Введение 7
ГЛАВА I. Анализ модели PWYW 11
§ 1. Обзор текущего состояния изучения PWYW 11
§ 2. Определение и классификация модели PWYW 14
§ 2.2 Сравнение PWYW и иных моделей ценообразования 19
§ 2.2.1 PWYW и фиксированное ценообразование (fixed pricing) 19
§ 2.2.2 PWYW и NYOP, PIF, PYP 21
§ 3. PWYW с точки зрения разных областей знания 26
§ 3.1 PWYW с точки зрения нейромаркетинга 26
§ 3.2 PWYW с точки зрения экономических теорий: неоклассическая экономика (neoclassical economics) vs поведенческая экономика (behavioral economics) 28
§ 3.3 PWYW с точки зрения экономических моделей 30
§ 3.3 PWYW с точки зрения философии 33
§ 4. Характеристики индивида и их влияние на результативность (performance)
PWYW 35
§ 4.1 Внешние характеристики 36
§ 4.1.1 Демографические 36
§ 4.1.2 Социально-экономические 39
§ 4.1.3 Культурологические 40
§ 4.2 Внутренние характеристики 41
§ 4.2.1 Удовлетворенность (satisfaction) 42
§ 4.2.2 Ценовая чувствительность/сконцентрированность на ценах (price-consciousness) 44
§ 4.2.3 Справедливость/честность (fairness) 45
§ 4.2.4 Согласие с социальными нормами (social norm compliance/social values orientation) 46
§ 4.2.5 Альтруизм (altruism) 50
§ 4.2.6 Общественный имидж и социальная приемлемость (social image and social acceptance/desirability) 51
§ 4.2.7 Лояльность (loyalty) 52
§ 4.2.8 Самовосприятие (self-image/self-signaling) 54
§ 4.2.9 Скептицизм и отношение к PWYW (skepticism) 55
§ 4.2.10 Индивидуальная склонность к повышенной когнитивной деятельности (cognitive efforts) 57
§ 4.2.11 Дальновидность потребителей (ценность предприятия и самих
продуктов) 58
§ 4.2.12 Опыт покупателя в товарной категории, вовлеченность в покупку 59
§ 4.2.13 Взаимность и чувство вины (reciprocity и guilt) 61
§ 5. Характеристики продавца, товара, рынка и контекста и их влияние на результативность PWYW 63
§ 5.1 Характеристики продавца 64
§ 5.1.1 Уровень репутации продавца (high level of reputation, HLoR) 64
§ 5.1.2 Размер предприятия и близость контакта с покупателем 64
§ 5.2 Характеристики продукта 65
§ 5.2.1 Ценность продукта 65
§ 5.2.2 Тип продукта 68
§ 5.3 Характеристики рынка 71
§ 5.4 Ситуативные факторы 72
§ 6. Опции модели и их влияние на результативность PWYW 74
§ 6.1 PWYW без референтных цен или с референтными ценами? 74
§ 6.2 PWYW анонимные и неанонимные 83
§ 6.3 PWYW и framing effect 86
§ 6.4 PWYW с предоплатой (ex-ante) или с постоплатой (ex-post)? 87
§ 6.5 PWYW как временная мера или на постоянной основе? 88
§ 6.6 PWYW offline или online? 91
§ 6.7 PWYW с использованием коммуникаций и SMM, PR 92
§ 6.8 PWYW как стратегия ценообразования, инструмент promotion, инструмент маркетинговых исследований или элемент КСО компании? 94
§ 7. Перспективы развития модели PWYW 105
ГЛАВА II. Анализ предпосылок PWYW в России и исследование результативности модели при взаимодействии с российскими потребителями 107
§ 1. Анализ кейсов PWYW 109
§ 1.1 Кейс «Эксперимент НИУ ВШЭ на ярмарке «Дуняша» 111
§ 1.2 Кейс «проект независимого СМИ Like'n'Pay» 112
§ 1.3 Кейс «эксперимент the Village» 113
§ 2. Анализ предпосылок PWYW в России 115
§ 2.1 Демографические предпосылки PWYW в России 115
§ 2.2 Социально-экономические предпосылки PWYW в России 119
§ 2.3 Культурологические предпосылки 122
§ 2.4 Характеристики деловой среды и бизнес-климата России 123
§ 3. Разработка программы исследований, методология и формирование гипотез 124
§ 3.1 Разработка программы исследований и методология 124
§ 3.2 Разработка гипотез и глубинные интервью 127
§ 4. Проведение опроса 1: сравнение FP, PWYW и гибридов PWYW+FP,
FP+PWYW 131
§ 4.1 Процедура, гипотезы и характеристика использованных для
исследования данных 131
§ 4.2 Представление и анализ полученных результатов 132
§ 5. Проведение экспериментов и опросов 2 и 3: сравнение FP, PWYW и гибрида
PWYW+TP 137
§ 5.1 Гипотезы, процедура и характеристика использованных для
исследования данных 137
§ 5.2 Представление и анализ полученных результатов 139
§ 6. Проведение опросов 2 и 3: выявление черт российских потребителей 145
§ 6.1 Гипотезы, процедура и характеристика использованных для исследования данных 145
§ 6.2 Представление и анализ полученных результатов 146
ГЛАВА III. Условия и возможности использования модели PWYW в практике бизнеса в России 151
§ 1. Характеристики потребителей 151
