Психолого-педагогическая работа по снижению проявлений гиперактивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Психолого-педагогические основы гиперактивного поведения детей 8
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Сущность и содержание понятия «гиперактивное поведение» 15
1.3 Особенности психолого-педагогической работы с детьми по преодолению
проявлений гиперактивного поведения 33
Выводы по I главе 44
Глава II Психолого-педагогическая работа с детьми в условиях детского сада старшего дошкольного возраста 47
2.1 Аналитико-диагностическое изучение особенностей поведения 47
2.2 Организация психолого-педагогической работы по преодолению
гиперактивного поведения детей в старшей группе детского сада 60
2.3 Сравнительный анализ и интерпретация данных по контрольной и
экспериментальной группам 91
Выводы по главе II 92
Заключение 93
Библиографический список 95
Приложения 100
Глава I Психолого-педагогические основы гиперактивного поведения детей 8
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Сущность и содержание понятия «гиперактивное поведение» 15
1.3 Особенности психолого-педагогической работы с детьми по преодолению
проявлений гиперактивного поведения 33
Выводы по I главе 44
Глава II Психолого-педагогическая работа с детьми в условиях детского сада старшего дошкольного возраста 47
2.1 Аналитико-диагностическое изучение особенностей поведения 47
2.2 Организация психолого-педагогической работы по преодолению
гиперактивного поведения детей в старшей группе детского сада 60
2.3 Сравнительный анализ и интерпретация данных по контрольной и
экспериментальной группам 91
Выводы по главе II 92
Заключение 93
Библиографический список 95
Приложения 100
В научной литературе синдром дефицита внимания с гиперактивностью является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. По данным различных статистических источников проявления гиперактивности в поведении детей в мире в среднем насчитывается от 3 % до 10%, в том числе в Америке - 4-20%, в Великобритании - 1-3%, Италии - 3-10%, в Китае - 1-3%, в России - 4-18%, и других странах [4].
Причины возникновения данного недуга являются темой обсуждения специалистов различных областей и сфер деятельности. До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются: наличие инфекционных заболеваний у
беременных женщин, хронические болезни, несовместимость резус- факторов, ухудшение экологии.
Гиперактивность опасна своей продолжительностью, может сохраняться до подросткового возраста (у 70 % детей), а в некоторых случаях и до зрелого возраста.
Существующая система образования в нашей стране большей частью не приспособлена к индивидуальной работе с гиперактивными детьми. Гиперактивный ребенок зачастую явно не соответствует нормативным рамкам. Он неудобен педагогам в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Учебный процесс, в том виде в каком он существует, не является эффективным для гиперактивного ребенка, так как подразумевает достаточно длительное сидение за партой, скрупулезное изучение предметов. В последние годы, из-за напряженного ритма жизни и нервных перегрузок человека, проблема эффективности дошкольного образования гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и психологов. Если еще несколько лет назад в детских садах гиперактивных детей было по 1-2 в группе, то теперь в эту группу попадает 20-30% воспитанников. И этот процент постоянно растет [4].
Конечно, изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придается особое значение в более развитых зарубежных странах. Серьезные и целенаправленные исследования СДВГ в России начались относительно недавно, в конце прошлого века. По данным отечественных и зарубежных исследований, чаще всего данный синдром встречается среди детей дошкольной и школьной возрастных групп и достигает 4,25-9,58% от общего числа детей, при этом, почему-то преобладает у мальчиков - соотношение мальчиков и девочек с СДВГ выражается соотношением примерно 5:1 [4]. Высокая частота различных симптомов заболевания у мальчиков, скорее всего, обусловлена влиянием наследственных факторов, а также может быть обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к различным воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга, имеют больший резерв биологических функций, они менее специализированы, может быть, поэтому при поражении центральной нервной системы, девочки наиболее устойчивы к заболеванию. В последнее время различные специалисты приходят к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, полученных ребенком при тех, или иных обстоятельствах. Основной же дефект связан с недостаточностью необходимых механизмов внимания и должного тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно объясняются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ. СДВГ, одна из самых распространённых форм хронических нарушений поведения в детском и дошкольном возрасте. В каждом конкретном случае признаки возникновения заболевания могут проявиться в любом детском возрасте, однако возникновение наиболее ярких симптомов заболевания чаще всего относится к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение становится заметным к началу обучения в школе. Тяжёлую форму болезни вполне можно распознать уже в раннем детстве. Подобная реакция объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка, который страдает этим заболеванием, справляться с новыми задачами и требованиями, которые предъявляются к нему в условиях постепенного увеличения эмоциональных, психических или даже физических нагрузок.
В образовательных учреждениях все больше становится детей с нарушениями в поведении. Специалисты склоны относить чрезмерную активность к одним из факторов, чрезвычайно повышающим вероятность гиперактивного поведения.
Для того чтобы работа с гиперактивными детьми была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей профилактике или коррекции.
Актуальность состоит в том, что прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений гиперактивного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед субъектами психолого - педагогической деятельности в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с детьми, имеющими гиперактивное поведение.
Цель исследования - изучение особенностей гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста и организация психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации.
Объектом данной исследовательской работы является поведение детей дошкольного возраста.
Предметом выступают содержание и организация деятельности воспитателя по диагностике и сопровождению детей с гиперактивностью.
Гипотеза исследования:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ общеобразовательном учреждении будет способствовать преодолению гиперативности при создании следующих условий: организации аналитико-диагностического изучения особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации, проведения специальных занятий по предотвращению гиперактивного поведения детей и вовлечения родителей.
Вышеуказанные цель и гипотеза исследования, выдвинули на первый план необходимость решения целого ряда следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме поведения детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть содержание понятия гиперактивное поведение и его развития в старшем дошкольном возрасте;
3. Провести диагностику особенностей поведения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать специальные занятия по предотвращению гиперактивного поведения детей.
В ходе эксперимента были применены методы исследования:
• анализ психолого-педагогических трудов ученых и
исследователей по заданной теме исследования;
• индивидуальная беседа с родителями детей старшей группы образовательной организации;
• анкетирование родителей и педагогов образовательной организации с элементами наблюдения за учебно-воспитательным процессом детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
• метод констатирующего и формирующего эксперимента в детском саду;
• сравнительный анализ и интерпретация данных по контрольной
и экспериментальной группам с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в течение 2014-2015г.г. на базе МБДОУ «Детский сад №330 комбинированного вида» при участии родителей и педагогов детского сада, а также имеющихся в данной дошкольной группе воспитанников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Причины возникновения данного недуга являются темой обсуждения специалистов различных областей и сфер деятельности. До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются: наличие инфекционных заболеваний у
беременных женщин, хронические болезни, несовместимость резус- факторов, ухудшение экологии.
Гиперактивность опасна своей продолжительностью, может сохраняться до подросткового возраста (у 70 % детей), а в некоторых случаях и до зрелого возраста.
Существующая система образования в нашей стране большей частью не приспособлена к индивидуальной работе с гиперактивными детьми. Гиперактивный ребенок зачастую явно не соответствует нормативным рамкам. Он неудобен педагогам в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Учебный процесс, в том виде в каком он существует, не является эффективным для гиперактивного ребенка, так как подразумевает достаточно длительное сидение за партой, скрупулезное изучение предметов. В последние годы, из-за напряженного ритма жизни и нервных перегрузок человека, проблема эффективности дошкольного образования гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и психологов. Если еще несколько лет назад в детских садах гиперактивных детей было по 1-2 в группе, то теперь в эту группу попадает 20-30% воспитанников. И этот процент постоянно растет [4].
