Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование патриотизма детей дошкольного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)

Работа №166924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МДОУ № 120 «Солнышко» г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.
Выборка: педагоги ДОУ – 4 человека, старшая группа детей в количестве 16 человек (возрастной диапазон составляет от 5 до 6 лет); родители воспитанников – 18 человек.
Есть приложения.

Введение…...……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования патриотизма у детей дошкольного возраста… 7
1.1 Понятие патриотизма в педагогической науке…………………………… 7
1.2 Подходы к формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста…………15
Глава 2 Формирование патриотизма детей старшего дошкольного возраста 24
2.1 Организация и методы исследования…24
2.2 Результаты исследования……28
Заключение…..…………………………………………………………………… 42
Библиографический список…44
Приложения……..………………………………………………………………… 53

Актуальность темы исследования. В современных социокультурных и политических условиях страны проблема формирования у дошкольников представлений о Родине, а также о служении ей и понимании патриотизма и гражданственности становится особенно значимой. Государство полагает, что пришло время активизировать процессы гражданско-патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание молодого поколения представляет собой одну из наиболее значимых задач современности. За последние годы в нашей стране произошло множество изменений, касающихся как нравственных ценностей, так и отношения к историческим событиям. Возрождение духовно-нравственного воспитания является важным шагом на пути к обновлению России. Начало формирования патриотизма должно осуществляться с дошкольного возраста.
Современный Федеральный государственный стандарт (в дальнейшем - ФГОС ДО) устанавливает содержание, методы, средства и формы работы с детьми [60]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» изложен «заказ» со стороны общества и государства к образовательным системам и организациям в виде набора требований, среди которых одной из ключевых задач является воспитание у детей патриотических и гражданских чувств [61].
Дошкольный возраст представляет собой уникальный период, когда ребенок начинает эмоционально осознавать окружающую действительность. В связи с этим, в работе с детьми важно применять ключевые аспекты педагогического мастерства. Дети дошкольного возраста, особенно старшие, способны испытывать любовь к своему родному городу, природе и Родине. Эти чувства являются основой патриотизма, который зарождается в процессе познания и формируется благодаря целенаправленному воспитанию. Патриотическое воспитание в детском саду представляет собой процесс усвоения и передачи традиционной отечественной культуры. В настоящее время задача формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста является сложной, что прежде всего связано с возрастными особенностями. Тем не менее, стоит отметить, что восприятие мира детьми является наивысшей точностью, а их впечатления отличаются яркостью. В наши дни формируется новое и удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, с гораздо большей увлеченностью воспринимает окружающий мир.
Множество педагогов и психологов исследовали различные аспекты патриотического воспитания, включая таких ученых, как Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и многих других. [7,30,32,51,58]. В большинстве исследований патриотизм анализировался как моральное качество, которое зависит от систематической и целенаправленной работы. Наилучший способ достигнуть цели патриотического воспитания – это начать процесс с детства. Проблеме патриотического воспитания посвятили свои работы выдающиеся исследователи. Этим вопросом интересуются вот уже не одно десятилетие. О патриотизме писали еще А.Н. Радищев [51], Н.М. Карамзин [28], Л.Н. Толстой [56]. Изучали основы патриотического воспитания такие известные педагоги, как А.С. Макаренко [37], В.А. Сухомлинский [53], К.Д. Ушинский [58] и т.д. Среди современных исследователей весомый вклад внесли Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева [1], Л.М. Волобуева [8], М.Ю. Новицкая и другие [42].
Так, в основных общеобразовательных программах дошкольного образования «От рождения до школы», составленной коллективом авторов под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой и «Детство» под редакцией Т.И. Бабаеваевой А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, вопросам воспитания любви к малой Родине и патриотического воспитания уделяется повышенное внимание [9,34]. Однако данное направление воспитательной практики становится особенно актуальным в старшей группе дошкольного образовательного учреждения, когда значительно углубляется понимание детей о своей стране, государственных праздниках и символах, а также о нациях и народах, составляющих государство «Российская Федерация». В этот период ребенок дошкольного возраста начинает развиваться как личность и гражданин, у него формируется система взглядов на окружающую действительность, общество и культуру. Изучение литературных источников показало, что существует определенное несоответствие между имеющимся культурным наследием и недостаточным применением педагогических приемов, форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Это несоответствие стало основанием для нашей исследовательской проблемы: как в современных условиях дошкольного образования можно развивать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста? Учитывая существующие противоречия и выявленные проблемы, мы определили тему нашего исследования: «Развитие патриотизма у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования различных приемов, форм и методов в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования патриотизма у детей шестого года жизни.