§ 2. Характеристики продавца 155
§ 3. Характеристики продукта 159
§ 4. Характеристики рынка 162
§ 5. Ситуативные факторы 164
§ 6. Опции модели 165
Заключение 183
Список использованной литературы 188
Приложение
Модель Pay-what-you-want (PWYW, “Плати сколько хочешь”) - это инновационная модель ценообразования, где покупатель сам может назначить цену на товар. Она применялась и применяется в различных частях света компаниями, ведущими свою деятельность в разных отраслях экономики. Анализу этих кейсов и модели как таковой посвящено множество научных работ в Германии, США, Великобритании, Польше, Турции, Австралии, Испании, Индии и других странах (статей, глав в книгах, рабочих отчетов, докладов на конференциях, докторских и магистерских диссертаций и др.), что говорит о сформированности внушительного корпуса литературы по тематике за 16 лет её существования. Однако российских научных работ, посвященных проблематике этой модели, равно как и широко известных случаев её применения в России почти нет, а поэтому у компаний имеются вполне обоснованные опасения касательно применения PWYW несмотря на большой потенциал модели с т. з. её применения в практике бизнеса. Следовательно, вполне релевантен вопрос: каковы условия успешного применения PWYW в практике бизнеса в России? Ответ на этот вопрос позволит компаниям решить управленческую проблему отсутствия понимания условий применения PWYW в России и применить данную модель на практике, имея за плечами результаты нашего исследования. Для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, мы подробно проанализируем и систематизируем основные теоретические основания и предпосылки PWYW, рассмотрим ряд зарубежных и российских кейсов её применения, а также подготовим и осуществим программу эмпирических исследований результативности PWYW.
Целью нашего исследовательского проекта является выявление условий и возможностей применения модели Pay-What-You-Want в практике бизнеса в России. Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
• Выявление ключевых элементов модели PWYW и классификация детерминант, определяющих её результативность
• Анализ предпосылок применения модели PWYW, в т. ч. её рассмотрение с точки зрения теорий из различных областей знания и их систематизация
• Разработка форматов гибридных моделей на основе PWYW, результативность применения которых неясна
• Анализ российских особенностей с т. з. применения PWYW, в т. ч. практических кейсов, а также выявление предпосылок ключевого сегмента для внедрения модели
• Разработка программы эмпирических исследований, направленных на анализ выделенного целевого сегмента для PWYW в России, а также гибридных моделей PWYW, её проведение и анализ полученных результатов
• Разработка практических рекомендаций по применению модели PWYW в практике бизнеса в России на основании синтеза всех этапов проведенного исследования
Итак, объектом настоящего исследования является инновационная модель ценообразования Pay-What-You-Want. Предметом же - применимость модели Pay-What- You-Want в практике бизнеса России и для российских потребителей.
Говоря о практической актуальности, заметим, что в турбулентной, кризисной среде, в которой оказался российский бизнес в последние годы, компании вынуждены искать выходы, чтобы просто удержаться «на плаву» и выжить в тяжелые времена. Но этот кризис, связанный с большими изменениями в конкурентной среде многих отраслей, не только угрожает выживанию российских компаний, но и дает им уникальный шанс увеличить долю рынка и укрепить свои позиции в своей отрасли. И рассматриваемая модель ценообразования PWYW может помочь в этом, став результативным антикризисным инструментом [Gautier, Klaauw, 2012; Bruns; 2021; Tena-Sanchez, Leon-Medina, Noguera, 2020]. Однако, одним компаниям он может показаться слишком рискованным, а другим - недоступным для применения в их деятельности. Но понимая возможности, которые модель PWYW может дать компаниям, мы полагаем, что из-за непонимания PWYW отказываться от её использования вряд ли разумно. Вследствие этого мы считаем, что как никогда релевантно рассмотрение условий успешного применения PWYW России в перспективный для неё кризисный период, а также повышение универсальности применения модели, чтобы больше компаний могли выбрать подходящий им способ использования PWYW.
