Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративная композиция «Чум из бересты»

Работа №16697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
569
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Исторические и педагогические основы обучения учащихся художественной обработке бересты
1.1 Историческое значение обработки бересты в жизни тувинцев-тоджинцев
1.2 Сроки и особенности заготовки бересты 15
1.3 Инструменты и приспособления 19
ГЛАВА 2. Методическая система обучения художественной обработке бересты в системе образовательных учреждений
2.1 Организация берестяного искусства на кружковых занятиях 22
2.2 Работа над эскизами 30
2.3 Технологии и особенности изготовления берестяного чума 31
2.4 Учебная программа кружка «Волшебная береста» 35
Заключение 52
Список литературы 54


Народные художественные промыслы тувинцев-тоджинцев занимают заметное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как уникальное, драгоценное по декоративным возможностям, национальное по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах Тувы сохранилось народное, традиционное, созданное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные ремесла.
Актуальность исследования. Приобщение школьников к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс системы образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. Современная Концепция художественного образования и эстетического воспитания подчёркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.
Одним из самых почитаемых деревьев была и остается береза. Нет другого такого дерева, которое отдавало бы человеку всего себя до последней капли. Слово «береза» уходит корнями в глубокую древность. Доподлинно известно, что в индоевропейских языках существовало слово «бер» и слово «береза», которые означали «светлый», «ясный», «блестящий»,«белый». Родовое название березы - Betula - переводится с латыни как «осчастливленный», «блаженный». Возможно, это связано с чувствами человека, испившего весеннего березового сока, удивительного по вкусу и неоценимого по своей пользе.
В мифологии береза считалась священным деревом, олицетворяющим женское начало. Во время весеннего праздника Семика в селения вносили молодую, только что распустившуюся березку, а девушки надевали на голову венки из веток, уподобляя себя мифологическому дереву. Как символ чистоты береза была известна в германской, балтийской и центральноазиатскай культуре.
Все народы применили березу в обряде, посвященном встрече нового года, который до XV века начинался не зимой, а весной. Впоследствии береза стала одним из главных фольклорных образов. В песнях, сказках, преданиях она символизирует весну, родину, девичью красоту то в образе хранительницы кладов, то мудрой дочери, то заколдованной красавицы.
Недаром береза была так популярна у многих народов. Люди издревле подметили ее замечательные целебные свойства. В травниках ХѴІ-ХѴІІ веков можно найти рецепты лечения различных недугов березовыми листьями, почками, корой, соком и чагой - грибом, паразитирующим на стволе березы. У каждого народа были свои секреты обработки березового сырья для приготовления снадобий: зажиривание, проваривание в разных растворах, вымачивание. Например, путем перегонки изготавливали из коры деготь, который применялся для лечения экземы и заживления ран. В современной медицине при некоторых заболеваниях используют целебные свойства березы.
Помимо лечения, березу обширно использовали и в быту. Из веток вязали банные веники, а древесину заготавливали на дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из топки угольями, как пихта, ель или сосна. К примеру, осиновых дров надо сжечь в два с половиной раза больше, чем березовых, чтобы получить столько же тепла.
Древесина этого дерева очень плотная, с красивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается восхитительная и весьма дорогостоящая мебель. Трудоемкость обработки с лихвой.
В последние годы с появлением государственных региональных программ возрождения народной художественной культуры, возникает множество фольклорных центров и обществ, повсеместно в общеобразовательных школах и вне их организуются кружки, студии, факультативы, где учащиеся могут ближе познать мир национального народного творчества.
В республике Тыва одним из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства является и художественная обработка бересты, и поэтому большое внимание уделяется приобщению детей к этому, доступному всем, виду творческой деятельности, обладающему удивительной красотой и возможностями. Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций. К сожалению, мастера-педагоги и преподаватели кружков и студий республики испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Имеющаяся в распоряжении педагогов методическая литература не полностью отражает возросшие требования к преподаванию народных художественных промыслов и имеет направленность действия в основном или только на технологическое обучение или на эстетическое воспитание средствами искусства. Существующая литература по обучению технологии берестяного ремесла в основном носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов работы учителями и учениками.
Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов,историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре Тувы. В их числе, следует отметить, что научные труды Вайнштейн С.И., Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и др., которые мы использовали в работе для подтверждения исторической роли народного ремесла в жизни тувинского народа. Материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные, испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Имеющаяся в распоряжении педагогов методическая литература не полностью отражает возросшие требования к преподаванию народных художественных промыслов и имеет направленность действия в основном или только на технологическое обучение или на эстетическое воспитание средствами искусства. Существующая литература по обучению технологии берестяного ремесла в основном носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов работы учителями и учениками. Выявленное отсутствие научно-обоснованной комплексной методической системы проведения занятий по художественной обработке бересты ухудшает качество обучения и освоения учащимися этого удивительного по своей красоте и привлекательности вида народного искусства, и, следовательно, сохранению и развитию национальных традиций.
Цель: выявить особенности ознакомления школьников основам художественной обработке бересты на кружковых занятиях.
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу, посвящённую обработке бересты для изучения динамики её исторического развития, ареала распространения промысла и национальных традиций в изготовлении и декорировании берестяных изделий.
2. Обобщить педагогический и ремесленный опыт народных мастеров республики по художественной обработке бересты.
3. Выявить эффективные формы, методы и методические средства, используемые в обучении художественной обработке бересты в учреждениях дополнительного образовании.
4. Определить условия организации учебного процесса в группах с одновременным обучением разновозрастных учащихся разных лет обучения рассматриваемому виду традиционного искусства.
Объект исследования. Процесс технологической подготовки учащихся художественной обработке бересты в системе дополнительного образования.
Предмет исследования. Методика обучения учащихся художественной обработке бересты в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Обучение учащихся художественной обработке бересты будет проходить успешнее, если:
• В технологической деятельности учащихся будут сочетаться моделирование изделия из бересты, разработка процесса изготовления, сам процесс исполнения изделия, художественное его оформление, технологический и эстетический анализ;
• Будет осуществляться стимулирование и активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся с помощью специальных методов и методических приёмов.
Методы:
• Анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, методологии, методикам обучения художественным ремёслам и художественному конструированию, компьютерной технологии, истории, этнографии, археологии, естествознанию;
• Анализ учебных планов и программ по художественной обработке бересты и декоративно - прикладному искусству;
• Наблюдения и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта и профессиональных приёмов работы преподавателей традиционного искусства, народных мастеров, руководителей кружков и студий по обработке бересты;
• Изучение учебной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеклассной работе по традиционным ремеслам;
Новизна заключается в следующем: впервые поставлена и комплексно решена проблема методики преподавания художественной обработки бересты в учебных заведениях системы дополнительного образования с учетом национально-художественных традиций народного искусства; предоставлена возможность использования полученных результатов и выводов в дальнейшей разработке, как данной проблемы, так и смежных исследований. Практическая значимость исследования заключается: - в возможности использования, разработанных нами, содержания, целей, задач и оптимального объёма учебного материала по усвоению и приобретению учащимися знаний, умений и навыков художественной обработки бересты;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История берестяных ремесел Тувы огромна. Еще много можно подчеркнуть и в народной памяти тоджинцев. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки - игрушки, до громадных чумов, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с детьми особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
В квалификационной работе мы сделали вывод, что им еще сложно плетение из бересты, у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, координация движений для работы с этим материалом. Мы считаем, что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать изделия из неё, постепенно переходя к работе с берестой. Если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то ребенок будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся, и воспользовавшись этим качеством, можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого-то замысла, какой- то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интересно.



1. Анов Н.В. Живая старина. (Очерки Великого Устюга). Советское
краеведение. 1936. № 9. - 82с.
