Причины возникновения конфликтов у младших школьников и условия их преодоления (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СОШ № 43 Москва.
Выборка: 20 обучающихся третьего класса.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Виды конфликтов и причины их возникновения в детской среде 7
1.3 Стили разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе младших школьников 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧН КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Исследование причин конфликтов и конфликтного поведения 16
2.2 Роль и значение игры в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
База исследования: СОШ № 43 Москва.
Выборка: 20 обучающихся третьего класса.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Виды конфликтов и причины их возникновения в детской среде 7
1.3 Стили разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе младших школьников 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧН КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Исследование причин конфликтов и конфликтного поведения 16
2.2 Роль и значение игры в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
Актуальность формирования корректного поведения младших школьников в конфликтных ситуациях обусловлена необходимостью обеспечения безопасной и гармоничной образовательной среды. В современном обществе дети сталкиваются с различными видами конфликтов на ежедневной основе, и важно, чтобы они умели адекватно реагировать на них, не прибегая к насилию или агрессии.
Формирование навыков управления конфликтами в раннем возрасте способствует развитию социальной компетентности и эмоционального интеллекта у детей, что в дальнейшем позитивно отразится на их жизни и отношениях с окружающими. Научив младших школьников разрешать конфликты конструктивным способом, педагоги вкладывают фундамент для формирования у них ценностей толерантности, уважения к другим и умения работать в команде - навыков, которые необходимы каждому человеку в современном мире.
Методологической основой исследования служат труды: Иванов, Р. В., Конарева, Ю. А., Шалагинова, К. С. И др.
Цель исследования -причины конфликтов младших школьников.
Объект исследования. Конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования. Причины конфликтного поведения младших школьников и способы преодоления конфликтов.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе
- выделить виды конфликтов и причины их возникновения в детской среде
- выделить стили разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе младших школьников
- рассмотреть роль и значение игры в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников
- провести исследование поведения младших школьников в конфликтной ситуации
Методы: анализ, синтез, обобщение, графическая методика М.А. Панфиловой, методика «Социометрия» Дж. Морено,
Гипотеза. Конфликты среди младших школьников возникают преимущественно из-за недостатка навыков общения, несовпадения интересов и личностных особенностей детей.
Теоретическое значение работы заключается в анализе и исследовании ключевых аспектов выбранной темы с использованием существующих теорий и концепций. Результаты и выводы данной работы могут пролить свет на новые аспекты проблемы, расширить наше понимание предмета и способствовать развитию научного знания в данной области.
База исследования: СОШ 43 города Москва.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Формирование навыков управления конфликтами в раннем возрасте способствует развитию социальной компетентности и эмоционального интеллекта у детей, что в дальнейшем позитивно отразится на их жизни и отношениях с окружающими. Научив младших школьников разрешать конфликты конструктивным способом, педагоги вкладывают фундамент для формирования у них ценностей толерантности, уважения к другим и умения работать в команде - навыков, которые необходимы каждому человеку в современном мире.
Методологической основой исследования служат труды: Иванов, Р. В., Конарева, Ю. А., Шалагинова, К. С. И др.
Цель исследования -причины конфликтов младших школьников.
Объект исследования. Конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования. Причины конфликтного поведения младших школьников и способы преодоления конфликтов.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе
- выделить виды конфликтов и причины их возникновения в детской среде
- выделить стили разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе младших школьников
- рассмотреть роль и значение игры в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников
- провести исследование поведения младших школьников в конфликтной ситуации
Методы: анализ, синтез, обобщение, графическая методика М.А. Панфиловой, методика «Социометрия» Дж. Морено,
Гипотеза. Конфликты среди младших школьников возникают преимущественно из-за недостатка навыков общения, несовпадения интересов и личностных особенностей детей.
Теоретическое значение работы заключается в анализе и исследовании ключевых аспектов выбранной темы с использованием существующих теорий и концепций. Результаты и выводы данной работы могут пролить свет на новые аспекты проблемы, расширить наше понимание предмета и способствовать развитию научного знания в данной области.