Подводя итог нашему исследованию, мы вновь обратиться к вопросу, которым мы задавались во введении: каковы условия и возможности применения PWYW бизнесом в России? Таких условий, и, в то же время, возможностей, достаточно много, и все они могут быть суммированы в рамках 6 кластеров:
1. Характеристики потребителя (продавцу при применении PWYW следует ориентироваться на потребителей с высокой удовлетворенностью их товарами, с низкой сконцентрированностью на ценах, с высоким чувством справедливости, согласия с социальными нормами и альтруизма, с высокой важностью самовосприятия или общественного имиджа, аффективно лояльных, с низким уровнем скептицизма к PWYW, со склонностью к повышенной когнитивной деятельности, дальновидных, с вовлеченностью в PWYW, высоким чувством вины и взаимности. Также благоприятно, чтобы в целевом сегменте компании доминировали люди с довольно высокими доходами, среднего возраста, с высшим образованием. В качестве сегмента потребителей в России, который, по результатам нашего исследования, удовлетворяет многим из названных параметров, мы предлагаем потребителей 18-35 лет, представителей поколений Y и Z).
2. Характеристики продавца (PWYW рекомендуется использовать как МСП, так и крупным компаниям, главное - наличие достаточной близости и хороших отношений с клиентами у отдельной компании. Обоим типам бизнеса доступна PWYW как инструмент исследований и PWYW как promotion. PWYW как стратегия ценообразования лучше подойдет МСП, придерживающемуся profit-seeking/penetration-seeking/loss-leader strategies, а крупному бизнесу - loss-leader strategy. PWYW как КСО инициатива может быть применена и МСП, и крупными компаниями, но в первом случае может выражаться в социальном предпринимательстве/НКО, а во втором - как часть внешней КСО (external CSR) компаний).
3. Характеристики продукта (PWYW может найти применение во многих отраслях, главное, чтобы продукт соответствовал основным критериям: обладал высокими постоянными и низкими маржинальными издержками, о которых знают покупатели, обладал низкой экономической ценностью, позволял контролировать эффект величины и у продавца для его производства было много неиспользуемых мощностей. Но есть и дополнительные факторы, делающие продукт более или менее подходящим для PWYW: гедонистические, электронные и трудно апробируемые через sampling продукты лучше подходят для PWYW, а часто заказываемые, часто предоставляемые бесплатно в рамках акций - хуже).
4. Характеристики рынка (PWYW лучше всего применять на рынках, где преобладает высокая несовершенная конкуренция, достаточная дифференциация продукции, где высокая неопределенность спроса и доминируют потребители с достаточно высоким WTP, а также если сам рынок небольшого размера. PWYW при входе на рынок лучше подходит для использования вторым игроком, когда на рынке уже есть продавцы с FP).
5. Ситуативные факторы (при использовании PWYW лучше избегать столпотворенья, продавать в солнечную погоду зимой/осенью и облачную летом/весной, когда у людей преобладает хорошее настроение и нет нехватки времени. PWYW лучше применять на фестивалях и выставках, сопровождать её спокойной музыкой. Более глобально, PWYW крайне благоприятна и рекомендована для применения в кризис, но при этом при её внедрении следует учитывать возможное появление черных лебедей).
6. Опции модели (ERP в PWYW лучше применять для неопытных покупателей, опытным продавцам с хорошей репутацией, для товаров длительного пользования и утилитарных товаров. По форме ERP лучше делать нестрогими (дескриптивными), устанавливать их близко к реальной цене продукта, делать единой для всех и печатать средним шрифтом с четким указанием, что это ERP. Также стоит помнить, что ERP должна быть> IRP, но
1. Бердышева, Е., Шмыров, А. Нормализация цены потребителями в условиях
системы «плати-сколько-хочешь» / Е. Бердышева, А. Шмыров // ЭСФорум: бюллетень лаборатории экономико-социологических исследований. - июнь 2016 г. - № 3 (49). - С. 4-9.
2. Благов Ю. Е. Классика теории менеджмента //Вестник Санкт-Петербургского
Университета. - 2012. - Т. 1. - С. 109-116.
3. Горшков М. К. и др. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные
приоритеты. // М. К. Горшков и др. / М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН. - 2007.
4. Гохберг, Л.М., Кузьмичева, Л.Б., Озерова, О.К. и др. Образование в цифрах: 2022:
краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с. - 200 экз. - ISBN 978-5-7598-2694-1 (в обл.).
