Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях
1.1. Система пенитенциарной социальной работы 6
1.2. Нормативно-правовой аспект социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 11
1.3. Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях 15
Глава 2. Особенности социальной работы с осужденными в ИК №1 ФСИН Республики Тыва
2.1. История становления и общая характеристика ИК № 1 ФСИН
Республики Тыва 27
2.2. Основные направления социальной работы с осужденными ИК №1 40
2.3. Технологии активизации жизненного пространства в перевоспитании и содержании осужденного в исправительной колонии № 1 ФСИН
Республики Тыва 46
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Актуальность исследования. На современном историческом этапе развития Российской Федерации актуализируется потенциал социального, правового, демократического государства, обозначенный в Конституции Российской Федерации. Но реалии окружающей действительности показывают весьма неутешительный результат, особенно при исследовании и анализе пенитенциарной системы.
Сегодня рост преступности не убывает при всем прогрессивном развитии современного общества и развитии социального института, призванного к выявлению, диагностированию и решению социальных проблем. Высокий процент преступности влияет на общее состояние социального здоровья страны, что ставит актуальность развития пенитенциарной социальной работы.
Современная ситуация в исправительных учреждениях усугубляется практически полным отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков, способных работать с различными категориями осужденных по-новому. Специалист по социальной работе в пенитенциарных учреждениях призван предвидеть причины возникающих преступлений и уметь предотвратить их следствия, таким образом, участвуя в снижении процента преступности в Российской Федерации.
Рост преступности в России стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних в условиях деструктивных изменений в общественной жизни утратили свое значение.
Пенитенциарная система служит общепринятой цели - перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека,
совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде
лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления.
Объект исследования - пенитенциарная система.
Предмет - содержание, формы и методы социальной работы в ИК ФСИН Республики Тыва.
Целью данной работы является выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника в пенитенциарной системе и определение основных направлений, принципов, технологий социальной работы в условиях исправительной
колонии.
В соответствии с целью исследования ставились и решались следующие
задачи:
1) раскрыть теоретические основы социальной работы в пенитенциарной системе Российской Федерации;
2) дать характеристику правовой основы социальной работы в пенитенциарной системе;
3) выделить основные принципы социальной работы, направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе;
4) определить формы и методы социальной работы с осужденными в ИК
№1.
В ходе исследования были использованы методы:
- анализ и синтез литературы;
- анализ документов ФКУ ИК №1 ФСИН Республики Тыва;
- моделирование;
- беседа;
- наблюдение.
Гипотеза исследования - предполагается, что комплексная социальная работа, направленная на адаптацию к условиям в колонии, будет способствовать успешной ресоцилизации осужденных.
Безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для современного Российского общества, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке. Анализ литературы показал, что это направление социальной работы в отечественной науке фактически не рассматривается. Необходимо создание теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на практическую деятельность. Так как работу современной пенитенциарной системы РФ по исправлению осужденных можно считать малоэффективной.
Исправительные учреждения в соответствии с Концепцией реформирования уголовно-исполнительной системы должны быть полностью сориентированы на исправление и ресоциализацию осужденных, т.е. формирование системы поэтапного изменения и самосовершенствования личности, а также создание благоприятных внешних условий, поддерживающих и стимулирующих ее активное развитие, а не усугубление и без того тяжелой жизненной ситуации.
Пенитенциарной социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди них умение: рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем клиента.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что социальный работник в исправительном учреждении многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.
Объектом внимания специалиста по социальной работе в ИК-1 может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (в ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительного учреждения или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.
Функции социального работника в данном учреждении весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала исправительного учреждения. В связи с перспективами развития пенитенциарных учреждений, перед социальным работником открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан. Но самой главной функцией специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении является помощь в ресоциализации осужденного и предупреждение рецидивов.
Социальная работа с осужденными в ИК-1 ведется в следующих направлениях:
1. Организационные технологии (связи с общественностью);
2. Организация трудовой занятости;
3. Организация досуговой деятельности заключенных;
4. Информирование и консультирование;
5. Индивидуальная реабилитация заключенных;
6. Психологическая помощь;
7. Развитие духовной культуры осужденных.
1. Алексеев, А.И. Криминология и организация предупреждения преступлений / А.И. Алексеев и др. М.: МВД РФ. 1995. - 244 с.
2. Ананьев, О.Г. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Учебно-методическое пособие. / О.Г. Ананьев, Е.О. Ананьева, Н.С. Глазунов и др. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. - 372 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
4. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. М.: Сварогь., 1995. -398 с.
5. Бабушкин, А.В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях / А.В. Бабушкин. - М., 2012. - 243 с.
6. База данных ФКУ ИК-1 У ФСИН Республики Тыва.
7. Борбай, А.В. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах России / А.В. Борбай. М.: ВНИИ МВД РФ, 1997. - 344 с.
