Введение 3
Глава 1. Теоретические основы электронного обучения в школе 5
1.1. Требования национальных образовательных проектов к
информатизации школьного образования 5
1.2. Модели электронного обучения в школе 10
1.3. Сервис Moodle Cloud как среда для поддержки электронного обучения
в школе 23
Выводы главы 1 28
Глава 2. Разработка среды для поддержки электронного обучения в
школе с использованием Moodle Cloud 30
2.1. Создание и администрирование электронного учебного курса в среде
Moodle Cloud 30
2.2. Основные элементы и ресурсы курса Moodle Cloud 36
2.3. Интеграция внешних элементов в учебный курс Moodle Cloud 44
Выводы главы 2 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», приоритетном государственном проекте «Цифровая школа» одной из характеристик школы XXI века названа ориентация ее деятельности на использование технологий будущего. Государство и общество ставят перед школой задачу освоения современных форм и методов взаимодействия, обучающих и обучающихся, которые позволят реализовать принципы доступности, качества и непрерывности образования.
Однако, не каждая школа предоставляет своим учителям возможность пользоваться системой управления обучением, позволяющей создавать электронные учебные курсы для организации обучения с веб-поддержкой или смешанного обучения.
В связи с этим, исследование, направленное на поиск и описание средств, позволяющих любому отдельному учителю реализовывать различные модели электронного обучения: традиционное с веб-поддержкой, смешанное и полностью дистанционное, является актуальным.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: каким образом учитель может самостоятельно организовать платформу для поддержки различных моделей электронного обучения?
В нашем исследовании в качестве такой платформы рассматривается облачный сервис Moodle Cloud - это, имеющая бесплатную версию, система управления обучением, позволяющая создать собственный электронный учебный курс, который можно использовать в качестве дополнения или замены традиционного образовательного процесса.
Объект исследования: использование облачных технологий для поддержки различных моделей электронного обучения в школе.
Предмет исследования: возможности сервиса Moodle Cloud как среды для поддержки электронного обучения в школе.
Цель работы: разработать справочник для информационно- методической поддержки процесса создания и функционирования электронного курса с использованием сервиса Moodle Cloud.
Задачи работы:
1. Проанализировать требования национальных образовательных проектов к информатизации школьного образования.
2. Рассмотреть особенности различных моделей реализации электронного обучения в школе.
3. Проанализировать возможности сервиса Moodle Cloud как среды для поддержки электронного обучения в школе.
4. Описать этапы создания и администрирования электронного учебного курса в среде Moodle Cloud.
5. Описать функции и варианты использования основные элементов и ресурсов курса в Moodle Cloud.
6. Описать возможности Moodle Cloud по интеграции в учебный курс внешнего интерактивного контента.
7. Разработать курс в Moodle Cloud, содержащий справочник по использованию элементов и ресурсов курса Moodle Cloud.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы учителями, методистами, а также широким кругом специалистов, интересующихся вопросами организации учебного процесса в условиях открытого информационно-образовательного пространства.
В результате проведенной работы был исследован вопрос: каким образом учитель может самостоятельно организовать платформу для поддержки различных моделей электронного обучения? В нашем исследовании в качестве такой платформы рассматривался облачный сервис Moodle Cloud. Нами был разработан справочник для информационно¬методической поддержки процесса создания и функционирования электронного курса с использованием сервиса Moodle Cloud.
Первоначальная задача нашего исследования заключалась в анализе требований национальных образовательных проектов к информатизации школьного образования. Нами были рассмотрен Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, проект «Современная цифровая образовательная среда», и, в частности, «Цифровая школа». Изучив данные материалы, мы сделали вывод, что информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования.
Следующей нашей задачей было рассмотрение особенностей различных моделей реализации электронного обучения в школе. В зависимости от степени насыщенности учебного процесса онлайн технологиями доставки контента и характера взаимодействия участников различают:
- обучение с веб-поддержкой (реализуется в сети: доставка контента, минимальное взаимодействие через электронную образовательную среду при выполнении СРС);
- смешанное обучение(Blended-learning, курс реализуется в сети: комбинирует традиционное обучение в аудитории с занятиями в сети);
- онлайн-обучение или сетевое (курс в сети, часто совсем без очного взаимодействия).