5. Доклад о состоянии делового климата в России: 2022 г. // Российский союз
промышленников и предпринимателей - март 2023 г. - URL: й11р8://г8рр.ги/йо’№п1оай/1а317а060503й1417сс90£3092й4е447/О%20состоянии%20 делового%20климата%20в%20России%20в%202022%20году.рйГ (дата
обращения: 27.04.2023).
6. За чертой остался лишь каждый десятый: Росстат сообщил о рекордно низком
уровне бедности // РосБизнесКонсалтинг. - март 2023 г. - URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/03/13/640b32d69a79479e2e4dd880 (дата
обращения: 10.04.2023).
7. Калькулятор инфляции// Уровень-инфляции.рф - 2024 г. - https://уровень-
инфляции.рф/инфляционные-калькуляторы (дата обращения: 20.03.2024).
8. Калькулятор размера выборки и расчёт доверительного интервала // Socio1ine.ru -
2024 г. - https://socio1ine.ru/rv.php (дата обращения: 20.03.2024).
9. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности:
концепция и методическое руководство //СПб.: Речь. - 2004. - Т. 70. - С. 6.
10. Корж Н. В., Щанина Е. В. Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - №. 1 (37). - С. 143-152.
11. Кривякина, Е. Назван возраст, в котором россияне получают самые высокие зарплаты / Е. Кривякина // Комсомольская правда. - июль 2022 г. - URL: https://www.kp.ru/dai1y/27414/4613091/ (дата обращения: 17.04.2023).
12. Лебедев, В. Почему я закрыл сервис добровольных пожертвований для медиа /
B. Лебедев, Н. Черникова // the Village. - апрель 2014 г. - URL: https://vk.com/doc346646192_654137280?hash=8z9luZcQWYSBAmsEfl8z8v0YoQ 4ZGGW23C609h47qcP&dl=ito7qhcmajolGLwXXDsMktLIzdRkM9LX6V2AbmNP kaH
13. Мареева С. В. Динамика норм и ценностей россиян //Социологические исследования. - 2013. - Т. 7. - №. 351. - С. 120-130.
14. МСП: восстановление отложено на 4 года [аналитический обзор] // Национальное рейтинговое агентство - октябрь 2022 г. - URL: https://rusbonds.ru/rb-docs/analytics/msp.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
15. Образование и культура в Санкт-Петербурге в 2022 г. // ФСГС - 2022 г. - URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Образование%20и%20культура%20в% 20Санкт-Петербурге%20в%202022%20году^Ддата обращения: 20.03.2024).
16. Опфер Е. А., Щеглова Д. В. 8 марта для высшего образования: Как магистратура в России уменьшила гендерное неравенство? //IQ.HSE.RU. - 2021. - URL: https://iq.hse.ru/news/448693281.html (дата обращения: 20.03.2024).
17. Россияне поколения Х больше других потеряли «ощущение благосостояния» Основной повод для беспокойства — уровень доходов // РосБизнесКонсалтинг.
- январь 2023 г. - URL:
https://www.rbc.ru/economics/23/01/2023/63caadb69a79471949d5aed6 (дата
обращения: 13.04.2023).
18. Срез потребительских настроений в РФ № 1: новая реальность - 2022 // Яков и Партнеры. - январь 2023 г. - URL: https://yakov.partners/publications/russian- consumer-pulse/document.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
19. Уровень и качество жизни населения России: от реальности к проектированию будущего: [монография] / В. Н. Бобков, Т. Е. Бобкова [и др.] ; под ред. В. Н. Бобкова (отв. ред.), Н. В. Локтюхиной, Е. Ф. Шамаевой ; ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН, 2022. - 274 с. ISBN 978-5-89697-388-1
20. Федотова В. А. Ценности россиян в контексте возрастных различий //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - №. 1. -
C. 78-86.
21. Хомякова Н. Золотой глоток. Сколько на самом деле стоит чашка кофе?//Life.ru.
- 2020. - URL: https://life.ru/p/1304633 (дата обращения: 20.03.2024).
22. Ширко, С. М. Личностные факторы диспозиционной жадности / С. М. Ширко // София: электрон науч.-просветит. журн. - 2022. - № 2. - С. 100-104.
23. Шкалы по направлениям в культуре (cultural dimensions) для Польши// Hofstede Insights Oy. - апрель 2024 г. - URL: https://www.hofstede-insights.com/country- comparison-tool?countries=poland (дата обращения: 27.04.2023).
24. Шкалы по направлениям в культуре (cultural dimensions) для России// Hofstede Insights Oy. - апрель 2024 г. - URL: https://www.hofstede-insights.com/country- comparison-tool?countries=russia (дата обращения: 27.04.2023).
