Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование видеоресурсов для изучения политической деятельное Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного общего, среднего общего и дополнительного образования

Работа №166946

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Использование видеоресурсов для изучения истории школьниками 16
1.1. Видеоресурсы: понятие и классификация 16
1.2. Видеоресурсы как источники по репрезентации прошлого 18
1.3. Методика применения видеоресурсов для изучения истории
школьниками 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Репрезентация политической деятельности Изабеллы Кастильской и
Фердинанда Арагонского в видеоресурсах 27
2.1 Репрезентация политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в художественных и документальных фильмах 27
2.2. Репрезентация политической деятельности Изабеллы Кастильской и
Фердинанда Арагонского в видеозаписях научно-популярных лекций 33
2.3. Репрезентация политической деятельности Изабеллы Кастильской и
Фердинанда Арагонского в компьютерных программах с видеорядом 36
Выводы по 2 главе 38
Глава 3. Методические разработки по политической деятельности Изабеллы
Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного общего, среднего общего и дополнительного образования 39
3.1. Методические разработки по политической деятельности Изабеллы
Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного общего образования 39
3.2. Методические разработки по политической деятельности Изабеллы
Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках среднего общего образования 46
3.3. Методические разработки по политической деятельности Изабеллы
Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках дополнительного образования 51
Выводы по 3 главе 58
Заключение 59
Список источников и литературы 65
Приложения 74


Актуальность работы обусловлена изменениями второй половины XX в., которые распространились как на науку, так и на образование. Это связано с визуальным поворотом, развитием гуманитаристики, с появлением широкого спектра визуальных источников, которые требуют особого подхода к их классификации и алгоритмам использования и анализа.
Визуальное восприятие сегодня становится основным источником получения информации, трудно представить современное образование без визуального материала и наглядности на уроках. Отметим, что с появлением и утверждением ФГОС III поколения использование электронных ресурсов на уроках стало обязательным. Электронными образовательными ресурсами являются материалы, которые можно воспроизвести и использовать только при помощи электронных устройств. К одному из уровней электронных ресурсов можно отнести видеоресурсы, которые состоят из визуальных или звуковых фрагментов. Применение видеоресурсов на занятиях позволяет усилить мотивацию обучающихся к работе, в упрощенной наглядной форме представить и усвоить материал. Видеоресурсы являются также видом визуального исторического источника, который можно применять на занятии для анализа репрезентации прошлого.
Неслучайно политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в данной работе уделяется пристальное внимание, так как именно эти государственные деятели дали импульс объединению Испанских земель, формировали общие направления во внешней и внутренней политике Кастилии и Арагона. Особенности политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского имеют сформированное представление в исторической науке, но данное представление и образ правителей разнится с образом, который формируется у учеников в работе с УМК по Всеобщей истории. В УМК по Всеобщей истории от 2023 г под ред. А.А. Сванидзе возникают два образа: супружеской пары, которая создала единое испанское государство и образ Католических королей. Создание обоих образов имеет немного ресурсов, средствами служат только карта Реконкисты в учебнике (также контурная карта, таблица и кроссворд в рабочей тетради, скорее закрепляющие географические образы), вопросы разных уровней и изображения статуй королей». В УМК по Всеобщей истории издательства Просвещение от 2023 г. под ред. В.Р. Мединского отсутствует информация об объединении Испанского королевства, о роли Католических королей в завершении Реконкисты. Таким образом, в УМК по Всеобщей истории издательства Просвещение, на наш взгляд, представлено недостаточно контента и практических заданий, ресурсов для формирования представления о политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.
Решением описанных выше сложностей может стать работа с видеоресурсами, которые раскрывает образ политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Она позволит закрыть информационные дефициты, которые отсутствуют в УМК, проанализировать исторические источники, сформировать полноценного представление о политической деятельности Католических королей. Анализ данных ресурсов можно использовать не только в основном, среднем, но и в дополнительном образовании. Для качественной организации данной деятельности преподавателю необходимо осуществить отбор исторических источников для ознакомления обучающимся. Это необходимо потому, что в условиях информационного общества в нашем доступе появляется неограниченное количество ресурсов, но они требуют критического оценивания и анализа, которые только формируется у обучающихся. Зачастую учитель не обладает временными ресурсами и возможностями отбора исторических источников для начала работы с заявленной тематикой.
