ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ЖАНР АВТОРСКОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА……...7
1.1. Теория и история становления документального кино……………………7
1.2. Актуальность документальных фильмов…14
1.3. Специфика работы в документальном жанре......20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ АВТОРСКОГО ПРОЕКТА «СЫР. ЖЕНСКОЕ ДЕЛО. С ЛЮБОВЬЮ К ПЛАНЕТЕ»….………………………….24
2.1. Общественно социальная значимость документального фильма…..……24
2.2. Сравнительный анализ аналогичных продуктов в жанре документального кино…26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА…32
3.1. Авторская концепция документального фильма...32
3.2. Производственный план документального проекта…..………………….36
3.4. Каналы продвижения………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..51
В современном мире, в мире технологий, люди привыкли получать всю информацию из интернет-источников, находить ответы на все волнующие вопросы и получать новые сведения с различных видеохостингов. Однако поток информации часто переполнен фейками и ложью. Решением этой проблемы отчасти может стать документальное кино, которое становится важным источником правды. Документалистика основана на исследованиях и конкретных фактах. Она помогает увидеть проблему изнутри, без искажения, а также понять причины и следствия событий. Данный жанр видеоискусства даёт возможность узнать о новых интересных личностях, которые заслуживают быть услышанными. Поэтому документальное кино – это не только художественно-познавательный материал, но и важный ключ для выполнения функции социальной значимости для общества в целом.
С каждым годом популярность к документальному кино растёт, люди начинают все больше интересоваться реальностью происходящего и желанием узнать мир вокруг них. Неигровое кино начинает влиять на сознание людей и выступать как средство массовой коммуникации и информации. Документалистика отрывает из глубин архивы позабывших историй и восстанавливает прошлое с помощью видеоматериалов. Оно помогает не забывать исторические периоды жизни наших предков и себя самих.
Целью исследования является изучение ряда документальных работ и создание концепции собственного проекта. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить историю и путь становления документалистики;
провести сравнительный анализ нескольких аналогов;
сформулировать концепцию собственного документального проекта.
Предметом курсовой работы является разработка концепции производства авторского документального фильма. Объектом является процесс создания документального фильма как форма искусства и средства коммуникации. Основными методами, использованными в работе, являются обобщение и систематизация теоретических данных, сравнение, анализ и синтез. Для решения специальных задач исследование опирается на культурно-исторический, сравнительно-исторический и философско-искусствоведческий методы. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в анализе и обобщении существующих знаний о производстве авторских документальных проектов, а также в изучении специфики этого жанра. Это позволяет выявить основные принципы и подходы к разработке концепции такого рода проектов, что может быть полезным для студентов, начинающих профессионалов и исследователей в области медиа и культуры. Практическая значимость курсовой работы обусловлена возможностью применения полученных знаний при разработке реального проекта. В работе могут быть представлены конкретные примеры успешных авторских документальных фильмов, которые можно использовать как образцы для создания своего проекта. Также практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанной концепции для создания новых авторских документальных работ.
Результаты курсовой работы могут быть использованы в ходе написания научных докладов, статей, выпускных квалификационных работ по истории документального кино. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Основываясь на проделанной работе, теоретическом исследовании и практическом опыте в создании документального фильма «Чистый бизнес» мы можем сделать следующие выводы.
Документальное кино — это важный вид искусства, который помогает узнать многое о мире и человеке, позволяет увидеть реальность, которая находится за пределами нашей жизни. Документальное кино рассказывает реальные истории людей и явлений, показывает события из жизни, которые дают понять и прочувствовать жизнь такой, какая она есть. Документалистика служит мощным инструментом информирования и просвещения в области политики, искусства, науки, экологии, медицины и многих других областей. Благодаря документальному кино мы можем узнать больше о том, что нас окружает и какие проблемы существуют на сегодняшней день, для решения которых нужно принимать общественные действия. С помощью различных точек зрения на одну и туже тематику, проблему, документалистика позволяет зрителю формулировать своё собственное мнение и видение ситуации, тем самым заставляя задумываться и переосмысливать свои взгляды.
Хоть документальное кино и основано на реальности, оно также использует художественные средства для более эффективного донесения информации, такие как: монтаж, звук, операторские решения и режиссёрские приёмы.
Документальное кино — мощный инструмент познания, который помогает нам лучше понять мир и себя. Его важность заключается в мотивировании людей на изменение своего мировоззрения и улучшения окружающего их мира.
Целью курсовой работы было изучение ряда документальных работ («Маленькие, но гордые» и «Среда обитания. Сыр или не сыр») и создание концепции собственного проекта.
Поставленные задачи были достигнуты: мы изучили историю становления документального кино, проанализировали ряд документальных проектов и сформулировали концепцию собственного проекта. Курсовая работа будет полезна тем, кто интересуется документальными фильмами об эко-бизнесе и женском предпринимательстве, а также тем, кто хочет создать собственный документальный проект.
1. Nichols, B. Introduction to documentary / В. Nichols. – Bloomington:
Indiana University Press, 2022. – 246 p. – Text: unmediated.
2. Studwood.net: сайт / Учебные материалы онлайн. – Москва, 2022. –
URL:https://studwood.net/501630/zhurnalistika/dokumentalnoe_kino?ysclid=lbts9v2krc514997572 (дата обращения: 14.10.2024). – Режим доступа: свободный.
