ИНФОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
Введение 3
Глава 1. Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики как педагогическая проблема 8
1.1. Анализ сущности и содержания метапредметных компетенций как результатов реализации образовательной программы согласно ФГОС СОО. . 8
1.2. Комплексная инфографика как способ представления учебного материала 22
1.3. Дидактические возможности инфографических методов 29
Глава 2. Методическое обеспечение формирования метапредметных компетенций в учебно-педагогическом процессе общеобразовательной школы 38
2.1. Теоретическое обоснование методики разработки паспортов
инфографических методов 38
2.2. Методика разработки технологической карты урока по экономике с
использованием инфографических методов работы с информацией 41
2.3. Апробация технологической карты урока экономики с применением
инфографических методов и анализ проведенного занятия 49
Заключение 54
Библиографический список 58
Приложения
Глава 1. Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики как педагогическая проблема 8
1.1. Анализ сущности и содержания метапредметных компетенций как результатов реализации образовательной программы согласно ФГОС СОО. . 8
1.2. Комплексная инфографика как способ представления учебного материала 22
1.3. Дидактические возможности инфографических методов 29
Глава 2. Методическое обеспечение формирования метапредметных компетенций в учебно-педагогическом процессе общеобразовательной школы 38
2.1. Теоретическое обоснование методики разработки паспортов
инфографических методов 38
2.2. Методика разработки технологической карты урока по экономике с
использованием инфографических методов работы с информацией 41
2.3. Апробация технологической карты урока экономики с применением
инфографических методов и анализ проведенного занятия 49
Заключение 54
Библиографический список 58
Приложения
Актуальность. В современном мире наблюдается тенденция к постоянному увеличению объемов информации. Особенно ощутимо этот вопрос связан с развитием информационных технологий. Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством доступной информации, объемы которой непрерывно возрастают каждую минуту. Доступность и высокая скорость передачи информации, которые стали возможны благодаря интернету, являются факторами, объясняющими нескончаемый поток информации, окружающий человека. В связи с непрекращающимися возникновением и распространением новой информации большое значение приобрела проблема информационного перенасыщения, характеризующееся состоянием, при котором полезной информации по объему становится намного больше, чем человек может обработать. Долгосрочное пребывание человека в таком состоянии негативно отражается на его когнитивных способностях, поскольку данное состояние приводит к постоянному стрессу, тревоге. Постепенно количество информации, которую человек может качественно переработать, снижается, как следствие, эффективность работоспособности также снижается. Кроме того, развитие информационных технологий и изобилие разнообразной информации привели к тому, что люди все больше воспринимают информацию с помощью визуальных образов. Одним из характерных особенностей современного поколения является так называемое «клиповое мышление», которое характеризуется фрагментарностью, поверхностностью и краткосрочностью внимания. Люди с таким мышлением могут быстро переключаться с одной темы на другую, что влечет за собой кратковременность внимания, при котором человек не способен долгое время сосредотачиваться на одном объекте. Намного проще воспринимается яркая и короткая, систематизированная информация, привлекающая внимание. Клиповое мышление также имеет и положительные стороны, например, оно позволяет быстрее адаптироваться к изменениям в обществе, быстрее обрабатывать и анализировать информацию, способствует
развитию быстрой ответной реакции на возникающие новые события или процессы. Известно, что уже с раннего возраста человек постоянно находится в увеличивающемся потоке информации (телевизор, интернет). Обучающиеся также сталкиваются с данной проблемой, готовясь к урокам или находясь в поисках полезной информации для домашнего задания, поэтому необходимо обеспечить возможность получения навыков отбора, анализа, классификации и систематизации, интерпретации нужной информации. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) основного и среднего общего образования также содержат требования о достижении метапредметных результатов, отражающих овладение универсальными учебными познавательными и регулятивными действиями. В связи с этим возникает задача поиска инструмента, который поспособствует овладению навыками базовых логический действий, базовых исследовательских действий, работы с информацией, а также самоорганизации и самоконтроля. В условиях избыточности информации появляется необходимость в дозированной и структурированной подаче материала, а поскольку большую часть получаемой информации человек воспринимает через зрение, может стать продуктивным применение визуальных образов, использование которых способствует эффективному усвоению материала. Таким образом, представление материала в визуальной форме с кратким текстовым сопровождением существенно облегчает и ускоряет процесс приобретения необходимых предметных и метапредметных знаний и навыков, а также способствует развитию визуального мышления, поэтому становится более предпочтительным в образовании. Одним из способов, позволяющих способствовать овладению универсальными учебными познавательными и регулятивными действиями, является использование в учебном процессе инфографических методов. Визуализация информации с помощью инфографических методов позволяет представлять сложный материал в простой и запоминающейся форме, отражать взаимосвязь между блоками информации, создать целостное представление о рассматриваемом объекте, явлении или процессе, установить соподчиненность основных объектов, акцентировать внимание аудитории на изучаемой теме и мотивировать на дальнейшее изучение. Однако создание учебных материалов с использованием инфографических методов и их применение требует подготовки как от педагогов, так и от обучающихся. Использование инфографических методов не может быть достаточно результативным при неустойчивом внедрении в образовательный процесс, поэтому их следует системно включать в учебный процесс.