Степень изученности: Исследования по отдельным аспектам заявленной темы можно систематизировать по следующим группам.
Работы, которые посвящены анализу использования видеоресурсов в деятельности педагога. И.Г. Дубровина, Э.С. Басенова, Е.Ф. Абилова , в своей статье раскрывают классификацию видеоресурсов, требования, принципы и особенности их использования на уроке. В своей статье Т.В. Сапрыкина и Т.В. Ушакова рассматривают применение видеоконтента в образовательном процессе, приходят к выводу о повышении мотивации обучающихся при работе с видеоматериалами.
Работы, которые посвящены анализу использования видеоресурсов на уроках истории. Преподаватель Вэйнаньского педагогического института (Китай) Лю Жун в статье раскрывает подходы к преподаванию истории в Китае с использованием новых медиатехнологий. Автор зафиксировала преимущества и недостатки использования видеоинформации для правильного понимания истории учащимися. Студент Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова К.Г. Деменин в своей статье структурирует дидактические принципы по применению видеоматериалов на уроках истории, особое внимание уделяет разработке фрагментов уроков истории с применением аудиовизуальной наглядности. Преподаватели школ В.А. Борисов, М.В. Борисова , преимущественно, анализируют методику применения видеофрагментов в ходе проведения занятий. Идентичные идеи в целях исследования и выводах можем встретить у к.и.н. доцент кaфeдpы истории и пoлитичecкиx наук Вятского государственного университета М. А. Росиной . Г. В. Свентуховская в своей статье обосновывает категории видеоматериалов, резюмирует формы работы с ними и эффект от использования, приводит примеры видеоматериалов, которые отражают историю развития Беларуси. Л.В. Бырса в своей статье делится некоторыми методами работы с видеоматериалами на уроках истории, которые связан с тематикой истории России, конкретизирует работу приема анализа экранного искусства как «дневник кинозрителя». С.В. Побудей в своей статье предлагает такую форму работы закрепления исторических знаний как видеоблог, раскрывает этапы работы с ним. А.Г. Гавриленко в статье резюмирует опыт применения видеоматериалов на уроке истории на этапе целополагания и приходит к выводу о том, что видеоматериалы помогают активизировать работоспособность обучающихся и качественнее усвоить материал. К классификации видеофрагментов и принципам работы с ними на уроке истории в статьях обращаются А.И. Минибаева , К.С. Молотов , В.Н. Панова , В.А. Просветов .
Работы, которые посвящены анализу использования визуального источника на уроках истории. В статье И.С. Огоновская выделяет 5 линий- призм, в рамках которых можно использовать и анализировать кино (1 линия - история кино, 2 линия - документы о кино, 3 линия - использование кино на уроке истории, 4 линия - организация киноклуба, 5 линия - историческое художественное кино как предмет исследования). В своей статье Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина пишут о необходимости использования визуальных источников на уроках истории, приводят примеры некоторых заданий, которые можно использовать при работе с визуальными источниками, но они относятся к событиям истории России. Подобным опытом делится Я.А. Тулузова , в статье анализирует методики использования визуальных источников. Подытожим, что в своих исследованиях ученые не приводят примеров использования источников, которые посвящены Всеобщей истории, они сосредоточены на источниках, которые полезны для изучения истории России.
Работы, которые посвящены анализу политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Монография Аделины Рюкуа является научно-популярным изданием, где в краткой форме презентуются основные достижения правителей, особенности объединения корон Кастилии и Арагона. Монографии Джона Эллиота , В.К. Пискорского объясняют предпосылки возникновения формально объединенной Испании. Монография У.М. Уотта трактует роль королевской четы в исчезновении мусульманской Испании, уделяется внимание войне с Гранадой, окончанию влияния Насридского королевства. Жозеф Перес в монографии, переведенной на русский язык, резюмирует образ кастильской королевы, который сложился во французской историографии, отвечает на вопрос об обосновании канонизации Изабеллы. Сара Э. Хейс в статье рассматривает деятельность Изабеллы через призму положения женщины того времени, приходит к выводу о том, что Изабелла для своей роли бросила вызов гендерным ожиданиям, правила как настоящая суверенная королева. Марита А. Панцер в сборнике статей «Испанские короли» раскрывает биографии Изабеллы и Фердинанда, анализирует основные направления их совместной деятельности, приводит историографические оценки данных деятелей. Э. А. Лефельдт рассматривает образ Изабель через призму гендера и сексуальности. М. Луненфельд в статье «Изабелла и женщины- правительницы» деятельность Изабеллы Кастильской сводится к образу женщины-вираго.
