Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование Интернет ресурсов на уроках истории России по теме «Социально-экономические преобразования Петра I»

Работа №166892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1 Теоретические и методические аспекты использования Интернет ресурсов на уроках истории
1.1 Типы и виды Интернет-ресурсов 10
1.2 Приёмы и методы работы учители на уроках истории 16
2 Использование Интернет ресурсов на уроках истории России по теме «Социально-экономического преобразования Петра 1»
2.1 Методика работы на уроках истории России по теме: «Социально-экономические преобразования Петра I» 27
2.2 Формирование методических основ работы с Интернет -ресурсами на уроках истории 37
Заключение 49
Список литературы 52

Актуальность темы. Современные реалии развития образования ставят перед образовательным учреждением задачи повышения качества образования, прочного овладения учениками знаниями по учебным дисциплинам, приобретения навыков самостоятельного поиска необходимой информации. Основная и важнейшая задача образовательного учреждения сегодня - обеспечить условия, в которых полное овладение программами образования будет доступно каждому обучающемуся, вне зависимости от его индивидуальных возможностей и особенностей здоровья.
Актуальность темы данной дипломной работы определяется тем, что использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании истории является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических приемов и средств, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.
Степень изученности темы. Изучение в сфере использования интернет-ресурсов в образовании началось в нашей стране с 1990-х годов. Основу для изучения и применения компьютерных технологий в классе заложил Иван Дмитриевич Ковальченко- опытный преподаватель, которому удалось доказать высокую значимость в использование информационных технологий для приобретения исторические знания.
Обстановка, в которой мы ведем свою образовательную деятельность, можно описать как поиск методов приложений. Это немного изменилось в 2000-е годы, существуют различные платформы для перевода образования в электронную среду, например Московская электронная школа к 2020 году планировала поменять бумажные учебники на электронные, по главным предметам, включая и по истории. Эти проекты показали, что через электронные источники был прогресс в развитии обучающихся, это дает нам возможность подтвердить, что за такими платформами будущее нашего образовательного процесса. Можно выделить два направления в изучение использования интернет- ресурсов в образовательном процессе.
• Первое направление: известно тем, что оно рассматривает лишь условное использование интернета при обучении. Эти работы были созданы в 90-х начале 2000 гг.
• Второе направление: изучает использование интернет- ресурсов в учебном процессе, чаще всего опубликовано в статьях, в отличие от первого направления, которые писали монографии.
К первому направлению относится академик Ковальченко И.Д., который в своих работах говорит, о том что: «Развитие науки и техники в новое время породило такие формы отражения информации, как кино-, фото-, фонометоды, а в современную эпоху - методы, основанные на разного рода искусственных машинных языках. Источники последнего рода (а объем их уже достаточно велик) пока еще не стали, к сожалению, объектом пристального внимания источниковедов».
Работа Вячеслава Ивановича Боголюбова «Инновационные технологии в педагогике», утверждает, что необходима подготовка преподавателей в использование интернет-ресурсов.
Ирина Гелиевна Захарова «Информационные технологии в образовании», утверждает, что необходимо использования информационных технологий, а также как правильно это делать.
Первое направление считает, что необходимо совместное применение на уроках, как электронных ресурсов, так и бумажных. Но необходимо точно понимать, как правильно использовать эти два вида источника.
Второе направление, в основном пишет работы по использованию информационных технологий на уроках истории. В последнее время в сети Интернет, можно встретить много практикантов, которые выставляют свои статьи в данной сфере, но как правило эти работы имеют мало информации, так как все они цитируют образовательный стандарт и нормативные документы.
Юрий Петрович Господариков «Интернет и изучение истории» , данная статья раскрывает использование и классификацию интернет- ресурсов в образовательной деятельности.
В настоящее время изучение истории нельзя представить без применения Интернет-ресурсов. Современные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) способствуют повышению эффективности учебного процесса, дают богатый материал для подготовки к занятиям, усиливают наглядность и повышают интерес обучающихся к изучению основ философии. Как показывают исследования, использование цифровых образовательных ресурсов оказывает значительное положительное влияние на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также на формирование так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Также актуально и целесообразно применение цифровых образовательных ресурсов при организации различных видов контроля, что дает возможность преподавателю объективно проводить диагностику и оценку уровня знаний обучающихся, их умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплине. Основное достоинство такой формы контроля - это программное отслеживание хода выполнения заданий, информирование преподавателя наглядным способом о проценте верных ответов как у одного обучающегося, так и у группы в целом. Важной тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов.
