Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный интеллект и способы его развития на уроках музыки в школе (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №167017

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2024
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» …5
1.1 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» ……………………………… 5
1.2 Значение общеобразовательных предметов предметной области «Искусство» в развитии эмоционального интеллекта …………9
ГЛАВА 2 МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА … 14
2.1 Эмоциональные интеллект и его роль в процессе формирования музыкальных способностей школьника 14
2.2 Виды деятельности обучающихся на уроке "Музыка" и их влияние на развитие эмоционального интеллекта ……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………28


В современном обществе, где эмоциональное благополучие и социальные навыки становятся все более значимыми для достижения успеха, концепция эмоционального интеллекта (ЭИ) приобретает особую актуальность. Эмоциональный интеллект включает в себя умение распознавать, осознавать и контролировать свои эмоции, а также проявлять эмпатию и взаимодействовать с эмоциями других людей. Исследования показывают, что высокий уровень ЭИ способствует улучшению межличностных отношений, повышению успеваемости в учебе и общему психическому здоровью. Музыка, как искусство, способное вызывать разнообразные эмоции и переживания, играет важную роль в развитии эмоционального интеллекта у школьников. Уроки музыки предоставляют уникальные возможности для самовыражения, развития эмпатии и формирования социальных навыков. Через музыкальную практику учащиеся могут не только научиться понимать свои чувства, но и лучше осознавать эмоции окружающих, что является важным аспектом эмоциональной грамотности.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании концепции эмоционального интеллекта и выявлении методов его развития на уроках музыки в школе. Для достижения этой цели в работе будут поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты эмоционального интеллекта и его составляющие;
2. Проанализировать влияние музыкального образования на развитие эмоционального интеллекта у учащихся;
3. Рассмотреть практические методы и подходы к интеграции эмоционального интеллекта в уроки музыки;
4. Определить роль педагогов в формировании эмоционального интеллекта через музыкальное обучение.
Настоящее исследование посвящено определению роли музыкального образования в развитии эмоциональной грамотности у детей и его воздействию на их общее развитие и социальную адаптацию. Полученные результаты могут быть полезны для педагогов, психологов и всех, кто интересуется вопросами эмоционального воспитания и музыкального образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения темы "Эмоциональный интеллект и методы его развития на уроках музыки в школе" было установлено, что музыка служит эффективным средством для формирования и развития эмоционального интеллекта у школьников. Эмоциональный интеллект, который включает в себя умение распознавать, осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, имеет важное значение для личностного роста и социальной адаптации учащихся.
Исследование показало, что общеобразовательные предметы предметной области «Искусство» играют важную роль в развитии эмоционального интеллекта, а необходимость его развития отражена во ФГОС. Уроки «Музыка» и «Изобразительное искусство» развивают творческие способности и способствуют формированию эмпатии, помогают учащимся научиться распознавать и понимать эмоции. Искусство стимулирует активное мышление, учит анализировать и интерпретировать информацию, что в свою очередь способствует развитию эмоционального интеллекта.
Музыка не только отражает эмоции, но и формирует их, воздействуя на настроение и поведение человека. Понимание этого влияния может помочь в использовании музыки как средства для развития эмоционального интеллекта, улучшения межличностных отношений и повышения общего благополучия. В контексте образовательного процесса интеграция музыки может стать эффективным инструментом для формирования эмоциональной грамотности у школьников и их социальной адаптации.
Таким образом, занятия музыкой в школе не только способствуют развитию музыкальных навыков у учеников, но и помогают формировать важные социальные и эмоциональные компетенции.
Необходимо продолжать исследовать это направление, внедряя инновационные методы преподавания музыки, которые будут способствовать всестороннему развитию детей и подготовят их к успешной социальной жизни.
В заключение, можно сказать, что интеграция эмоционального интеллекта в музыкальное образование является важной задачей современного обучения, способствующей формированию гармоничной личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающим миром.



1. Расторгуева Е. Н. Эмоциональный интеллект: к проблеме определения понятия // Вестник ГУУ. 2024. №1. С. 230-239.
2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. Новополоцк: Изд. ПГУ, 2011. 388 с.
4. Монина Г. Б. Эмоциональный интеллект как фактор личностного и профессионального роста // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2011. №3 (33). С. 84-96.
5. Иванова С. В. Эмоциональный интеллект: что это? (аналитический обзор литературы по эмоциональному интеллекту в педагогическом аспекте) // Ценности и смыслы. 2022. №4 (80). С. 6-53.
6. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей. М.: АСТ. 2021. 255 с.
7. Попрыгина А. И. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. №3. С. 83-88.
8. Кошмина И. В. Духовно-нравственное развитие личности средствами музыкального искусства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 70. С. 115-122.
9. Теплов Б. М. О музыкальном переживании // К 35-летию научной деятельности Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945. C. 427–447.
10. Крысенко Г. Е. Музыкально-эмоциональный мир ребенка. Музыка - источник развития интеллекта // Проблемы педагогики. 2016. №1 (12). С. 4-9.
11. Кочергина С. Г. Связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллектуальных способностей и креативности у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. №1. С. 36-43.
12. Фомин А. В., Зотова М. А. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания музыкально-педагогического образования // Музыкальное искусство и образование. 2018. №2 (22). С. 59-75.
13. Грушко Н. В. Исследования эффективности метода «Психокоррекция творческим самовыражением» в групповой психокоррекционной работе // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2014. № 2. С. 58–64.
14. Солдатова Е. Л., Чипеева Н. А. Эмоциональный интеллект и креативность в структуре способностей // Психология. Психофизиология. 2017. №2. С. 5-14.
15. Петрушин В. И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий // Музыкальное искусство и образование. 2016. № 2 (14). С. 68-82.
16. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 с.
17. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания мл. школьников: Учебное пособие для студентов нач. факультетов педвузов. М.: Изд. Центр “Академия”, 2001. 368 с.
18. Ясинских Л. В. Методика преподавания музыкального искусства в начальной школе: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд. УГПУ. 2012. 167 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