Работы, которые посвящены репрезентации политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в художественных фильмах. Лусия Сальвадор Эстебан анализирует в статье репрезентацию прошлого в сериале «Изабелла». Она заключает, что «сериал является новой интерпретацией образа Изабеллы Кастильской, который разрывает связь с использованием ее образа при режиме Франко. В статьях Е.С. Меер, А.Ш. Закиевой анализируются образы католических королей и символы власти в контексте потестарной имагологии в сериале «Изабелла».
Таким образом, на данный момент отсутствует комплексная работа, которая бы систематизировала видеоресурсы, которые полезны для изучения политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, оценивала бы перспективы использования данных ресурсов в школьной программе основной и средней школы, а также в курсах дополнительного образования.
Объект исследования - использование видеоресурсов в изучении истории школьниками.
Предмет исследования - использование видеоресурсов о политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского обучающимися в основном, среднем и дополнительном образовании.
Цель работы - разработка методической основы использования видеоресурсов, раскрывающих особенности политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского для обучающихся основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
Задачи работы:
- раскрыть понятие видеоресурсы, охарактеризовать виды видеоресурсов и методику их использования для изучения истории в основном, среднем и дополнительном образовании;
- выявить особенности репрезентации политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в видеоресурсах;
- систематизировать/ выработать методические приемы и формы работы с
видеоресурсами, отражающие политическую деятельность Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного, среднего общего, дополнительного образования.
Методологическая база исследования - историко-типологический, историко-сравнительный методы, дискурс-анализ.
Характеристика источников. В основе лежит классификация, которую выводят по видеоресурсам И.Г. Дубровина, Э.С. Басенова, Е.Ф. Абилова со следующими группами:
• художественные и документальные фильмы: Х/ф «Изабелла» - испанский сериал, состоящий из 3 сезонов, имеющий русский перевод, вышедший на экран с 2012 по 2014 гг. Д/ф «Изабелла и Колумб: Королевский посланник» - испанский фильм, состоящий из 3 серий, вышедший в 2008 г.
• видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач, видео-лекции: Isabel la catolica, reina de Castilla - проект Gestas de Espana, размещенный на видео-хостинге Youtube, созданный в 2017 г., не переведенный на русский язык. «Isabel de Castilla - Ciclo de charlas: Nacidas para reinar» - испанская научно-популярная лекция проекта культурного центра «Lo Matta Culture», созданного в 2019 г. «La formacion politica de Isabel la Catolica» - видеозапись выступления директора общественной организации «Комиссии Изабеллы ла Католики - Архиепископство Вальядолида», вышедшая в 2023 г., имеющая русские субтитры. «Isabel I de Castilla, en Burgos» - документальный фильм канала La 8 Burgos 2014 г. «Beatriz de Bobadilla, la mejor amiga de Isabel la catolica» - телевизионный фильм канала BioPic Channel, 2018 г. выпуска. «Нарисованные И100рии. Софья Палеолог и Иван III - Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский» - фильм канала российского канала Карусель - 2008 г. «Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская: на рубеже эпох» - телевизионная программа «Час истины» - лекция на канале 365 дней, вышедшая в 2016 г. Научно-популярный видеоролик «Los reyes catolicos y las monarquias monarquias autoritarias» , созданный в 2023 г, не имеющий русского перевода, автор - Хосе Антонио Лусеро.
• компьютерные программы с видеорядом: «Isabel I de Castilla "La Catolica"» - биография от первого лица, смоделированная при помощи искусственного интеллекта - автор - youtube-канал Hispanae, созданный в 2023 г. не переведен на русский язык. «Isabel La Catolica: el problema de la sucesion en Castilla tras su muerte» - образовательно-культурный проект youtube-канала Academia Play, созданный в 2018 г, не имеющий русского перевода. «^Que hicieron differente los Reyes catolicos de Espana?» (стиль Хана) - видеоресурс, вышедший в 2019 г, не имеющий русского перевода.