Несмотря на то, что отдельные инфографические методы (схемы, таблицы) давно нашли свои место в урочных и домашних заданиях, применение более сложных методов и комплексной инфографики все еще не является постоянным. Более того, обучающиеся крайне редко самостоятельно принимают участие в разработке и создании инфографики, чаще всего педагог предоставляет готовую инфографику для анализа и дальнейшей работы. Тем не менее выполнение инфографики обучающимися требует от них умений работать в команде, выбирать, анализировать, оценивать надежность информации, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм, выявлять причинно-следственные связи, что может послужить опорой для овладения универсальными учебными действиями. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения инфографических методов в учебном процессе и отсутствием организационных и методических условий их использования.
Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день большое значение придается не только предметным знаниям и умениям школьника, но и его личностным и метапредметным компетенциям. Важной проблемой в подготовке учеников старших классов на уроках экономики является формирование у них метапредметных компетенций. Одним из способов подобного формирования метапредментых компетенций может стать использование на уроках экономики инфографических методов.
Проблема: недостаточная представленность описания дидактических возможностей инфографических методов (технологий) обучения, направленных на формирование метапредметной компетенции обучающихся на уроках экономики.
Объект исследования: формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики.
Предмет исследования: инфографические методы как средство формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики.
Цель исследования: разработка и апробация методики формирования метапредметных компетенций на уроках экономики с использованием инфографических методов.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение в образовательном процессе инфографических методов способствует формированию метапредметных компетенций.
Задачи исследования:
1. Определить и описать дидактические возможности инфографических методов в формировании метапредметных компетенций.
2. Описать дидактические возможности комплексной инфографики в учебном процессе.
3. Описать дидактические возможности инфографических методов (технологий) как средства формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики.
4. Разработать паспорта инфографических методов (технологий).
5. Разработать технологические карты применения инфографических методов на уроках экономики.
6. Апробировать использование на уроках экономики инфографических методов как средства формирования метапредметных компетенций обучающихся.
Методологическая и теоретическая основа исследования состоит из работ, посвященных организации образовательного процесса с использованием инфографики (Алексеева Е.Е., Белоус Н.Н., Богданова А.А., Брыксина О.Ф., Голубев О.Б., Горев П.М., Никулова Г.А., Свистунов В.М., Якушина М.Д.), исследований по применению инфографики в обучении (Крам Р., Войтов А.Г., Лаптев В.В.).
Методы исследования:
— теоретические: изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов;
— диагностические: наблюдение, метод анкетирования.
Практическая значимость: в процессе работы были определены и описаны дидактические возможности инфографических методов в формировании метапредметных компетенций обучающихся; разработаны пять паспортов инфографических методов; разработаны пять технологических карт урока с применением инфографических методов на уроках экономике в старшей школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
развитию быстрой ответной реакции на возникающие новые события или процессы. Известно, что уже с раннего возраста человек постоянно находится в увеличивающемся потоке информации (телевизор, интернет). Обучающиеся также сталкиваются с данной проблемой, готовясь к урокам или находясь в поисках полезной информации для домашнего задания, поэтому необходимо обеспечить возможность получения навыков отбора, анализа, классификации и систематизации, интерпретации нужной информации. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) основного и среднего общего образования также содержат требования о достижении метапредметных результатов, отражающих овладение универсальными учебными познавательными и регулятивными действиями. В связи с этим возникает задача поиска инструмента, который поспособствует овладению навыками базовых логический действий, базовых исследовательских действий, работы с информацией, а также самоорганизации и самоконтроля. В условиях избыточности информации появляется необходимость в дозированной и структурированной подаче материала, а поскольку большую часть получаемой информации человек воспринимает через зрение, может стать продуктивным применение визуальных образов, использование которых способствует эффективному усвоению материала. Таким образом, представление материала в визуальной форме с кратким текстовым сопровождением существенно облегчает и ускоряет процесс приобретения необходимых предметных и метапредметных знаний и навыков, а также способствует развитию визуального мышления, поэтому становится более предпочтительным в образовании. Одним из способов, позволяющих способствовать овладению универсальными учебными познавательными и регулятивными действиями, является использование в учебном процессе инфографических методов. Визуализация информации с помощью инфографических методов позволяет представлять сложный материал в простой и запоминающейся форме, отражать взаимосвязь между блоками информации, создать целостное представление о рассматриваемом объекте, явлении или процессе, установить соподчиненность основных объектов, акцентировать внимание аудитории на изучаемой теме и мотивировать на дальнейшее изучение. Однако создание учебных материалов с использованием инфографических методов и их применение требует подготовки как от педагогов, так и от обучающихся. Использование инфографических методов не может быть достаточно результативным при неустойчивом внедрении в образовательный процесс, поэтому их следует системно включать в учебный процесс.
