Важность выбора / Ю. А. Иванов. // Вестник военного образования. 2020. - №5 (26). - С. 89-93.
30. Иванова, Г. М. Мегапроект Хрущева - школы-интернаты: от утопии к реальности / Г. М. Иванова. // Известия Самарского научного центра РАН. - 2018. - Т. 20, - №3 (2). - С. 365-373.
31. Иванова, И. В. Актуальность профилактики профессионального выгорания педагога в условиях модернизации образования / И. В. Иванова, И. А. Земцова. // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 1. - № 10. - С. 56-59.
32. Казаков, Ю. Н. Профилактика эмоционального выгорания в социально-психологической безопасности профессионального здоровья педагога: монография / Ю. Н. Казаков, Е. А. Хакимова. - М.: МИГУ, 2020. - 125 с.
33. Карапетян, Л. В. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с профессиональным выгоранием / Л. В. Карапетян, Г. А. Глотова. // Вестник МГОУ. - 2018. - №1. - С. 40-52.
34. Карнаухов, Г. З. Комплексная система учебно-спортивной и профессиональной подготовки подрастающего поколения / Г. З. Карнаухов. - М.: Спортна, 2002. - 287 с.
35. Киричкова, М. Е. Технология «Отслеживания переживания» в психологическом консультировании на основе холодинамического подхода / М. Е. Киричкова. // Прикладная юридическая психология. 2019. - №4. - С. 63-71.
36. Козлова, О. В. Тренинг преодоления синдрома эмоционального выгорания / О. В. Козлова. // Психология зрелости и старения. 2013. - № 1. - С. 99-117.
37. Колодий, Н. В. Структурно-функциональная модель управления развитием детской одаренности в условиях специализированной школы- интерната для одаренных детей / Н. В. Колодий. // Вестник ЮУрГУ: Теория и методика общего образования. - 2006. - Вып. 9, №16. - С. 203-208.
38. Коновалова, В. «Огнеопасная» работа: организационные
симптомы и факторы эмоционального выгорания / В. Коновалова // Кадровик. - 2020. - № 5. - С. 58-63.
39. Кошелев, А. Н. Синдром «белого воротничка», или профилактика «эмоционального выгорания». / А. Н. Кошелев. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, - 2018. - 240 с.
40. Кукулите, Т. Г. Характеристика синдрома и факторов, влияющих на эмоциональное выгорание педагогов / Т. Г. Кукулите // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2019. - № 3 (67). - С. 45-49.
41. Курапова, И. А. Нравственно-ценностная регуляция
эмоционального выгорания педагогов: монография / И. А. Курапова. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, - 2015. - 231 с.
42. Курапова, И. А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И. А. Курапова // Психологический журнал. - 2019. - Т. 30. - № 3. - С. 84-95.
43. Кустова, В. В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов: монография / В. В. Кустова. - Иркутск: ИрГУПС, 2016. - 167 с.
44. Лазарус, Р. С. Эмоция как процесс защиты / Р. С. Лазарус,
B. Вилюнас // Психология эмоций: хрестоматия. - СПб.: Питер, 2014. -
C. 210-223.
45. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
46. Лешин, Г. М. Создание в Советском Союзе сети суворовских
военных училищ (по типу старых кадетских корпусов России) в 1943-1944 гг. и в первой половине 50-хх годов / Г. М. Леонтьев // История образования суворовских училищ. - URL:
http: //www. ruscadet.ru/history/sms nmns/comm. htm (Дата обращения:
16.05.2022)
47. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле. - Вопросы психологии. - 2018. - № 2. - С 3-16.
48. Лютова-Робертс, Е. К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. / Е. К. Лютова-Робертс. - СПб: Речь, 2017. - 307 с.
49. Максименко, С. Д. Генетическая психология (методологическая рефлексия проблем развития в психологии): монография / С. Д. Максименко.
- М.: Изд-во «Рефл-бук», - 2000. - 320 с.
50. Мальцева, Н. В. Исследование синдрома психического выгорания в связи с индивидуальными и личностными свойствами учителей / Н. В. Мальцева // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф. педагогических работников в образовательных учреждениях. Тюмень, - 2015. - С. 86-90.
51. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. / К. Маслач. - М., 2022. - URL:http://www.wikidocs.ru/preview/16257(Дата обращения: 04.06.2022)
52. Маслач, К. Практикум по социальной психологии. / К. Маслач,
Э. Пайнс. - 4-е изд., междунар. СПб.: Питер, - 2020. - 522 с.
53. МКБ-10. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. - М., 2022. - URL:https://mkb- 10.com(Дата обращения: 17.06.2022)
54. Морозюк, Ю. В. Профилактические и коррекционные методы борьбы с эмоциональным выгорание сотрудников организации / Ю. В. Морозюк // Социально-гуманитарные технологии. - 2017. - Т. 1. № 3. - С. 41-47.
55. Мукушев, Б. А. Синергетика в системе образования / Б. А. Мукушев // Образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 105-122.
56. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. / Р. Мэй.
- М.: Класс, 2021. - 144 с.
57. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды. / В. Н. Мясищев. - М.: Модэк МПСИ, - 2004. - 340 с.
58. Нахимовское училище. О нахимовских училищах /
MIL.PRESSS.FLOT. - URL:
https://flot.com/education/academies/nahimovskoe.htm (Дата обращения:
28.07.2022)
59. Немов, Р. С. Психологическое консультирование. / Р. С. Немов. - 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Юрайт, - 2021. - 575 с.
60. Ожогова, Е. Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов / Е. Г. Ожогова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 5. № 3. - С. 17-28.
61. Опросник профессионального выгорания Маслач, MBI/ПВ //
PsyTests. Психологические тесты онлайн. - URL:
https://psytests.org/psystate/maslach.html(Дата обращения: 25.06.2022)
62. Организация профилактики профессионального выгорания педагога / сост.: И. В. Комякова и др. - Кемерово: Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2015. - 84 с.
63. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2021. - № 1. - С. 90-101.
64. Пахомова, И. Ю. Профилактика «Эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагогов / И. Ю. Пахомова, И. В. Михалец.
- Пенза: Изд-во ПГУ, - 2013. - 133 с.
65. Петрова, Е. Э. Профилактика и коррекция профессионально-эмоционального «выгорания» педагогов / Е. Э. Петрова, Л. И. Дегтярева. - Новосибирск: ГОУ ДПО Новосибирский ИПКиПРО, - 2019. - 123 с.
66. Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №696 «Об
утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно¬морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. URL:
https://base.garant.ru/1548070/(Дата обращения: 02.07.2022)
67. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога: методические рекомендации / сост. Ю. А. Никишина. - Саратов: СОИРО, 2016. - 62 с.
68. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О. И. Бабич. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2012. - 122 с.
69. Пряжников, Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова // Вестник Московского университета. - 2014. - № 4. - С. 33¬43.
70. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология. / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - 2-е изд., допол. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. - 574 с.
71. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика. / Е. И. Рогов. - Ростов-на/Д.: Феникс, - 2016. - 512 с.
72. Роджерс, К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 70-81.
73. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К. Р. Роджерс. - М.: Психотерапия, 2006. - 507 с.
74. Романова, Е. С. Личность и эмоциональное выгорание / Е. С. Романова // Вестник практической психологии образования. - 2014. - №1. - С. 18-24.
75. Ронгинская, Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса / Т. И. Ронгинская // Вестник Санкт- Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2016. - № 2. - С. 107-121.
76. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - М.; СПб.: Питер, - 2012. - 720 с.
77. Рукавишников, А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / А. А. Рукавишников. - М., 2001. - 174 с.
78. Рябова, Т. В.Феномен эмоционального выгорания / Т. В. Рябова.
- Экология и жизнь. - 2015. - № 10 (83). - С. 78-81
79. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности. / Н. В. Самоукина. - 2-е изд. СПб.: Питер, - 2014. - 224 с.
80. Санькова, М. И. Синдром «эмоционального выгорания» у социальных работников: теоретический анализ понятия / М. И. Санькова // Человек. Сообщество. Управление. - 2014. - № 2. - С. 4-7.
81. Сапогова, Е. Е. Консультативная психология / Е. Е. Сапогова. - М.: Академия, - 2018. - 348 с.
82. Сатонина, Н. Н. Психология ответственного профессионального поведения личности: на примере работников государственных и негосударственных организаций. / Н. Н. Сатонина. - Самара, 2005. - 24 с.
83. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье // Юридическая психология: хрестоматия / авт.-сост. В. В. Романов. - 2-е изд., перераб. и допол. М.: Юрайт, - 2020. - С. 122-133.
84. Семина, М. В. Психология эмоционального выгорания педагога / М. В. Семина, Е. В. Максименко. - Чита: ЗабГУ, 2021. - 151 с.
85. Сергеева, О. В. Межличностные ролевые позиции преподавателя вуза / О. В. Сергеева // Вестник ВятГУ. - 2018. - № 3. - С. 113-120.
86. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. - 2015. - № 43. - С. 32-40.
87. Симакова, Т. А. Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы на современном этапе / Т. А. Симакова, О. Г. Ананьев // Прикладная юридическая психология. - 2018. - №4 (45). - С. 116-118
88. Скугаревская, М. М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская. - Минск: БГМУ, 2013. - 12 с.
89. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2012. - № 7. - С. 3-9.
90. Смирнов, И. П. Педагогика зоны / И. П. Смирнов // Казанский педагогический журнал. - 2018. - №3. - С. 166-174.
91. Соломатина, С. Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников / С. Г. Соломатина // Научные ведомости. - 2012. - Вып. 14. №12 (131). - С. 168-173.
92. Сорокоумова, Г. В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, симптомы, профилактика / Г. В. Сорокоумова // Работник социальной службы. - 2012. - № 6. - С. 94-99.
93. Стадии эмоционального выгорания // Отдел кадров. 2016. - № 3.
- С. 134-135.
94. Суптело, Н. П. Влияние мобильности на трудовую адаптацию работников / Н. П. Суптело // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. - 2015. - 3 (14). - С. 93-97.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