Предмет исследования: различные формы и методы как средство формирования патриотизма у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что сформировать патриотизму детей старшего дошкольного возраста эффективнее с помощью организации следующих педагогических условий:
– обогащения развивающей предметно-пространственной среды (центра художественной литературы), игровыми и дидактическими материалами, способствующими развитию представлений о патриотизме у детей;
– разработки системы занятий по развитию представлений о патриотизме у детей;
– повышения компетентности педагогов и родителей по проблеме развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности патриотических представлений детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему работы по развитию патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе исследований.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: беседы, анкетирование, наблюдение, сравнение.
3. Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являлись позиции С.М. Ёлкина, раскрывающие понятие, содержание и структурные компоненты патриотизма, патриотического воспитания [24]; положения А.Я. Ветохиной [10], Н.В. Микляевой [39], М.Ю. Новицкой [42], Г.Я. Затулиной [46] и др., раскрывающие особенности нравственно-патриотического воспитания; исследования В.Н. Матовой [38], В.Е. Мусиной [40] и др.
Практическая значимость В данной выпускной квалификационной работе проведено исследование, посвященное выявлению тенденций и закономерностей в патриотическом воспитании дошкольников, основанное на анализе исторических источников и научно-педагогической литературы. Результаты анализа опыта формирования патриотизма в педагогической практике способствуют улучшению подходов, форм и методов патриотического воспитания детей в современных условиях.
База исследования: МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 120 «Солнышко» города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. В исследовании приняли участие: педагоги ДОУ – 4 человека, старшая группа детей в количестве 16 человек (возрастной диапазон составляет от 5 до 6 лет); родители воспитанников – 18 человек.
Структура работы: введение, две главы (четыре параграфа), заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня большую роль в нашей стране уделяется патриотическому воспитанию, а именно воспитанию достойной личности, которая будет любить и уважать свою Родину. Один из принципов дошкольного образования в ФГОС ДО - «приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям, традициям семьи, общества и государства» [60]. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, способных отстаивать её интересы, заботящихся о ней. Проблема формирования патриотизма имеет особую актуальность и в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный период социальное развитие осуществляется не только в ходе стихийного влияния внешних факторов, но ив целенаправленном, организованном педагогическом процессе.
В работе решены все поставленные задачи.
Изучив теорию, мы пришли к выводу, что патриотическое воспитание детей является одной из основных задач организации дошкольного образования и основой нравственного воспитания. Данный процесс достаточно сложный, но вполне осуществимый в дошкольном возрасте. Процесс воспитания патриотизма у детей шестого года жизни является достаточно сложным, он зависит от планомерной, систематической работы в раннем возрасте и младшей группе. Мы пришли к выводу о том, что патриотическая воспитанность дошкольника – это результат плодотворной работы семьи и педагогов детского сада. Предпосылками формирования патриотизма выступает формирование эмоциональной сферы ребенка, а именно осознанное проявление своих чувств, наиболее глубокое восприятие и проживание эмоций. Необходимо дать понять маленькому гражданину, что его родной город, село – это часть одной большой страны, где все люди как одна большая дружная семья, в которой надо вести себя достойно, заботиться о ее состоянии, проявлять любовь и заботу. Педагог детского сада в своей работе может использовать разнообразные формы, методы и приемы. Обязательным условием для работы патриотической направленности выступает обогащение предметной пространственной среды. Как известно, для дошкольников важна наглядность материала, и поэтому воспитателю следует это учесть.
Если выделять средства патриотического воспитания, огромный потенциал принадлежит художественной литературе, жанровое многообразие художественной литературы (пословицы, поговорки, стихотворения, потешки, сказки, былины, басни, рассказы и т.д.) позволяет охватить все стороны данной проблемы, сформировать любовь к природе родного края, представление о богатствах и недрах родного края, о достопримечательностях города и его героях. Культурно-смысловым контекстом работы являлись также проекты, игры (дидактические, квесты, сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, настольные, интерактивные и др.), праздники и развлечения, театрализованная деятельность, выставки, конкурсы творческих работ, акции, создание музея. Напомним, что работа по патриотическому воспитанию с детьми должна быть направлена на формирование различных компонентов.