Письменные источники нормативно-правового характера:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования ;
• Приказ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р) ;
• Федеральная образовательная программа основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
• Федеральная образовательная программа среднего общего образования Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
Учебно-методические комплексы по всеобщей истории для 6 класса, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации. В УМК по всеобщей истории входят учебник, рабочие тетради, методические пособия, поурочные рекомендации .
Новизна - создана первая интерактивная разработка, которая содержит в себе испанские и российские видеоресурсы о политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Набор источников с вопросами является базой для их внедрения в качестве дополнительного материала на уроках истории для обучающихся 6 классов, для использования в учебно-исследовательской деятельности обучающимся 9-11 классов, использования и реализации факультативной деятельности в дополнительном образовании.
Апробация работы.
Теоретическая апробация. Фрагменты результатов исследования были представлены на VI и VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «История и политика в искусстве» 2022 и 2023 гг. и отразились в опубликованных по итогам конференций статьях .
Практическая апробация заключается в том, что фрагменты видеоресурсов х/ф «Изабелла» были использованы в качестве исторического источника для семинарских занятий и научно-популярной лекции в интенсивной школе дополнительного образования «Красноярская летняя школа».
Краткое содержание глав. В 1 главе рассматривается понятие видеоресурса, особенности классификации. Раскрывается методика применения видеоресурсов для изучения истории школьниками.
Во 2 главе раскрывается репрезентация образов Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в видеоресурсах, систематизируются виды ресурсов, страны производства, сравнительный анализ контента исторических источников.
В 3 главе представлены методические разработки о политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, которые состоят из примеров видеоресурсов и заданий к ним для занятий в рамках основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
В приложениях содержатся научные статьи, которые отражаются результаты нашего исследования, а также ссылки на методические разработки с использованием видеоресурсов и вопросов к их анализу в сети Интернет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Видеоресурсы помогают быстро визуализировать исторические события, что позволяет учащимся наглядно представить сложные политические события периода правления Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Это способствует формированию более глубокого и прочного понимания материала, а также развитию наблюдательности, аналитического и критического мышления у учащихся. Несмотря на популярность и универсальность применения данного источника в педагогической практике, понятие видеоресурса не имеет четких очертаний, закрепленного термина. Мы рассмотрели подход В.А. Просветова, А.А. Бабикеновой к определению видеоресурса и заключили, что видеоресурс - это форма закрепления информации при помощи технических средств. В вопросе классификации видеоресурсов мы выяснили, что есть подход Ю.А. Смирновой и Е.А. Шуваевой с разграничением видересурсов на художественные видеоматериалы, информационные, публицистические, научно-популярные, страноведческие. Также видеоресурсы можно представить в виде художественных, документальных, образовательных фильмов. Особо конкретной и полной нами признана классификация И.Г. Дубровиной, Э.С. Басеновой, Е.Ф. Абиловой, которая состоит из мультфильмов, видеокурсов к УМК, художественных и документальных фильмов, музыкальных видеоклипов, различных компьютерных программ с видеорядом, видеозаписей телевизионных новостей и других телепередач, рекламы, видео-экскурсий по различным городам и музеям мира, так как содержательно каждый жанр будет иметь свои особенности в трансляции исторических событий.
Отметим, что вопросами создания классификации на данный момент занимаются школьные преподаватели истории и обществознания, так как часто применяют данный вид источника на практике. Поскольку видеоресурсы являются репрезентацией прошлого, работа с ними позволяют учащимся не только ознакомиться с хронологией событий и установить причинно-следственные связи, но и провести атрибуцию источника, учесть исторический и социокультурный контекст создания видеоматериала. В силу того, что в российском информационном поле в большинстве случаев представлены испаноязычные источники, у обучающихся есть возможность анализировать современные аутентичные материалы, что способствует мотивации к участию в учебно¬исследовательской деятельности. Однако для серьезного анализа данных источников необходимо включение в процесс преподавателя, который сориентирует, как правильно атрибутировать источник, а также поможет с интерпретацией содержания источника в формировании грамотных предложений, так как перевод на русский язык, который предоставляет Youtube, требует корректировок с точки зрения правил русского языка, но это не влияет на восприятие основного смысла в видеоресурсе.