25. Эксперимент The Village: как продавать кексы, следуя экономике бесплатного // the Village. - август 2012 г. - URL: https://www.the-village.ru/city/situation/116347- ekonomika-besplatnogo-piter (дата обращения: 12.04.2023).
26. Abdullah Al-Basha (June 19, 2020) “Pay What You Want” Pricing Strategy Could Save Your Business”, [Online], available at: https://medium.com/the-domino/pay- what-you-want-pricing-strategy-could-save-your-business-32d2e6cf7a32 (Accessed 17 Feb 2023
27. Acquisti A., Grossklags J. Privacy and rationality in individual decision making //IEEE security & privacy. - 2005. - Т. 3. - №. 1. - С. 26-33.
28. Adams J. S. Inequity in social exchange //Advances in experimental social psychology.
- Academic Press, 1965. - Т. 2. - С. 267-299.
29. Alavi S., Bornemann T., Wieseke J. Gambled price discounts: a remedy to the negative side effects of regular price discounts //Journal of Marketing. - 2015. - Т. 79. - №. 2.
- С. 62-78.
30. Allen R. G. D. Mathematical analysis for economists // New York: MacMillan. - 1938.
31. Ammermann S., Veit K. Why Would You Pay? An Exploratory Study in Pay-What- You-Want Pricing. - 2013.
32. Andreoni J. Impure altruism and donations to public goods: A theory of warm glow giving //The economic journal. - 1990. - Т. 100. - №. 401. - С. 464-477.
33. Ariely D., Bracha A., Meier S. Doing good or doing well? Image motivation and monetary incentives in behaving prosocially //American economic review. - 2009. - Т. 99. - №. 1. - С. 544-555.
34. Arnould E. J., Price L. L. Authenticating acts and authoritative performances: Questing for self and community //The why of consumption. - Routledge, 2003. - С. 140-163.
35. Aron A., Aron E. N., Smollan D. Inclusion of other in the self-scale and the structure of interpersonal closeness //Journal of personality and social psychology. - 1992. - Т. 63. - №. 4. - С. 596.
36. Atasoy O., Morewedge C. K. Digital goods are valued less than physical goods //Journal of consumer research. - 2018. - Т. 44. - №. 6. - С. 1343-1357.
37. Atlas S. Rebate-What-You-Want //ACR North American Advances. - 2015.
38. Bakan D. The duality of human existence: Isolation and communion in Western man // Boston: Beacon Press. - 1966.
39. Balan C. Pay what you want: A participative price setting mechanism //International Journal of Economic Practices and Theories. - 2014. - Т. 4. - №. 5. - С. 952-963.
40. Bambauer-Sachse S., Massera L. Which Proportion of Their Reference Price Are Consumers Willing to Pay in Specific Pay-What-You-Want Conditions? An Extended Abstract //Creating Marketing Magic and Innovative Future Marketing Trends: Proceedings of the 2016 Academy of Marketing Science (AMS) Annual Conference. - Springer International Publishing, 2017. - С. 643-647.
41. Bandura A. et al. Mechanisms of moral disengagement in the exercise of moral agency //Journal of personality and social psychology. - 1996. - Т. 71. - №. 2. - С. 364.
42. Bandura A. Selective moral disengagement in the exercise of moral agency //Journal of moral education. - 2002. - Т. 31. - №. 2. - С. 101-119.
43. Barnes, R. (March 17, 2009) “Radiohead's Success Thom Yorke reveals top digital
sales”, [Online], available at:
https://www.bbc.co.uk/6music/news/20071219_radiohead.shtml (Accessed 9 Feb 2023).
44. Barone M. J. et al. Power and the appeal of the deal: how consumers value the control provided by Pay What You Want (PWYW) pricing //Marketing Letters. - 2017. - Т. 28. - С. 437-447.
45. Bateson M., Nettle D., Roberts G. Cues of being watched enhance cooperation in a real-world setting //Biology letter. - 2006. - Т. 2. - №. 3. - С. 412-414.
46. Batt V. et al. Pay What You Want: Eine empirische Untersuchung zur Wirkung des Pricing-Instruments auf Nachfrager //Marketing Review St. Gallen. - 2018. - Т. 35. - №. 2. - С. 96-101.
47. Benz M., Meier S. Do people behave in experiments as in the field? —evidence from donations //Experimental economics. - 2008. - Т. 11. - С. 268-281.
48. Berger J., Schwartz E. M. What drives immediate and ongoing word of mouth? //Journal of marketing research. - 2011. - Т. 48. - №. 5. - С. 869-880.