В рамках третьей задачи нам необходимо было проанализировать возможности сервиса Moodle Cloud как среды для поддержки электронного обучения в школе. Использование платформы Moodle Cloud дает возможность школе создать обучающий портал без привлечения IT- специалистов с минимальными затратами (только на разработку новых курсов, адаптацию существующих и администрирование). Удобный функционал программы позволяет создавать различные по продолжительности и тематике курсы, обновляя их по мере необходимости, организовывать тестирование для учащихся и отслеживать статистику прохождения тестов. Каждый ученик может быть записан на несколько курсов. После прохождения обучения учитель получает соответствующие отчеты. В программе предусмотрена возможность проведения вебинаров, что способствует большему вовлечению учеников в учебный процесс.
Четвертая задача исследования заключается в описании этапов создания и администрирования электронного учебного курса в среде Moodle Cloud. При создании и администрировании нашего учебного курса, мы зафиксировали каждый шаг скриншотами. Из полученных рисунков создали пошаговую инструкцию по созданию и администрированию курса, описав их.
Следующей нашей задачей было описание функций и вариантов использования основных элементов и ресурсов курса в Moodle Cloud. В курсе Moodle Cloud нами были использованы и изучены такие элементы и ресурсы, как: Видеоконференция BigBlueButton; Глоссарий; Задание; Лекция; Тест; Форум; Гиперссылка; Папка; Пояснение; Страница; Файл.
Кроме стандартных возможностей Moodle Cloud, можно воспользоваться возможностями по интеграции в учебный курс внешнего интерактивного контента:
- созданного на сторонних сервисах и внедренного в курс с использованием стандарта SCORM. Внедрение происходит посредством ресурса "Пакет интерактивного содержимого";
- созданного на сторонних сервисах и связанного с курсом с использованием стандарта LTI. Связывание происходит посредством ресурса "Внешний инструмент".
Результатом изучения возможностей Moodle Cloud стал разработанный курс, содержащий справочник по использованию элементов и ресурсов. Таким образом, анализ опыта использования облачного хостинга Moodle Cloud позволяет сделать следующие выводы: облачная учебная среда поддерживает полную версию LMS Moodle с минимальными ограничениями; можно настраивать облачный хостинг Moodle Cloud под определенные потребности школы, применять мобильное приложение для полной поддержки Moodle. Все перечисленные результаты позволят обучить учеников «учиться быстро», при условии, что преподаватели, приобретут методические навыки и освоят необходимые облачные информационные технологии.
1. Авторский сайт облачного хостинга Moodle Cloud [Электронный ресурс] URL:https://artemvb15.moodlecloud.com/login/index (дата обращения 18.06.2018)
2. Артеменко В.Б. Интеграция веб-инструментов организации вебинаров и создания скринкастов в LMSMoodle/ В.Б.Артеменко, Е.В.Артеменко, Л.В.Артеменко // УСиМ. -2015. -No1. -С.32-38.
3. Артеменко В.Б. Опыт использования облачного хостинга MoodleCloud / В.Б. Артеменко / EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - C. 40-45. - [Электронный ресурс] URL:http://hdl.handle.net/10995/54304(дата обращения 18.06.2018)
4. Артеменко В.Б. Организация сотрудничества в электронном
обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов [Электронный ресурс] / В.Б.Артеменко // Образовательные технологии и общество (ОТО). 2013. С.489-504. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16 i2/pdf/11.pdf (дата обращения
18.06.2018)
5. Ахметова, С.Г. Веб-технологии в менеджменте: учеб.-метод. пособие / С.Г. Ахметова. - Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета:, 2016. - 186 с.
6. Веб-сервис Amazon Elastic Compute Cloud(AmazonEC2)
[Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Amazon EC2
(дата обращения 18.06.2018)
7. Велединская С.Б. Смешанное обучение: секреты эффективности / Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. / Высшее образование сегодня.: 2014. 13 с.
