Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации изучения иностранного языка 6
§1.1. Понятие и роль мотивации при обучении иностранному языку в современной школе 6
§1.2. Понятие аутентичного видеоматериала. Классификация и требования к отбору аутентичных видеоматериалов 15
§1.3. Методические требования к использованию аутентичных
видеоматериалов и этапы работы над ними 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Практическое использования аутентичных видеоматериалов на уроках в 9 классе 29
§2.1. Анализ УМК Spotlight 9 (авторы: Ваулина Е.Ю., Джули Дж., Подоляко
О.Е. и др.) 29
§2.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся 9 класса, определение уровня мотивации обучающихся 31
§2.3. Авторский комплекс упражнений с аутентичными видеоматериалами на уроках английского языка в 9 классе 37
§2.4. Результаты апробации комплекса упражнений на основе аутентичных видеоматериалов 43
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 58
Приложение Д 59
Приложение Е
Одним из важных факторов, влияющим на мотивацию изучения английского языка, является осознание возможности или невозможности его применения в реальных жизненных ситуациях. Зачастую, попав в ситуацию, когда нужно применить знания английского языка на практике, например, понять текст понравившейся песни или посмотреть телевизионную программу, поговорить с носителем языка обучающиеся понимают, что сделать они этого не могут.
Особенно это касается восприятия на слух реальной аутентичной речи носителей языка. Это может негативно воздействовать на их дальнейшее желание изучать английский язык.
Причин для такого негативного опыта несколько, но одна из них состоит в отличии английского языка из учебных курсов от реального английского языка масс-медиа и англоговорящих людей с разнообразием идиом, сленга и акцентов.
Одним из эффективных способов повысить мотивацию к обучению, сформировать навык, позволяющий распознавать звучащую устную речь носителя языка, является использование аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка.
Актуальность исследования обусловлена педагогической значимостью и функциональностью аутентичных видеоматериалов, которые способствуют воссозданию языковой среды, и недостаточностью их использования при обучении английскому языку в основной школе. Использование аутентичных видеоматериалов не предусмотрено в большинстве УМК и зависит от желания педагога или же уровня технической оснащенности класса. Полагаем, что видеоматериалы могут быть отличным средством при изучении английского языка и смогут повысить мотивацию обучающихся.
Объектом исследования являются аутентичные видеоматериалы как средства повышения мотивации.
Предметом же исследования является повышение мотивации посредством внедрения аутентичных видеоматериалов на уроках английского
языка.
Цель работы - продемонстрировать эффективность использования аутентичных видеоматериалов и обосновать применение аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации в процессе обучения английскому языку в основной школе. Поставленная цель предопределила решение ряда задач:
1. Изучить теоретические основы мотивации, особенности ее формирования у обучающихся;
2. Рассмотреть методические требования к использованию аутентичных видеоматериалов;
3. Разработать авторский комплекс упражнений работы с аутентичными видеоматериалами;
4. Применить разработанный комплекс упражнений на уроках английского языка в 9 классе.
В исследовательской работе были применены следующие методы исследования: описательный, сравнительный, метод обобщения, анализ, наблюдение и эксперимент.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых, а именно Леонтьева А.А., Зимней И.А., Божович Л.И., Выготского Л.С., Носонович Е.В., Азимова Э.Г., Щукина А.Н., Кузовлева В.П., а также зарубежных ученых Хекхаузена Х., Гилмора А., Гилфорда Дж. и др.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы состоит во внесении определенного вклада в научное исследование возможности использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка в основной школе в целях повышения мотивации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе теоретические положения и методические приемы могут повысить эффективность процесса обучения английскому языку, а также могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложений.
Проведя исследование, были сделаны выводы о том, что английский язык является языком межкультурного и межнационального общения. Знание английского языка является условием социальной адаптации обучающихся к современной жизни.
Для того, чтобы эффективно осуществлять международное общение, человек должен уметь распознавать на слух аутентичную речь носителей языка, обладать достаточно сформированными коммуникативными навыками. Для того, чтобы осуществить эту цель необходимо повысить уровень внутренней мотивации обучающихся. Мотивация как психологическая реальность стоит за положительным отношением обучающегося к учению. Поэтому, для учителя важно сформировать у обучающихся положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности, так называемую внутреннюю мотивацию, которая побуждает их к упорной систематической учебной работе.
Из этого следует, что на среднем этапе обучения английскому языку в основной школе особенно важно создавать реальные ситуации общения на английском языке, используя материалы, взятые из жизни носителей языка или составленные с учетом особенностей их культуры и менталитета в соответствии с принятыми и используемыми речевыми нормами.
