Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МОУ СОШ № 14 (г. Воронеж).
Выборка: 26 учащихся 2 «А» класса .
Введение……………………………………………………………….….. 3
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …5
1.1. Подходы к понятию мотивация в отечественной психолого–педагогической литературе ………5
1.2. Сущность содержания мотивов учения и их особенности..………………………….9
1.3. Мотивация в младшем школьном возрасте в современных условиях.……………………15
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...21
2.1 Методы диагностики уровня развития познавательной мотивации учебной деятельности учащихся……21
2.2 Экспериментальное изучение уровня развития внимания познавательной мотивации учебной деятельности учащихся………….22
2.3 Практические рекомендации по развитию познавательной мотивации учебной деятельности учащихся 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………….… 33
Современная начальная школа находится на стадии динамичного обновления, связанного с совершенствованием содержания, организационных форм, а также использованием инновационных технологий обучения.
Проблема изучения учебно-познавательной мотивации является актуальной и в современной психологии и педагогике, так как с введением ФГОС НОО, данный вид мотивации становится наиболее важным компонентом учебной деятельности младших школьников, обеспечивающий полноценное усвоение знаний и способствующий гармоничному развитию личности ученика.
Согласно требованиям ФГОС НОО развитие учебно-познавательной мотивации является личными результатом освоения учебной программы.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме учебной мотивации, вопросам ее формирования и развития посвящено значительное количество исследований таких авторов как В.Г. Асеев, В.А. Бодров, Л.И. Божович, И.А. Васильев, А.А. Вербицкий, Ф.Е. Вилюнас, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Й. Лингарт, М.Ш. Магомед–Эминов, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, К. М. Обуховский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин.
Учебная деятельность и учебный процесс должны быть выстроены с учетом взаимосвязи мотива и содержания учебного предмета. При такой связи возникает проблема, с которой сталкивается учитель: мотив, который присутствует у ребенка, когда он только переступает порог школы, не связан с содержанием той деятельности, которую он выполняет в школе, что снижает эффективность овладения учебной деятельностью.
Зачастую учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, что может объясняться недостаточно развитым учебно-познавательным мотивом. Следует так же отметить, что определенная результативность ученика в той или иной предметной области не всегда связана с достаточно развитым учебно-познавательным мотивом, являющимся, по сути своей, фундаментом учебной деятельности.
Несмотря на важность и практическую востребованность актуализированного учебно-познавательного мотива младших школьников в практике работы учителя начальных классов данный вид мотива зачастую недостаточно развит, что и составляет актуальность исследования.
Таким образом, формирования познавательной мотивации учебной деятельности учащихся является одной из первостепенных задач современного учителя.
Цель исследования – выявить особенности формирования познавательной мотивации учебной деятельности учащихся.
Объект исследования – познавательная мотивация учебной деятельности учащихся.
Предмет исследования – процесс развития познавательной мотивации учебной деятельности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к понятию мотивация в отечественной психолого-педагогической литературе;
2. Раскрыть сущность содержания мотивов учения и их особенности;
3. Рассмотреть особенности мотивации в младшем школьном возрасте в современных условиях;
4. Провести экспериментальное исследование уровня развития познавательной мотивации учебной деятельности учащихся;
5. Разработать практические рекомендации по развитию познавательной мотивации учебной деятельности учащихся.
Методы исследования: анализ литературы; педагогическое наблюдение; беседа; опрос; проективная методика.
Экспериментальная база: МОУ СОШ №14.
Мотивация учебной деятельности является многогранной проблемой и рассматривается различными авторами по-разному.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться. Мотивы учения формируются в процессе учебной деятельности.
Формирование мотивов происходит постепенно, и у некоторых учеников начальной школы ведущий мотив учения находится в длительном процессе формирования.
Учебная деятельность младших школьников побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению. От того, как учитель организует и проведет работу по подбору форм, методов, приемов обучения, направленных на развитие учебно-познавательной мотивации младших школьников, зависит и успеваемость учащихся, качество и прочность знаний, а также и характер эмоционального настроя, с которым ученики будут приходить в школу, работать на уроке.
Для развития учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте учителю начальных классов необходимо:
включать в ход урока элементы проблемного обучения проведения нетрадиционных по типу уроков, таких как урок-путешествие, урок-игра;
использовать дифференцированную оценку учащихся;
найти индивидуальный подход для каждого учащегося в объяснении учебного материала, опираясь на непосредственный эмоциональный контакт с учащимися, стимулируя учебно-познавательную мотивацию;
принимать право ребенка на ошибку;
педагог должен критически относиться к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях и находить способы устранения этих причин;
организация работы на уроке в группах, подгруппах, организация взаимопроверки, коллективного поиска решений ученикам;
включать в учебный процесс интерактивную форму работы.
выполнение домашнего задания на онлайн-платформе;
включение в работу внеклассных мероприятий, образовательных экскурсии в рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»;
работа над проектами.
В процессе работы были составлены рекомендации по развитию учебно- познавательной мотивации учащихся для оптимизации их обучения.
Таким образом, проведенное исследование, дает возможность утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, оказалась верной и задачи решены.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от / отв. Ред. Л.Е. Курнешова. – Ч. 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2020. –115с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев – М.: Мысль, 2018. – 158 с.
3. Божович Л.И. Изучение мотивов поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2019. – 400 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 2020. – 478с.
5. Зимняя И.А. «Педагогическая психология»/ И. А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2021.– 378 с.
6. Коновалова И. Достижение успеха, или избегание неудачи / И. Коновалова // Школьный психолог. – 2013.– №12. – 12 с.
7. Крутецкий В.А. Психология / В.А Крутецкий. – М.: Просвещение, 2020.–352 с.
8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции/ А. Н. Леонтьев – М.: Академия, 2018. – 35 с.
9. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2019. – 183 с.
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова – М.: Просвещение, 2019. – 96 с.
11. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К.Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.
12. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 2014. – №5. – 138. с.
13. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 2. /под ред. В. С. Стёпина. – М.: Мысль, 2016. – 640 с.
14. Педагогический терминологический словарь / сост. Г.М. Коджаспирова. – М.: Мысль, 2010. – 205с.
15. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: «Академия», 2012. – 576 с.
16. Степанова М. Замкнутый круг мотивации / М. Степанова // Школьный психолог. – 2010. – №9 – С. 25–30.
17. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Т.Ф. Талызина. – М.: «Академия», 2020. – 288 с.
18. Толковый словарь С.И. Ожегова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковкин, – 2019. – 846 с.
19. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И. В. Кулагина. – М.: Просвещение, 2021 – 572 с.
20. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен. – М.: Мир, 2008. – 576 с.
21. Чирков В.И. Мотив учебной деятельности/ В. И. Чирков. – М.: Мир, 2015. – 450с.
22. Чувалова O.A. Формирование действенности мотивации учения у школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук / O.A. Чувалова. –М., 2010.– 21с.
23. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Издательская корпорация «Логос»,2015. – 320 с.
24. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2017. – 160с.
25. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос. – 2021.– 168с.
26. Энциклопедия социологии в 2 т. Т.1 / под ред. В. Н. Иванова. – М.: Мысль, 2017. – 863с.