Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальное консультирование как способ повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов

Работа №167030

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической помощи пятиклассникам в социально-психологической адаптации в основной школе.... 14
1.1. Понятие адаптации. Проблема социально-психологической адаптации
обучающихся при переходе в основную школу 14
1.2. Психологические особенности младших подростков 25
1.3. Психологическое консультирование как способ психологической помощи пятиклассникам в социально-психологической адаптации к основной школе.. .34
Выводы по Главе 50
Глава 2. Экспериментальное исследование по повышению
социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе в процессе индивидуального консультирования 51
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 51
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 56
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 65
Выводы по Главе II 72
Заключение 97
Список используемых источников 100
Приложения

В современном мире интенсивное становление новых образовательных ценностей сопровождается усилением внимания исследователей к разрешению проблемы, связанной с переходом детей на новые ступени обучения. Говоря о проблемах адаптации к школе, специалисты различных областей научного знания рассматривают разные стороны этого сложного процесса. Представители психологии и педагогики зачастую указывают на проблемы социально-психологической адаптации учащихся, а именно на такие её аспекты, как способность учащихся успешно выстраивать продуктивные межличностные отношения со сверстниками и учителями, уровень эмоционального комфорта в новых образовательных условиях; физиологи, в свою очередь, уделяют внимание степени физиологической зрелости организма и возможностям функциональных систем, испытывающих наибольшие нагрузки, которые вызваны регулярным обучением. Таким образом, адаптационный процесс заключает в себе и уровень функционального развития организма, и состояние здоровья ребёнка, и уровень учебной нагрузки, и требования, предъявляемые школой и родителями школьника. Даже те виды деятельности, которые знакомы и привычны ученику, нередко требуют заметного напряжения физиологических систем, не говоря о тех видах деятельности, которые приходят в жизнь школьника вместе с новыми образовательными условиями среднего звена.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается наиболее педагогически сложной школьной проблемой, а период адаптации в 5 классе - одним из самых трудных периодов школьного обучения.
Проблема адаптации рассматривалась в трудах А.Н. Вазина, А.П. Сорокина, С.И. Степановой, Г.В. Стрельникова, которые выделили этапы адаптационного процесса. Г.А. Балл изучал психологическую адаптацию, Т.М. Растова исследовала адаптацию личности в коллективе, И.К. Кряжева - критерии адаптации.
Рассматривая проблему адаптации к школе, к новым условиям обучения, представители педагогической науки в своих исследованиях изучают преимущественно вопросы адаптивной организации образования. Некоторые авторы, например, М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова, рассматривали вопросы адаптации к физической и учебной нагрузке обучающихся начальной школы. Е.А. Осипова занималась изучением проблемы психолого-педагогического обеспечения адаптации обучающихся в средней школе. В научных исследованиях вышеупомянутых авторов разработаны основные дефиниции процесса адаптации, определяющие сущность данного феномена, рассмотрены различные виды адаптации, её этапы и критерии.
Анализ источников литературы по проблеме исследования показал, что настоящая проблема достаточно широко исследована, но недостаточно разработаны практические аспекты решения данной проблемы в школе. В частности, в недостаточной мере разработаны психолого-педагогические инструменты формирования адаптивных возможностей обучающихся при переходе из начальной в основную школу.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было обнаружено противоречие: с одной стороны, личности, государству и обществу настоятельно необходим высокий уровень адаптированности школьников к обучению, а с другой - отсутствует научно осмысленный опыт адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную в новых социально-экономических условиях. Из этого вытекает проблема разработки и апробации программ психологического консультирования по адаптации школьников при переходе из начальной школы в её основное звено. Актуальность проблемы и существующее противоречие определили тему исследования: «Индивидуальное консультирование как способ повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов».
Цель исследования - составить и апробировать программу индивидуального консультирования как способа повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация у учащихся пятых классов.
Предмет исследования - индивидуальное консультирование как способ повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов.
Гипотеза состоит в предположении о том, что индивидуальная форма консультирования пятиклассников будет результативна в целях повышения уровня социально-психологической адаптации:
1) будут проведены индивидуальные консультации по специально организованной программе;
2) будут использованы методики, техники психологического консультирования для снижения уровня тревожности, развития уверенного поведения, навыков взаимодействия с окружающими;
3) будет налажено взаимодействие с родителями обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для определения уровня адаптации пятиклассников.
3. Описать актуальный уровень адаптации пятиклассников.
4. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента на основе индивидуального консультирования по формированию адаптации пятиклассников.
5. Проследить изменения в уровне адаптации пятиклассников до и после формирующего эксперимента.
6. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Эксперимент (индивидуальное консультирование).
5. Методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №10», в нем приняли участие 74 учащихся 5-го класса.
Научная новизна исследования заключается:
- систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений о школьной адаптации и управлении ею в процессе индивидуального психологического консультирования;
- в обосновании возможности применения методов индивидуального консультирования в целях повышения уровня школьной адаптации;
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- культурно-исторический подход к исследованию формирования личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин);
- концепции адаптации учащихся в образовательной среде (С.А. Беличева, М. Р. Битянова, Т.В. Дорожевец, Е.В. Иванова, И.А. Коробейников, Е.В. Новикова и Г.А. Цукерман, O.A. Сизова, ЛА. Ясюкова, Т.И. Юферова, и др.).
- исследования в области консультирования Дж. Кори, Р. Кочунаса, Г.И. Колесниковой;
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе мы попытались обобщить теоретические подходы психологического целью создания программы индивидуального консультирования как способа формирования социально -психологической адаптации. Важное теоретическое значение также имеет научное обоснование индивидуальной формы консультированияпо проблеме адаптации.
Практическое значение исследования состоит в разработке авторской программы индивидуальных консультаций, направленной на повышение уровня адаптации. Существенной практической значимостью характеризуется разработанной нами схема индивидуального консультирования дезадаптированных пятиклассников, которая может применяться в профессиональной деятельности консультирующего психолога.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 116 страницы текста, проиллюстрированного 9 рисунками и 5 таблицами.
Объем - 124 страницы, включая 9 рисунков, 5 таблиц, 5 приложений. Количество использованных источников - 107.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-психологическая адаптация пятиклассников предполагает приспособление к новым условиям обучения и новым требованиям в средней школе, взаимодействие с новыми учителями, а также сопровождается становлением самооценки младших подростков и стремлением к успешной реализации ведущей деятельности подросткового периода по выстраиванию личностного общения со сверстниками-одноклассниками. В связи с этим, важное значение приобретает сопровождение пятиклассников в период адаптации, которое невозможно без предварительной оценки ключевых показателей, составляющих содержание процесса школьной адаптации, а также оценки их взаимосвязи друг с другом.
В данной работе были изучены многие теоретические аспекты социально-психологической адаптации младших подростков при переходе в 5-й класс: понятие социально-психологической адаптации, факторы школьной адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено, значение психологического консультирования для адаптации 5-классников.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней школьной адаптации 5-классников.
По результатам констатирующего эксперимента получены данные, показывающие, что у большинства младших подростков преобладает высокий уровень адаптации, они способны справиться с новыми условиями образовательного процесса. Но почти четвертая часть обучающихся имеет неустойчивую адаптацию и находится в группе риска, а пятая часть - дезадаптированы, таким образом, почти 40% обучающихся нуждаются в поддержке педагога-психолога.
На основе этих данных, учащихся с неустойчивой адаптацией, а также дезадаптацией мы выдели в отдельную группу, в нее вошли 30 5-классников. Из этой группы нами было сформировано еще две группы - контрольная и экспериментальная, в каждую вошло по 15 человек - 10 человек с неустойчивой адаптацией и 5 человек с дезадаптацией. Для выявления достоверности статистических различий между контрольной и экспериментальной группой на констатирующем этапе исследования был использован критерий Манна-Уитни, статистически значимый различий в показателях адаптации между КГ и ЭГ на констатирующем этапе не обнаружено.
В экспериментальной группе 5-классников с низким уровнем адаптации нами было использовано индивидуальное консультирование с целью повышения уровня школьной адаптации в двух направлениях: консультирование подростка, консультирование родителей.
На контрольном этапе были использованы те же методики диагностики, что и на констатирующем. Мы сравнили показатели двух групп - контрольной, где работа не проводилась, и экспериментальной, в которой были проведены индивидуальные консультации.
Все показатели экспериментальной группы достоверно отличаются от показателей контрольной группы, кроме физиологической сопротивляемости стрессу. В контрольной группе изменения показателей не достигают статистически значимых различий.
В экспериментальной группе виден достоверный сдвиг всех показателей, кроме физиологической сопротивляемости стрессу. Достоверно снизились показатели негативного эмоционального состояния, общей школьной тревоги, социального стресса, фрустрации достижений, страха самовыражения, страха в ситуации проверки знаний, страха ситуаций проверки знаний, страха в отношении с учителями, недоверия новому, ухода в себя, недоверия к взрослым и детям, эмоционального напряжения, выросли показатели положительного эмоционального состояния в школе.
Таким образом, можно сказать, программа индивидуального психологического консультирования является эффективной.