Однако, специалисты отмечают и проблемы внедрения Интернет- ресурсов в образовательный процесс, практика показывает, что реальные масштабы и результативность процессов компьютеризации и информатизации образования пока еще весьма далеки от научных прогнозов Это непосредственно связано с тем, что на данный момент компьютерные технологии, главным образом, продолжают использоваться как современное образовательное средство, позволяющее лишь оптимизировать, а порой и просто внешне «осовременить» традиционную систему обучения, значительно не меняя при этом ни образовательных целей, ни содержания учебного предмета, ни позиции обучаемого, который по - прежнему остается лишь пассивным «получателем» знаний и информации.
Определенные трудности внедрения ИКТ в образовательный процесс связаны также с повышением ежегодной потребности в финансировании процесса информатизации, в связи с необходимостью оборудования школ страны современной компьютерной техникой, интерактивным оборудованием, современным программным обеспечением и доступом к информационному ресурсу сети Интернет и т. д.
Источники. В качестве источников для написания данной работы мной были использованы:
1. Публикации специалистов по теме работы:
Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе .2009. - № 113. - С. 86-90
Исроилов М.Я. Влияние использования Интер нет-ресурсов на повышение эффективности обучения истории // Наука, техника и образование. 2015. № 5. С. 147-148.
Расулова М.А. Использование инновационных технологий на уроках истории // Достижения науки и образования. 2019. № 4. С. 14-16.
2. УМК по Истории России для 8 классов рекомендованный Министерством Просвещения РФ и написанный в соответствии со ФГОС СОО (5-9 классы) и историко-культурным стандартом :
Издательство Дрофа:
• Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Фёдоров И.Н. История России конец XVII- XVIII век.
Издательство «Просвещение»:
• Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред.
Торкунова А.В.История России (базовый уровень) (в 2 частях).
Издательство «Русское слово»:
• Захаров В.Н., Пчелов Е.В./Под ред. Петрова. История России. XVIII век.
3. Материалы сети Интернет
a. Виртуальная экскурсия «Домик Петра I»
b. Сюжет фильма «Реформы Петра Великого».
Однако можно говорить о недостаточной степени изученности внедрения ресурсов сети Интернет в современный образовательный процесс, лишь некоторые авторы исследуют эти вопросы. Это связано с проблемами и сложностями. Как отмечает В. И. Сафонов, доцент кафедры информатики и вычислительной техники МГПИ им. М. Е. Евсевьева, внедрение ресурсов сети Интернет в образовательный процесс сопровождается следующими сложностями :
1. ограничение времени использования компьютерных технологий на уроке в зависимости от возраста, связанные с санитарно - гигиеническими нормами;
2. недостаточная для проведения занятий по разным учебным предметам материально техническая база в школах;
3. конкуренция с классической системой обучения;
4. отсутствие заинтересованности в применении
информационных технологий на уроках;
5. запаздывающая реакция на изменения, происходящие в ИТ;
В результате, эффективность образовательного процесса в условиях информатизации системы образования, в большей степени зависит от ИКТ - компетентности педагога, в которую входит не только использование информационных технологий непосредственно в учебном процессе, но и при разработке учебно-методических материалов. Поэтому подготовка педагогических кадров, использующих Интернет-ресурсов в образовательной процессе, является необходимостью на сегодняшний день. Для обеспечения высокого качества образовательного процесса преподаватели должны быть специалистами в своей области.
По мнению Д. В. Чернилевского: педагогам для эффективного использования ресурсов сети Интернет в процессе обучения необходимо пройти курс базовой подготовки работы с информационными технологиями, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее на уроках.
Кроме того, большое значение имеет формирование базы цифровых образовательных ресурсов по конкретной дисциплине, их накопление и систематизация. Это даст возможность организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее интересных и актуальных цифровых образовательных ресурсов как для преподавателя, так и для обучающихся. В рамках образовательного учреждения создан банк данных о хранящихся цифровых образовательных ресурсах, ссылках на сайты в сети Интернет по интересующей теме курса истории.