Конечно, изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придается особое значение в более развитых зарубежных странах. Серьезные и целенаправленные исследования СДВГ в России начались относительно недавно, в конце прошлого века. По данным отечественных и зарубежных исследований, чаще всего данный синдром встречается среди детей дошкольной и школьной возрастных групп и достигает 4,25-9,58% от общего числа детей, при этом, почему-то преобладает у мальчиков - соотношение мальчиков и девочек с СДВГ выражается соотношением примерно 5:1 [4]. Высокая частота различных симптомов заболевания у мальчиков, скорее всего, обусловлена влиянием наследственных факторов, а также может быть обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к различным воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга, имеют больший резерв биологических функций, они менее специализированы, может быть, поэтому при поражении центральной нервной системы, девочки наиболее устойчивы к заболеванию. В последнее время различные специалисты приходят к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, полученных ребенком при тех, или иных обстоятельствах. Основной же дефект связан с недостаточностью необходимых механизмов внимания и должного тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно объясняются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ. СДВГ, одна из самых распространённых форм хронических нарушений поведения в детском и дошкольном возрасте. В каждом конкретном случае признаки возникновения заболевания могут проявиться в любом детском возрасте, однако возникновение наиболее ярких симптомов заболевания чаще всего относится к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение становится заметным к началу обучения в школе. Тяжёлую форму болезни вполне можно распознать уже в раннем детстве. Подобная реакция объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка, который страдает этим заболеванием, справляться с новыми задачами и требованиями, которые предъявляются к нему в условиях постепенного увеличения эмоциональных, психических или даже физических нагрузок.
В образовательных учреждениях все больше становится детей с нарушениями в поведении. Специалисты склоны относить чрезмерную активность к одним из факторов, чрезвычайно повышающим вероятность гиперактивного поведения.
Для того чтобы работа с гиперактивными детьми была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей профилактике или коррекции.
Актуальность состоит в том, что прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений гиперактивного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед субъектами психолого - педагогической деятельности в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с детьми, имеющими гиперактивное поведение.
Цель исследования - изучение особенностей гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста и организация психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации.
Объектом данной исследовательской работы является поведение детей дошкольного возраста.
Предметом выступают содержание и организация деятельности воспитателя по диагностике и сопровождению детей с гиперактивностью.
Гипотеза исследования:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ общеобразовательном учреждении будет способствовать преодолению гиперативности при создании следующих условий: организации аналитико-диагностического изучения особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации, проведения специальных занятий по предотвращению гиперактивного поведения детей и вовлечения родителей.
Вышеуказанные цель и гипотеза исследования, выдвинули на первый план необходимость решения целого ряда следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме поведения детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть содержание понятия гиперактивное поведение и его развития в старшем дошкольном возрасте;
3. Провести диагностику особенностей поведения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать специальные занятия по предотвращению гиперактивного поведения детей.
В ходе эксперимента были применены методы исследования:
• анализ психолого-педагогических трудов ученых и
исследователей по заданной теме исследования;
• индивидуальная беседа с родителями детей старшей группы образовательной организации;
• анкетирование родителей и педагогов образовательной организации с элементами наблюдения за учебно-воспитательным процессом детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
• метод констатирующего и формирующего эксперимента в детском саду;
• сравнительный анализ и интерпретация данных по контрольной
и экспериментальной группам с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в течение 2014-2015г.г. на базе МБДОУ «Детский сад №330 комбинированного вида» при участии родителей и педагогов детского сада, а также имеющихся в данной дошкольной группе воспитанников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Данная исследовательская работа посвящена гиперактивному поведению детей старшей группы дошкольного возраста и методам ее коррекции, с целью формирования в нашей стране здорового общества.
