Использование диминутивов в обучении немецкому языку в средней школе
|
Введение 3
Глава 1.Категория диминутивности как объект лингвистического исследования 6
1.1 Структура немецких имен существительных с диминутивной окраской 8
1.2 Лингвистика детской речи 11
1.3 Краткий обзор работ последнего десятилетия по позднему
онтогенезу 18
1.4 О термине онтолингвистика 21
1.5 Термин “детская речь” 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Лингвистический анализ категории диминутивности 28
2.1 Категория диминутивности как полевая структура 28
2.2 Конституенты поля диминутивности 30
2.3 Структурно - семантическая характеристика поля
Диминутивности 35
2.4 Анализ фонетического эксперимента 40
2.5 Некоторые рекомендации для обучения учащихся категории
диминутивности 43
.Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованной литературы 49
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Глава 1.Категория диминутивности как объект лингвистического исследования 6
1.1 Структура немецких имен существительных с диминутивной окраской 8
1.2 Лингвистика детской речи 11
1.3 Краткий обзор работ последнего десятилетия по позднему
онтогенезу 18
1.4 О термине онтолингвистика 21
1.5 Термин “детская речь” 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Лингвистический анализ категории диминутивности 28
2.1 Категория диминутивности как полевая структура 28
2.2 Конституенты поля диминутивности 30
2.3 Структурно - семантическая характеристика поля
Диминутивности 35
2.4 Анализ фонетического эксперимента 40
2.5 Некоторые рекомендации для обучения учащихся категории
диминутивности 43
.Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованной литературы 49
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Немецкий язык обладает обилием средств разных уровней, выражающих уменьшительно- количественную характеристику предметов и их качественную оценку на основе значения реальной уменьшительности , неполноту или незначительность глагольного действия, ослабления признака.
Задачи исследования обусловили его структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения , двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Актуальность проблемы. Выбор темы исследования обусловлен системной организацией языка и отсутствием работ, посвященных анализу взаимоотношений и закономерностей функционирования разноуровневых языковых средств, формирующих диминутивную симантику.
Цель. Работа представляет собой попытку выявления и описания языковых единиц, способных выражать различные уменьшительно¬количественные и уменьшительно-оценочные отношения в рамках одной микросистемы языка - категории диминутивности с применением фонетического эксперимента.
Задачи:
1. Выявить конституенты категории диминутивности,
2. Показать стилистическую дифференциацию средств выражения
диминутивной семантики,
3. Раскрыть семантическую структуру поля, определить его доминанту и периферию,
4.Обосновать правомерность трактовки категории диминутивности как межуровневого поля и показать своеобразие поля диминутивности по сравнению с другими полями, охватывающими элементы языка различных уровней.
5. Определить своеобразие просодических характеристик детских слов.
Научная новизна работысостоит главным образом в том, что впервые в практике лингвистического исследования осуществляется подход к изучению категории диминутивности как единой и взаимосвязанной системы, как лексико-грамматической категории, конституируемой в плане выражения средствами различных структурных уровней языка, а в плане содержания представляющей собой конфигурацию сем различной степени обобщенности с доминантными семами уменьшительности микрополей предметности, признака и действия.
Теоретической базой исследованияпослужили идеи И.И.Мещанинова, получившие свое дальнейшее развитие в работах А. В.Бондарко, Б. М. Балина, Е. В. Гулыги и Е. И.Шендельс, Н. А. Коваленко и др., о наличии в языке значений, выражающихся средствами различных уровней.
Для фонетического эксперимента были подобраны 12 слов ,озвученные носителем языка . Расчеты были произведены с помощью компьютерной программы Praat.
Для решения поставленных задач используются различные приемы лингвистического анализа. В целом можно говорить о комплексном методе, сочетающем методику полевого анализа с другими различными приемами и частными процедурами: сопоставление словарных дефиниций толковых словарей и синонимических толкований слов, метод оппозиций. Применение нескольких, в отдельных случаях взаимно дополняющих друг друга методов вызвано сложностью и многоплановостью категории диминутивности как в плане выражения, так и в плане содержания. Использовалась компьютерная программа для исследования детской речи и обработки полученных данных.
В процессе анализа делается попытка дать статистическую картину разнообразных средств языка со статусом диминутивности, зарегистрированных различного рода словарями и функционирующих в стиле художественной и научно-технической речи.
Объектом исследованияявляются примеры в рамках категории диминутивности в современном немецком языке.
Предметом исследованияанализ выявленных слов с качественной и количественной оценкой , а также описание результатов эксперимента.
В первой главе говорится о теоретических основах категории диминутивности как объекте настоящего исследования.
Вторая глава посвящена лингвистическому анализу категории диминутивности. Анализ включает представление данной категории как структуры поля, а также проведение фонетического эксперимента на материале детской речи.