База исследования: СОШ 43 города Москва.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современные представления о проблеме конфликтного поведения в младшем школьном возрасте сделали возможным проведение конкретного исследования, направленного на изучение поведения младших школьников в конфликтных ситуациях и выявление психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения в образовательной организации.
Проведение такого исследования дает возможность точного определения предмета исследования, выбора адекватных экспериментальных методов.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Причины конфликтов младших школьников могут быть связаны с различными факторами. Одной из главных причин являются индивидуальные особенности детей, такие как импульсивность, низкий уровень эмпатии или недостаток навыков саморегуляции. На этом фоне возникают сложности в межличностном взаимодействии, которые приводят к недопониманию или противоречиям.
Еще одной причиной является конкуренция за лидерство, внимание учителей или одобрение сверстников. Это особенно проявляется в ситуациях, связанных с групповой деятельностью или играми, где возникают споры о ролях и распределении обязанностей. Социально-психологические факторы, такие как различия в семейных ценностях, культурных установках или уровнях воспитания, также могут способствовать возникновению конфликтных ситуаций.
Проблема предупреждения конфликтного поведения младших школьников в настоящее время является актуальной. Теоретический анализ литературы позволил определить психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения младших школьников в образовательной организации.
Определены психолого-педагогические условия, способствующие формированию корректного поведенияв конфликтной ситуации младших школьников в образовательной организации: повышение их социометрического статуса и обучение коммуникативным умениям.
В ходе исследования проанализированы основные подходы к определению конфликта и конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены особенности конфликтного поведения младших школьников в общении со сверстниками, описаны психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения младших школьников в общении со сверстниками.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.
Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.
В ходе исследования был сделан вывод, что своевременная психопрофилактика, выявления причин конфликтов в коллективе младших школьников, а также применение методов разрешения конфликтных ситуаций способствуют выработке таких качеств личности как ответственность за себя и товарища, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие в совместных работах в классе, уметь внимательно слушать других, уважительно относится к своим одноклассникам, не высмеивать недостатки других, а помогать преодолевать их, в классном коллективе складывать дух сотрудничества и взаимоответственности.
Проведение такого исследования дает возможность точного определения предмета исследования, выбора адекватных экспериментальных методов.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Причины конфликтов младших школьников могут быть связаны с различными факторами. Одной из главных причин являются индивидуальные особенности детей, такие как импульсивность, низкий уровень эмпатии или недостаток навыков саморегуляции. На этом фоне возникают сложности в межличностном взаимодействии, которые приводят к недопониманию или противоречиям.
Еще одной причиной является конкуренция за лидерство, внимание учителей или одобрение сверстников. Это особенно проявляется в ситуациях, связанных с групповой деятельностью или играми, где возникают споры о ролях и распределении обязанностей. Социально-психологические факторы, такие как различия в семейных ценностях, культурных установках или уровнях воспитания, также могут способствовать возникновению конфликтных ситуаций.
Проблема предупреждения конфликтного поведения младших школьников в настоящее время является актуальной. Теоретический анализ литературы позволил определить психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения младших школьников в образовательной организации.
Определены психолого-педагогические условия, способствующие формированию корректного поведенияв конфликтной ситуации младших школьников в образовательной организации: повышение их социометрического статуса и обучение коммуникативным умениям.
В ходе исследования проанализированы основные подходы к определению конфликта и конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены особенности конфликтного поведения младших школьников в общении со сверстниками, описаны психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения младших школьников в общении со сверстниками.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.
Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.
В ходе исследования был сделан вывод, что своевременная психопрофилактика, выявления причин конфликтов в коллективе младших школьников, а также применение методов разрешения конфликтных ситуаций способствуют выработке таких качеств личности как ответственность за себя и товарища, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие в совместных работах в классе, уметь внимательно слушать других, уважительно относится к своим одноклассникам, не высмеивать недостатки других, а помогать преодолевать их, в классном коллективе складывать дух сотрудничества и взаимоответственности.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Специфика адаптации новых сотрудников организации с разным уровнем тревожности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