Выделенные проблемы и их актуальность позволили сформулировать цель, объект, предмет, задачи дипломной работы.
Объект исследования - интернет-ресурсы по теме социально-экономические преобразования Петра I.
Предмет исследования - приёмы и методы использования интернет- ресурсов при изучении данной темы на уроках истории.
Цель работы - выявить и проанализировать интернет-ресурсы по теме: «Социально-экономические преобразования Петра I» а также рассмотреть возможности их применения на уроках истории.
Для достижения цели будут решены задачи:
1. рассмотреть типы и виды Интернет-ресурсов;
2. выделить приёмы и методы работы учители на уроках истории;
3. проанализировать методику работы на уроках истории России по теме: «Социально-экономические преобразования Петра I»;
4. сформировать методические основы работы с Интернет-ресурсами на уроках истории.
Практическая значимость исследования:
По-моему мнению, использование данной работы и её материалов эффективнее всего на уроках истории России, в 8-ых классах, при изучении общего комплекса социально-экономических преобразований Петра I, а также применения этой темы для объективной оценки современных реалий, с помощью развития у обучающихся - способностей критического мышления, структурного анализа и успешного применения данной информации.
Структура исследования: Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в теоретической части работы выявлено, что каждый вид электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе решает ограниченный круг специфических задач, поэтому их использование возможно в качестве вспомогательного материала в образовательном процессе с традиционными педагогическими технологиями и в сочетании друг с другом. Но все они имеют одно значимое сходство, они способствуют повышению наглядности и доступности.
Материал, транслируемый учителем на уроке истории должен быть интересным, поэтому учитель на уроках истории должен использовать:
- видеофильмы, учебное кино.
- электронные энциклопедии.
- электронные презентации.
- программы тестирования.
- задачники - программы.
Особое внимание следует уделить использованию поисковой системы и тематических сайтов, например сайтов Интернет-музеев. На уроках истории, несомненно, можно использовать виртуальные экскурсии по музеям и сайты виртуальных музеев.
В работе рассмотрены возможности использования Интернет-ресурсов на уроках истории России при изучении темы «Социально-экономические преобразования Петра I».
Однако, следует отметить недостаток представленных методических материалов:
- на уроках использованы материалы, которые может использовать педагог, но сами уроки проходят не достаточно интересно для учеников, а задача - сделать урок более ярким, интересным и запоминающимся;
- представленные в указанных Интернет-источниках методические разработки используют в лучшем случае медиа-презентации, но в современных условиях можно использовать более привлекательные дл я учеников информационные технологии.
С целью устранения выделенных недостатков предлагается разработать урок с использованием Интернет-ресурсов. С этой целью разработаем урок с использованием виртуальной экскурсии и обучающего фильма канала youtube.com.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что целесообразность использования информационных технологий в образовательном процессе вообще и при изучении истории в частности не вызывает сомнений. Сеть сегодня предоставляет массу возможностей для методической поддержки процесса обучения истории. Применение в практике преподавания информационных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности занятия.



1. Публикации специалистов по теме работы:
• Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе .2009. - № 113. - С. 86¬90
• Расулова М.А. Использование инновационных технологий на уроках истории // Достижения науки и образования. 2019. № 4. С. 14-16.
2. УМК по Истории России для 8 классов рекомендованный Министерством Просвещения РФ и написанный в соответствии со ФГОС СОО (5-9 классы) и историко-культурным стандартом :
Издательство Дрофа:
• Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Фёдоров И.Н. История России конец XVII- XVIII век.
Издательство «Просвещение»:
• Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В.История России (базовый уровень) (в 2 частях).
Издательство «Русское слово»:
• Захаров В.Н., Пчелов Е.В./Под ред. Петрова. История России. XVIII век.
2. Литература:
1. Азимов А.А. Инновационные технологии в преподавании истории.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/ (дата обращения: 30.11.2019)
2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. - 2010. - № 10. - С. 22
3. Арзуманова Н. В. Использование современных информационных
технологий в образовательном процессе [Текст] / Н. В. Арзуманова // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 113. - С. 86-90
4. Боднарь Е.В. Влияние информационных компьютерных технологий на домашнюю работу школьников по истории [Текст] / Е.В. Боднарь // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - №18. - С.107 - 110
5. Губина Л.А., Бакаева О.А. Классификация электронных образовательных ресурсов // сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. Мордовский государственный
педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. Уфа / 2018.- с.142-144
6. Елинер И.Г. Визуализация обучающих информационных систем [Текст] / И.Г. Елинер // Информационные ресурсы и технологии в гуманитарном образовании. - СПб, 2008. - С. 83 - 88
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании
М:Академия. -2013 - 192 с.
