Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СОШ № 43 Москва.
Выборка: 20 обучающихся третьего класса.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Виды конфликтов и причины их возникновения в детской среде 7
1.3 Стили разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе младших школьников 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧН КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Исследование причин конфликтов и конфликтного поведения 16
2.2 Роль и значение игры в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
Актуальность формирования корректного поведения младших школьников в конфликтных ситуациях обусловлена необходимостью обеспечения безопасной и гармоничной образовательной среды. В современном обществе дети сталкиваются с различными видами конфликтов на ежедневной основе, и важно, чтобы они умели адекватно реагировать на них, не прибегая к насилию или агрессии.
Формирование навыков управления конфликтами в раннем возрасте способствует развитию социальной компетентности и эмоционального интеллекта у детей, что в дальнейшем позитивно отразится на их жизни и отношениях с окружающими. Научив младших школьников разрешать конфликты конструктивным способом, педагоги вкладывают фундамент для формирования у них ценностей толерантности, уважения к другим и умения работать в команде - навыков, которые необходимы каждому человеку в современном мире.
Методологической основой исследования служат труды: Иванов, Р. В., Конарева, Ю. А., Шалагинова, К. С. И др.
Цель исследования -причины конфликтов младших школьников.
Объект исследования. Конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования. Причины конфликтного поведения младших школьников и способы преодоления конфликтов.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе
- выделить виды конфликтов и причины их возникновения в детской среде
- выделить стили разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе младших школьников
- рассмотреть роль и значение игры в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников
- провести исследование поведения младших школьников в конфликтной ситуации
Методы: анализ, синтез, обобщение, графическая методика М.А. Панфиловой, методика «Социометрия» Дж. Морено,
Гипотеза. Конфликты среди младших школьников возникают преимущественно из-за недостатка навыков общения, несовпадения интересов и личностных особенностей детей.
Теоретическое значение работы заключается в анализе и исследовании ключевых аспектов выбранной темы с использованием существующих теорий и концепций. Результаты и выводы данной работы могут пролить свет на новые аспекты проблемы, расширить наше понимание предмета и способствовать развитию научного знания в данной области.
База исследования: СОШ 43 города Москва.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современные представления о проблеме конфликтного поведения в младшем школьном возрасте сделали возможным проведение конкретного исследования, направленного на изучение поведения младших школьников в конфликтных ситуациях и выявление психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения в образовательной организации.
Проведение такого исследования дает возможность точного определения предмета исследования, выбора адекватных экспериментальных методов.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Причины конфликтов младших школьников могут быть связаны с различными факторами. Одной из главных причин являются индивидуальные особенности детей, такие как импульсивность, низкий уровень эмпатии или недостаток навыков саморегуляции. На этом фоне возникают сложности в межличностном взаимодействии, которые приводят к недопониманию или противоречиям.
Еще одной причиной является конкуренция за лидерство, внимание учителей или одобрение сверстников. Это особенно проявляется в ситуациях, связанных с групповой деятельностью или играми, где возникают споры о ролях и распределении обязанностей. Социально-психологические факторы, такие как различия в семейных ценностях, культурных установках или уровнях воспитания, также могут способствовать возникновению конфликтных ситуаций.
Проблема предупреждения конфликтного поведения младших школьников в настоящее время является актуальной. Теоретический анализ литературы позволил определить психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения младших школьников в образовательной организации.
Определены психолого-педагогические условия, способствующие формированию корректного поведенияв конфликтной ситуации младших школьников в образовательной организации: повышение их социометрического статуса и обучение коммуникативным умениям.
В ходе исследования проанализированы основные подходы к определению конфликта и конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены особенности конфликтного поведения младших школьников в общении со сверстниками, описаны психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения младших школьников в общении со сверстниками.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.
Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.
В ходе исследования был сделан вывод, что своевременная психопрофилактика, выявления причин конфликтов в коллективе младших школьников, а также применение методов разрешения конфликтных ситуаций способствуют выработке таких качеств личности как ответственность за себя и товарища, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие в совместных работах в классе, уметь внимательно слушать других, уважительно относится к своим одноклассникам, не высмеивать недостатки других, а помогать преодолевать их, в классном коллективе складывать дух сотрудничества и взаимоответственности.
1. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров, разрешения конфликтов [Текст] / В.И. Андреев. – М.: Народное образование. – 2015. – 142 c.