1. Алешина Ю.Е., Коноводова А. С. Взаимодействие подростков в
классном коллективе // Вопросы психологии. 1988. №3. С. 24 - 31
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского
самосознания. Избр. психол. тр.: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2. - 288 с.
3. Андреева И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности и
социальнопсихологических характеристик подростков: автореф. ... дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка. Минск. 2002. 21 с.
4. Баранников А. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при
переходе со ступени начального общего образования - на основную //Школьный психолог. 2004. №30. С. 23-31.
5. Барыльник С.Н. Феномен подростковой тревожности и его
взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. №6. URL
https://moluch.ru/archive/110/27028//
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
7. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. М., 1975. 159 с.
8. Березовин Н.А., Чепиков В.Т., Чеховских М.И. Основы психологии и
педагогики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. 336 c.
9. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.:
Генезис, 2000. 298 с.
10. Битянова М.Р. Практическая психология в образовании. Организация
психологической работы в школе. Москва: Совершенство, 1998. 298 с.
11. Битянова М.Р. Четыре игры в помощь пятикласснику,
привыкающему к новой жизни // Вестник практической психологии образования. -2005. № 3(4). С. 70-80.
12. Божович Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического
процесса // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 18
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1968. 464 с.
14. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Москва: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
15. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005. 416 с.
16. Большой психологический словарь; под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. 4-е изд. расшир. М: АСТ-Москва, 2008. 857 с.
17. Бука Т.Л. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения. Москва: Институт Психотерапии, 2005. 142 с.
18. Буратный В.Н. Самооценка и ее влияние на социальный статус личности [Электронный ресурс]. URL: https://www.studsell.com/view/155713/
19. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989. 170 с.
20. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников.
Москва: Владос, 2004. 160 с.
21. Владимирова Ю. Новичок в средней школе // Школьный психолог.
2004. № 9. С. 12-17.
22. Возрастная психология. Хрестоматия. Москва: Просвещение, 2003. 405 с.
23. Возрастная психология: учеб. пособие : [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5430588/
24. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.
25. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
26. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М: Просвещение, 1967. 325 с.
27. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьный психолог. № 1. С. 8 - 11
28. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
29. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н. Морозова Н.Л,
Тупарев Н.В. Экспресс диагностика девиантного поведения детей и подростков // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2010. № 16 (20). С. 100-104
30. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций
(историко-методологическое исследование). Л.: Наука,1989. 189 с.
31. Гришкова Т.Н. Методы работы школьного психолога с учащимися
при переходе в среднее звено. Адаптационные занятия // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3(4). С. 81-89.
32. Гуревич К. М. Вопросы организации психологической обратной
связи в системе образования // Психологический журнал. 1997. № 4. С. 38-54
33. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Академический
проект. - М., 2000. 211 с.
34. Данилова Е.И. Четвероклассники // Школьный психолог. 2002. №
10. С. 12- 18
35. Диагностика школьной дезадаптации / под ред.С. А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М.: Социальное здоровье России. 1995. 126 с.
36. Дмитриева С.В. Особенности психологической адаптации учащихся
к условиям обучения при переходе в среднюю школу: дис. ...канд. псих. наук: 19.00.07. Москва, 2005. 205 с.
37. Долгова В.И, Барышникова Е.В., Сергиенко А.Ю. Изучение
ситуативной тревожности у пятиклассников // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 6 (136). С. 226-231.
38. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск:
Просвещение, 1995. 154 с.
39. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Москва, 2005. 25 с.
40. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер,
2004. 592 с.
41. Евграфова Т.А. Я не такой как все, и все мы разные. Программа
тренинга // Вестник практической психологии образования. 2010. №2. С. 67-74.
42. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в
среднюю школу // Народное образование. 2002. №8. С. 99-105.
43. Зинкевич-Евстигнеева Т.В. Психодиагностика через рисунок в
сказкотерапии. - СПб: Речь, 2003. 144 с.
44. Иванова Л.С. Проблемно-ориентирование сопровождение
школьников с проявлениями дезадаптации. дисс. ... канд. псих. наук. Москва, 2003. 176 с.
45. Истратова О.Н. Психологические проблемы перехода к обучению из младшей школы к обучению в среднее звено // Школьный психолог. 2007. №6. С. 67-74.
46. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 23 - 30
47. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2006. 240 с.
48. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 с.
49. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.
Екатеринбург: АРД Лтд, 1997. 139 с.
50. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального
развития подростков // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 69-77
51. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость
школьника. -М.: Знание, 1996. 80 с.