В репрезентации политического деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского мы видим дефициты, так как в свободном доступе удалось отобрать лишь 10 источников, которые могут нести практическую ценность для анализа школьниками. На наш взгляд это связано с тем, что из- за специфики построения школьной программы возникает нехватка времени для обсуждения особенностей развития испанского королевства конца XV века в школе, что в дальнейшем, на следующих ступенях образования делает данную тему узконаправленной. Особенным испанским источником можно считать видеоматериалы от религиозной комиссии Изабеллы Кастильской, так как в российском информационном поле он не имеет аналогов. Также к особенным источникам можно отнести видеоряд, разработанный нейросетью . Особенности репрезентации образов политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в рассмотренных источниках необходимо разграничить на образы королей, которые представлены в ресурсах и на аспекты их внутренней и внешней политики, а также соотношения роли участия в управлении государством Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Таким образом, мы можем встретить образы сверх самостоятельного, подготовленного, мудрого политика в образе Изабеллы Кастильской, что является, скорее, исключением из правила для образа женщины того периода, либо образ гармоничной королевской четы, которые совместно распределяют обязанности по управлению государствами, равноправно и равнозначно принимают решения касательно вопросов борьбы со знатью, формирования единого религиозного пространства в королевстве. Важно учитывать при анализе видеоресурса концепцию «Кто что кому говорит и с каким эффектом?», то есть рассматривать автора источника, аудиторию, на которую он будет направлен и социально-культурный, исторический контекст эпохи, в которую создан видеоресурс. В силу того, что видеоресурс аккумулирует в себе ценности и проблемные вопросы общества, которое его создает.
Для того, чтобы эффективно проанализировать и применить на разных ступенях образования предложенные исторические источники необходимо проанализировать формы и методы работы с ними. Мы установили, что методика работы с видеоресурсами имеет ряд принципов: тщательный отбор информации, установленное время просмотра, ресурс должен отличаться фактологической достоверностью. Также для того, чтобы источник был не просто иллюстративным материалом, а самостоятельным полноценным объектом анализа, важно учитывать, что к каждому виду видеоресурса необходимо приложить комплекс заданий, который позволит сформировать полное представление об особенностях политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Примечательно, что все рассмотренные формы работы с этими ресурсами приходят из методов работы с другими видами наглядной информации. То есть использование методов шести шляп, аквариума, поиска ключевых слов, мозгового штурма и т.д. являются универсальными в работе педагога, но отметим специфические черты по методике работы с видеоресурсами. В силу того, что видеоряд не может быть качественно проанализирован человеком с первого раза, во время только одного просмотра, используются методы работы с информацией из методики обучения английскому языку, когда на каждом повторном этапе просмотра видео преподаватель и ученики смещают фокус на анализ части проблемы или темы. Поэтому роль преподавателя как модератора этих этапов особо важна. Также для усиления эффекта от просмотра видеоресурсов возможно использование дневника кинозрителя, который усиливает вовлеченность учеников в просмотр. Таким образом, видеоресурс является универсальным источником, который возможно систематизировать и анализировать на всех ступенях образования и на всех этапах урока. Эффективность данного ресурса возрастет, если к нему будут прилагаться дополнительные вопросы и задания от преподавателя.
Применять комплекс проанализированных исторических источников данного исследования возможно в основном общем, в среднем общем и в дополнительном образовании. Так как из немногочисленных видеоресурсов есть такие, которые будут полезны для 6 класса, которые позволяют достичь следующих результатов по ФГОС: метапредметные (систематизировать и обобщать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, высказывать суждение о достоверности источника, выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми), личностные (уважение прав, свобод и законных интересов других людей, уважение к культуре своего и других народов, осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе - на основе примеров из истории), осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества). В качестве предметных результатов обучающиеся активизируют свою работу с хронологией - должны называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду, устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории. Также при помощи использования данных ресурсов ученики готовы характеризовать авторство, время, место создания источника, находить образы в источнике и анализировать их, обозначать позицию автора источника.
