ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ВФСК ГТО В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 8
1.1. Предпосылки внедрения и общая характеристика комплекса ВФСК ГТО ... 8
1.2. Внедрение ВФСК ГТО в процесс физического воспитания младших
школьников 17
1.3. Тьютерская деятельность сферы образования в области развития
физической культуры и спорта 24
1.4. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в школьную программу 32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 49
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАТЬ И РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ
ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВЫПОЛНЕНИИ
НОРМАТИВОВ ГТО 50
3.1. Результаты анкетирования младших школьников и их родителей в начале
педагогического исследования 50
3.2. Характеристика показателей тестов физической подготовленности на параллели первых классов в начале педагогического исследования 56
3.3. Характеристика показателей тестов физической подготовленности в начале
педагогического эксперимента 57
3.4. Программа подготовки первоклассников к выполнению нормативов
комплекса ГТО 58
3.5. Динамика изучаемых показателей в конце педагогического эксперимента. 69
3.5.1. Характеристика показателей физической подготовленности первоклассников по тестам школьной программы и по итогам соревнований выполнении норм комплекса ГТО в конце педагогического эксперимента. 70
3.5.2. Результаты анкетирования младших школьников в конце
педагогического эксперимента 74
ВЫВОД 78
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
Актуальность. Современный мир постоянно развивается, появляются новые прогрессивные информационные технологии, информационная среда расширяется, упрощая и облегчая жизнь и коммуникации и сокращая при этом физическую активность современного человека. С появлением гаджетов, люди стали более зависимы от виртуальной информационной среды (интернета), что привело к более спокойному и менее подвижному образу жизни, снижению физической активности и снижению желания активного спортивного отдыха (А.Ю. Качановский, 2012).
Известно, что важным условием здоровья человека является двигательная активность, занятия спортом и физической культурой, но с малых лет детей приучают к виртуальной и телевизионной информационной среде, дети перенимают поведение и привычки родителей, тем самым закладываются базовые установки формирования неправильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (А. Яковлев, 2016).
Главный педиатр РФ, академик РАМН профессор А.А. Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве, заявил, что лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым. По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%), а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников. По данным врача, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65 процентов, а уровень физического развития детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки (А.А. Баранов, 2012).
В настоящее время имеющиеся рабочие программы по физической культуре, преподаваемые в школах, недостаточно эффективны. Они не в полной мере стимулируют учащихся к регулярной и самостоятельной двигательной активности, в связи, с чем и возникла идея возрождения комплекса ГТО (М.В. Попов, Л.Р. Рапопорт, Е.В. Харитонова, 2014).
Идея возрождения ГТО призвана стимулировать учащегося быть здоровым, вызывать желание заботиться о здоровье, демонстрировать высокий уровень физических качеств (Ю.С. Ефремова, 2015).
Анализ результатов многочисленных исследований, проведенных в различных регионах нашей страны в различные временные периоды свидетельствует о том, что здоровье детей младшего школьного возраста с каждым годом ухудшается, а стимул к физической подготовке отсутствует (М.С. Токмачев, 2009; Ю.И. Борисова, М.А. Виниченко, 2014; А.А. Баранов, 2012, и др.). Не смотря на возрождение идеи внедрения ВФСК ГТО и закрепления её на государственном уровне, имеются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги. Проблема внедрения ВФСК ГТО изучена многими учеными (В.А. Ивонин, 1975; И.В. Енченко, 2014; Ю.С. Ефремова, 2015; М.В. Попов, Л.Р. Рапопорт, Е.В. 2014; И.В. Шумилин, 2014; Н.В. Ярцева, 2014, и др.). Одной из проблем является отсутствие конкретных методик подготовки учащихся к выполнению ГТО. Анализ литературных источников показал, что существующие исследования, изучающие эту проблему, носят фрагментарный характер и не имеют серьезного методического обоснования (П.Б. Волков, 2015; А.Я. Погадаева, 2015). Недостаток работ, затрагивающий подготовку первоклассников к выполнению норм ГТО, и определил актуальность настоящего исследования.
