ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Теоретические основы интегрированного обучения в условиях основного общего образования 13
1.1. Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной
и зарубежной школы 13
1.2. Формирование метапредметных результатов у обучающихся в
условиях современных общеобразовательных школ 20
1.3. Цели, модели и технологии интеграции в педагогике 26
1.4. Межпредметные связи при изучении предметной области
«Естественнонаучные предметы» 32
Глава 2. Экспериментальная методика проведения интегрированных уроков 42
2.1. Возможности интеграции предметной области «Естественнонаучные
предметы» 42
2.2. Методика проведения экспериментальных уроков на основе межпредметной интеграции предметной области «Естественнонаучные предметы» 45
2.3. Эффективность экспериментальной методики по формированию метапредметных результатов обучающихся 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список используемой литературы 75
Приложения 79
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", общее образование должно быть направлено на становление и формирование личности обучающегося [27]. А именно на формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
В рамках достижения учащимися метапредметных результатов, включающих в себя освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а так же построение индивидуальной образовательной траектории [26]. Таким образом, одной из задач современного образования в школе становится усвоение учащимися системы знаний, обязательных для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека.
Установленные стандартом требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, устремить учащихся на использование обобщенных способов деятельности и создание собственных продуктов в усвоении знаний. В условиях современного реформирования школы и введения новых ФГОС ООО актуальным и перспективным направлением в развитии образования является интеграция. Использование интеграции способствует стабильному интересу учащихся к изучаемым предметам: истории, биологии, географии, физики, математики и т.д.
К вопросу интеграции в обучении обращались многие классики педагогики: Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Дж. Дьюи, Г. Фрезинг, Е. Хофман и другие. Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова интеграция - это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития [5]. Актуальность использования интегрированных уроков продиктована на законодательном уровне требованиями, предъявляемыми к школьному образованию. Интеграция позволяет формировать универсальные учебные действия в рамках реализации ФГОС начального и основного общего образования. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интегрированные уроки предусматривают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех школьных предметов, для обогащения школьников знаниями. Интеграция способствует повышению мотивации, формированию познавательного интереса обучающихся в большей степени, чем обычные уроки, содействуют развитию речи, формированию умений сравнивать, обобщать, делать выводы, свободно высказываться, снимает перенапряжение, перегрузку обучающихся.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке экспериментальной методики проведения интегрированных уроков как средства формирования метапредметных результатов обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Выявить возможности предметной области «Естественнонаучные предметы» для проведения интегрированных уроков по биологии.
3. Обосноват и разработать методику проведения
интегрированных уроков в предметной области «Естественнонаучные предметы».
4. Выявить организационно-педагогические условия реализации разработанной методики, при соблюдении которых формирование метапредметных знаний будет эффективным.
Объект исследования - процесс обучения биологии в основной школе.
Предмет исследования - методика организации и реализации интегрированных уроков предметной области «Естественнонаучные предметы».
Гипотеза исследования: проведение интегрированных уроков может способствовать формированию метапредметных результатов и повышению качества образования при изучении естественнонаучных предметов.
Теоретическая значимость работы определена тем, что нами проведено комплексное исследование результативности проведения интегрированных уроков в 8 классе.
Разработанный материал можно использовался при составлении рабочей программы по естественнонаучным предметам педагогами МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», а так же педагогам районного методического объединения учителей биологии, химии, географии Северо¬Енисейского района «Формирование естественнонаучной грамотности».
В данной работе произведена систематизация знаний по проблеме исследования. При написании работы был произведен анализ учебных пособии, монографий, научных статей, данные научных исследований.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северо-Енисейская средняя школа №2».
Методы исследования:
• Теоретические (синтез, анализ, сравнение, моделирование)
• Эмпирические (анкетирование, наблюдение, эксперимент).
Основные положения магистерской диссертации были обсуждены Педагогическом совете МБОУ «ССШ №2», школьном и районном методическом объединении педагогов естественнонаучного цикла предметов.
Этапы исследования:
на первом этапе (2017 - 2018 гг.) - осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы; изучены теоретические основы интегрированного обучения в условиях основного общего образования. Проанализированы цели, технологии, модели интеграции в педагогике, межпредметные связи при изучении предметной области естественнонаучные предметы. осмысливались теоретические основы исследования, аппарат, формулировалась гипотеза;
на втором этапе (2018 г.) осуществлялась экспериментальная методика проведения интегрированных уроков на базе МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2». Проанализированы возможности интеграции предметной области «Естественнонаучные предметы». Была составлена экспериментальная методика на основе межпредметной интеграции при изучении естетственнонаучных предметов. Проведена апробация проведения интегрированных уроков;
на третьем этапе (2018-2019 гг.) был проведен сравнительный анализ качества образования при изучении предметной области «Естественнонаучные предметы» до проведения ряда интегрированных уроков и после. Обобщение и систематизация результатов, оформление магистерской диссертации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.
Введение определяет степень научной разработки, цель исследования, раскрывает актуальность, теоретическую и практическую значимость работы. В заключении сформированы окончательные выводы, а также подводятся итоги исследования по рассматриваемой теме.
В магистерской диссертации представлена актуальность исследования, теоретическое обоснование изучаемой проблемы, анализ литературы по рассматриваемой теме. Разработана экспериментальная методика и реализован ряд интегрированных уроков при изучении биологии.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы позволило выявить теоретические основы интегрированного обучения. Интегрированные уроки являются средством для формирования метапредметных результатов обучения, которые позволяют развивать универсальные учебные действия и научное мышление, обеспечивая при этом формирование целостной естественнонаучной картины мира.
Изучение возможностей предметной области «Естественнонаучные предметы» при проведении интегрированных уроков, показало, что можно интегрировать не только учебный материал, но и методы, приемы работы с обучающимися, использовать различные элементы, виды, технологии интеграции. Таким образом, межпредметная интеграция становится средством приобретения предметных знаний по биологии и способов действий, их объединения со знаниями смежных предметов в единую систему.
Разработана экспериментальная методика проведения интегрированных уроков в предметной области «Естественнонаучные предметы». Процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный. Используя данную методику, был разработан и проведен ряд интегрированных уроков по биологии в 8 классе. Доказано, что интегрированные уроки способствуют повышению успеваемости и качества обучения учащихся и являются одним из средств формирования метапредметных результатов обучающихся.
Выявлены организационно-педагогические условия реализации разработанной методики проведения интегрированных уроков:
• урок должен сочетать в себе материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из других предметов является только «фоном» для основного предмета;
• при интегрированном обучении учебные предметы должны быть самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на изучение данного объекта;
• создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
При оценивании основных групп метапредметных умений было выявлено, что использование интегрированного обучения биологии является эффективным средством формирования метапредметных результатов обучающихся.
1. Антонов, А.А. Метапредметное и межпредметное в современной школе на примере изучения химии / А.А. Антонов, А.А. Дроздов, Н.Е. Кузьменко // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 25. - С. 700¬705.
2. Головинский Е. Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии // Перспективы. - 1986. - № 4. - С. 18 - 24.
3. Диалектика как основа интеграции научного знания: Межвуз. сб. / Под ред. А. А. Королькова, И. А. Майзеля. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 160 с.
4. Еременко И. Г. Монографическое исследование в педагогике // Методы педагогических исследований / Под. ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. С. 215-250.
5. Занихина, Ю.А. Межпредметные связи при обучении химии / Ю.А. Занихина, В.М. Баженов // Интернет-портал для учителей «ИнфоУрок»
6. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. - 2006. - 195с.
7. Из опыта разработки интегративных учебных курсов / Свердл. инж.-пед. ин-т. / Отв. ред. В. С. Безрукова. Свердловск. 1991. 18 с.
8. Ильченко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. - 1998. - № 9.
9. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. M. Н. Розова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 232 с.
10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО Л.И. Пискунова. - 2-е изд. испр. и дополн. - М.: ТИ Сфера, 2001. - 512 с.
11. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.:Просвящение, 1991.
12. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: учебно-методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 352 с. - (Библиотека учителя).
13. Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении и воспитании учащихся // Биология в школе. - 1989. - №1.
14. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно¬воспитательном процессе обучения: Книга для учителя. - М.:Просвящение, 1984.
15. Максимова В.Н., Груздева В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.:Просвящение, 1987.
16. Методика проектирования содержания интегративных курсов. Метод, разработки / Сост. Кузнецова О. М. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.- пед. ин-та, 1989. 35 с.4
17. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Наука, 1981. 360 с.
18. Павельциг Г. Интеграция дифференциация - прогресс // Инте-гративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 27-42.
19. Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока // Методист №6 2003 с. 52-54.
20. Пискунов, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб.пособие для пед. учеб. зав. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Сфера, 2001. - С. 199-200.
21. Плеханов А. Концепция интегрированного образования П. А. Кропоткина//Педагогика, 1993. № 3. С. 62-65.
22. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С. 57 - 60.
23. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. - с. 165-173
24. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935¬1940. (4 т.)
25. Трайнев В.А. Информационные коммуникативные
педагогические технологии (обобщение и рекомендации): учеб.пособие. М.: Дашков, 2006. 280 с.
26. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
28. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. (Предпосылки. Опыт) // Науч. ред. З.И. Васильева. -Л.: Лен. гос. пед. интим. А.И. Герцена, 1989. 93 с.
29. Фоминых Ю.В. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников //Педагогика. 1994. №4. С.26-80.
30. Хохлов, Н. Г. Интегрированная система обучения в высшей школе за рубежом / Н. Г. Хохлов. - М.: МАСИ, 1990. - 111 с.
31. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. - М.:Просвящение, 1987.
32. Электронный ресурс в режиме доступа:
http://www.kremlin. ru/events/president/news/57425
33. Электронный ресурс в режиме доступа:https://coko24.ru/wp-content/uploads/2019/11/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA_%D0%9A%D0%94%D0%A08_2019.pdf
34. Berlen D.E., Jones S. The integration of science and maths: Early childhood and middle school levels // School science and maths. 1987. Vol. 87. P. 271-273.
35. Pawelzig G Integration, desintegration, Differenzierung und dedifferenzierung Komplexer dinamischer Systeme vom Typ der Wissenshaft// Weltan-schanung und Methode. Berlin, 1969.
36. Pawelzig G Zum Integrations und Differenzierungmechanismus dinamischer Systeme vom Typ der Wissenshaft// Wissensch. Zeitschr. D. Karl Marx - Universitat. 1968, №5
37. Programe models for Meanstreaming: Integrating students with moderate to severe Disabilitees.- Ed. By M.S. Berres and Knoffock.- Rockville, Maryland Aspen Publisher, Inc.- 1987.//Educational leadership.- 1988.-vol.45,w.4.