В рамках настоящей работы рассмотрены сущность и содержание понятия гиперактивного поведения детей с точки зрения современной психологии, определены направления и пути развития в области изучения данной проблемы и разработки путей решения. Гиперактивность — это встречающаяся в детском и подростковом возрасте, а иногда и у взрослых совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Проанализировав литературу, а также изучив проблему, можно однозначно сделать вывод о том, что причин возникновения данного поведения у ребенка может быть очень много, например таких, как полученная при рождении ребенка травма, психофизиологическая - незрелость, несовершенство нервной системы, нарушения или расстройства работы мозга (по типу ММД), социально -психологическая - это неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье, частые семейные конфликты, низкий уровень материальной обеспеченности семьи, а также низкий уровень образования у родителей, и другие факторы.
Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются разные методы: медикаментозная терапия, психотерапия и специализированное обучение.
Выявленная нами в процессе диагностирования и собственного опыта проблема в познавательной, моторно-двигательной и эмоциональной сфере по преодолению проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста нуждается в создании специальных коррекционных занятий.
На основании полученных данных были определены условия психолого-педагогической работы с детьми в условиях детского сада старшего дошкольного возраста. Для определения уровня проявлений гиперактивности в поведении организовано аналитико - диагностическое изучение (анкетирование, беседы с родителями, родительское собрание) особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. В ходе исследования проведены специальные занятия (досуговая деятельность детей с родителями в образовательной организации и дома, в группе с детьми были проведены мероприятия, направленные на внимание, мышление, координацию движений и снижение эмоционального напряжения) по предотвращению и устранению проявлений гиперактивного поведения, диагностированы особенности поведения детей в старшем дошкольном возрасте.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанная коррекционная система занятий может быть использована психологами и педагогами в работе с гиперактивными детьми в условиях образовательной организации.
Данная методика носит практический характер и может быть использована, как пособие для педагогов -психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними, а также по возможности должна использоваться в каждой семье, где есть ребенок с подобным недугом. А так же эта работа, поможет определить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности, что, несомненно, очень актуально для современной России.
В рамках настоящей работы рассмотрены сущность и содержание понятия гиперактивного поведения детей с точки зрения современной психологии, определены направления и пути развития в области изучения данной проблемы и разработки путей решения. Гиперактивность — это встречающаяся в детском и подростковом возрасте, а иногда и у взрослых совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Проанализировав литературу, а также изучив проблему, можно однозначно сделать вывод о том, что причин возникновения данного поведения у ребенка может быть очень много, например таких, как полученная при рождении ребенка травма, психофизиологическая - незрелость, несовершенство нервной системы, нарушения или расстройства работы мозга (по типу ММД), социально -психологическая - это неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье, частые семейные конфликты, низкий уровень материальной обеспеченности семьи, а также низкий уровень образования у родителей, и другие факторы.
Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются разные методы: медикаментозная терапия, психотерапия и специализированное обучение.
Выявленная нами в процессе диагностирования и собственного опыта проблема в познавательной, моторно-двигательной и эмоциональной сфере по преодолению проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста нуждается в создании специальных коррекционных занятий.
На основании полученных данных были определены условия психолого-педагогической работы с детьми в условиях детского сада старшего дошкольного возраста. Для определения уровня проявлений гиперактивности в поведении организовано аналитико - диагностическое изучение (анкетирование, беседы с родителями, родительское собрание) особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. В ходе исследования проведены специальные занятия (досуговая деятельность детей с родителями в образовательной организации и дома, в группе с детьми были проведены мероприятия, направленные на внимание, мышление, координацию движений и снижение эмоционального напряжения) по предотвращению и устранению проявлений гиперактивного поведения, диагностированы особенности поведения детей в старшем дошкольном возрасте.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанная коррекционная система занятий может быть использована психологами и педагогами в работе с гиперактивными детьми в условиях образовательной организации.
Данная методика носит практический характер и может быть использована, как пособие для педагогов -психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними, а также по возможности должна использоваться в каждой семье, где есть ребенок с подобным недугом. А так же эта работа, поможет определить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности, что, несомненно, очень актуально для современной России.
Подобные работы
- Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2023 - Психологические компоненты агрессивного поведения у старших дошкольников (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



