Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Лексическая семантика как объект лингвистического изучения…………….6
1.1. Системная организация лексики русского языка…………………………..7
1.2. Типы системных связей в лексике……8
1.3. Виды словарных объединений по семантическому признаку…………...10
1.3.1. Понятие лексико-семантического поля………………………………….10
1.3.2. Понятие лексико-семантической группы………………………………..12
1.3.3. Соотношение терминов «лексико-семантическая группа» и «тематическая группа»…………….13
Глава 2 Лексико-семантическая группа наименований реалий растительного и животного мира в поэзии И.А. Бунина…15
2.1 Наименования реалий растительного мира....17
2.1.1 Родовые наименования……17
2.1.2 Наименования деревьев……20
2.1.3 Наименования растений: трав и цветов..22
2.2 Наименования реалий животного мира…24
2.2.1 Родовые наименования…24
2.2.2 Наименования птиц……25
2.2.3 Наименования животных…27
2.2.4 Наименование насекомых…28
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список…32
В истории русской литературы Иван Алексеевич Бунин занимает особое место как мастер слова, лауреат Нобелевской премии по литературе, чьё творчество охватывает переломные моменты от рубежа XIX–XX веков до середины XX столетия. Особый интерес для исследователей представляет его поэзия, насыщенная глубокими философскими размышлениями, тонкими наблюдениями за природой и уникальной способностью воссоздавать чувственные образы с помощью слов.
Тема природы в творчестве Бунина - не просто фон для развития сюжетных линий, но и самостоятельный объект поэтического анализа, способ выражения философских и эстетических идей. Как отмечают исследователи, для Бунина мир природы является составляющей реальной жизни, окружением, которое становится и отражением внутреннего состояния, осмысленной через призму внутренних ощущений [21].
Данная курсовая работа посвящена изучению лексико-семантической группы наименований реалий растительного и животного мира в поэзии Ивана Бунина, т.е. тех лексических единиц, которые отражают взгляды поэта на природу и место человека в ней и позволяют не только глубже понять особенности его творческого метода, но и раскрыть уникальность художественного мира его произведений. Актуальность исследования обусловлена тем, что анализ особенностей данной лексико-семантической группы поможет систематизировать информацию и определить её роль в поэтической системе Бунина, а также раскроет влияния наименований на формирование образного ряда произведений.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование лексико-семантической группы наименований реалий растительного и животного мира в поэзии И. А. Бунина.
Достижение цели связано с решением следующих задач:
1) изучить научную литературу по теме; прояснить сущность понятий «системность лексики», «лексико-семантическое поле», «лексико-семантическая группа»;
2) выделить в текстах стихотворений И. А. Бунина наименования реалий растительного и животного мира и проанализировать их;
3) выявить особенности организации лексико-семантической группы «наименования реалий растительного и животного мира» в поэзии И. А. Бунина.
Для достижения поставленной цели в работе будут использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ текстов стихотворений И. Бунина, метод сплошной выборки, метод семантических полей, компонентный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ. Важное место займет контекстуальный анализ, позволяющий раскрыть многоаспектность значений и оттенков использованных поэтом наименований, а также их вклад в создание образной системы произведений.
Теоретической базой исследования послужат работы в области лексикологии, семантики, стилистики и литературоведения: исследования о языке и его лексической системе (Ф.де Соссюр, Д.Н.Шмелев, А.А.Уфимцева и др.), лексико-семантическом поле и лексико-семантической группе (Ю. Д. Апресян, Д. Н. Шмелев, Е.И.Диброва и др.), а также специальные исследования, посвященные образам природы в творчестве И. Бунина (О. А. Бердникова, Е. В. Нестерова ,С. А. Ширина, Е. А. Гремячих, О. С. Шурупова и др.).
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются понятия лексико-семантического поля и лексико-семантической группы и их соотношение. Во второй главе изучаются и систематизируются лексические единицы, составляющие лексико-семантическую группу наименований реалий растительного и животного мира в поэзии И.А. Бунина. В заключении формулируются выводы по исследованию.
В ходе проведенного исследования была тщательно изучена лексико-семантическая группа наименований реалий растительного и животного мира в поэзии Ивана Алексеевича Бунина. В качестве материала для практической части нашего исследования были взяты 50 стихотворений И.А.Бунина, посвященных описанию природы.
Исследование подчеркнуло центральное значение лексики в создании уникального художественного мира поэта, где каждое слово обладает значительным смысловым и эмоциональным грузом. Это обогащает текст, делая его глубоким и многоаспектным, что свидетельствует о мастерстве Бунина как литератора, умеющего тонко чувствовать и передавать многообразие природы и человеческих переживаний. Бунин, демонстрирует внимание к мельчайшим деталям природы и использует довольно обширный лексический запас.
В результате отбора нами был сформирован список, включающий в общей сложности 105 лексических единиц. Применение семантического анализа позволило выявить избирательный подход Бунина к выбору лексики. В выборке количественно преобладает подгруппа наименований реалий растительного мира – она насчитывает 69 лексических единиц, что составило 66,3% всей выборки. Наименования реалий животного мира, в свою очередь, в процентном выражении представлены 33,7% (35 лексических единиц).
