Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования метапредметных образовательных результатов у учащихся в процессе математической подготовки 6
1.1. ФГОС как новые требования к качеству отечественного образования 6
1.2. Метапредметные образовательные результаты в формате ФГОС 12
1.3. Интегрированные уроки в процессе математической подготовки: основные функции и структура 20
Выводы по главе I 27
Глава II. Методическое обеспечение использования интегрированных уроков в математической подготовке учащихся 28
2.1. Принципы отбора содержания интегрированных уроков 28
2.2. Методические разработки занятий 31
2.3. Апробация разработанной методики и ее результаты 44
Выводы по главе II 46
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложения 53
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов ориентирует образовательный процесс на формирование разносторонне развитой личности, способной к дальнейшему обучению и самообучению в течение всей жизни. Достижение этой задачи напрямую связано с формированием и развитием образовательных результатов метапредметного характера. К таковым относят умения и способы деятельности, которые дают человеку возможность интегрирования всех имеющихся знаний и их применения в любую область человеческой жизнедеятельности.
Отличительной особенностью школьного курса математики является значительно большая, чем у многих других учебных предметов, метапредметная направленность его содержания, обеспечивающая широкие возможности для развития инструментальных (операциональных) ресурсов личности, при безусловной самостоятельности, целостности и философской значимости самого предмета. Однако, если обратится к содержанию школьных образовательных программ, то в нем мы не найдем метапредметных понятий и культуросообразных способов выполнения учебных действий, которые должны стать предметом освоения учащихся. Очень редко можно встретить метапредметное содержание и в новых учебниках, освоение которых обеспечит достижение требуемых ФГОС результатов образования. Нельзя не отметить, что некоторые попытки в разработке деятельностного содержания образования предпринимаются в образовательной практике (А.Г. Асмолов, Ю.В. Громыко и др.), однако, все это штучная работа, перенос этих авторских моделей в массовую школу не возможен в ближайшей и даже среднесрочной перспективе.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, образовательными требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной готовностью школ к решению этой проблемы, с другой стороны. Перед школой встала насущная задача поиска путей формирования и развития метапредметных, предметных образовательных результатов и универсальных учебных действий.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: какой должна быть математическая подготовка учащихся, чтобы в ее процессе имелась возможность формирования метапредметных образовательных результатов.
Цель исследования: разработать и апробировать методическое обеспечение интегрированных уроков в процессе математической подготовки, направленного на формирование у школьников метапредметных образовательных результатов.
Объект данного исследования: процесс обучения математике учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: интегрированные уроки в процессе математической подготовки.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что достаточным условием для формирования метапредметных образовательных результатов школьников является использование интегрированных уроков в процессе их математической подготовки.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности организации интегрированных уроков, их функцию и структуру.
2. Научно обосновать дидактические принципы отбора содержания интегрированных уроков.
3. Создать методическую разработку интегрированных уроков в процессе математической подготовки.
4. Осуществить апробации разработанной методики в образовательном процессе школы, описать ее результаты.
Содержание выпускной квалификационной работы представлено во введении, двух главах, заключении и приложениях. Библиографический список насчитывает 32 источника.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования метапредметных образовательных результатов у учащихся в процессе математической подготовки» на основе анализа литературы по рассматриваемой проблематике выявлены тенденции развития современного математического образования и сформулированы проблемы математической подготовки, раскрыто понятие интегрированных уроков, их структура и функции.
Во второй главе «Методическое обеспечение использования интегрированных уроков в математической подготовке учащихся» разработаны дидактические принципы отбора содержания интегрированных уроков. Описаны методические разработки интегрированных уроков в процессе математической подготовки для 5, 6, 8 и 10 классов. Проведена апробация в естественных условиях образовательного процесса.
В Заключении сформулированы основные результаты и выводы работы.
В приложении приведена разработка технологической карты интегрированного урока «Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке».
Хочется начать словами известного педагога Яна Каменского: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Интегрированные уроки и курсы в обучении приобретает широкий размах и популярность. Изучение процесса интеграции, проходившее во время написания работы, привело к выводу, что единого понимания пути этого явления нет. Существует много точек зрения на данное явление.
Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, очевидна важности этой проблемы и её значимости в практике школы.
Используя межпредметные связи как технологию интегрированного урока в процессе обучения математики, мы в полной мере реализуем цели, которые ставит перед нами новый ФГОС, а именно формирование предметных, метапредметных образовательных результатов.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интегрированными уроками может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при использовании принципов отбора содержания интегрированных уроков.
На основании выявленных принципов отбора содержания были разработаны интегрированные уроки для учащихся 5, 6, 8 и 10 классов общеобразовательной школы, которые апробировались на базе МАОУ «Лицей №6 Перспектива» г. Красноярска.
На уроках математики есть возможность реализовать разнообразные метапредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и другими учебными предметами.
Интегрированные уроки помогают школьникам вызвать и реализовать свой интерес к предметам, позволяют обобщить полученные знания и применять их. Систематическое проведение подобных уроков поможет ряд проблем, поскольку такой вид работы стимулирует активность учащихся, максимально концентрирует их внимание на уроке, повышая интерес к изучаемой теме и предмету в целом.
Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена. В следствие нехватки времени не удалось провести достаточное количество интегрированных уроков в процессе математической подготовки.
1. Аванесов В.С. Проблема модернизации образования// Доклад на XI -ой межд. науч. конф. "Модернизация России: ключевые проблемы и решения". Москва, ИНИОН РАН, 16-17 декабря, 2010 г.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Аствацатуров Г.О. Технология Prezi - оригинальное решение
мультимедийной презентации [Электронный ресурс]: URL:
http://didaktor.ru/texnologiya-prezi-originalnoe-reshenie-multimedijnoj- prezentacii/(дата обращения: 17.03.2014).]
4. Багачук А.В., Кизелевич И.Е. Подготовка к исследовательской деятельности будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода// Мир науки, культуры, образования. 2014. №4(47). С.172-175.
5. Багачук А.В., Фоменко Е.В., Кизелевич И.Е. Технологический аспект становления развития научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей// Успехи современного естествознания. 2014. №3. С.174-175.
6. Багачук А.В., Фоменко Е.В., Кизелевич И.Е. Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных результатов обучения в процессе математической подготовки учащихся// Современные проблемы науки и образования. 2015. №1.
7. Бодрова Е.В., Никитина С.Б. Кризис системы образования. Поиск новой
парадигмы образования на рубеже XX- XXI веков [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf(дата обращения 23.01.2016).
8. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика, М.:НМЦ СПО,1999
9. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). - Минск: Технопринт, 2000. - 118 с.
10. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы (пропедевтический курс физики и химии 5-6 классов). М.: Дрофа, 2011.
11. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Московская
гуманитарно-социальная академия, 2002. 592 с.
12. Кизелевич И.Е. Методические возможности использования
интегрированных уроков в процессе математической подготовки учащихся// Инновационная наука. 2016. №3. С.146-148.
13. Кизелевич И.Е., Фоменко Е.В. Организация интегрированных уроков с использованием ИКТ в процессе обучения математике// Международный студенческий научный вестник. 2015. №1.
14. Кизелевич И.Е., Фоменко Е.В. Возможности использования дистанционного обучения в образовательной практике современной школы// Молодежь и наука XXI века: сб. науч.тр. по мат-лам XV Междунар. науч.-практ. конф (Красноярск, 19-26 мая 2014). КГПУ, 2014. С.287-290.
15. Кизелевич И.Е., Фоменко Е.В. Дидактические возможности использования ИКТ в процессе математической подготовки учащихся// Молодежь и наука XXI века: сб. науч.тр. по мат-лам XVI Междунар. науч.-практ. конф студ., аспир. и мол.ученых (Красноярск, 28-29 мая 2015). КГПУ, 2015. С.58-65.
16. Кизелевич И.Е., Фоменко Е.В. Организация учебной деятельности учащихся при изучении темы «История ЭВМ»// Молодежь и наука XXI века: сб. науч.тр. по мат-лам XIV Междунар. науч.-практ. конф студ., аспир. и мол.ученых (Красноярск, 14-17 мая 2013). КГПУ, 2013. С.63-
64.
17. Костарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс]. URL:www.school4-perm.narod.ru/kio.htm(дата обращения: 14.02.2016).]
18. Лазарев В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. - 2014. - №6. - С. 3-12.
19. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Утв. Приказом Президента РФ от 4.02.2010 № 271 [Электронный ресурс]. URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/(дата обращения 13.03.2015).
20.0 Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: докл. Рос. акад. образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 42 с.
21. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997.
22. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751 "О национальной
доктрине образования в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата обращения 13.03.2015).
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство Питер, 2002.
24. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.webcitation.org/6Gtkf6sdY (дата обращения 23.01.2016).
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. Утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http: //минобрнауки .рф/документы/938
(дата обращения 18.03.2015).
26. Фоменко Е.В., Кизелевич И.Е. Интеллектуальная игра как средство формирования исследовательской деятельности студентов - будущих учителей// Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 29 нояб. 2013). 2013. С.154-156.
27. Фоменко Е.В., Кизелевич И.Е. Системно-деятельностный подход как средство формирования требуемых результатов образования ФГОС // Молодежь и наука XXI века: сб. науч.тр. по мат-лам XVII Междунар. науч.-практ. конф студ., аспир. и мол.ученых (Красноярск, 16 мая 2016). КГПУ, 2016. С.
28. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования человека // European Journal of Contemporary Education. 2012. №11. С. 15-29.
29. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Материалы проекта «Стандарт общего образования». - М., 2002.
30. Хуторской А.В. Современная дидактика. - Учебное пособие. 2-е издание, перераб. — М.: Высшая школа, 2007.
31. Шарыгин И.Ф. Стандарт по математике: 500 геометрических задач. М.: «Просвещение», 2007.
32. Щербакова С.Г. Проблема интеграции в школе [Электронный ресурс]:
URL: http://festival.1september.ru/articles/415794(дата обращения
13.12.2014).