Кроме ежедневного чтения работа с детьми должна включать прослушивание аудиозаписей произведений, озвученных известными актерами, рассказов о природе, жизни и подвигах земляков, литературные викторины, виртуальные экскурсии и пр.
Считаем гипотезу о том, что сформировать патриотизм у детей старшего дошкольного возраста эффективнее с помощью организации следующих педагогических условий: обогащения развивающей предметно-пространственной среды (центра художественной литературы), игровыми и дидактическими материалами, способствующими развитию представлений о патриотизме у детей; разработки системы занятий по развитию представлений о патриотизме у детей; повышения компетентности педагогов и родителей по проблеме развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста, подтвержденной.



1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – Волгоград: Учитель, 2021. – 208 с. - ISBN 115-7-5008-7411-3. – Текст : непосредственный.
2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2020. - 256 с. - ISBN 978-5-9978-0051-5. – Текст : непосредственный.
3. Астахова, И.Н. Диагностический материал по патриотическому воспитанию дошкольников / И.Н. Астахова, Н.Н. Карпович. - Тимашевск, 2023. – 28 с. - ISBN 213-05-006461-1. – Текст : непосредственный.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2015. - 255 с. - ISBN 213-05-0064-6121-1. – Текст : непосредственный.
5. Божович, А.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3 е изд. - М.: МПСИ, 2021. - 349 с. - ISBN 5-07-28644-2. – Текст : непосредственный.
6. Виноградова, Н.Ф. Дошкольникам о родной стране / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с. - ISBN 986-02-0146-8411-3. – Текст : непосредственный.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Образование, 2014. - 187 с. - ISBN 978-5-534-00650-6. – Текст : непосредственный.
8. Волобуева, Л. М. Развитие научных педагогических направлений на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ: вековая история / Л.М. Волобуева, Л.Н. Комиссарова, М.Ю. Парамонова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. 2021. - № 4. - С. 85–94. - ISSN 966-5-455-00235-3.
9. Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: – Мозаика-Синтез, 2014. – 400 с. - ISSN 944-5-422-00176-2. – Текст : непосредственный.
10. Ветохина, А.Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигналь. - СПб.: Детство-пресс, 2019. - 192 с. - ISBN 151-05-28687-5. – Текст : непосредственный.
11. Голубь, М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников / М.С. Голубь. – Текст : непосредственный // Перспективы Науки и Образования. - 2018. - № 5. - С. 110–117. - ISSN 855-5-412-00235-4.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» / Текст : электронный. - evakuator-kos.ru [сайт]/ - URL: https://www.evakuator-kos.ru (дата обращения: 27.08.2024). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
13. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова/ - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 12. - С. 14-16. - ISSN 985-5-354-0034-3.
14. Горький, М. Россия между дикостью и произволом. Заметки русского писателя / М. Горький. – Серия: Кто мы? - М.: Родина, 2022. – 256 с. - ISBN: 978-5-00180-419-2. - Текст : непосредственный.
15. Григорьева, Ю.С. Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Ю.С. Григорьева, Е.В. Шаронова. – Текст : непосредственный // Пермский педагогический журнал. - 2016. - № 8. - С. 64–67. - ISSN 958-5-364-12235-4.
16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Текст : электронный. - http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstvvospitanija.pdf (дата обращения: 27.08.2024). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

17. Демкович, В.И. проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / В.И. Демкович, Н.А. Рачковская. – Текст : непосредственный // Московский педагогический журнал. – 2023. - № 3. – С. 47-59. - ISSN 566-5-444-03332-3.
18. Дворянинова, М.П. Формирование чувства патриотизма у дошкольников / М.П. Дворянинова. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей. - URL: http://festival.1september.ru/authors/100-282-807 (дата обращения: 27.08.2024). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
19. Добролюбов, Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов. – М.: Педагогика, 2012. – 348 с. ISBN 978-5-9978-0051-2. – Текст : непосредственный.