Несмотря на то, что отдельные инфографические методы (схемы, таблицы) давно нашли свои место в урочных и домашних заданиях, применение более сложных методов и комплексной инфографики все еще не является постоянным. Более того, обучающиеся крайне редко самостоятельно принимают участие в разработке и создании инфографики, чаще всего педагог предоставляет готовую инфографику для анализа и дальнейшей работы. Тем не менее выполнение инфографики обучающимися требует от них умений работать в команде, выбирать, анализировать, оценивать надежность информации, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм, выявлять причинно-следственные связи, что может послужить опорой для овладения универсальными учебными действиями. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения инфографических методов в учебном процессе и отсутствием организационных и методических условий их использования.
Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день большое значение придается не только предметным знаниям и умениям школьника, но и его личностным и метапредметным компетенциям. Важной проблемой в подготовке учеников старших классов на уроках экономики является формирование у них метапредметных компетенций. Одним из способов подобного формирования метапредментых компетенций может стать использование на уроках экономики инфографических методов.
Проблема: недостаточная представленность описания дидактических возможностей инфографических методов (технологий) обучения, направленных на формирование метапредметной компетенции обучающихся на уроках экономики.
Объект исследования: формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики.
Предмет исследования: инфографические методы как средство формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики.
Цель исследования: разработка и апробация методики формирования метапредметных компетенций на уроках экономики с использованием инфографических методов.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение в образовательном процессе инфографических методов способствует формированию метапредметных компетенций.
Задачи исследования:
1. Определить и описать дидактические возможности инфографических методов в формировании метапредметных компетенций.
2. Описать дидактические возможности комплексной инфографики в учебном процессе.
3. Описать дидактические возможности инфографических методов (технологий) как средства формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках экономики.
4. Разработать паспорта инфографических методов (технологий).
5. Разработать технологические карты применения инфографических методов на уроках экономики.
6. Апробировать использование на уроках экономики инфографических методов как средства формирования метапредметных компетенций обучающихся.
Методологическая и теоретическая основа исследования состоит из работ, посвященных организации образовательного процесса с использованием инфографики (Алексеева Е.Е., Белоус Н.Н., Богданова А.А., Брыксина О.Ф., Голубев О.Б., Горев П.М., Никулова Г.А., Свистунов В.М., Якушина М.Д.), исследований по применению инфографики в обучении (Крам Р., Войтов А.Г., Лаптев В.В.).
Методы исследования:
— теоретические: изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов;
— диагностические: наблюдение, метод анкетирования.
Практическая значимость: в процессе работы были определены и описаны дидактические возможности инфографических методов в формировании метапредметных компетенций обучающихся; разработаны пять паспортов инфографических методов; разработаны пять технологических карт урока с применением инфографических методов на уроках экономике в старшей школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Современное информационное пространство, заполненное огромным объемом не только текстовых, но визуальных и аудиальных материалов, влияет на когнитивную сферу личности. В результате взаимодействия с современной информационной средой появился новый тип мышления - клиповое. Данный тип мышления характеризуются фрагментарностью мышления, сложностями с анализом информации и выстраиванием длинных логических цепочек, резким снижением концентрации внимания и предпочтением нетекстовой информации. Вместе с этим отличительными чертами являются высокая скорость обработки информации, ориентирование в разнородном информационном потоке, способность к одновременной работе с несколькими источниками. Эти особенности влияют на характер восприятия информации, поэтому необходимо искать новые способы и формы представления информации обучающимся в более удобном и результативном формате для формирования образованной, целостной и гармоничной личности.
