Введение 3
1. Специфика отходов разных типов 5
1.1. Классификация отходов 5
1.2. Методы утилизации твердых бытовых отходов 11
1.3. Влияние твердых бытовых отходов на экологическую обстановку 19
2. Методические аспекты проектной деятельности в школе на уроках
географии 25
2.1 Проектная деятельность в школе 25
2.2. Понятие «экологическая культура» 27
2.3. Особенности проектной деятельности в школе на уроках географии 36
3. Разработка проекта «Умелые ручки » для обучающихся 5-6 классов
по географии 42
Заключение 48
Список использованных источников 49
В настоящий момент времени перед человечеством все более остро встает проблема загрязнения окружающей среды различными видами отходов. Существует необходимость в формировании экологической культуры у подрастающего поколения. Основными документами, служащими основной для формирования экологического культуры школьников, является закон об образование РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), согласно которым должна осуществляться экологизация всех предметов школьного курса.
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу [13]. Учебный предмет «География» стал одной из фундаментальных наук, призванных исследовать и решать экологические проблемы глобального, регионального и локального уровней. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются экологические вопросы, такие как, взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель исследования: разработка проекта по использованию бытовых отходов по географии в 5-6 классах.
Задачи
1. Дать характеристику специфики отходов разных типов, географии распространения и методам утилизации твердых бытовых отходов;
2. Выявить методические аспекты проектной деятельности обучающихся на уроках географии;
3. Разработать и апробировать проект «Умелые ручки» по использованию бытовых отходов на уроках географии в 5-6 классах.
Объект исследования: проектная деятельность по географии.
Предмет исследования: методические условия организации и проведения проектной деятельности обучающихся по географии при работе с твердыми бытовыми отходами.
Методы: теоретические: анализ, классификация, обобщение; эмпирические (практические): картографический, педагогический, статистический.
Данная выпускная квалификационная работа использованию бытовых отходов при организации проектной деятельности обучающихся по географии в 5-6 классах.
Первая глава исследования была освящена основной классификаций отходов, основные технологии их переработки, влияние на окружающую среду. Во второй главе исследования была раскрыта сущность проектной деятельности по географии, ее роль в современном образовательном процессе. В третьей главе исследования была показана роль использования бытовых отходов при организации проектной деятельности обучающихся в 5-6 классах по географии, а также проведена апробация на базе школы г. Зеленогорска. На основе проделанной нами работы можно сделать следующие выводы:
1. В современных условиях существует большое количество ТБО, которые требуют специальной технологии утилизации. Повторное использование ТБО является одним из перспективных направлений с помощью которого возможно привить молодому поколению культуру обращению с мусором.
2. Методика организации проектной деятельности обучающихся на уроках географии является творческой работой, проявляющиеся на каждом этапе проектной деятельности и направленная на социально значимую практическую деятельность школьников. Одним из направлений организации проектной деятельности обучающихся на уроках географии является проектная деятельность по изготовлению макетов из ТБО.
3. Апробация проекта показала повышению интереса обучающихся к учебному предмету, к повышению уровня знаний. Создание подобных проектов в школе будет способствовать развитию творческой активность и интереса обучающихся на уроках географии.
1. «Атлас отходов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.atlas.d- waste.com/(дата обращения: 11.05.2021).
2. Мусор против человечества [Электронный ресурс]. URL:
https://economistua.com/musor-protiv-chelovechestva/(дата обращения: 22.05.2021).
3. Российский экологический оператор [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru//(дата обращения: 13.05.2021).
4. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии. СПб. Изд-во: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 91.
5. Вестник науки и образования № 3(27) Том 2. 2017
6. Витковская С. Е. Твердые бытовые отходы: антропогенное
звенобиологического круговорота. СПб. АФИ, 2012. 132 С.
7. Волкова Г. Б. На пути к гармонии природы и человека: окружающий мир, литературное чтение / Г. Б. Волкова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. № 1 (зима). С. 43-47
8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. Феникс, 1996. С. 134.
9. Добросердова Е.А., Федорова С.Ф. Организация и обращение с твердыми бытовыми отходами: Учебное пособие / Е.А. Добросердова, С.Ф. Федорова. Казань.Изд-во Казанск. гос. архитект. строит. ун-та, 2018. 83 с.
10. Ефремов К. Самое время соединить экологическое и трудовое воспитание/ Кирилл Ефремов // Народное образование. 2006. № 6. С. 134-138.
11. Журнал русского географического общества «Вокруг света» №2, февраль 2017
12. Захлебный А. Н. Отражение основ государственной культурной политикив школьном экологическом образовании / А. Н. Захлебный // Экологическоеобразование: до школы, в школе, вне школы. 2016. № 1 (зима). С. 3-5
13. Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии средней
школы / Н. К. Зуева. Текст непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. Санкт-Петербург. Реноме, 2012. С. 179-182. [Электронный ресурс]. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1775/(дата обращения: 16.05.2021).
14. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии. Москва, Просвещение ,2000
15. Клинков А. С., Беляев П. С., Однолько В. Г., Соколов М. В., Макеев П. В., Шашков И. В. Утилизация и переработка твёрдых бытовых отходов: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. 100 экз. 188 с.
16. Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся/ Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д.//Вологодского института развития образования. 2004. С. 125.
17. О сущности и содержании понятия «экологическая культура» [Электронный ресурс]. иКЕ:Ы1р://зЛоо12100.сош/(дата обращения: 10.05.2021).
18. Родзевич Н.Н. География и экологическая культура // География в школе, 2009. № 4.
19. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. М. Колос С, 2013. 230с.
20. Стекленева С.Ю. Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2017. С. 150-152.
21. Ступникова А.Д., Деточенко Л.В. Возможности курса «Организация внеклассной деятельности учителя географии» в развитии способности руководить научно-исследовательской деятельностью обучающихся // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 ноября 2017 г.). М. Изд-во «Экон-Информ», 2017. С. 177-179.
22. Таможняя Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общей редакцией Е. А. Таможней. Москва, Издательство Юрайт, 2019. 321 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. Просвещение, 2012.
24.Черкасова Н. Г. Технология переработки отходов: методические указания для выполнения курсовой работы; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2017.
25. Шубов Л. Я., Ставровский М. Е., Олейник А. В. Технология твердых бытовых отходов: учеб. М. Изд-во Инфра-М, 2011. 411 с.