Противоречия. В ходе изучения нашей темы мы выявили следующие противоречия. При достаточном количестве программно - методического материала для внедрения комплекса (ГТО), практически отсутствует программно-методический материал необходимый для подготовки младших школьников к выполнению нормативов комплекса
(ГТО).
...
1. В ходе анализа литературных источников установлено большое количество работ, посвященных внедрению комплекса ГТО во все возрастные группы. Выявлено, что исследования, посвященные внедрению комплекса ГТО в начальную школу, а именно в процесс физического воспитания с первоклассниками, носят фрагментарный характер и не имеют серьёзного методического обоснования. Поэтому возникла необходимость в разработке методики подготовки младших школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО 1 ступени.
2. Проведенные диагностические исследования в начале педагогического эксперимента, касающиеся изучения физической подготовленности и заинтересованности младших школьников в ведении здорового образа жизни, а также отношения к физической культуре и спорту выявили, что изучаемые показатели требуют определенных педагогических воздействий. По этой причине нами была разработана методика подготовки младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО.
3. Разработанная методика подготовки младших школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО 1 ступени, заключалась в разработке плана мероприятий по подготовке первоклассников на основе дорожной карты образовательного учреждения, а также разработке модулей функциональных обязанностей для учителя физической культуры, классного руководителя. Внедрение методики предусматривало реализацию комплекса мероприятий, включающего тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, тьютерскую деятельность учителя физической культуры.
4. Проведенное педагогическое исследование позволяет заключить, что разработанная нами методика, действительно показала свою эффективность и выявила достоверные положительные результаты в изучаемых показателях физической подготовленности в пользу учащихся экспериментальной группы. Это отразилось на увеличении количества детей, успешно справившихся с нормативными требованиями комплекса ГТО, а также в увеличении объема знаний в области физической культуры и спорта.
На основе методики, разработаны практические рекомендации для учителей физической культуры по подготовке младших школьников к сдаче нормативов ГТО.
1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск, 2014. - 256
2. Адольф В.А., Адольф К.В. Горизонты и границы современного образования // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - № 3. - С. 186-196.
3. Белкина Е. В. Проблемы нового комплекса ГТО / Е. В. Белкина, Г. А. Белкин, С. А. Быков // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. - 2014. - №7. - 10 с.
4. Бутова Т. В. Государственная идеология, актуальность, необходимость, важность / Т. В. Бутова, М. А. Дудко // Теоретические и практические вопросы науки XXI века. - 2014. - 235 - 239 с.
5. Ваганова И. Ю. Проблема изменения федеральных государственных образовательных стандартов в свете внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)/ И. Ю. Ваганова, А. Е. Терентьев // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской науч. -практ. конф.: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. - 2014. - 30 - 35 с.
6. Ванюшкин В. А. Профессиональная деятельность педагога по физической культуре в рамках внедрения Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / В. А. Ванюшкин, И. В. Тарасевич // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. - 2014. - 37 - 40 с.
7. Васильков А. А. Теория и методика спорта: учеб. пособие / А. А. Васильков. - Санкт-Петербург, Феникс, 2015. - 174 с.
8. Баранов А.А. Статистика здоровья: // Секретарь-референт. 2012. URL: http ://www.rylov.ru/baranov.
9. Головоненко Д. В. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как одно из
основных направлений в деятельности государственных и общественных организаций в 1950 - 1980-е гг. (по материалам Иркутской области и
Бурятской АССР) / Д. В. Головоненко // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2011. - №3. - 10 - 15 с.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
11. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009.
12. Демьянов О. Н. Механизмы эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в образовательную практику общеобразовательных учреждений на основе развития мотивации / О. Н. Демьянов, Д. А. Фетисов // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской науч. -практ. конф.: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. - 2014. - С.48-49.
13. Дунникова О. С. Физическое воспитание школьников в условиях внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» (ГТО) / О. С. Дунникова // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. - 2015. - № 1. - С.44-49.
14. Елисеева А. С. Тьютер, как представитель системы профессионального образования / А. С. Елисеева // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Сборник статей. - Томск, 2015. - С.119-121 с.
15. Енченко И. В. Эволюция комплекса «готов к труду и обороне» / Енченко И. В. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - №4. - 45 - 51 с.
... всего 54 источника