Использование исторических источников, отражающих политику инклюзивности в Японии середины XIX-начала XX веков для формирования личностных УУД старшеклассников
Введение 2
Глава 1 Развитие инклюзии в Японии (1868-1926 гг.) 14
1.1 Развитие инклюзии до эпохи Мэйдзи (XIVB.-1868г. ) 14
1.2 Развитие инклюзии в период Мэйдзи (1868-1912 гг.) 16
1.3 Развитие инклюзии в период Тайсё (1912—1926 гг.) 21
Глава 2 Отношение к инклюзии в Японии до начала XX века в зарубежном сообществе 25
2.1 Представление об японской инклюзии в мире 25
2.2. Отношение к японской инклюзии в Российской империи 30
Глава 3. Методические рекомендации по использованию исторических источников, отражающих политику инклюзивности в Японии середины XIX-начала XX веков 34
3.1. Особенности формирования и развития личностных УУД 34
3.2. Кейс-технология как эффективное средство формирования личностных
УУД 38
3.3. Методические рекомендации для интеграции источников по теме
«Японская инклюзия в эпохи Мэйдзи и Тайсе» с темами уроков по Всеобщей истории 41
3.4. Пример использования банка кейсов на уроке истории в 9 классе по теме:
«Япония на пути модернизации» 45
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение
Уровень современного общества предполагает предоставление возможностей всестороннего развития для каждого члена общества без учета его психолого-физиологических особенностей. Однако данный процесс имеет долгую историю развития, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Вопрос инклюзии в данном процессе занимает значительное место и нежелание использовать опыт прошлого ведет к повторяющимся ошибкам, что не способствует развитию общества.
История изучения инклюзии, безусловно, требует отдельного, досконального исследования, так как отдельные черты ее формирования мы можем проследить с начала зарождения человеческого социума.
Первобытный общественный строй, несмотря на свою низкую стадию социально-экономического развития, является важным этапом, когда происходит зарождение поддержки членами социума тех, кто утратил в силу различных причин определенную степень трудовой самостоятельности. Об этом может говорить скелет тяжелобольного человека, найденный Э. Дюбуа на о. Ява . На основе данной находки можно установить, что тот человек в силу своего заболевания должен был быть хромым. В условиях первобытного времени такое стечение обстоятельств с большей вероятностью могло привести к гибели данного человека, так как ему было бы трудно прокормить и защитить себя самостоятельно. Однако его сородичи были уже на таком социальном и интеллектуальном уровне, что не позволили погибнуть хромому человеку. Таким образом, ему удалась не только погибнуть, но и прожить оставшуюся часть жизни, при этом оставаясь калекой. Однако, данную находку следует трактовать исключительно, как пример зарождения у человека понимания не только вопроса самовыживания, но и помощи нуждающимся.
Во времена Античности вопрос инклюзии также волновал умы человечества. Особенно данным вопросом занимались философы и политики, при этом мнения по отношению к нему существовали диаметрально противоположные. