Индивидуальное сопровождение процесса адаптации ребенка раннего возраста, оставшегося без попечения родителей, к условиям стационарного учреждения
|
Введение 3
Глава I. Проблема адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям стационарного учреждения в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Сущность сопровождения детей раннего возраста к условиям учреждения 12
Глава П. Организация сопровождения детей раннего возраста к условиям дома ребенка.
2.1 Изучение особенностей состояния развития и характера адаптации двух
детей раннего возраста поступивших в дом ребенка 21
2.2 Разработка и реализация программы индивидуального сопровождения с
целью оптимизации адаптации детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, к условиям стационарного учреждения 35
Заключение: 45
Список литературы: 47
Приложение:
Глава I. Проблема адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям стационарного учреждения в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Сущность сопровождения детей раннего возраста к условиям учреждения 12
Глава П. Организация сопровождения детей раннего возраста к условиям дома ребенка.
2.1 Изучение особенностей состояния развития и характера адаптации двух
детей раннего возраста поступивших в дом ребенка 21
2.2 Разработка и реализация программы индивидуального сопровождения с
целью оптимизации адаптации детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, к условиям стационарного учреждения 35
Заключение: 45
Список литературы: 47
Приложение:
Проблема адаптации к условиям Дома ребенка является сложной и интересной для исследования. Методы исследования зависит от целей. В психолого-педагогической науке адаптация проявляется как адаптация к условиям и за-дачам на уровне психических процессов.[1]
Рассматривая на уровне педагогического, психолого-педагогического анализа процесс адаптации это включение ребенка как субъекта в новую для него среду. Начало пребывания в детском доме является стрессовой ситуацией для ребенка, оно связано с адаптацией к новым социальным условиям. Процесс сопровождения в значительной степени влияет на эмоциональную и психо-логическую сферу. Успех деятельности ребенка в значительной степени зависит от адаптационного периода. Учреждение является особой социальной средой, в которой воспитанники вынуждены развиваться рядом с другими детьми. Детский коллектив во многом требователен и избирателен, именно поэтому дети раннего возраста, в одиночку не способны успешно адаптироваться.
Дезадаптация, может привести к развитию невротических состояний, снижению образовательной мотивации, деформации коммуникативных отношений, снижение функциональных резервов организма.
Поиск психолого-педагогических путей, эффективных, требующих научно-обоснованных подходов, выявление и формирование коммуникативных умений детей, составляет проблему исследования. Она актуальна и для теории, и для практики. Воспитание и пребывание в Доме ребенка подразумевает обязательно успешную адаптацию детей с помощью социальной, психологической, педагогической поддержки работниками учреждения.
Исследования психологических особенностей детей раннего возраста проводили психологи и педагоги Л.С. Выготский, И.А. Коробейников, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др. В качестве методологической основы для изучения особенностей адаптации детей раннего возраста с в условиях детского дома были использованы методики И.В. Лапиной «Адаптация детей при поступлении в учреждение», Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой «Воспитание и обучение детей в Доме ребенка» основанная по программе «От рождения до школы» и на парциальную программу дошкольного воспитания “Я-человек, Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста Т.П. Трясорукова, авторские методики раннего развития О. Жуковой, Б. Никитина.
Цель: выявить особенности адаптации, разработать и реализовать программу сопровождения детей раннего возраста к условиям стационарного учреждения.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.
Предмет исследования: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям Дома ребенка с целью оптимизации его адаптации.
Задачи исследования:
^Проанализировать результаты психолого-педагогических исследований проблемы 2.Выявить особенности развития и адаптации детей раннего возраста, поступивших в учреждение
З. Разработать и частично реализовать программу психолого-педагогического сопровождения с целью оптимизации адаптации двух детей раннего возраста к условиям дома ребенка.
Гипотеза исследования: Адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка будет способствовать изучение особенностей их развития и характера протекания адаптации, а также составление и реализация специальной программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к новым условиям жизни.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение, обобщение
Эмпирические - наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности, методики.
Структура исследования: включает в себя: введение, 2 главы,4 подпункта, 2 вывода после главы, заключения, списка используемых источников и приложений.
База исследования: Краевой Специализированный Дом ребенка №3 города Красноярска. В исследовании участвовали 2-е детей раннего возраста от 1года до 4 лет.
Рассматривая на уровне педагогического, психолого-педагогического анализа процесс адаптации это включение ребенка как субъекта в новую для него среду. Начало пребывания в детском доме является стрессовой ситуацией для ребенка, оно связано с адаптацией к новым социальным условиям. Процесс сопровождения в значительной степени влияет на эмоциональную и психо-логическую сферу. Успех деятельности ребенка в значительной степени зависит от адаптационного периода. Учреждение является особой социальной средой, в которой воспитанники вынуждены развиваться рядом с другими детьми. Детский коллектив во многом требователен и избирателен, именно поэтому дети раннего возраста, в одиночку не способны успешно адаптироваться.
Дезадаптация, может привести к развитию невротических состояний, снижению образовательной мотивации, деформации коммуникативных отношений, снижение функциональных резервов организма.
Поиск психолого-педагогических путей, эффективных, требующих научно-обоснованных подходов, выявление и формирование коммуникативных умений детей, составляет проблему исследования. Она актуальна и для теории, и для практики. Воспитание и пребывание в Доме ребенка подразумевает обязательно успешную адаптацию детей с помощью социальной, психологической, педагогической поддержки работниками учреждения.