Задачи исследования обусловили его структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения , двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Актуальность проблемы. Выбор темы исследования обусловлен системной организацией языка и отсутствием работ, посвященных анализу взаимоотношений и закономерностей функционирования разноуровневых языковых средств, формирующих диминутивную симантику.
Цель. Работа представляет собой попытку выявления и описания языковых единиц, способных выражать различные уменьшительно¬количественные и уменьшительно-оценочные отношения в рамках одной микросистемы языка - категории диминутивности с применением фонетического эксперимента.
Задачи:
1. Выявить конституенты категории диминутивности,
2. Показать стилистическую дифференциацию средств выражения
диминутивной семантики,
3. Раскрыть семантическую структуру поля, определить его доминанту и периферию,
4.Обосновать правомерность трактовки категории диминутивности как межуровневого поля и показать своеобразие поля диминутивности по сравнению с другими полями, охватывающими элементы языка различных уровней.
5. Определить своеобразие просодических характеристик детских слов.
Научная новизна работысостоит главным образом в том, что впервые в практике лингвистического исследования осуществляется подход к изучению категории диминутивности как единой и взаимосвязанной системы, как лексико-грамматической категории, конституируемой в плане выражения средствами различных структурных уровней языка, а в плане содержания представляющей собой конфигурацию сем различной степени обобщенности с доминантными семами уменьшительности микрополей предметности, признака и действия.
Теоретической базой исследованияпослужили идеи И.И.Мещанинова, получившие свое дальнейшее развитие в работах А. В.Бондарко, Б. М. Балина, Е. В. Гулыги и Е. И.Шендельс, Н. А. Коваленко и др., о наличии в языке значений, выражающихся средствами различных уровней.
Для фонетического эксперимента были подобраны 12 слов ,озвученные носителем языка . Расчеты были произведены с помощью компьютерной программы Praat.
Для решения поставленных задач используются различные приемы лингвистического анализа. В целом можно говорить о комплексном методе, сочетающем методику полевого анализа с другими различными приемами и частными процедурами: сопоставление словарных дефиниций толковых словарей и синонимических толкований слов, метод оппозиций. Применение нескольких, в отдельных случаях взаимно дополняющих друг друга методов вызвано сложностью и многоплановостью категории диминутивности как в плане выражения, так и в плане содержания. Использовалась компьютерная программа для исследования детской речи и обработки полученных данных.
В процессе анализа делается попытка дать статистическую картину разнообразных средств языка со статусом диминутивности, зарегистрированных различного рода словарями и функционирующих в стиле художественной и научно-технической речи.
Объектом исследованияявляются примеры в рамках категории диминутивности в современном немецком языке.
Предметом исследованияанализ выявленных слов с качественной и количественной оценкой , а также описание результатов эксперимента.
В первой главе говорится о теоретических основах категории диминутивности как объекте настоящего исследования.
Вторая глава посвящена лингвистическому анализу категории диминутивности. Анализ включает представление данной категории как структуры поля, а также проведение фонетического эксперимента на материале детской речи.
Проведенный в рамках выпускной квалификационной работы анализ показал, что категория диминутивности обладает всеми основными свойствами, характерными для межуровневых языковых полей:
1. Наличие общего значения, которое в той или иной степени присуще всем конституентам поля. Инвариантной при этом является наиболее общая семантическая черта (уменьшительно-количественная и уменьшительно¬оценочная характеристика предметов, признаков и действий), находящаяся на вершине иерархии, на низших ее ступенях широко представлено семантическое варьирование.
2. Наличие инвентаря разных языковых уровней, которые связаны между собой по линии их семантико-функциональных возможностей.
3. Значение (план содержания) категории диминутивности не монолитно. Оно конституируется рядом сем различной степени обобщенности, принадлежащих к диминутивной сфере семантики.
4. Категория диминутивности обладает сложной структурой, которую можно представить в виде горизонтального и вертикального срезов. По горизонтали располагаются семантические сегменты поля (микрополя, блоки и микроблоки), по вертикали - конституенты поля диминутивности.
Своеобразие категории диминутивности по сравнению с другими межуровневыми полями заключается в том, что обобщенное лексическое значение диминутивности может быть выражено или конкретизировано грамматическими средствами языка. Не только грамматические значения способны выражаться лексическими элементами (в грамматико-лексических полях темпоральности, императивности и т.п.), но и грамматические элементы могут служить средством формирования лексической семантики.
Лексико-грамматическая категория диминутивности в отличие от грамматико-лексических полей более обширная, сложная и гибкая, так как лексическое значение более сложно и многогранно по сравнению с грамматическим.
