Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СЛОВОТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №166961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Лингвометодические основы процесса развития речи младших школьников 6
1.2 Сочинение как источник развития речи младших школьников 15
1.3 Использование словотворчества как фактора развития письменной речи
младших школьников 28
Выводы по I главе 40
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
2.1 Организация и методы исследования актуального уровня развития
письменной речи младших школьников 41
2.2 Анализ актуального уровня развития письменной речи младших
школьников 46
2.3 Разработка программы для развития письменной речи младших школьников
с использованием приемов словотворчества 53
Выводы по II главе 61
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А 70
Приложение Б 82


Развитие речи младших школьников - это одна из самых актуальных проблем в современной методике русского языка в начальной школе. Парадигма личностно ориентированного развивающего образования в России обусловлена основными требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО, в котором особое значение придается развитию речи младших школьников, так как от этого зависит успешность обучения в целом, а также реализация в социуме [62].
Психологическую природу речи с её механизмами и особенностями развития у детей можно увидеть в трудах М.Т. Баранова, Л.С. Выготского, Н. И. Жинкина, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают, что детям необходимо специальное речевое воспитание [9, 21, 30].
Одно из важных мест в развитии речи младших школьников занимает сочинение, поскольку с его помощью можно еще и реализовать творческий потенциал ребенка. Использование определенных методов и приемов на уроках русского языка способствует выработке навыков письменной речи учащихся и реализации их языкового развития. Существует множество приемов, используемых для развития речи. Одним из таких приемов является словотворчество - использование креатива в речи.
Креатив в речи является средством для создания оригинального словесного образа и представляет учащимся разнообразие для выражения мыслей. Словотворчество благодаря экспрессивности вызывает большой спектр чувств и эмоций и помогает созданию оригинального текста, благодаря вызванным «цепям ассоциаций».
Несмотря на интерес ученых-лингвистов (Терстоун, Гилфорд, Гридина, Нухов и др.) к проблеме новых слов, понятия «словотворчество», «языковая игра», «вербальная креативность» в методике подробно не рассматриваются. Поэтому, основываясь на индивидуальных особенностях учащихся и социокультурных изменениях в окружающем мире, мы начали изучение процесса словотворчества в начальных классах для того, чтобы школьники осознанно и в полной мере реализовывали свой творческий потенциал, понимали, как образуются такие слова, как использовать эти приемы при создании оригинальных текстов, и тем самым развивали свою речь.
Поскольку развитие речи учащихся является практической стороной, то появляется необходимость в формировании специальных навыков и умений. Этому процессу может способствовать словотворчество, так как для образования таких творческих слов (окказионализмов) ребенок должен освоить словообразовательные модели. Окказионализмы как единицы
словообразовательной системы и лексики, «осуществляют разные виды связей, то есть выполняют текстоорганизующую функцию» [13]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из самых важных задач в курсе русского языка является обучение школьников письменной речи, так как от свободного владения речью зависит полноценность общения и коммуникативный комфорт человека в обществе.
Высшим уровнем развития речи являются сочинения - коммуникативно-творческий вид текстовых упражнений. Когда учащийся работает над сочинением, он учится грамотно и выразительно передавать свое эмоциональное восприятие жизни, самостоятельно рассуждать и, следовательно, развивает свою речь.
В качестве приема развития речи можно рассматривать словотворчество. Рассмотрев текстообразующую роль словотворчества, нами было выяснено, что ключевыми словами, вызывающими ряд ассоциаций, обеспечивающих глобальную связность текста, могут выступать окказиональные слова.
С учетом культуры словотворчества, считаем необходимым отметить, что окказионализм, помещенный в текст, должен быть обоснован. Без особых стилистических заданий в тексте не должно быть большого числа окказионализмов, т. к. экспрессивность лучше можно выделить на нейтральном фоне, а при чрезмерном применении этого стилистического средства желаемое действие может снижаться.
Мы начали изучать механизм словотворчества в качестве текстообразующего средства в начальных классах, чтобы учащиеся могли осознанно использовать этот прием для создания оригинальных текстов и, тем самым, развивать свою речь.
Проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, мы смогли определить критерии, отражающие в количественном отношении уровень развития письменной речи школьников. По результатам констатирующего эксперимента выявлено, что по таким параметрам исследуемого объекта как: число слов, число фраз, лексическая разнообразность, связность и глубина фраз большая часть учащихся находится на среднем уровне развития, а по параметру средняя длина фраз - на низком и, таким образом, требуется поиск эффективных путей их дальнейшего совершенствования.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, была подтверждена.
На основании полученных данных, мы разработали программу, состоящую из 13 занятий, предполагающих теоретическую работу и практическую работы в виде написания творческих сочинений с использованием приемов словотворчества. Мы предполагаем, что программа будет способствовать развитию письменной речи младших школьников.



1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов// Программа по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9/ Сост. Л.М. Рыбченко. М.: Дрофа, 2002. С.3-49.
2. Баринова Е.А и др. Методика русского языка. Учеб.пособие для студентов фак.рус.яз. и литературы пед. ин-тов./ Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., «просвещение», 1974. С 43-54.
3. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т.- Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.- 348 с., Экономический журнал УДК 811.161.1. -С. 43-48.
4. Бородин А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. - М.: Просвещение, 1996. - 362 с.
5. Витгенштейн Л. О достоверности / Л. Витгенштейн // Вопросы философии. 1984. № 8. С. 142-149.
6. Воробьева В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картине в начальных классах. - Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2006.-220, [4]с., [16]л. ил. - (Библиотека учителя).
7. Вохнина И.А. Русский класс: учебник/ Вохнина, И.А. Науч.рук. проекта Н.Д. Бурвикова. - М.: Просвещение, 2008. - 161 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учеб. пособ. для высш. учеб. заведен. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2008. - 396 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 - М.1982.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособ. для вузов. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 533 с.
12. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1961.
13. Горелкина А.В. Словообразовательные окказионализмы в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого: Автореф. дисс. ...кфилн. - М., 1999. - 21 с.
14. Горская Г.И. Язык. Новое на уроке русского языка. Горская. Г.И. - М., 1963.- 55 с.
15. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи. Явление языковой игры: дис. д-ра филол. наук / Т.А. Гридина. - М.: 1996. - 566 с...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