Текст: электронный.
3. Абрамов, Н. Дзига Вертов / Н. Абрамов. Текст: электронный. // Москва: Академия наук, 2023. – 106 с. – URL: https://www.livelib.ru/book/1001123019dzigavertovnabramov?ysclid=lbtqzgl8o1124367386 (дата обращения: 10.11.2024).
4. Аристарко, Г. История теорий кино: монография / Г. Аристарко. –
Москва: Искусство, 2019. – 356 с. – Текст: непосредственный.
5. Аксенов, И.А. Эйзенштейн: портрет художника / И.А. Аксенова. — Москва: Искусство, 1991. — 125 с. – Текст: непосредственный.
6. Арутюнян, Е. А. Специфика современных жанров информационного
видеосюжета телевидении России / Е. А. Арутюнян, Т. В. Прудкогляд. –
Текст: электронный // E-Scio. – 2020. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovremennyh-zhanrov-
informatsionnogo-videosyuzheta-televidenii-rossii (дата обращения: 11.10.2024).
6. Базен, А. «Театр и кино. Что такое кино?» / А. Базен. — Москва: Искусство, 1972. — С. 166–169 – Текст: непосредственный.
7. Булатова, А. В. Специфика использования жанра интервью: технология, методы, функции / А. В. Булатова, Т. Г. Карпова. – Текст: непосредственный // Теория и практика интегрированных коммуникаций. – 2021. – №2. – С. 214–219.
8. Белова, Т.М. История развития закадрового текста в документальном кино/Т.М Белова -Текст: электронный // Журнал MODERNSCIENCE - 2022. - №2. - С. 190-194 -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48040398 (дата обращения: 1.10.2024).
9. Вертов, Д. Из наследия. Том 2. Статьи и выступления / Д. Вертов. - Москва: Эйзенштейн-центр, 2008. - 648 c. - Текст: непосредственный.
10. Вакурова, Н. В., Типология жанров современной экранной продукции / Н.В. Вакурова, Л. И. Московкин. – Москва: Институт современного искусства, 2019. – 206 с. – Текст: непосредственный.
11. Горюнова, Г. Н. Организация производства кинофильмов / Г. Н. Горюнова. - Москва: Искусство, 1983. - 454 c. - Текст: непосредственный.
12. Гинзбург, С. С. Очерки теории кино: монография / С. С. Гинзбург. - Москва: Искусство, 1974. - 264 с. - Текст: непосредственный.
13. Головня, А. Д. Мастерство кинооператора: учебник для вузов / А. Д. Головня. – Москва: Искусство, 2022. – 239 с. – Текст: непосредственный.
14. Дробашенко, С. В. Экран и жизнь: монография / С. В. Дробашенко. — Москва: 2023. – 264 с. – Текст: непосредственный.
15. Ильченко, С. Н. Интервью в журналистике: как это делается: учебное пособие / С. Н. Ильченко. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, Институт «Высшая школа журналистики массовых коммуникаций», 2020. – 236 с. – Текст: непосредственный.
16. Карташов, А. От мокьюментари до хроники: все виды документального кино / А. Карташов. – Текст: электронный // Арзамас. – 30.08.2020. - URL: https://arzamas.academy/materials/1712 (дата обращения: 19.11.2024).
17. Маслова, Т. Я. Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма: учебник для вузов / Т. Я. Маслова. – Текст: электронный // Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2020. – 318 c. – URL:https://www.iprbookshop.ru/22102.html (дата обращения: 7.11.2024).
18. Наумова К. М. Документальное и художественное в современном искусстве. — М.: Мысль, 1975. — 278 с. - Текст: непосредственный.
19. Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ»: сайт / Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная национальная библиотека. - Москва: Центр «ЛИБНЕТ», 2001. - URL: http://www.nilc.ru - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный. (Дата обращения: 18.11.2024)
20. Рябова О.А., Мещанкин А.В. Социальное предпринимательство в экологических проектах //О. А. Рябова, А.В. Мещанкин –Текст: электронный // Менеджмент: лаборатория современных практик. 2015. № 2. С. 86–94.- URLhttps://wne.fa.ru/jour/article/viewFile/21/22.pdf (дата обращения:12.11.2024)
21. Степанян, А. В. Особенности авторского и телевизионного документального кино/ А. В. Степанян – Текст: электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №2-1 (80). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-avtorskogo-i-televizionnogo-dokumentalnogo-kino (дата обращения: 23.10.2024).
22. Сычев, С. 10 фильмов, которые изменили документальное кино / С. Сычев. – Текст: электронный // Арзамас. – 02.02.2020. - URL: https://arzamas.academy/materials/1719 (дата обращения: 1.12.2024).
23. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика: учебник для вузов / В. Л. Цвик. – 2-е издание – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 495 c. – Текст: непосредственный.
24. Цидина, Т.Д. Отечественный кинематограф. Начало пути (1908-1918 гг.): учебное пособие по дисциплине «История отечественного кино» / Т.Д. Цидина. — Текст: электронный – 2013.URL:http://www.iprbookshop.ru/56474.html (дата обращения: 20.11.24)
25. Чернов, С. М. Понятие, сущность и свойства медиа-продукта С.
М. Чернов. – Текст: электронный // Сибирский Федеральный Университет,
2023. – URL: https://s-nawuka.nethouse.me/articles/media-product (дата обращения 24.11.2024).