8. Велединская, С.Б. Смешанное обучение (blended-learning) и его возможные перспективы в ТПУ / С.Б. Велединская. Томск: Издательство ТГПУ. 2013. 105-106 с.
9. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с.
10. КонсультантПлюс / Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(ред. От 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. 1997. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения 18.06.2018)
11. Косарев И. С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И. С. Косарев // School4-perm.narod.ru: Городской портал. Пермь. 2009. URL:http://school4-perm.narod.ru/kis.htm(дата обращения 18.06.2018)
12. Макарчук Т.А., Демченко С.А. Проектирование обучающего курса на платформе LMS Moodle Cloud / Современные проблемы науки и образования. 2017. URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=26982(дата обращения 18.06.2018)
13. Мобильное электронное образование [Элеектронный ресурс] 2014.
URL: https://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-
primeneniya-v- sovremennoj-shkole/(дата обращения 11.06.2018)
14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) [Электронный ресурс] 2018. URL:http://base.garant.ru/6744437/(дата обращения 18.06.2018)
15. Облачные вычисления в образовании [Электронный ресурс] /
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Аналитическая записка. 2010. URL:
https://moodle.org/plugmfile.php/1969005/mod page/content/16/Oblachnyie%20vychiskenia%20v%20obrazovami.pdf(дата обращения 18.06.2018)
16. Орешкина. А. К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений / Инновационные образовательные технологии. 2014. с.4-7.
17. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html(дата обращения 18.06.2018)
18. Развитие информатизации системы образования. Сайт Смокина
Олега Николаевича [Электорнный ресурс] 2005. URL:
http://www.smolin.ru/vse-novosti/razvitie-informatizacii-sistemy-obrazovaniya-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v(дата обращения 18.06.2018)
19. Работа в Moodle Cloud. YouTobe.ru[Электронный ресурс] 2017.
URL:https: //www. youtube.com/watch?v=Ii6mF -uJ3m8 (дата обращения 18.06.2018)
20. Сластенин. В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Под ред. Сластенина В.А.. Москва.: Издательский центр "Академия". 2002. 576 с.
21. Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных
связей на уроках истории, обществознания и экономики [Электронный ресурс] / Молодой ученый. 2013. 603-605 с. URL:
https://moluch.ru/archive/51/6561/(дата обращения: 20.06.2018)
22. Сервис хостинга сайтов и web-приложений Google App Engine [Электронный ресурс] URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Goo gle App Engine. (дата обращения 18.06.2018)
23. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. — Ростов на Дону: РПИ, 2007. 165-173 с.
24. Частозадаваемые вопросы о Google Apps for Education [Электронный ресурс] URL:https://support.google.com/a/answer/139019?hl=ru.(дата обращения 18.06.2018)
25. Электронное обучение: плюсы и минусы внедрения [Электронный
ресурс] / Журнал «Генеральный Директор» - профессиональный журнал руководителя. 2018. Москва.: URL: https://www.gd.ru/articles/9328-
elektronnoe-obuchenie
26. Электронный справочник Moodle [Электронный ресурс] URL: https://moodle.org/course/view.php?id=25(дата обращения 18.06.2018)
27. Электронный справочник Moodle@Muctr [Электронный ресурс]
URL: https://moodle.muctr.ru/course/view.php?id=24(дата обращения
18.06.2018)
28. DocPlayer.ru [Электронный ресурс] 2018. URL:
http://docplayer.ru/42819355-Proekt-cifrovaya-shkola.html(дата обращения 18.06.2018)
29. Kopilkaurokov.ru- сайт для учителей [Электронный ресурс] 2013.
URL: https: //kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/proghramma formirovaniie blaghopriiatnogho psikhologhichieskogho klimata v obraz (дата обращения 18.06.2018)
30. TEACHTECH Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] 2018. URL:http://teachtech.ru/moodle/moodlecloud-novyj-besplatnyj-xosting-dlya-moodle-sajtov.html(дата обращения 11.06.2018)