Совершенствование деятельности таможенных органов по противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ (Самарский государственный технический университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности таможенных органов по противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ 5
1.1 Понятие наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность таможенных органов по противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ 15
Глава 2. Анализ незаконного перемещения наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ 29
2.1 Таможенный контроль за незаконным перемещением наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ 29
2.2 Основные проблемы противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ 42
Глава 3. Разработка направлений совершенствования деятельности таможенных органов по противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ 45
3.1 Анализ проблем деятельности таможенных органов по противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ и выбор предложения для их решения 45
3.2 Сравнительный анализ предложенных мероприятий с помощью метода МАИ 57
3.3. Оценка экономической эффективности предложений 63
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Незаконный оборот товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза представляет одну из самых частых проблем, которая в последующем отражается на уровне национальной безопасности РФ. И такая же частая проблема – это незаконная перевозка наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, она представляет особую опасность, их перевозка запрещена государством, для того, чтобы защитить общество и обеспечить безопасность государству.
Для того, чтобы предотвратить незаконное перемещение наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, нужно постоянно усовершенствовать деятельность таможенных органов в данной сфере для эффективного противодействия незаконным действиям и защиты общества от потенциальных угроз.
Актуальность темы обусловлена тем, что незаконный оборот наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу ЕАЭС является проблемой достаточно серьезной, поэтому имеется необходимость в улучшении работы таможенных органов в противодействии таким действиям, чтобы снизить угрозы для общества и государства.
Объектом исследования являются наркотические, психотропные и сильнодействующие вещества, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.
Предметом исследования является таможенный контроль за незаконным перемещением наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.
Цель исследования заключается в разработке инструментов совершенствования таможенного контроля за незаконным перемещением наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ;
• рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность таможенных органов по противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ;
• исследовать контроль государственных органов за перемещением наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу ЕАЭС;
• проанализировать таможенный контроль за незаконным перемещением наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ;
• выявить основные проблемы по противодействию незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ;
• провести анализ выявленных проблем в данной области;
• сформулировать и предложить мероприятия по устранению проанализированных проблем;
• провести сравнительный анализ мероприятий с помощью метода МАИ;
• разработать модель оценки эффективности и результаты расчетов;
• рассчитать экономический эффект от предложенных инноваций.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя три главы. Первая глава содержит описание теоретических основ о наркотических, психотропных и сильнодействующих веществах. Вторая глава содержит анализ незаконного перемещения наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, а также описание проблем, способствующих возникновению незаконного перемещения наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Третья глава содержит в себе выбор и анализ основной проблемы, выбор предложения для решения проблемы, также рассчитана оценка их экономической эффективности.
Оборот наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в России запрещён, за незаконный оборот данных веществ предусматривается уголовная и административная ответственность. Контрабанда наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ приносит большой ущерб стране и людям в ней. Употребление данных веществ имеет свои потенциальные последствия такие, как: медицинские, социальные, юридические.
Деятельность таможенных органов регулируется нормативно-правовыми актами, также для их эффективной деятельности в борьбе с незаконным оборотом наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, таможенные органы сотрудничают со смежными контролирующими органами такие, как: МВД, ФНС, ФСБ, Минпромторг, ФСКН и тд. Успешное сотрудничество указанных контролирующих органов помогает с успехом выявить контрабанду наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ и повысить уровень национальной безопасности.
Для того, чтобы выявить контрабанду запрещённых веществ, таможенные органы применяют специальные формы таможенного контроля, также проводят различные таможенные операции с применением ТСТК для эффективного противодействия незаконному перемещению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.
В ходе данной работы была определена проблема: недостаточный опыт молодых специалистов, недостаточный уровень подготовки должностных лиц пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС. Для решения данной проблемы рассматривались две противоположные пути решения- модель «Наставничество» и модель «Зрелость».
С помощью применения метода анализа иерархий определено, что наиболее эффективным решением данной проблемы будет модель наставничества. Суть данной модели заключается в том, что от приёма на работу молодого специалиста до его превращения в самостоятельного сотрудника его сопровождает наставник и непрерывное обучение.
После расчёта экономического эффекта и экономической эффективности по аналогии с ФНС России, можно сделать вывод, что после внедрения модели наставничества, экономический эффект по Самарской таможне составит 4 возбужденных уголовных дела, эффективность будет равна 116%.
После расчёта экономического эффекта и экономической эффективности по аналогии с ФНС России, можно сделать вывод, что после внедрения модели наставничества, экономический эффект по ФТС России составит 51 возбужденных дела, эффективность будет равна 115, 8%.
Это означает, что при реализации предложения, оно будет эффективным.
1. Договор от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» (ред. от 24.03.2022) // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 05.05.2024.
2. Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 05.04.2024.
3. Решение КТС от 20.05.2010 № 257 (ред. от 27.12.2022) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 05.04.2024.
4. Решение КТС от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0258/. Дата обращения: 05.05.2024.
5. Решение КТС от 20.05.2010 № 260 (ред. от 13.09.2021) «О формах таможенных документов» // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 05.04.2024.
6. Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134 (ред. от 27.12.2022) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 05.04.2024.
7. Решения Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0080/. Дата обращения: 03.02.2024.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 03.02.2024.
9. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 03.02.2024.
10. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 03.02.2024.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 01.04.2023) // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 03.02.2024.
10. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/. Дата обращения: 04.02.2024.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 06.03.2023) // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 03.02.2024.
12. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12112176/. Дата обращения: 30.03.2024.
13. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12158202/. Дата обращения: 30.03.2024.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» (ред. от 26.04.2022) // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 03.02.2024.
15. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/19b00033/. Дата обращения: 04.02.2024.
16. Приказ ФТС России от 22.04. 2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 03.02.2024.
17. Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» // Интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 03.02.2024.
18. Соглашение от 26.08.2009 «Об информационном обмене между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/09bn0008/. Дата обращения: 02.02.2024.
19. Анищенко А.А., Климова О.В. Таможенный контроль перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу ЕАЭС // Научно-техническое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока России. – Владивосток, 2022. – С. 250-256.
20. Афонин П.Н. Система управления рисками: учеб. пособие. СПб: Троицкий мост, 2016. 125 с.
21. Барсегян Д.Э. Автоматизация принятия решений таможенными органами в условиях трансформации таможенного администрирования // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 3. С. 11–17.
22. Бодак В.Р., Левкин В.А., Чалых Д.М. Анализ осуществления таможенного контроля за перемещением наркотических средств кинологическими подразделениями ФТС России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – М., 2022. № 5-2. -– С. 241-244.
23. Бондаренко А.О. Организационная структура таможенных органов России в условиях становления сети электронных таможен и таможенных постов (центров электронного декларирования) // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов: РИО РТА, 2019. С. 5-9.
24. Бондаренко А.О. Совершенствование модели организационной структуры таможни фактического контроля на примере Ростовской таможни в условиях создания Южной электронной таможни // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (37). С. 5=11.
25. Ворона А.А. Повышение качества таможенных услуг, предоставляемых Центрами электронного декларирования: дис. канд. экон. Наук: 08.00.05. Люберцы, 2019. 200 с.
26. Ворона А.А. От стратегии развития к стратегии цифровизации // Таможенное дело: науч.-практ. журнал. 2020. № 4. С. 17-21.
27. Голубчиков П.А. Понятие фактического контроля и его роль в системе таможенного контроля // Молодая наука Сибири. 2021. № 1(11). С. 542=545.
28. Давыдов Р.В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9-20.
29. Давыдов Р.В. Новые технологии и новые подходы // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022. № 2. С. 12-20.
30. Демина Л.Н., Меншикова В.К., Батуева Д.Э. Центры электронного декларирования как основа электронной таможни // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 667-670.
31. Иванова К.А., Кравчук Д.А. «Применение технических средств таможенного контроля при противодействии контрабанде наркотических и психотропных веществ» // Форум молодых ученых. 2019. № 5 (9). С. 879-884.
32. Исыпова В.В. Современные направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров // Международный научный студенческий журнал. 2022. № 4. С. 123-128.
33. Кныш С.В., Жаворонкина В.А. «Роль кинологической службы в реализации таможенного контроля». Аллея науки. Том 4, № 16. 2018. С. 521-524.
34. Козырин А.Н. От электронной таможни к таможне цифровой: развитие таможенно-правового регулирования в Российской Федерации // Закон: журн. для деловых людей / Высший Арбитражный Суд РФ. М.: ИГ «ЗАКОН». 2021. № 2. С. 118-130.
35. Куроптев Н.Б., Лесниченко А.С. Организация взаимодействия структурных подразделений электронной таможни и таможен фактического контроля: типовая схема и основные результаты взаимодействия // Бюллетень инновационных технологий. 2021. № 2. С.64-70.
36. Музыченко В.И. Проведение административных расследований таможней фактического контроля на примере бурятской таможни // Молодые исследователи о современных проблемах теории и практики таможенного дела. 2022. С. 59-61.
37. Муратов Р.А., Александров Д.Л. Взаимодействие Центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля в условиях разделения документального и фактического таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 81-90.
38. Осипов В.М. Таможенный контроль и его роль в выявлении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. – М., 2019. – С. 195-199.
39. Степанова М.А. Цифровые технологии в области таможенного дела // Альманах научных работ студентов. Выпуск XV. РИО РТА в СПБ. 2019. С. 62-68.
40. Смекалин А.Е. Оптимизация оперативности деятельности таможенных органов фактического контроля в условиях новых вызовов // Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений: Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции, 2022. С. 78-83.
41. Старикова О.Г. Таможенный контроль за перемещением наркотических, психотропных и других сильнодействующих соединений/Учебник. СПб.: Интермедия, 2018. 292 c.
42. Цапенко М.В. Методические рекомендации и задание по подготовке заключительного параграфа выпускной квалификационной работы по специальности 38.05.02 «Таможенное дело», г. Самара. – Самара: СамГТУ, 2024 г. – С. 1-3.
43. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/documents/vostrebdocs. Дата обращения: 06.04.2024.
44. Резолюция СТС/ВТамО о Рамочных стандартах по обеспечению безопасности и облегчения мировой торговле (SAFE). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org. Дата обращения: 06.04.2024.
45. Деловое информативное пространство «РБК». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbcholding.ru. Дата обращения: 06.04.2024.
46. Официальный сайт Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org. Дата обращения: 06.04.2024.
47. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru. Дата обращения: 06.04.2024.
48. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru. Дата обращения: 06.04.2024.
49. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru. Дата обращения: 06.04.2024.
50. Официальный сайт сетевого издания Forbes. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru. Дата обращения: 06.04.2024.
51. Таможенный портал для участников ВЭД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alta.ru. Дата обращения: 06.04.2024.
52. Таможня для всех – российский таможенный портал «ТКС» RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tks.ru. Дата обращения: 06.04.2024.