49. Bicchieri C., Xiao E. Do the right thing: but only if others do so //Journal of Behavioral Decision Making. - 2009. - Т. 22. - №. 2. - С. 191-208.
50. Birnberg J., Choi J., Presslee A. Giving Customers Decision Rights: A Field Study of Pay-What-You-Want Pricing at a Performing Arts Theater //Accounting Perspectives. - 2021. - Т. 20. - №. 2. - С. 201-225.
51. Bitsch L., Hanf J. H., Rudiger J. An innovative price-setting approach: A pay-what- you-want experiment //British Food Journal. - 2020. - Т. 122. - №. 8. - С. 2481-2496.
52. Blair J. Implications of Autonomous Pricing on Persuasion Knowledge and Aggressive Consumers //Journal of Business and Management. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 33¬68.
53. Bolton G. E., Katok E., Zwick R. Dictator game giving: Rules of fairness versus acts of kindness //International journal of game theory. - 1998. - Т. 27. - С. 269-299.
54. Bolton L. E., Alba J. W. Price fairness: Good and service differences and the role of vendor costs //Journal of Consumer Research. - 2006. - Т. 33. - №. 2. - С. 258-265.
55. Bolton L. E., Warlop L., Alba J. W. Consumer perceptions of price (un) fairness //Journal of consumer research. - 2003. - Т. 29. - №. 4. - С. 474-491.
56. Bondos I., Lipowski M. Effectiveness of PWYW-are there interchannel differences //MakeLearn & TIIM Conference. Proceedings. - 2016.
57. Borg K., Jungbluth L., Smith L. Pat, play, and pay: Trialing a pay-what-you-want model for an up-close animal encounter //Journal of Applied Social Science. - 2020. - Т. 14. - №. 1. - С. 55-70
58. Brehm J. W. A theory of psychological reactance. - 1966.
59. Brown S. Postmodern marketing //The marketing book. - Routledge, 2008. - С. 57-70.
60. Brunelle E. Introducing media richness into an integrated model of consumers' intentions to use online stores in their purchase process //Journal of Internet Commerce. - 2009. - Т. 8. - №. 3-4. - С. 222-245.
61. Bruns L. B. Sales experiment of a newspaper publisher: “Pay-what-you-want” //Proceedings of CBU in Economics and Business. - 2021. - Т. 2. - С. 9-16.
62. Campbell C. The craft consumer: Culture, craft and consumption in a postmodern society //Journal of consumer culture. - 2005. - Т. 5. - №. 1. - С. 23-42.
63. Capon N. (October 15, 2008) “Tackling the Textbook Giants,” Columbia Business School “Public Offering” blog.
64. Chandran S., Morwitz V. G. Effects of participative pricing on consumers' cognitions and actions: A goal theoretic perspective //Journal of Consumer Research. - 2005. - Т. 32. - №. 2. - С. 249-259.
65. Chao Y., Fernandez J., Nahata B. Pay-what-you-want pricing under competition: Breaking the Bertrand Trap //Journal of Behavioral and Experimental Economics. - 2019. - Т. 82. - С. 101453.
66. Chao Y., Fernandez J., Nahata B. Pay-what-you-want pricing: can it be profitable? //Journal of Behavioral and Experimental Economics. - 2015. - Т. 57. - С. 176-185.
67. Chen R. R., Gal-Or E., Roma P. Opaque distribution channels for competing service providers: Posted price vs. name-your-own-price mechanisms //Operations research. - 2014. - Т. 62. - №. 4. - С. 733-750.
68. Chen Y. et al. Encouraging information sharing to boost the name-your-own-price auction //Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. - 2017. - Т. 479. - С. 108-117.
69. Chen Y. R., Mannix E. A., Okumura T. The importance of who you meet: Effects of self-versus other concerns among negotiators in the United States, the People’s Republic of China, and Japan //Journal of Experimental Social Psychology. - 2003. - Т. 39. - №. 1. - С. 1-15
70. Chen Y., Koenigsberg O., Zhang Z. J. Pay-as-you-wish pricing //Marketing Science. - 2017. - Т. 36. - №. 5. - С. 780-791.
71. Choi P., Peay A., Weisstein L. External Reference Price and Participative Pricing: The Role of Product Category//Summer AMA Proceedings. - 2018
72. Christopher R. M., Machado F. S. Consumer response to design variations in pay-what- you-want pricing //Journal of the Academy of Marketing Science. - 2019. - Т. 47. - С. 879-898.
73. Chung J. Y. Price fairness and PWYW (pay what you want): a behavioral economics perspective //Journal of Revenue and Pricing Management. - 2017. - Т. 16. - С. 40¬55.