8. Исроилов М.Я. Влияние использования Интер нет-ресурсов на
повышение эффективности обучения истории // Наука, техника и образование. 2015. № 5. С. 147-148.
9. Калинкина М.В. Использование цифровых образовательных ресурсов
в преподавании курса «Основы философии» в учреждении
профессионального образования как средства индивидуального обучения // История, политология, социология, философия:
теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(6). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 41-44
10. Ляшенко Т. В. Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс [Текст] / Т. В. Ляшенко // Управленческое консультирование. - 2010. - №2. - С. 182 - 190
11. Милайкин Е.О. Виртуальные музеи: история и применяемые
технологии // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 19 (19). [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://sibac.info/journal/student/19/89660(дата обращения: 30.11.2019)
12. Нургалеева Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель
/ Л.В. Нургалеева. - М.: Наука, 2013. - 220 с.
13. Орехова Ю.М. Учебные Интернет-ресурсы как дидактическое средство формирования социокультурной компетенции обучающихся 7-9 классов общеобразовательной школы // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 86-88.
14. Расулова М.А. Использование инновационных технологий на уроках истории // Достижения науки и образования. 2019. № 4. С. 14-16.
15. Сафонов В. И. Проблемы внедрения компьютерной технологии обучения в учебный процесс [Текст] / В. И. Сафонов // Интеграция образования. - 2007. - №2. - С. 53 - 57
16. Туманова Е.В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства / Е.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2012. - 213 с.
17. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2005. - 258 с.
18. Анисимов Е.В. Время петровский реформ: моногр. - Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
19. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989. - 192 с
20. Глуховский В.Ф. Российское крестьянство в период реформ Петра I и при его преемниках в XVIII в // Известия ОГАУ. - 2006. - №11-1 С.79¬83.
21. Законодательство Петра I: моногр. / отв. ред.
А.А.Преображенский, Т. Е. Новицкая. - М.: Юрид. лит., 1997. - 880 с.
22. Классы и сословия при Петре I. Электронный ресурс. Код доступа: http ://b iofile.ru/his/27782. html
23. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1990. - 592с..
24. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: Астрель, 2006. - 645 с.
25. Спиридонова Е. В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I: моногр.- М.: Политиздат, 1952. - 288 с.
26. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИ-ТИ- ДАНА, 2002. - 402 с.
27.Чигасова О.В., Терещенко А.А. Характер и последствия социально-экономических преобразований Петра I // Universum: общественные науки. 2018. № 10. С. 1-3.
28. Юрина М.В. Применение инновационных технологий на уроках истории и их роль в процессе обучения // Международный журнал социальных и гуманитарных наук, 2016. Т. 7. № 1. С. 69-72
29. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
30. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.
31. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в
преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
32. Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.
33. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.
34. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и
перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
35. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в
использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
36. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против к4лассно- урочной организации образования/ Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2004. - №5.
37. Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени/ Е.Б. Куркин // Школьные технологии. - 2007. - №1. - с. 23-33.
38. Манцивода А.В. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования / А.В. Манцивода, А.А. Малых // Информационные технологии. - 2008. - №1.
39. Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории / А.А. Маткин. - (http://schools. perm.ru).
40. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. - Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14.
41. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. / В.Б. Румянцев // Преподавание истории и в школе. - 2002. - № 8. - 75-77с.
42. Современные методы в современном преподавании. Материалы конференции // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 9. - 48с.
43. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / В.В. Тороп // Преподавание истории в школе. - 2007. - №2. - с.4-8
44. Цифровые образовательные ресурсы в учебном образовательном процессе педагогического вуза и школы: Тезисы докладов I региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 140с.
45. Чернов А.В. Мультимедийный кабинет / А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 7. - 40-46с.
46. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель истории. - 2005. - №5. - 13-17с.
47. Шоценко С. Страна, загадочная, как Сфинкс / С. Шоценко // История (Приложение к газете "Первое сентября"). - 2004. - № 13. - 24с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