На этапе среднего общего образования одним из качественных способов применения видеоресурсов по политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского обозначаем учебно- исследовательскую деятельность школьника. Она позволяет достичь также всех типов образовательных результатов: предметные результаты будут зависеть от тематики исследования или проекта, который запланирован обучающимся, метапредметные результаты сосредоточены на определении цели деятельности, обосновании параметров и критериев ее достижения умении вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям осуществлении анализа объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания рассмотрении комплексов источников, для выявления совпадения и различия их свидетельств, владении приемами самоконтроля и т.д. Также реализуются практически все категории личностных результатов обучающихся (духовно- нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания и т.д.). В совокупности с тем, что школьник самостоятельно может сформулировать значимую для себя тему исследования, увеличивается эффект качества использования видеоресурсов, так как у обучающихся растет мотивация работать с источниками, которые продвинут их в теме исследования. Использование дискурс-анализа, контент-анализа также позволит преподавателю сформировать навыки, необходимые для учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников 9-11 классов.
В рамках дополнительного образования отметим похожие преимущества, так как одна из задач этого образования - повышение образовательных результатов у детей. Этого результата возможно достичь при помощи аналогичных методов модерирования исследовательской деятельности школьника со стороны преподавателя. Форма организации дополнительного образования также создает благоприятную обстановку к формированию самостоятельных исследовательских навыков обучающихся. Поэтому созданная методическая разработка из видеоресурсов и вопросов к ним позволяет преподавателю при планировании занятий отталкиваться от базы, что экономит его временной ресурс.
Таким образом, использование видеоресурсов для изучения политической деятельности Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского является эффективным и инновационным подходом в образовательном процессе, способствующим более глубокому и интересному усвоению исторического материала учащимися, который из-за нераспространенности качественных переведенных на русский язык источников не теряет своей значимости.



1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 март 2022 г. №678-р [Электронный ресурс] URL:
http://static.government.rU/media/files/3flgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
2. Приказ № 858 от 21 декабря 2022 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045?index=1(дата обращения: 01.12.2023).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года). Утвержден приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 30 мая 2021 г. № 287. [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/607175848#6540IN(дата обращения: 01.12.2023).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями на 12 августа 2022 года). Утвержден приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 [Электронный ресурс]. URL:https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/(дата обращения: 01.12.2023).
5. Федеральная образовательная программа основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) [Электронный ресурс]. URL:https://static.edsoo.rU/projects/fop/index.html#/sections/2(дата обращения: 01.12.2023).
6. Федеральная образовательная программа среднего общего образования Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) [Электронный ресурс]. URL: https://static.edsoo.rU/projects/fop/index.html#/sections/3(дата
обращения: 01.12.2023).
Учебно-методические комплексы:
1. История. Всеобщая история. История Средних веков 6-й класс: рабочая тетрадь/Е.В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. 11-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023. 160 с.
2. История. Всеобщая история. История Средних веков 6-й класс: рабочая тетрадь/А.В. Абрамов, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин; под ред. В.Р. Мединского. Москва: Просвещение, 2023. 80 с.
3. История. Всеобщая история. История Средних веков 6-й класс: учебник /Е.В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. 13-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023. 287 с.
4. История. Всеобщая история. История Средних веков 6-й класс: учебник /А.В. Абрамов, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин; под ред. В.Р. Мединского. 3-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023. 271 с.
5. История. Всеобщая история. История Средних веков: 6-й класс: методическое пособие к учебнику под общ. ред. В. Р. Мединского / О. Ю. Стрелова. 2-е изд., стер. Москва: Просвещение, 2023. 180 с.
Видеоресурсы: 
1. Beatriz de Bobadilla, la mejor amiga de Isabel la catolica // URL:
https://www.youtube.com/watch?v=kzjCzkxA65E(дата обращения: 01.12.2023).
2. «Isabel de Castilla - Ciclo de charlas: Nacidas para reinar» // URL:
обращения:
https://www.youtube.com/watch?v=Wrajl8b7FTQ(дата обращения: 01.12.2023).
6. «Isabel La Catolica: el problema de la sucesion en Castilla tras su muerte» //
URL: https: //www. youtube.com/watch?v=owmE5MxxMvs&t=7 s(дата
обращения: 01.12.2023).
7. «La formacion politica de Isabel la Catolica» // URL:
https://www.youtube.com/watch?v=cKgh-1 aR59Q (дата обращения: 01.12.2023).