2. Азаданов С.Д. Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность» // Образование и наука. 2020. №3. С.232-235.
3. Бровкина, Ю. Ю. Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса / Ю. Ю. Бровкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416).
4. Будаева, Э. В. К вопросу об особенностях подросткового возраста в контексте конфликтной компетентности / Э. В. Будаева // Заметки ученого. – 2021. – № 13. – С. 200-202.
5. Бронниковская Д. А. Профилактика агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи. 2021. С. 43-46.
6. Борзиева, З. М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития / З. М. Борзиева // Молодой ученый. – 2021. – № 5(347). – С. 118-119.
7. Выготский Л. С. — Мышление и речь // М.: Национальное образование, 2019–386 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 281 с.
9. Воскресенская, Т. А. Агрессивное поведение в конфликте обучающихся начальной школы / Т. А. Воскресенская // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6(85). – С. 17-19. – DOI 10.24412/1991-5500-2020-685-17-19.
10. Вавилина, А. В. Конфликтное поведение подростковкак фактор социальной дезадаптации / А. В. Вавилина // Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних - центральная проблема социальной педагогики : сборник материалов 2-й Всероссийской научно-практической конференции, Таганрог, 08 апреля 2021 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГУЭ (РИНХ), 2021. – С. 12-15.
11. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 413 с.
12. Дранков, Д. А. Анализ факторов конфликтного поведения подростков / Д. А. Дранков, Е. Н. Меркулова // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий : Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции, Орел, 06 мая 2020 года / Под редакцией А.М. Митяевой, Е.Н. Меркуловой. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. – С. 173-175.
13. Джабраилова, Л. Х. Управление конфликтами в образовательной организации / Л. Х. Джабраилова, И. А. Сосуркаев // Бизнес и образование в условиях цифровой экономики : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 21 октября 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2020. – С. 301-305
14. Жукова, М.В. Профилактика аддиктивного поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками [Текст]: учебно методическое пособие 2.е изд. / М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина. – Челябинск: Цицеро, 2019. – 220 с.
15. Зорькина, О. С. Характеристика конфликтного поведения подростков в современном мире / О. С. Зорькина, М. А. Дягилева // Социокультурные проблемы современного человека : Материалы VII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях , Новосибирск, 22–23 апреля 2021 года / Под редакцией О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой, Ю.М. Перевозкиной . – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 126-134.
16. Иванов, Р. В. Профилактика буллинга и школьных конфликтов среди подростков в условиях образовательного процесса / Р. В. Иванов, К. В. Ермилов // Образование и педагогика: перспективы развития : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 16 октября 2020 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 145-149.
17. Конарева, Ю. А. Теоретические аспекты проблемы предупреждения конфликтного поведения младших школьников в общении со сверстниками / Ю. А. Конарева // Российская наука: тенденции и возможности : Сборник научных статей / Научный редактор Е.В. Попова. – Москва : Издательство "Перо", 2022. – С. 17-20.
18. Кашапов, М. М. Социально-психологический подход Н.И. Леонова к исследованию конфликта / М. М. Кашапов // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2021. – № 1(41). – С. 71-84.
19. Климкина, А. С. Исследование конфликтного поведения у младших школьников / А. С. Климкина, М. И. Каргин // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2021. – № 1. – С. 104-108
20. Коваль С.В., Холодова К.А. К вопросу об особенностях конфликтного поведения младшего школьника // Молодёжь и наука Xxi века. Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ответственный редактор: В.А. Адольф. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2017. - С. 48-50.
21. Кудряшова, И. Ю. Основные причины конфликтного поведения младших школьников / И. Ю. Кудряшова // Академия профессионального образования. – 2019. – № 1(80). – С. 19-26.
22. Пигалова, П.А. Особенности конфликтного поведения младшего школьника [Текст] / П.А. Пигалова, М.В. Жукова // Студенческий: электрон.научн. журн. 2020. – № 7(93). – С. 55–57.
23. Соколова К. В. Агрессивность в младшем школьном возрасте // Меридиан. 2020. № 5 (39). С. 159-161.
24. Сорокина И. Р. Профилактика агрессивного поведения в младшем школьном возрасте // Наука и инновации в XXI веке. 2017. С. 214-219.
25. Шалагинова, К. С. Особенности работы с младшими школьниками по предупреждению конфликтов / К. С. Шалагинова // Научный потенциал. – 2021. – № 1-1(32). – С. 80-84.