2. Анов Н.В. Шемогодская резьба. Народное творчество. 1938. № 8. -52с.
3. Анов Н.В. Шемогодская резьба. Стахановец. 1937. № 6. - 40с.
4. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного.- М.: 1983. - 35с.
5. Арсеньев Ф.А. Очерк кустарных промыслов Вологодской губернии.
- Вологда: 1882. - 36с.
6. Благовещенский И.И., Грязин А.П. Кустарная промышленность в Донецкой губернии. - Петрозаводск: 1895.- 71с.
7. Богомолов В.Б. Изделия из бересты барабинских татар. Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. - Томск: 1987. — 114с.
8. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. - Л.: 1981. - 41с.
9. Богуславская И.Я. Резьба и роспись по дереву. Русское народное искусство. - Л.: 1959.- 45с.
10. Богуславская И.Я. Творческое развитие традиций. Художник. 1985. № 6. -19с.
11. Буданов С.М. Шемогодская прорезная береста. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М.: 1956.- 56с.
12. Василенко В.М. Народное искусство первой половины XIX века. История русского искусства. Т. 2. Кн. 2. - М.: 1965. - 86с.
13. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. Изд. Московского ун-та. - М.: 1960. - 98с.
14. Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. - М.: 1962. - 45с.
15. Вишневская В.М. Вологодская резьба по бересте. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М.: 1961.- 94с.
16. Воронов В.С. Шемогодская прорезная береста. Народное искусство СССР в художественных промыслах. Т. 1. - М.: 1940. - 48с.
17. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. - М.: 1967. - 59с.
18. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - М.: 1960. - 96с.
19. Жижина С.Г. О неизвестных памятниках северной резьбы. - М.:1956.- 437с.
20. Жижина С.Г. Северная резная береста ХѴШ-ХХ вв. Автореферат: 1955. - 13с.
21. Жижина С.Г. Северная резная береста. (Из истории крестьянских...). - М.: 1958. - 92с.
22. Иванов В.С. Традиционное искусство финно-угорских народов. - Будапешт: 1975. - 127с.
23. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш.школа, 1980. - 98с.
25. Каплакова Н. Берестяные чудеса // Областная газета. 1999, 13мая
26. Каплан Н.И. Ремесла народов Сибири // Декоративное искусство СССР, 1984. - №7
27. Каплан Н.И., Митлявская Т.Б. Народные художественные промыслы. -
М.: Высшая школа, 1980.
28. Лукин М.П., Давыдов Н.П. Умельцы В-Устюга. - Архангельск.: Северо-Западное издательство, 1977. - 138с.
29. Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. - Рига.: Знание, 1989. - 122с.
32. Новикова И.В., Базулина Л.В. Кожа. - Ярославль.: Академия Развития,
1999. - 192с.
33. Новоселов А.С. Уроки мастерства // Народное творчество, 2001. - №6
34. Основы декоративного искусства в школе - М.: Просвещение, 1981. -
153с.
35. Пятницкая И.А. Исторические корни и эволюция шемогодской резбы. - М.: Просвещение, 1987. - 216с.
36. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1984. - 170с.
37. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М.: 1962.
.Сидоров В. Проблемы народного творчества // Художник, 1988. - №11
38. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Высшее образование, 2002. - 141с.
39. Фельдман В.З. Методика резьбы по дереву. // Сертификат соответствия №0666 серия ОП выдан Департаментом образования Администрации Свердловской области, 12.09.1997.
40. Финягин В.В. Изделия из бересты. - М.: Астрель, 2001. - 123с.
41. Хижина С. Валерий Пухов // Декоративное искусство СССР, 1984. - №.4
42. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Психолого-педагогические основы внеклассной работы по Декоративно-прикладному искусству. - М.: Просвещение, 1981. - 144 с.
43. Щербинина О. Береста - русская красота // Вечерний Екатеринбург, 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