8. «Los reyes catolicos y las monarquias monarquias autoritarias» // URL:
http s: //www.youtube. com/watch?v=MVHbq gIkAy8 (дата обращения: 01.12.2023)
9. «6Que hicieron differente los Reyes catolicos de Espana?» // URL:
https://www.youtube.com/watch?v=V8OwlrvhOXg&t=170s(дата обращения: 01.12.2023).
10. «Изабелла и Колумб: Королевский посланник» - Isabel y Colon: El Legado de un Reino (2008) 3 серии - Режиссер: Омар Плейте, производство: Action Servise Pleite Viedma S. L. & TV Castillay Leon S. A. (Испания) // URL: https://www.youtube.com/watch?v=V9wDpla95hc&t=5s (дата обращения: 01.12.2023).
11. «Изабелла» («Isabel», реж. Хорди Фрадес, Ориоль Феррер, Сальвадор Гарсия Руис, Хосе Мария Каро, Хуан Ногера, Макс Лемке, 2012-2014).
12. «Нарисованные И100рии. Софья Палеолог и Иван III - Изабелла
Кастильская и Фердинанд Арагонский»// URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=Dl5v5 oAKTOg&feature=youtu.be (дата
обращения: 01.12.2023).
13. «Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская: на рубеже эпох» // URL:https://www.youtube.com/watch?v=MsTbIaMJMQM(дата обращения: 01.12.2023).
Литература:
1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. №5. С. 58-72.
2. Борисов В.А., Борисова М.В. Методика использования видеофрагментов в процессе проведения занятий по дисциплине История» // Инновационная наука. 2021. №2. С. 100-102.
3. Борисова О.С. Критические размышления о методологических моделях визуальных исследований// Наука. Искусство. Культура. 2015. №2(6) С. 142-148.
4. Бырса Л.В. О методах и формах работы с видеоматериалами на уроках истории// Историко-педагогические чтения. 2003. №1. С. 289-291.
5. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Научно-методические подходы к разработке новых видов современного урока истории//Школьные технологии. 2017. № 1. С. 26-30.
6. Гавриленко А. Г. Использование видеоматериалов на этапе целеполагания урока истории// Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института, Иркутск, 17 мая 2019 года / Иркутский государственный университет. Том Часть 2. Иркутск: Издательство "Иркут". 2019. С. 219-223.
7. Гмызина Э.В. Репрезентация истории в эпоху цифровых медиа // Интерактивная наука. 2017. №19.
8. Девятайкина Н.И. Визуальные источники по средневековой истории на страницах школьных учебников: способы представления и пути их переформатирования// Фундаментальная наука вузам. 2017. №4. С. 300-311.
9. Девятайкина Н.И. Исследовательская деятельность школьников на уроках истории: содержание и организация: учебное пособие// Москва: МПГУ, 2018. 164 с.
10. Деменин К.Г. Специфика использования аудиовизуальных средств в процессе обучения истории // МНИЖ. 2019. №4-2 (82). С. 70-77.
11. Дубровина И.Г., Басенова Э.С., Абилова Е.Ф. К вопросу об актуальности использования видеоресурсов в практике педагога // ИНФОУРОК. 2018. URL: https://infourok.ru/k-voprosu-ob-aktualnosti-ispolzovaniya-videoresursov-v- praktike-pedagoga-3212796.html[Электронный ресурс] (дата обращения: 01.12.2023).
12. Егоров С.О. Кино, история, идеология: возможные подходы к интерпретации кинотекста// Исторический курьер. 2022. №5 (25). С. 11-20.
13. Жаркова О. М. Использование визуальной информации в преподавании истории // XVII Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: материалы международной научной конференции, Бокситогорск, 28 марта 2014 года. Том XVII. Бокситогорск: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 2014. С. 93-97.
14. Закиева А. Ш., Меер Е. С. Испанский сериал «Изабелла» в контексте потестарной имагологии) // История и политика в искусстве: материалы V Всероссийской научно- практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2021 г. [Электронный ресурс]/ отв. ред. Е. С. Меер. Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. C.65-66. URL: elibrary.ru/item.asp?id=46229424.