52. Кузнецова, И.В. Преемственность в работе начальной и средней школы // Начальная школа: плюс/минус. 2002. № 11. С. 8.
53. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: уч.пособие для студ. высш.уч. заведений. - М.: Сфера, 2006. 464 с.
54. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности:
теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. 200 с.
55. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. М.:
Просвещение, 2007. С. 39-54.
56. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: ИздвоМоск. ун-та,
1972. 106 с.
57. Литвененко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды
развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестник ОГУ. 2006. № 10. С. 122-127
58. Литвененко Н.В. Динамические особенности
социальнопсихологической адаптации школьников в критические периоды развития // Интеграция образования. 2007. № 3/4 С. 178-181
59. Луцко Е.А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации // Вест. СПб ун-та. 2008. Сер. 12. Вып. 1. С. 45-56
60. Микляева А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность:
диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
61. Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление
дезадаптации подростков. М.: Изд. МПА, 1990. 236 с
62. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учебник для студентов вузов. Москва: Академия, 2000. 456
с.
63. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, методы и стратегии). Ереван: АН Армянской ССР, 1988. 546 с.
64. Никитина В. Лидер и его команда: Тренинговоые занятия для
учащихся 4-5 классов //Школьный психолог. 2006. № 24. С. 46- 47.
65. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. - М.: Наука, 1985. 205 с.
66. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. М.: Наука, 1987. 156 с.
67. Овчинникова С.В. Адаптация пятиклассников / С. В. Овчинникова.
2012 [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlyaroditelei/library/2012/06/03/adaptatsiya-pyati klassnikovп
68. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для
студентов вузов. Москва: Сфера, 2007. 509 с.
69. Петрова Е.Ю. Школьная дезадаптация и психологические условия ее
преодоления // Вестник ТГПУ. 2012. № 11. С. 166-169
70. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового
возраста // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33
71. Полунина Л.В. Повышенная школьная тревожность как фактор
снижения успеваемости учащихся пятых классов // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 2. С. 92-98
72. Прихожан A.M. Пятиклассники // Школьный психолог. 2002. № 12.
С. 14-21
73. Прихожан A.M. Учебные трудности пятиклассников // Школьный психолог. 2002. № 13. С. 32-38
74. Прихожан A.M., Гуткина Н.И. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Наука, 1987. 150 с.
75. Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы. М., 1994. 130 с.
76. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб: Речь,
2000. 256 с.
77. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе / под ред. Н.В. Афанасьевой. Вологда: ВИРО, 2007. 205 с.
78. Психология подростка: учебник / под ред. А.А. Реана. - СПб: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003. 480 с.
79. Психология развития: учебник для студентов высших
психологических учебных заведений / под ред. Т.Д. Марцинковской. Москва: Академия, 2007. 528 с.
80. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник.
1995. № 3. С. 72-86.
81. Родионов В.Я и мы. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-ого класса // Школьный психолог. 2002. № 43. С. 8-24.
82. Сизова О.А. Профилактика психической напряженности и тревожности учащихся при переходе их в среднее звено школы: автореф. дис.
...канд. псих. наук. Тверь, 2001. 19 с.
83. Сомова Н.Л. В пятый класс в первый раз: пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий. -СПб.: КАРО, 2001. 368 с.
84. Стишонок И. Игра «Гербера» // Школьный психолог. 2006. № 11, С. 38.
85. Удивительные факты. Сборник самых интересных фактов, которые могут вас удивить [Электронный ресурс]: http://amazing-facts.ru.
86. Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода
учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения // Завуч начальной школы. 2003. № 5. С. 99-105.
87. Феоктистова С.В. Школьная адаптация и дезадаптация: психологические проблемы . М.: Наука, 2001. 134 с.
88. Фопель К. Групповая сплоченность: психологические игры и
упражнения : пер. с нем. М.: Генезис, 2010. 330 с.
89. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. 160 с.
90. Хухлаева О.В. Сценарий занятия для учеников 5 класса // Школьный
психолог. 2006. № 2. С. 46-47.
91. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: Класс, 1999. 272с.
92. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья
земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31.
93. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как
психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 19-34.
94. Чуричков А. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых
в любом тренинге. СПб: Речь, 2006. 208 с.
95. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб: Питер,
2003. 263 с.
96. Юферева Т.И. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю.
Рабочая книга школьного психолога. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 120-145 с.
97. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6
классах. Руководство. - СПб: Иматон, 2001. 192 с. С. 31-32, 66-69
98. Anderson C. The Search for School Climate: A Review of the Research // American Educational Research Journal. Vol. 52. P. 368-420


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