Современный педагог находится в состоянии постоянного поиска актуальных способов организации деятельности обучающихся, оптимальных методов и приемов обучения, необходимых для организации учебных занятий, которые будут соответствовать основным принципам дидактики.
Наглядность учебного материала является одним из важнейших принципов дидактики и отражает значимую потребность обучающихся в визуализации при освоении образовательной программы. Использование наглядных средств ориентировано на закрепление зрительного восприятия, поддерживает развитие образного и ассоциативного мышления, позволяет воспринимать трудную и непонятную информацию, обрабатывать большой объем учебного материала, увеличивать скорость восприятия информации без снижения его качества, формировать прочные причинно-следственные связи, определять обусловленность изучаемых событий, находить взаимосвязь между полученными знаниями и реальными событиями, формировать положительное отношение к предмету, что в совокупности помогает формировать целостное представление об изучаемой теме с устойчивыми и глубокими знаниями. Так различные формы наглядности в образовательном процессе стимулируют познавательную деятельность, формируют универсальные учебные действия, позволяют переносить теоретические знания на настоящие события и явления.
Существенное предпочтение при организации учебных занятий (социально-экономических дисциплин) отдается традиционным формам наглядности: графики, диаграммы, таблицы, схемы и другие. Педагог подбирает их с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся и методических рекомендаций по применению данных наглядных средств обучения в общеобразовательной среде.
Таким образом, наглядное представление информации имеет важное значение в восприятии информационной среды, в которой сознание направлено на постоянное схватывание, переработку и передачу информации. Визуализация информации в учебном процессе заметно упрощает восприятие сложной учебной информации, способствует развитию логического и абстрактного мышления обучающихся, что позволяет повысить вовлеченность в процесс изучения материала, общий уровень знаний по предмету, раскрыть творческий потенциал ребенка.
Педагог не в силах повлиять на тенденции в современном обществе и особенности восприятия школьников. Поэтому перед ним встает задача адаптации материала под нужды и потребности обучающихся, с чем может помочь использование инфографических методов, в частности, на уроках экономики.
Для изучения мнения студентов педагогического вуза, обучающихся по профилю экономическое образование, о возможностях использования инфографических методов при проведении занятий по экономике было проведено анкетирование. По результатам анкетирования можно сделать вывод об универсальности применения инфографических методов в процессе обучения. Они могут быть использованы для организации групповой, индивидуальной и фронтальной формы работы на различных этапах урока в зависимости от целей и задач занятия, что позволяет педагогу внедрять инфографические методы практически в каждое занятие. Работа с инфографическими методами позволяет формировать у обучающихся метапредметные результаты, которые важны для всех, потому что они развивают универсальные навыки, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Эти результаты включают критическое мышление, творческое мышление, коммуникативные навыки, умение решать проблемы, работать в команде, регулятивные навыки, связанные с организацией самостоятельной работы, оценки своей деятельности, умением корректировать и планировать свои действия. Они применимы в различных сферах жизни и обеспечивают инструментами и навыками, которые можно использовать в разнообразных ситуациях.
С целью демонстрации организации работы с инфографическими методами на занятиях были разработаны паспорта образовательных технологий, изучение которых поможет педагогам разобраться в описываемой технологии, изучить этапы работы с ней, а также условия реализации данной технологии.
На основе разработанных паспортов образовательных технологий были подготовлены технологические карты урока по экономике по различным темам («Типы экономических систем»; «Происхождение и функции денег», «Человек н рынке труда», «Как измерить рост экономики», «Структура экономики России»), при помощи которых были отражены возможности использования инфографических методов при проведении уроков по экономике. На занятиях предлагается организовать работу обучающихся со следующими инфографическими методами: концептуальная таблица, лента времени, ментальная карта, кластер, фишбоун. Так, с помощью технологических карт были отражены способы действий педагога и обучающихся при использовании инфографических методов.
Для отработки разработанных технологических карт на практике было проведено занятие по теме «Происхождение и функции денег» среди студентов второго курса направления «Экономическое образование», на котором обучающиеся самостоятельно в группах работали над заполнением ленты времени по теме. С целью получения обратной связи после проведенного занятия была внедрена анкета. По результатам анкетирования студенты посчитали выбранный метод активным, понятным и интересным. Согласно ответам, инфографический метод «Лента времени» подходит для организации групповой самостоятельной работы.
Инфографические методы можно использовать на занятиях по экономике для расширения и разнообразия арсенала педагогических инструментов по формированию метапредметных компетенций обучающихся.