8. Бражник, Ф.С. Пенитенциарное право /Ф.С. Бражник. - М.: Норма, 2004.- 176 с.
9. Быков, А. Казнить нельзя помиловать. / А. Быков // Социальная защита. -2010. - №11.-С. 26-29.
10. Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Васильчиков. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 246 с.
11. Войт, Л.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа»/ Л.Н. Войт, Т.С. Еремеева. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. - 126 с.
12.1 оробцов, В.И. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе / В.И. Горобцов. Красноярск, 1999. ч. 1. - 213 с., ч. 2.-209 с.
13. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб., 2008. - 357 с.
14. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник для
юридических вузов и факультетов / К.Ф Гуценко, М.А. Ковалев. И Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2010.-384 с.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка /В.И. Даль. 4т. Спб-М., 1882 г.-564 с.
16. Дриль, Д.А. Тыорма и принудительное воспитание / Д.А. Дриль. - СПб., 1990 г.-358 с.
17. Еремеева, Т.С. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» / Т.С. Еремеева. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. - 118 с.
18. Еремеева, Т.С. Курс «Профилактика в социальной работе с различными группами населения»: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» /Т.С. Еремеева. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2004. - 130 с.
19. Ефремов, Т.Ф. Новый словарь русского языка (Толково-словообразовательный). / Т.Ф. Ефремов. М., 2000. - 485 с.
20. Журнал переписки с другими учреждениями ФКУ ИК-1 У ФСИН Республики Тыва за 2014 год.
21. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы. Учеб, пособие для студ. вузов / И.Г. Зайнышев. - М.: Туманит, изд. центр Владос, 2002. - 240 с.
22. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.
23. Зубков, А.И. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России: история и современность /А.И. Зубков и др. М.: Изд-во «Наука», 1998. - 172 с.
24. Игнатьев, А. А. Уголовно-исполнительное право / А. А. Игнатьев. - М.: Новый юрист, - 1997. - 304 с.
25. Инструкция «Об организации и осуществлении министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы» от 31 января 2006 г. N 16. - 5 с.
26. Инструкция «Об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 77.
27. Климов, В. Как сидеть будем / В. Климов // Социальная защита. - 2010. - №2.-С. 24-28.
28. Ковалева, А.И. Социализация личности норма и отклонение /А.И. Ковалева. М.: Институт молодежи, 1996. - 223 с.
29. Концепция целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» от 7 июня 2006 г. №839-р.
30. Марюхина, В. В., Расчетина С.А. Становление и развитие теории и
практики пенитенциарного воспитания в Западноевропейских странах и России (XIX в): монография / В.В. Марюхина, С.А. Расчетина. - Кызыл.: Редакционно-издательский отдел Тувинского
государственного университета, 2012. - 127 с.
31. Мокрецов, А.И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие /А.И. Мокрецов. - М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. - 158 с.
32. Наташев, А.Е. Правовые и организационные основы
функционирования органов исполнения наказания /А.Е. Наташев., М.: Акад. МВД РФ., 1995. - 233 с.
33. Наумов, С.А. Нравственное, правовое и трудовое воспитание осужденных, содержащихся в воспитательных колониях: Учебно-
методический материал / С.А. Наумов, В.И. Поздняков, С..А. Семенова, Г.В. Строева; под редакцией доктора юридических наук Е.Г. Багреевой. - М.: НИИ ФСИН России, 2005 г. - 132 с.
34. Ненашева, Н. И от бабушки ушел, и от дедушки ушел... / И. Ненашева // Социономия. -2011.- №2. - С. 23-26.
35. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ. Сфера, 2002. - 345 с.
36. Павленок, И.Д. Основы социальной работы. Учебник для вузов. / И.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 189 с.
37. Павленок, И.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие / И.Д. Павленок. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 334 с.
38. Павленок, И.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Учебное пособие / И.Д. Павленок. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2006. - 272 с.
39. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Л. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
40. Панов, А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов, Е.И. Холостова. М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
41. Положение «О группе социальной защиты осуждённых ФКУ ИК-1 УФСИН Республики Тыва». - 5 с.
42. Пресс-служба Кызыльской Епархии // Вестник Кызыльской Епархии. №2(13), 2015. С. 3-4.
43. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе. Учебник / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 234 с.
44. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года.
45. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 25 декабря 2013 года.
46. Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года.
47. Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Принят Государственной Думой 21 мая 2008 года.
48. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-256 с.
49. Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-341 с.
50. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы. Учебник для вузов / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
51. Холостова, Е.И. Теория социальной работы. Учебник для вузов / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 2014. - 432 с.
52. Щепкина Н.К. Научно-организационные основы образования осужденных /Н.К. Щепкина. Благовещенск: Амурский гос. университет, 2006. - 190 с.
53. Энциклопедия социальной работы. - М.: Центр Общечеловеческих ценностей, 1993. - Т.1. - 453 с.