20. Долженко, Л.В. Круг детского чтения и патриотическое воспитание дошкольников / Л.В. Долженко. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 11. - С. 48–57. - ISSN 866-5-144-00044-3.
21. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-9978-0051-2. – Текст : непосредственный.
22. Дудкина, Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект / Р.И. Дудкина. – Текст : непосредственный // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2023. - № 3. - С. 21–38. - ISSN 966-5-212-00264-3.
23. Елисеева, Е.В. К вопросу гражданско-патриотического воспитания в педагогической теории и практике / Е.В. Елисеева. - Текст : непосредственный // Хабаровск. - Ученые заметки ТОГУ. – 2016. - № 4. – С. 59-65. - ISSN 844-5-220-00114-2.
24. Ёлкин, М. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» / М. Елкин, А. Косова. - Текст : непосредственный // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2017. - № 1. - С. 11–13. - ISSN 841-5-655-00030-3.

25. Затулина, Г.Я. Россия — Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации / Г.Я. Затулина. - М.: Центр педагогического образования. - 2016. - 80 с. ISBN 978-5-9978-0051-2. – Текст : непосредственный.
26. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина.– Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 18-27. - ISBN 978-5-9978-0051-2.
27. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. - М.: ООО АСТ, 2023. - 365 с. - ISBN 955-22-0126-4114-3. – Текст : непосредственный.
28. Карамзин, Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости / Н.М. Карамзин. – отв. редактор О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации. – 2020. – 736 с. - ISBN 8-02-338582-5. – Текст : непосредственный.
29. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 208 с. - ISBN 4-04-0064-1207-3. – Текст : непосредственный.
30. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; - М.: Академия, 2022. – 350 с. - ISBN 872-07-6624-1312 - 4. – Текст : непосредственный.
31. Коротаева, Е. В. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста: монография (автореферат) / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. 132 с.
32. Крупская, Н.К. Вопросы, стоящие перед IV съездом дошкольного воспитания / Крупская Н.К. - Педагогические сочинения: : в 10 т. Т. 6. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1959. - 464 с.
33. Кондукторова, Н.В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников / Н.В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 3-7. - ISSN 854-5-333-00337-3.
34. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: «Детство- Пресс», 2019. – 450 с. - ISBN 955-22-0126-4114-3. – Текст : непосредственный.
35. Кононова, Н.А. Педагогический проект «Это русская сторонка…» по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа / Н.А. Кононова. – Текст : электронный. - https://педталант.рф/кононова-н-а-педагогический-проект/ (дата обращения: 28.08.2024). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
36. Ларина, В.П. Литературное чтение в современной школе / В.А. Лазарева. — Текст : непосредственный // Первое сентября - 2022. - № 12. – С. 40–43. - ISSN 854-5-333-00337-3.
37. Макаренко, А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 407-419.
38. Матова, В.Н. Краеведение в детском саду / В.Н. Мотова. - СПб.: Детство -пресс, 2019. - 176 с. - ISBN 872-07-6624-1312 - 4. – Текст : непосредственный.
39. Микляева, Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Сфера, 2018. - 140 с. - ISBN 5-05-007787-3. – Текст : непосредственный.
40. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: НИУ «БелГУ», 2020. — 156 с. - ISBN 5-05-034577-3. – Текст : непосредственный.
41. Носаева, И.А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И.А. Носаева. Текст : непосредственный // Вопросы науки и образования. – 2018 – № 6. – С. 141-143. - ISSN 854-5-333-00337-3.
42. Новицкая, М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - Дрофа, 2016. - 156 с. - ISBN 5-04-008687-3. – Текст : непосредственный.
43. Новосёлова, О.П. Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования / О.П. Новосёлова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: материалы I Междунар. науч. конф.— Чита : Молодой ученый, 2017. — С. 35-38. - ISSN 0320-8206.
44. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Словари, 2012. - 452 с. - ISBN 5-05-034577-3. – Текст : непосредственный.
45. Певзнер, М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов и др. – Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2022. - 316 с. - ISBN 5-05-003987-5. – Текст : непосредственный.
46. Проблемы формирования патриотического воспитания в современном обществе / Под ред. М.А. Воробьева. – Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ», 2021. – С. 53-55. - ISBN 5-04-08187-4. – Текст : непосредственный.
