ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ 6
1.1. История развития франчайзинга в малом бизнесе 6
1.2. Экономическое содержание и виды франчайзинга 10
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 20
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ ЗА ПРЕИОД 24
2.1. Особенности франчайзинга в современной российской экономике 24
2.2 Состояние и тенденции развития франчайзинга в России за период 27
2.3. Проблемы и перспектива франчайзинга в российской экономике . 51 Глава 3. БИЗНЕС-ПЛАН ФРАНШИЗА ТУВИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ 55
3.1. Резюме 55
3.2. Общая характеристика предприятия, продукции 56
3.3. Маркетинговый план 58
3.4. Производственный план 60
3.5.Организационный план 61
3.6. Анализ рисков 62
3.7. Финансовый план 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из основных тенденций мировой торговли было и будет наращивание оборота крупных и средних торговых компаний. В таких условиях малому бизнесу все труднее конкурировать с крупными организациями, поэтому для поддержания жизнеспособности малого бизнеса одним из самых эффективных инструментов работы на рынке становится франчайзинг, который особенно актуален в период финансового кризиса, т.к. позволяет в короткие сроки и с наименьшими затратами построить новый бизнес и сделать его успешным.
Сегодня в России уже сформировались реальные возможности выбора таких технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную организацию бизнеса - и крупного, и малого.
В этом смысле достаточно своевременной для России является форма деятельности субъектов рынка, аналогичная широко известной в мировой практике системе франчайзинга.
Франчайзинг - это долгосрочное сотрудничество двух или нескольких партнеров, которые объединяются с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, «ноу-хау» и других объектов права интеллектуальной собственности.
Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными [4, с. 43-42].
В настоящее время на американском рынке франчайзинг охватывает свыше 50 отраслей - от Интернета до банковского дела, представляя собой в каждом случае, способ распределения товаров или услуг, по которому индивид
(франчайзи, или агент) получает от другого индивида (франчайзера, или принципала) право использования торговой марки и операционной системы в обмен на право контроля со стороны франчайзора и определенные выплаты (роялти).
Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в
России и нуждается в выработке комплексного знания о нем.
В современной российской экономикефранчайзинг может в определённой
степени являться ускорителем экономики, поскольку позволяется:
• интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса,
• продвигать отечественных производителей и их товары,
• формировать системы контроля качества товаров и услуг,
• стандартов поведения,
• создавать новые рабочие места.
С учетом же системы долговременных договоров франчайзинга достигается планирование развития малого бизнеса, а значит и достижение определенного уровня защиты малого и среднего бизнеса, от которого в принципе и будет зависеть дальнейший экономический рост.
Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем в сфере бизнеса, франчайзинг в малом бизнесе неуклонно развивается.
Таким образом, всё вышесказанное обусловливает актуальность данной
темы.
Цель дипломной работы является изучение структуры франчайзинга в малом бизнесе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты франчайзинга в малом бизнесе.
2. Произведен анализ развития франчайзинга в современной российской экономике.
3. Разработан бизнес-план франшизы тувинской национальной кухни.
Объектом исследования является франчайзинг в современной российской экономике.
Предметомисследования в дипломной работе является роль франчайзинга в развитии малого бизнеса.
Структура работысостоит из введения, трех глав, заключения,
библиографического списка и приложений.
Во введении отражены актуальность, цель исследования, обусловлены задачи, объект и предмет исследования.
Впервой главе дипломной работы дано раскрытие понятийной базы исследуемой темы, характеристики видов франчайзинга, механизм формирования взаимодействий между франчайзером и франчази, а также рассмотрено правовое регулирование франчайзинга в России.
Во второй главе произведен анализ развития франчайзинга в России, приведены особенности франчайзинга в современной российской экономике, а также состояние и тенденции развития франчайзинга в России и проблемы, перспективыразвития франчайзинга в экономике.
В третьей главе приведен бизнес-план франшиза «Тувинская национальная кухня».
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по изменению и дополнению в данной сфере.
Источниками для написания работы послужили комплекс материалов по франчайзингу в России. При написании дипломной работы были изучены труды авторитетных специалистов в области франчайзингаБурашев Б.Г.,Вахрушева С., Власова Л., Грибцова Ю.,Земляков Д.Н., Макашев М.Д., Колесников В.и др. А также в процессе подготовки дипломной работы были использованы многочисленные периодические публикации в журналах «Коммерсантъ», «Секрет Фирмы», «Практика торговли», «Экономика и жизнь» и другие.