Современный педагог находится в состоянии постоянного поиска актуальных способов организации деятельности обучающихся, оптимальных методов и приемов обучения, необходимых для организации учебных занятий, которые будут соответствовать основным принципам дидактики.
Наглядность учебного материала является одним из важнейших принципов дидактики и отражает значимую потребность обучающихся в визуализации при освоении образовательной программы. Использование наглядных средств ориентировано на закрепление зрительного восприятия, поддерживает развитие образного и ассоциативного мышления, позволяет воспринимать трудную и непонятную информацию, обрабатывать большой объем учебного материала, увеличивать скорость восприятия информации без снижения его качества, формировать прочные причинно-следственные связи, определять обусловленность изучаемых событий, находить взаимосвязь между полученными знаниями и реальными событиями, формировать положительное отношение к предмету, что в совокупности помогает формировать целостное представление об изучаемой теме с устойчивыми и глубокими знаниями. Так различные формы наглядности в образовательном процессе стимулируют познавательную деятельность, формируют универсальные учебные действия, позволяют переносить теоретические знания на настоящие события и явления.
Существенное предпочтение при организации учебных занятий (социально-экономических дисциплин) отдается традиционным формам наглядности: графики, диаграммы, таблицы, схемы и другие. Педагог подбирает их с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся и методических рекомендаций по применению данных наглядных средств обучения в общеобразовательной среде.
Таким образом, наглядное представление информации имеет важное значение в восприятии информационной среды, в которой сознание направлено на постоянное схватывание, переработку и передачу информации. Визуализация информации в учебном процессе заметно упрощает восприятие сложной учебной информации, способствует развитию логического и абстрактного мышления обучающихся, что позволяет повысить вовлеченность в процесс изучения материала, общий уровень знаний по предмету, раскрыть творческий потенциал ребенка.
Педагог не в силах повлиять на тенденции в современном обществе и особенности восприятия школьников. Поэтому перед ним встает задача адаптации материала под нужды и потребности обучающихся, с чем может помочь использование инфографических методов, в частности, на уроках экономики.
Для изучения мнения студентов педагогического вуза, обучающихся по профилю экономическое образование, о возможностях использования инфографических методов при проведении занятий по экономике было проведено анкетирование. По результатам анкетирования можно сделать вывод об универсальности применения инфографических методов в процессе обучения. Они могут быть использованы для организации групповой, индивидуальной и фронтальной формы работы на различных этапах урока в зависимости от целей и задач занятия, что позволяет педагогу внедрять инфографические методы практически в каждое занятие. Работа с инфографическими методами позволяет формировать у обучающихся метапредметные результаты, которые важны для всех, потому что они развивают универсальные навыки, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Эти результаты включают критическое мышление, творческое мышление, коммуникативные навыки, умение решать проблемы, работать в команде, регулятивные навыки, связанные с организацией самостоятельной работы, оценки своей деятельности, умением корректировать и планировать свои действия. Они применимы в различных сферах жизни и обеспечивают инструментами и навыками, которые можно использовать в разнообразных ситуациях.
С целью демонстрации организации работы с инфографическими методами на занятиях были разработаны паспорта образовательных технологий, изучение которых поможет педагогам разобраться в описываемой технологии, изучить этапы работы с ней, а также условия реализации данной технологии.
На основе разработанных паспортов образовательных технологий были подготовлены технологические карты урока по экономике по различным темам («Типы экономических систем»; «Происхождение и функции денег», «Человек н рынке труда», «Как измерить рост экономики», «Структура экономики России»), при помощи которых были отражены возможности использования инфографических методов при проведении уроков по экономике. На занятиях предлагается организовать работу обучающихся со следующими инфографическими методами: концептуальная таблица, лента времени, ментальная карта, кластер, фишбоун. Так, с помощью технологических карт были отражены способы действий педагога и обучающихся при использовании инфографических методов.
Для отработки разработанных технологических карт на практике было проведено занятие по теме «Происхождение и функции денег» среди студентов второго курса направления «Экономическое образование», на котором обучающиеся самостоятельно в группах работали над заполнением ленты времени по теме. С целью получения обратной связи после проведенного занятия была внедрена анкета. По результатам анкетирования студенты посчитали выбранный метод активным, понятным и интересным. Согласно ответам, инфографический метод «Лента времени» подходит для организации групповой самостоятельной работы.
Инфографические методы можно использовать на занятиях по экономике для расширения и разнообразия арсенала педагогических инструментов по формированию метапредметных компетенций обучающихся.