Использование аутентичных видеоматериалов позволяет с завидной эффективностью и качественно обучать основным видам речевой деятельности, а в особенности распознаванию речи на слух - аудированию. Крайне важно и нужно погружать обучающихся в языковую среду изучаемого языка, предлагать им к просмотру такие материалы, которые вызывали бы у них интерес, которые бы соответствовали их возрасту и уровню знаний, что, очевидно, только положительно бы сказывалось на результатах учебной деятельности и привело бы к повышению мотивации. Для этого учителю необходимо было бы разработать самому или воспользоваться уже готовым комплексом авторских упражнений, который бы осуществлялся на трех этапах работы с видео. Делить работу на этапы методически правильно, потому что у каждого этапа своя цель свои задачи и характерные упражнения, которые отрабатывают различные языковые и речевые навыки. Грамотно выстроенная работа на уроке позволит поддерживать внешнюю мотивацию обучающихся, а правильный выбор аутентичного видеоматериала, который бы отзывался с возрастными особенностями обучающихся, повысит внутреннюю познавательную мотивацию.
Проведенный эксперимент в МБОУ Краснотуранская СОШ показал, что аутентичные видеоматериалы способствуют эффективному обучению иностранному языку. Таким образом, применение аутентичных видеоматериалов можно рассматривать в качестве успешного средства формирования мотивации обучающихся, пробуждающего в них интерес и знакомящего их с аутентичным языковым материалом, функционирующим в естественной языковой среде, что позитивно отражается на процессе обучения.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 148 с.
2. Акулич Т.И. Особенности использования аутентичных
видеоматериалов при обучении иностранному языку // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2018. - С. 83.
3. Алматова Н.А. К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского языка как неродного / Н.А. Алматова // Инновационная наука. - 2015. - Т.2. - № 4. - Уфа: Аэтерна. - С.75.
4. Английский язык, 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Е.Ю. Ваулина, Дж. Джули, О.Е. Подоляко, В. Эванс] - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : М. : Просвещение, 2017 - 216с.
5. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, Н. М. Лапа и др.]. — М. : Просвещение, 2017 —303 с.
6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
7. Аутентичный текст и его представление в современных учебниках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - С. 18-23.
8. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: "Педагогика", 1972. - С. 6-16.
9. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика - учебник для вузов s . - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 304 с.
10. Воронина Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2.
11. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. - М: Педагогика, 1982
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 2000. - 14с.
13. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. - №4.
14. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1240 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательская корпорация "Логос", 2004. - 225 с.
16. Ильченко Е.И. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык. - 2017. - №9. - С. 7.
17. Исламова Э.М. Использование видео с целью аудирования при обучении английскому языку // Молодой ученый URL: https://moluch.ru/archive/344/77346/(дата обращения: 02.04.2022).
18. Кареева Н.В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка // Науковедение. - 2014. - №3. - С. 62-65.
19. Кириллова Н. Б. Экранное искусство в системе гуманитарной
подготовки специалистов: Учебное пособие [Электронный ресурс] - URL: http: //www.ronl.ru/referaty/raznoe/545666/(дата обращения: 10.04.2022).
20. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1988. - 192 с.
21. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: "Просвещение", 1969. - 214 с.
22. Манукян С.П. Актуальные проблемы современной педагогики. - М.: Издательство "Питер", 2003. - 464 с.
23. Маркова А.К Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М: Просвещение, 1983. - 96 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. - М: Евразия, 1998. - 478 с.
25. Словари и энциклопедии на Академике: электрон. словарь 2012.
[Электронный ресурс]. URL:
https://official.academic.ru/2517/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5(дата обращения: 03.04.2022).
26. Ульянова М.Ю. Аутентичный текст и его представление в современных учебниках английского языка // Сборник научных трудов молодых ученых. - Екатеринбург: LINGUISTICA JUVENIS, 2018. - С. 206-214.
27. ФГОС Основное общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2021) [Электронный ресурс] // ФГОС URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения: 20.04.2022).
28. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб: Смысл, 2003. - 860 с.
29. Ходжиева Р. А. Practical Basis of Using Video Materials in English Lessons // Молодой ученый. URL:https://moluch.ru/archive/253/57999/(дата обращения: 25.04.2022).
30. Шведак А. И. Сущность понятия «аутентичные материалы» в контексте обучения иностранному языку // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/208/50892/(дата обращения: 25.06.2022).
31. Шукурова Г. Г. Effects of the Use of Video Materials in Teaching English // Молодой ученый. URL:https://moluch.ru/archive/250/57360/(дата обращения: 25.04.2022).
32. Щукина И.В. Аутентичность как основа оптимизации развития рецептивных умений в языковой подготовке учителей иностранного языка // Университет XXI века: Научное измерение: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого: В 2 т.. - Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2010. - С. 365-370.
33. Alex Gilmore Authentic materials and authenticity in foreign language learning // State-of-the-art article. - Cambridge: 2014. - С. 63-111.
34. Masalova S. Using authentic video materials in teaching foreign language // Молодой ученый URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16662/(дата обращения: 12.05.2022).