Подводя итог, можно сделать вывод, что франчайзинг привносит в страны и регионы международные стандарты качества, ассортимента и технологии обслуживания, развивает мировую культуру потребления. Франчайзинг способствует экспансии транснациональных корпораций, и в то же время является эффективным ресурсом развития предпринимательства в регионах России.
На основе проведенного исследования можно представить следующие выводы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены понятие и сущность франчайзинга, преимущества и недостатки, раскрыты проблемы и обозначены перспективы развития франчайзинга в России.Как и любой другой способ ведения бизнеса, франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки.Как бизнес-концепция франчайзинг всегда предполагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзера. Но есть и недостатки.Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы.
А также во второй главе работы проведен детальный анализ понятия «франчайзинг» на основе имеющихся в современной литературе определений российских и западных экономистов. Поэтому я считаю целесообразным предложить в данной работе определение франчайзинга, в котором особо выделяется экономическая составляющая, и с учетом этого рассматривать все процессы, имеющие место в этой сфере, руководствуясь тем, что игнорирование экономического подхода при определении категории «франчайзинг» объединяет ее, а значит и экономическую науку в целом.
В дипломном исследовании рассмотренаанализ развития франчайзинга в России, особенности франчайзинга, проблемы и перспективы, состояние и тенденции в современной российской экономике.А также в диаграммах показаны динамику развития структуры франчайзинга за 2013 год,проанализирована деятельность предприятия с целью выявления приемлемых условий приобретения франшизы для расширения производства, освоения новых технологий и получения дополнительной прибыли.
В третьей главе представлен бизнес-план разработки франшизы «Тувинской национальной кухни».Целькоторой, создание и популяризация тувинской национальной кухни, получение прибыли. В дальнейшем продажа франшиз в России. В данном бизнес-плане приводится подробный экономический анализ эффективности инвестиционных вложений в организацию кафе в городе Кызыл.
В настоящее время многие эксперты отмечают целесообразность распространения франчайзинга в России.
В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями малого бизнеса.
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами.
Целью дипломной работы былоизучение структуры франчайзинга в малом бизнесе.
Подводя итог всему сказанному можно смело утверждать, что франчайзинг, как вид бизнеса достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) № 14 - ФЗ. От 26.01.1996. ( ред.от 14.06.2012).
2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - — СПб.: Питер, 2005. — 368 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
3. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с.
4. А. Н. Асаул Организация предпринимательской деятельности Учебник. СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с.
5. Бурашев Б.Г. Пущин В.В., Салимов А.В. Поддержка. Развития франчайзинга в России. // Закон - 2011. - № 12. - С. 124 -126.
6. Ватутин С., Тришин М. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста - СПб.: Питер, 2013.- 56 с.
7. Вахрушева С. Бизнес под копирку // Практика торговли. - 2012. - № 7 .¬С.43-45.
8. Великанова О. Ноу-Хау для бывалых // Эксперт Северо-Запада - 2011.- № 48.- С.10.
9. Власова Л. Франчайзинг: рецепт готового бизнеса // Экономика и жизнь.- 2009.-№39.-С.19.
10. Грибцова Ю. McDonald's начинает работать в России по франчайзингу // Ведомости.-2012.-13 апр.-№2-С.12.
11. Дельтей Ж. Франчайзинг / СПб.: Нева, 2008.- С.45.
12. Жолобова Е. На локальных рынках растет число франшиз низкого качества // Деловой квартал.-2009.-№18.-С.22.
13. Журбаев Е. «Мертвые души» франчайзинга // BUYBRANDInform.- 08.11.2011.
14. Земляков Д.Н. Макашев М.Д. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса. / М.: Юнити - Дана, 2009.- С.23.
15. Кац Р.Б. Франчайзинг: построение предприятия, бухгалтерский учет. Правовые аспекты.2-е изд., перераб. и доп. / М.: « РОСБУХ»,2011.-С.66.
16. Квасова О. Доброе имя напрокат // Московский комсомолец.-2011.-12 дек.-№ 25827.- С.8.
17. Кирпа Н. Анатомия обувного франчайзинга // Журнал.- 2012.- № 11.-
С.14.