Исследования психологических особенностей детей раннего возраста проводили психологи и педагоги Л.С. Выготский, И.А. Коробейников, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др. В качестве методологической основы для изучения особенностей адаптации детей раннего возраста с в условиях детского дома были использованы методики И.В. Лапиной «Адаптация детей при поступлении в учреждение», Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой «Воспитание и обучение детей в Доме ребенка» основанная по программе «От рождения до школы» и на парциальную программу дошкольного воспитания “Я-человек, Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста Т.П. Трясорукова, авторские методики раннего развития О. Жуковой, Б. Никитина.
Цель: выявить особенности адаптации, разработать и реализовать программу сопровождения детей раннего возраста к условиям стационарного учреждения.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.
Предмет исследования: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям Дома ребенка с целью оптимизации его адаптации.
Задачи исследования:
^Проанализировать результаты психолого-педагогических исследований проблемы 2.Выявить особенности развития и адаптации детей раннего возраста, поступивших в учреждение
З. Разработать и частично реализовать программу психолого-педагогического сопровождения с целью оптимизации адаптации двух детей раннего возраста к условиям дома ребенка.
Гипотеза исследования: Адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка будет способствовать изучение особенностей их развития и характера протекания адаптации, а также составление и реализация специальной программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к новым условиям жизни.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение, обобщение
Эмпирические - наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности, методики.
Структура исследования: включает в себя: введение, 2 главы,4 подпункта, 2 вывода после главы, заключения, списка используемых источников и приложений.
База исследования: Краевой Специализированный Дом ребенка №3 города Красноярска. В исследовании участвовали 2-е детей раннего возраста от 1года до 4 лет.
Подводя итоги данной работы, отметим следующие выводы:
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Стоит отметить, что под адаптацией следует понимать процесс приспособления ребенка к конкретным условиям в учреждении и изменения им себя в соответствии с этими условиями и общепринятыми нормами.
Заметим, что адаптационный процесс детей к условиям ДР включает три фазы: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе; подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка и фаза компенсации. Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация.
Под воздействием неблагоприятных факторов, при отсутствии внимания к проблемам ребенка может возникнуть дезадаптация, под которой понимается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Основной особенностью детей, которая обуславливает процесс адаптации к ДР, является потребность и мотивы в общении. Именно от этого зависит длительность и степень тяжести адаптационного периода. Если ребенку не создавать соответствующим образом организованного общения и игровую деятельность ребенка, то процесс привыкания не только задержится, но и осложнится. Для этого педагогу необходимо знать характерные особенности и этапы протекания процесса привыкания.
Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к ДР и включают в себя следующие положения:
1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста;
2. Формировать педагогическую компетентность по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.
Исследование проходило на базе: Краевой Специализированный Дом ребенка №3 города Красноярска. В исследовании участвовали 2-е детей раннего возраста от 1года до 4 лет.
В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что у ребенка поступившего с другого учреждения адаптация проходила легче т.к ему не пришлось привыкать к абсолютно новым условиям проживания. Трудности в адаптации связанны только с незнакомым детским коллективом, к которому он со временем привык при помощи совместных игр. У ребенка, которого оставили в учреждении на время, в связи с тяжелым материальным положением, адаптация проходила тяжелее. Сильно выраженное недоверие к незнакомым взрослым, к тому же поменялись условия жизни, режим дня. Сопровождение в этом случае было более длительным. В работе по повышению уровня адаптации мы использовали различные игровые технологии и активно взаимодействовали с матерью.
Важно сохранять индивидуальный подход, учитывая уровень адаптированности каждого ребенка облегчить и ускорить процесс «приспособления» и улучшить эмоциональное состояние. Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Стоит отметить, что под адаптацией следует понимать процесс приспособления ребенка к конкретным условиям в учреждении и изменения им себя в соответствии с этими условиями и общепринятыми нормами.
Заметим, что адаптационный процесс детей к условиям ДР включает три фазы: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе; подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка и фаза компенсации. Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация.
Под воздействием неблагоприятных факторов, при отсутствии внимания к проблемам ребенка может возникнуть дезадаптация, под которой понимается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Основной особенностью детей, которая обуславливает процесс адаптации к ДР, является потребность и мотивы в общении. Именно от этого зависит длительность и степень тяжести адаптационного периода. Если ребенку не создавать соответствующим образом организованного общения и игровую деятельность ребенка, то процесс привыкания не только задержится, но и осложнится. Для этого педагогу необходимо знать характерные особенности и этапы протекания процесса привыкания.
Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к ДР и включают в себя следующие положения:
1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста;
2. Формировать педагогическую компетентность по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.
Исследование проходило на базе: Краевой Специализированный Дом ребенка №3 города Красноярска. В исследовании участвовали 2-е детей раннего возраста от 1года до 4 лет.
В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что у ребенка поступившего с другого учреждения адаптация проходила легче т.к ему не пришлось привыкать к абсолютно новым условиям проживания. Трудности в адаптации связанны только с незнакомым детским коллективом, к которому он со временем привык при помощи совместных игр. У ребенка, которого оставили в учреждении на время, в связи с тяжелым материальным положением, адаптация проходила тяжелее. Сильно выраженное недоверие к незнакомым взрослым, к тому же поменялись условия жизни, режим дня. Сопровождение в этом случае было более длительным. В работе по повышению уровня адаптации мы использовали различные игровые технологии и активно взаимодействовали с матерью.
Важно сохранять индивидуальный подход, учитывая уровень адаптированности каждого ребенка облегчить и ускорить процесс «приспособления» и улучшить эмоциональное состояние. Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Социальная защита материнства и детства в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