74. Cialdini R. B. et al. Reinterpreting the empathy-altruism relationship: When one into one equal’s oneness //Journal of personality and social psychology. - 1997. - Т. 73. - №. 3. - С. 481.
75. Cialdini R. B., Influence: The psychology of persuasion. - New York: Collins, 2007. - Т. 55. - С. 339.
76. Cialdini R. B., Kallgren C. A., Reno R. R. A focus theory of normative conduct: A theoretical refinement and reevaluation of the role of norms in human behavior //Advances in experimental social psychology. - Academic Press, 1991. - Т. 24. - С. 201-234.
77. Clark M. S., Masters J. C., Yarkin-Levin K. A distinction between two types of relationships and its implications for development //Boundary areas in social and developmental psychology. - 1984. - С. 241-270.
78. Clark M. S., Mills J. Interpersonal attraction in exchange and communal relationships //Journal of personality and social psychology. - 1979. - Т. 37. - №. 1. - С. 12.
79. Cohen T. R. et al. Introducing the GASP scale: a new measure of guilt and shame proneness //Journal of personality and social psychology. - 2011. - Т. 100. - №. 5. - С. 947.
80. Cova B. Community and consumption: Towards a definition of the “linking value” of product or services //European journal of marketing. - 1997. - Т. 31. - №. 3/4. - С. 297-316.
81. CSIMarket Company, Sector, Industry, Market Analysis, Stock Quotes, Earnings,
Economy, News and Research (2023), “Restaurants Industry Profitability”, available at: https://csimarket.com/Industry/industry_Profitability_Ratios.php?ind=914
(Accessed 10 Feb 2023).
82. Cui A. P., Wiggins J. What you ask changes what I pay: Framing effects in pay what you want pricing //Journal of Marketing Theory and Practice. - 2017. - Т. 25. - №. 4.
- С. 323-339.
83. Cunningham M. R. Weather, mood, and helping behavior: Quasi experiments with the sunshine samaritan //Journal of personality and social psychology. - 1979. - Т. 37. - №. 11. - С. 1947.
84. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior.
- Springer Science & Business Media, 2013
85. Dees J. G. et al. The meaning of social entrepreneurship. - 1998.
86. Dekker T. J. Just Wages, Desert, and Pay-What-You-Want Pricing //Erasmus Journal for Philosophy and Economics. - 2018. - Т. 11. - №. 2. - С. 144-162.
87. Di Domenico G., Premazzi K., Cugini A. “I will pay you more, as long as you are transparent!”: An investigation of the pick-your-price participative pricing mechanism //Journal of Business Research. - 2022. - Т. 147. - С. 403-419.
88. Donthu N., Gilliland D. The infomercial shopper //Journal of advertising research. - 1996. - Т. 36. - №. 2. - С. 69-77.
89. Dorfman R. Marginal productivity theory //Eatwell et al. - 1987. - Т. 3. - С. 323-325.
90. Dorn T., Suessmair A. Determinants in pay-what-you-want pricing decisions—a cross-country study //American Journal of Industrial and Business Management. - 2017. - Т.
7. - №. 2. - С. 115-142.
91. Dorn T., Suessmair A. Is it really worth it? A test of pay-what-you-want pricing strategies in a German consumer behaviour context //Global Business and Economics Review. - 2016. - Т. 18. - №. 1. - С. 82-100.
92. Drevs F. The challenge of the unknown-The effect of pay-what-you-want on the market success of publicly subsidized films //Zeitschrift fur offentliche und 194
gemeinwirtschaftliche Unternehmen: ZogU/Journal for Public and Nonprofit Services.
- 2013. - С. 255-270.
93. Dunning D. Self-image motives and consumer behavior: How sacrosanct self-beliefs sway preferences in the marketplace //Journal of consumer psychology. - 2007. - Т. 17. - №. 4. - С. 237-249.
94. Eckel C. C., Grossman P. J. Volunteers and pseudo-volunteers: The effect of recruitment method in dictator experiments //Experimental Economics. - 2000. - Т. 3.
- С. 107-120.
95. Eckhardt G. M., Dobscha S. The consumer experience of responsibilization: the case of Panera Cares //Journal of Business Ethics. - 2019. - Т. 159. - С. 651-663.
96. Egbert H., Greiff M., Xhangolli K. Pay What You Want (PWYW) pricing ex post consumption: a sales strategy for experience goods 1 //Journal of Innovation Economics & Management. - 2015. - №. 1. - С. 249-264.