15. Закиева А. Ш., Меер Е. С. Образ «католических королей» Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в испанском сериале «Изабелла» // История мировых цивилизаций. Религиозные теории и практики в социально-политических и культурных процессах: материалы XV Всероссийской научной конференции. Красноярск, 30 ноября 2020 г. [Электронный ресурс]/ отв. ред. А. Г. Канаев. Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. C. 100-104. URL: elibrary.ru/item.asp ?id=44735060.
16. Испанские короли. Серия «Исторические силуэты». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 512 с.
17. Лысова Н.А. Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах // Философия и культура. 2020. № 2.
18. Лю Жун. Применение мультимедийных технологий в преподавании истории // Проблемы современного образования. 2019. №1. С. 159-166.
19. Мазур Л.Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. 2014. №46. С. 95-108.
20. Минибаева А.И. Видеоматериалы и их значение в современной методике обучения истории // DISCOVERY SCIENCE RESEARCH: сборник статей международной научно-практической конференции (26 января 2020 г.). Петрозаводск: МЦНП Новая наука, 2020. С. 74-78.
21. Молотов К.С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм // Наука и школа. 2012. №6. C.96-100.
22. Огоновская И. С. Исторический киноклуб в школе как инструмент формирования исторического мышления (на примере антифашистских и антинацистских фильмов) // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: Материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием), Екатеринбург, 01 марта 2022 года / Под научной редакцией Н.А. Симбирцевой, А.К. Бернатоните. Екатеринбург: [б.и.], 2022. С. 49-57.
23. Панова В. Н. Применение видеофрагментов на уроках истории// Молодой ученый. 2020. № 1 (291). С. 137-140.
24. Перес Ж. Изабелла Католичка. Образец для христианского мира? СПб.: Евразия. 2012.
25. Пискорский В.К. История Испании и Португалии. СПБ.: Брокгауз- Ефрон, 1902.
26. Побудей С. В. Видеоблог как средство формирования исторических знаний // Сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3 ч. Минск. 2017. Ч.3. С. 294-298.
27. Просветов В. А. Применение видеопроектов на уроке истории //
Проблемы социальногуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы третьей международной научно-практической конференции. Барнаул: Алтайский государственный
педагогический университет, 2014. С. 176-180.
28. Росина М. А., Скурихин К.В. Применение видеоматериалов на уроках истории как средства повышения качества обучения // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021). Сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т. Киров, 2021. С. 572-578.
29. Рюкуа А. Средневековая Испания. М.: Вече. 2014.
30. Свентуховская Г.В. Аудио- и видеоматериалы как источник информации в процессе// Научные труды республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2022. №21 (3). С. 269-277.
31. Смирнова Ю.А., Шуваева Е.А. Использование художественных и
докуметальных фильмов на уроках истории // Альманах педагога [Электронный ресурс]. URL: https: //almanahpedago ga.ru/servisy/
publik/publ?id=29825(дата обращения: 01.12.2023)
32. Тулупова Я.А. Работа с визуальными источниками на уроках истории // Педагогический поиск. 2019. №12. С. 37- 41
33. Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.
34. Ферро М. Кино и история//Вопросы истории. 1993. № 2. С.47-57.
35. Хлытина О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации // Омский научный вестник. 2008. № 6. С. 163-167.
36. Шалютина Н.В. Визуальная методология: основные концептуальные подходы// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016 № 3 (43).
37. Эллиот Дж. Испанская империя. Мировое господство династии Габсбургов. 1500-1700 гг. М., 2023.
38. Ястер И. В. Визуальные источники знаний и их использование на уроках истории // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. 2019. № 11. С. 178-182.
39. Hayes S. E. I, the Queen: Power and Gender in the Reign of Isabel I of Castile// Student Publications. 2013. P.1-2.
40. Lehfeldt E. A. Ruling Sexuality: The Political Legitimacy of Isabel of Castile// Renaissance Quarterly. 2000. Vol. 53. № 1. P.31-56.
41. Lunenfeld M. Isabella I of Castile and the Company of Women in Power// Historical Reflections / Reflexions Historiques. 1977. Vol. 4. №. 2. P.57-79.
42. Salvador Esteban L. Historia y Ficcion Televisiva. La Representation del Pasado en ‘Isabel’ // Index. Comunicacion, 2016. № 6(2). P. 151-171. URL: http://journals.sfu.ca/indexcomunication/index.php/indexcomunication/article/vie w/231/207 (fecha de la aplicacion: 24. 04. 2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