47. Путин, В.В. Беседа с представителями «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» 2 февраля 2016 года. – Текст : электронный // Коммерсантъ. - 2016. - 3 февраля. - URL.: https://www.kommersant.ru/doc/2907316 (дата обращения: 28.08.2024). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
48. Пугачева, А.С. Проектная деятельность по ознакомлению с народной культурой как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста / А.С. Пугачева. - М.: Перспектива, 2020. - 234 с. - ISBN 5-04-098688-3. – Текст : непосредственный.
50. Российская педагогическая энциклопедия онлайн. – Текст : электронный / https://rus-pedagogenc.slovaronline.com/ (дата обращения: 28.08.2024). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
51. Радищев, А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества / А.Н. Радищев. - Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. - М.; Л., 1938. - С. 215 - 223.
52. Слободчиков, В.И. Национальная доктрина образования Российской Федерации / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. - Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М. Право, 2022. - 34 с. - ISBN 5-05-006577-3. – Текст : непосредственный.
53. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1975. – 240 с.
54. Султанбаева, К.И. Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Султанбаева. - Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 33–36. - ISBN 5-04-004582-3. – Текст : непосредственный.
55. Суходолова, Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: автореф. дисс.... канд. пед. наук / Т.М. Суходолова. — Челябинск, 1975. — 27 с.
56. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.
57. Тельнова, Ж. Н. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Ж.Н. Тельнова, В.Л. Малашенкова. – Текст : непосредственный // Московский педагогический журнал. - Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2023. - № 4. - С. 156–166. - ISSN 2949-4990.
58. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики: сборник / К.Д. Ушинский; сост. и авт. вступ. ст. Э.Д. Днепров. – М.: УРАО, 2012.– 591 с. - ISBN 5-05-007787-2. – Текст : непосредственный.
59. Файзуллаева, Е.Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования / Е.Д. Файзуллаева. – Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 9–16. - ISSN 0899-8457.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М.: Перспектива, 2014. — 32 с. - ISBN 5-04-009882-3. – Текст : непосредственный.
61. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / М.: Перспектива, 2018. – 65 с. - ISBN 5-03-003877-3. – Текст : непосредственный.
62. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Сухомлинский. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2017. – 519 с. - ISBN 5-04-013622-3. – Текст : непосредственный.
63. Циулина, М.В К вопросу о воспитании патриотизма / М.В. Цибульникова. – Текст : электрнный. - http://www.smolpedagog.ru/article (дата обращения: 28.08.2024). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
64. Цибульникова, В. Е. Опережающие педагогические идеи А. С. Макаренко и их реализация в управлении современным образовательным процессом / В.Е. Цибульникова, Л.А. Захарова. – Текст : непосредственный // Образование в России и актуальные вопросы современной науки: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: Экспертно-методический центр. - 2020. - С. 179–184. – ISSN 0749-8612.
65. Чижова, И.И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И.И. Чижова. - – Текст : непосредственный // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч. – практ. конф. - гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2018. – С. 17-20. - . ISSN 777-5-555-00035-3.
64. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические произведения / Н.Г. Чернышевский. - М.: АПН РСФСР, 1953. – 772 с. – Текст : непосредственный.
65. Шинкарева, Н.А. Особенности организационно-педагогических условий развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарева, Е.А. Тарасевич. – Текс : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. - № 4. – С. 167-170. - ISSN 984-5-234-00035-3.
66. Ясева, Н.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Н.Ю. Ясева. – Текст : непосредственный // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011 – № 3. – С. 44-47. - ISSN 976-5-855-01237-3.
67. Desi E.L, Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self–Determination in Human Behavior. – New York; London: Plenum Press, 1986. – 371 p.
68. Michael S. Merry. Patriotism, History and the Legitimate Aims of American Education // Educational Philosophy and Theory. – 2009. – Vol. 41, № 4. – P. 381.
69. Ber. A. Zużycie historii i pamięci za pośrednictwem mediów / A. Baer// Europejski dziennik kulturoznawstwa. - 2001. - Nie 4. - C. 491–501.
70. Williams R. wnioski dla kultury i społeczeństwa/R. Williams / / czytelnik kulturoznawstwa: historia, teoria,praktyka / red. Manns, G. Rajan, R. Bromley, Nowy Jork: Longman. 1995 163 174 V.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