97. El Harbi S., Grolleau G., Bekir I. Substituting piracy with a pay-what-you-want option: does it make sense? //European Journal of Law and Economics. - 2014. - Т. 37. - С. 277-297.
98. Elberse A., Bergsman J. Radiohead: Music at your own price (A). - 2008.
99. Elberse A., Bergsman J. Radiohead: Music at your own price (B). - 2008.
100. Elliot A. J. The hierarchical model of approach-avoidance motivation //Motivation and emotion. - 2006. - Т. 30. - С. 111-116.
101. Epley N., Gilovich T. Putting adjustment back in the anchoring and adjustment heuristic: Differential processing of self-generated and experimenter-provided anchors //Psychological science. - 2001. - Т. 12. - №. 5. - С. 391-396.
102. Erdem T., Swait J., Louviere J. The impact of brand credibility on consumer price sensitivity //International journal of Research in Marketing. - 2002. - Т. 19. - №. 1. - С. 1-19.
103. Erdogan M., Esra K. O. Q. Duygusal Ve rasyonel mesajlarin istedigin kadar ode (PWYW) fiyatlama stratejisi uzerindeki etkisinin karsilastrilmasi: Losev ornegi //Sakarya iktisat Dergisi. - 2022. - Т. 11. - №. 3. - С. 374-388.
104. Fay S., Lee S. H. S. The role of customer expectations in name-your-own-price markets //Journal of Business Research. - 2015. - Т. 68. - №. 3. - С. 675-683.
105. Fehr E., Schmidt K. M. The economics of fairness, reciprocity and altruism- experimental evidence and new theories //Handbook of the economics of giving, altruism and reciprocity. - 2006. - Т. 1. - С. 615-691.
106. Feldman J. M., Lynch J. G. Self-generated validity and other effects of measurement on belief, attitude, intention, and behavior //Journal of applied Psychology. - 1988. - Т. 73. - №. 3. - С. 421.
107. Ferguson J. L. Implementing price increases in turbulent economies: Pricing approaches for reducing perceptions of price unfairness //Journal of Business Research. - 2014. - Т. 67. - №. 1. - С. 2732-2737.
108. Firat A. F., Venkatesh A. Postmodernity: The age of marketing //International Journal of research in Marketing. - 1993. - Т. 10. - №. 3. - С. 227-249.
109. Fogg B. J. Persuasive computers: perspectives and research directions //Proceedings of the SIGCHI conference on Human factors in computing systems. - 1998. - С. 225-232.
110. Forsythe R. et al. Fairness in simple bargaining experiments //Games and Economic behavior. - 1994. - Т. 6. - №. 3. - С. 347-369.
111. Fowler K., Thomas V. L. Pay-what-you-want with charitable giving positively impacts retailers //Journal of Services Marketing. - 2019. - Т. 33. - №. 3. - С. 273¬284.
112. Frederick S. Overestimating others’ willingness to pay //Journal of Consumer Research. - 2012. - Т. 39. - №. 1. - С. 1-21.
113. Frey B. S., Meier S. Pro-social behavior in a natural setting //Journal of Economic Behavior & Organization. - 2004. - Т. 54. - №. 1. - С. 65-88.
114. Gahler M. Pay-What-You-Want im Internet: Empirische Analyse der EinflussgroBen auf die freiwillige Zahlungsbereitschaft. - Springer-Verlag, 2015.
115. Gao H., Barbier G., Goolsby R. Harnessing the crowdsourcing power of social media for disaster relief //IEEE intelligent systems. - 2011. - Т. 26. - №. 3. - С. 10-14.
116. Gautier P. A., Klaauw B. Selection in a field experiment with voluntary participation //Journal of Applied Econometrics. - 2012. - Т. 27. - №. 1. - С. 63-84.
117. Gebauer J. E. et al. Agency-communion and self-esteem relations are moderated by culture, religiosity, age, and sex: Evidence for the “self-centrality breeds self-enhancement” principle //Journal of Personality. - 2013. - Т. 81. - №. 3. - С. 261-275.
118. Gelfand M. J. et al. Toward a culture-by-context perspective on negotiation: Negotiating teams in the United States and Taiwan //Journal of Applied Psychology. - 2013. - Т. 98. - №. 3. - С. 504.
119. Gerpott T. J., Schneider C. Buying behaviors when similar products are available under pay-what-you-want and posted price conditions: Field-experimental evidence //Journal of Behavioral and Experimental Economics. - 2016. - Т. 65. - С. 135-145.
120. Gerpott T. Pay-what-you-want pricing: An integrative review of the empirical research literature //Management Science Letters. - 2017. - Т. 7. - №. 1. - С. 35-62.