На основе анализа функционирования средств выражения диминутивности можно сделать вывод о том, что категория диминутивности характеризует любой стиль, но средства выражения поля в различных стилях представлены по-разному.
Выявление и структуирование категории диминутивности служит обоснованием наличия в языке лексико-грамматических категорий, отличающихся от сравнительно хорошо изученных семантических и грамматико¬лексических полей.
Подход к категории диминутивности с точки зрения теории поля позволяет не только вскрыть одну из подсистем языка, но и пересмотреть лексико-семантические функциональные характеристики диминутивных суффиксов, выступающих теперь лишь в качестве одного из средств выражения диминутивности, имеющих разнообразные отношения с другими составляющими категории диминутивности, вся совокупность которых выражает полностью гамму диминутивной семантики, уменьшительно-количественные, уменьшительно-оценочные значения, другие разнообразные диминутивные оттенки.
Систематизация средств выражения диминутивности, выявление закономерностей их функционирования в языке и определение механизма взаимодействия открывают новые возможности в изучении ряда важных лингвистических проблем, касающихся взаимодействия языковых единиц разных уровней, проблем синонимии, расширения сфер применения методики компонентного анализа.
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания немецкого языка и в практике перевода. Рассмотрение языковых единиц со статусом диминутивности в рамках одной микросистемы соответствует
-47- условиям функционирования языка как средства общения, где все его элементы выступают в тесной связи, заменяют и усиливают друг друга. Системный анализ конституентов поля диминутивности дает возможность четко представить смысловую структуру языковых единиц, выражающих диминутивное значение, сопоставить их семантику в разных языках, наиболее тонко и углубленно понять исходный текст и воспроизвести его средствами другого языка.
Проведённое исследование имеет наряду с теоретическим также и прикладное значение. Результаты данной работы могут быть полезны в практике преподавания фонетики немецкого и русского языков, для написания учебных пособий по интонации. Итоги анализа и теоретическое обобщение могут найти применение в курсах общего языкознания, типологии языков, истории языка и для разработки спецкурсов по этим дисциплинам.
На занятиях по практической фонетике важно знать отличительные черты и сходство в немецком и русском языках интонационных стереотипов, выработанных носителями языка с детства. Используя характерные признаки интонации однословных предложений, преподаватель сможет успешнее скорректировать интонацию русских студентов, изучающих немецкий язык, и немецких студентов, изучающих русский язык. Ниже приводятся интонационные модели немецких и русских однословных предложений. Как известно, интонационным особенностям однословных предложений в курсах практической фонетики уделяется недостаточно внимания.
Последовательность становления речи у детей предполагает при овладении языком обязательную ступень — однословные предложения, когда внутренняя структура просодемы постепенно согласуется с универсальной закономерностью, основанной на сжатии-растяжении. Поэтому обучение интонации необходимо начинать с однословных предложений и только потом переходить к особенностям интонирования многословных предложений.
Далее, полученные выводы представляются полезными для медицинских исследований, именно тех её разделов, которые имеют отношение к реабилитации больных с локальным поражением головного мозга. Как показали исследования в этой области, метод успешного излечения нарушений речевой моторики зависит преимущественно от темповых особенностей речи универсально-просодического характера. В основе этого метода лежит создание индивидуализированных темпо-ритмовых временных программ. Решающее значение при этом имеет наименьшая единица просодического уровня языка и закономерности её функционирования в речи, определённые в данном исследовании. Результаты работы помогут приблизить к эталону временные реабилитационные программы, а также позволят наметить пути дальнейших разработок в области лингвистики.
Фонетический эксперимент подтвердил еще раз важную контролирующую функцию просодической детерминанты восходящей звучности в немецком языке. Только существованием генетической памяти можно объяснить и тот факт, что взрослый носитель языка произносит детские слова с восходяще - нисходящим тоном, несмотря на то, что эти слова были представлены в виде повествовательных слов- фраз, конец слова - фразы выше его начала, что свидетельствует об относительном понижении движения ЧОТ ( частоты основного тона).
1. Наличие общего значения, которое в той или иной степени присуще всем конституентам поля. Инвариантной при этом является наиболее общая семантическая черта (уменьшительно-количественная и уменьшительно¬оценочная характеристика предметов, признаков и действий), находящаяся на вершине иерархии, на низших ее ступенях широко представлено семантическое варьирование.
2. Наличие инвентаря разных языковых уровней, которые связаны между собой по линии их семантико-функциональных возможностей.
3. Значение (план содержания) категории диминутивности не монолитно. Оно конституируется рядом сем различной степени обобщенности, принадлежащих к диминутивной сфере семантики.