Идентификатором лексико-семантической группы является слово «природа». Анализ показал, что семантическим ядром группы выступает слово «лес», встретившееся в анализируемых текстах 53 раза. Центр образован единицами «поле», «лист», «бор» и «чаща». Единицы, встретившиеся в текстах менее 10 раз сформировали ближнюю («луга», «сад», «листва», «цветы», поляна) и дальнюю (все остальные единицы) периферии.
Такое соотношение единиц и организация лексико-семантической группы, очевидно, связано с тем, что родовые понятия типа «лес», «поле», «роща» и т.д., по своей сути подразумевают не только растения, но и животных, птиц, особенности ландшафта – т.е., обладая собирательным значением, они равноценны по семантической нагрузке идентификатору группы и передают единый образ природы как отражение воспоминаний о детстве, беззаботном времени, родном крае, красоте и т.д.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения творчества Бунина, а также для анализа лексической насыщенности и семантических особенностей литературного текста в целом. Изучение лексико-семантической группы наименований реалий растительного и животного мира в поэзии И.А. Бунина также способствует более глубокому осмыслению взаимосвязи языка и культуры, а также роли литературного творчества в отражении и интерпретации мира природы.
1. Апресян Ю.Д. "Лексическая семантика. Синонимические средства языка". – М., 1974. – 365 с.
2. Бердникова О. А., Нестерова Е. В. Особенности весеннего хронотопа в поэтическом творчестве И. А. Бунина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2014. № 2. С. 22–25.
3. Бунин И. Стихотворения о природе // culture.ru [сайт] - Режим доступа: https://www.culture.ru/literature/poems/author-ivan-bunin/tag-o-prirode (дата обращения: 15.06.2024).
4. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс] – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes (дата обращения: 15.06.2024).
5. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для вузов. - М : Высш. шк., 1990. - 176 с. - Режим доступа: https://fileskachat.com/view/32730_59c3e3b389448baff24a557c4971748d.html (дата обращения: 15.06.2024).
6. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов. - М : Высш. шк., 2001. - 288 с. - Режим доступа: https://uploads.philology.by/logo/vendina.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
7. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с. - Режим доступа: https://sdo.mgpu.ru/pluginfile.php?file=%2F219242%2Fmod_folder%2Fcontent%2F0%2FZherebilo_T_V_slovar_lingvisticheskih_terminov.pdf&forcedownload=1 (дата обращения: 15.06.2024).
8. Климова Г. П. Художественная система И. А. Бунина в контексте русской классической литературы // БГЖ. 2018. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-sistema-i-a-bunina-v-kontekste-russkoy-klassicheskoy-literatury (дата обращения: 15.06.2024).
9. Лакофф, Джордж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон; пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - Москва : УРСС, 2004 (ООО РОХОС). - 252, [2] с.; ISBN 5-354-00222-2
10. Лингвистический энциклопедический словарь [электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/linguistic-encyclopedic/articles/543/leksicheskoe-znachenie-slova.htm (дата обращения: 15.06.2024)
11. Михеичева Е. А., Зеленцова С. В. Пейзаж как форма психологизма в ранних рассказах И. А. Бунина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/peyzazh-kak-forma-psihologizma-v-rannih-rasskazah-i-a-bunina (дата обращения: 15.06.2024).
12. Новиков Л. А. Семантика русского языка: Учеб. пособие. – М.: Высш.
школа, 1982. – 272 с.
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Л. И. Скворцов. – Москва : Мир и образование, 2013. - 1376 с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 15.06.2024).
15. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. /Под ред. Дибровой Е.И. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – Режим доступа: https://library.tou.edu.kz/fulltext/buuk/b880.pdf
16. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр ; переводчик А. М. Сухотин ; под редакцией Р. О. Шор. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 303 с. — (Антология мысли). —ISBN 978-5-534-05835-2
17. Турбина О. А., Савельева О. А. Принцип классификации текстовых связей // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2006. №6 (61). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-klassifikatsii-tekstovyh-svyazey (дата обращения: 15.06.2024).
18. Уфимцева Н.Ф. "О словах и словесных сочетаниях". Москва, 1973. – 205 с.
19. Харитончик З. А. Очерки о языке. Теория номинации. Лексическая семантика. Словообразование: [избранные труды] – Минск : МГЛУ, 2004. - 363 с.
20. Шанский Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Учеб. для студентов пединститутов по спец. «Русский язык и литература». - В 3-частях. -Часть II. Словообразование. Морфология. - Изд. второе, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 262 с.
21. Ширина С. А., Гремячих Е. А. Особенности создания флористических образов в лирике И. А. Бунина // Ярославский педагогический вестник. 2010. №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-floristicheskih-obrazov-v-lirike-i-a-bunina (дата обращения: 15.06.2024).
22. Шмелев Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики – М., 1973. – 279с. – Режим доступа: http://lib.ysu.am/disciplines_bk/ec28e3d9b20ad9181485cb4b9073ebf6.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
23. Шурупова О.С. Вербализация растительного мира в лирике И. А. Бунина // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. ООО "Научно-редакционная группа "Университет-Плюс", 2021. С. 90-95 – Режим доступа: http://univers-plus.ru/files/1/1/2/1125/Na%20peresech_2021_1/021_%D0%A8%D1%83%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E%D0%A1.pdf (дата обращения: 15.06.2024).