18. Климова С.В. Франчайзинг: понятие, правовое регулирование и зарубежный опыт // человек и закон. 2009.№ 10. С. 28-34.
19. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. / СПб.: Питер.2008.-288с.
20. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга, 5-е европейское издание. / М.: ООО « И.Д. Вильямс», 2012.- 752 с.
21. Котляров И.Д. Современные формы аутсорсинга в современной международной торговле // мировая экономика и международные отношения.- 2011.- № 6. - С. 65-67.
22. Кривонос Е.А. Купи успешный бизнес. Пособие по франчайзингу / М.: Аванпост-прим, 2009.- С. 87.
23. Крюкова Н. Догоним и перегоним. Каким будет российский франчайзинг через 10 лет // Бизнес-Журнал.- 2012.- № 2.- С. 38.
24. Крякова Н. Франшизы от опытных компаний // Клуб франчайзи. - 2013.- № 1- С.5.
25. Крякова Н. По одежде - покупают // Бизнес-Журнал.- 2012.- № 11.-
С.14.
26. Крякова Н. Франшиза: необоснованные ожидания и реальные возможности // Бизнес-Журнал.- 2001.-№12.-С.27.
27. Левински А. как основатель « 1 С» построил бизнес с выручкой в $ 1 млрд //Forbes.-2012.-№11.- С.14.
28. Либинсон А.В. пришло время строить отели с доступной ценой // Современный бизнес. Отель.- 2012.- №7.
29. Ляпаров В. Продается брэнд. Выбор и оценка франшизы // Бизнес-Журнал.- 2008.- №23.
30. Майлер А. Тиражирование успеха. // Коммерсантъ Секрет Фирмы.-
2010.-№4.- С.11.
31. Майлер А., Семина Н. Патриотический франчайзинг. // Коммерсантъ Секрет Фирмы.- 2009.- № 9.- с.128-129.
32. Мамедова Д. Обратный франчайзинг - что быль, а что реальность // секрет фирмы.- 2012.- №4.-С.32.
33. Муртазин А. Франчайзинг: за и против //Коммерсантъ Секрет Фирмы.
- 2009.- № 5.- с.116.
34. Мюррей Я. Франчайзинг. Типы франшизы.где достать финансы.как добиться успеха. / СПб.: Питер, 2008.- 203 с.
35. Николаева И. В России бум франшиз // Деловой квартал.- 2012.- № 8.-
С. 24.
36. Рожденственская А. Российский франчайзинг: итоги 2012 года // Бизнес-Журнал.- 2012.- № 12.- С.18.
37. Севек В.К. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-план: Учебное пособие.- Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2010.-248 с.
38. Следина А. Бюджетные франшизы на рынке франчайзинга // Бизнес¬Журнал.- 2012.- № 5.- С.12.
39. Следина А. Женский бизнес-легкий фитнес // Бизнес-Журнал.- 2012.-
№ 9.- С.5.
40. Смирнова Н., Парабеллум А., Мрочковский Н. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле / СПб.: Питер, 2013.- 336 с.
41. Сойак Е. Развитие франчайзинга в регионах РФ как один из способов инновационного реформирования и интеграционной поддержки малого бизнес // Businessflight - 2010.- № 1.- С.8.
42. Смирнова Н.Мастабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле; Питер- Москва, 2013.-336.
43. Сосна С.А. Франчайзинг коммерческая концессия / С.а. Сосна, Е.Н. Васильева.- М.: ИКЦ Академкнига, 2009.- С. 123.
44. Степанов С.А. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации М.: проспект, институт частного права, 2010.- С. 154.
45. Тараканов В. Франчайзинг в фуд-ритейле // практика торговли.- 2012.- № 6.- С.38.
46. Телицына И. По накатанному // Forbes.- 2012.- № 11.- С.14.
47. Троинов В, Менталитет на пути у франчайзинга // Коммерсантъ «Экономический форум», Приложение, № 108.- 2012.-№ 11.- С.14.
48. Филина Ф.Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности / Ф.Н. Филина.- М.: Гросс Медиа: РОСБУХ, 2009.- С.9.
49. Ханова В. Южный франчайзинг // Эксперт Юг.- 2012.- № 10.- С.11. 50.Чеканова С. Региональных франчайзинговых компаний становится
больше // Российская газетаю.- 2012.- 10 дек.- № 46.- С.14.
51. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг, Книга
по Требованию - Москва, 2011.- 256.