4. Категория диминутивности обладает сложной структурой, которую можно представить в виде горизонтального и вертикального срезов. По горизонтали располагаются семантические сегменты поля (микрополя, блоки и микроблоки), по вертикали - конституенты поля диминутивности.
Своеобразие категории диминутивности по сравнению с другими межуровневыми полями заключается в том, что обобщенное лексическое значение диминутивности может быть выражено или конкретизировано грамматическими средствами языка. Не только грамматические значения способны выражаться лексическими элементами (в грамматико-лексических полях темпоральности, императивности и т.п.), но и грамматические элементы могут служить средством формирования лексической семантики.
Лексико-грамматическая категория диминутивности в отличие от грамматико-лексических полей более обширная, сложная и гибкая, так как лексическое значение более сложно и многогранно по сравнению с грамматическим.
На основе анализа функционирования средств выражения диминутивности можно сделать вывод о том, что категория диминутивности характеризует любой стиль, но средства выражения поля в различных стилях представлены по-разному.
Выявление и структуирование категории диминутивности служит обоснованием наличия в языке лексико-грамматических категорий, отличающихся от сравнительно хорошо изученных семантических и грамматико¬лексических полей.
Подход к категории диминутивности с точки зрения теории поля позволяет не только вскрыть одну из подсистем языка, но и пересмотреть лексико-семантические функциональные характеристики диминутивных суффиксов, выступающих теперь лишь в качестве одного из средств выражения диминутивности, имеющих разнообразные отношения с другими составляющими категории диминутивности, вся совокупность которых выражает полностью гамму диминутивной семантики, уменьшительно-количественные, уменьшительно-оценочные значения, другие разнообразные диминутивные оттенки.
Систематизация средств выражения диминутивности, выявление закономерностей их функционирования в языке и определение механизма взаимодействия открывают новые возможности в изучении ряда важных лингвистических проблем, касающихся взаимодействия языковых единиц разных уровней, проблем синонимии, расширения сфер применения методики компонентного анализа.
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания немецкого языка и в практике перевода. Рассмотрение языковых единиц со статусом диминутивности в рамках одной микросистемы соответствует
-47- условиям функционирования языка как средства общения, где все его элементы выступают в тесной связи, заменяют и усиливают друг друга. Системный анализ конституентов поля диминутивности дает возможность четко представить смысловую структуру языковых единиц, выражающих диминутивное значение, сопоставить их семантику в разных языках, наиболее тонко и углубленно понять исходный текст и воспроизвести его средствами другого языка.
Проведённое исследование имеет наряду с теоретическим также и прикладное значение. Результаты данной работы могут быть полезны в практике преподавания фонетики немецкого и русского языков, для написания учебных пособий по интонации. Итоги анализа и теоретическое обобщение могут найти применение в курсах общего языкознания, типологии языков, истории языка и для разработки спецкурсов по этим дисциплинам.
На занятиях по практической фонетике важно знать отличительные черты и сходство в немецком и русском языках интонационных стереотипов, выработанных носителями языка с детства. Используя характерные признаки интонации однословных предложений, преподаватель сможет успешнее скорректировать интонацию русских студентов, изучающих немецкий язык, и немецких студентов, изучающих русский язык. Ниже приводятся интонационные модели немецких и русских однословных предложений. Как известно, интонационным особенностям однословных предложений в курсах практической фонетики уделяется недостаточно внимания.
Последовательность становления речи у детей предполагает при овладении языком обязательную ступень — однословные предложения, когда внутренняя структура просодемы постепенно согласуется с универсальной закономерностью, основанной на сжатии-растяжении. Поэтому обучение интонации необходимо начинать с однословных предложений и только потом переходить к особенностям интонирования многословных предложений.
Далее, полученные выводы представляются полезными для медицинских исследований, именно тех её разделов, которые имеют отношение к реабилитации больных с локальным поражением головного мозга. Как показали исследования в этой области, метод успешного излечения нарушений речевой моторики зависит преимущественно от темповых особенностей речи универсально-просодического характера. В основе этого метода лежит создание индивидуализированных темпо-ритмовых временных программ. Решающее значение при этом имеет наименьшая единица просодического уровня языка и закономерности её функционирования в речи, определённые в данном исследовании. Результаты работы помогут приблизить к эталону временные реабилитационные программы, а также позволят наметить пути дальнейших разработок в области лингвистики.
Фонетический эксперимент подтвердил еще раз важную контролирующую функцию просодической детерминанты восходящей звучности в немецком языке. Только существованием генетической памяти можно объяснить и тот факт, что взрослый носитель языка произносит детские слова с восходяще - нисходящим тоном, несмотря на то, что эти слова были представлены в виде повествовательных слов- фраз, конец слова - фразы выше его начала, что свидетельствует об относительном понижении движения ЧОТ ( частоты основного тона).



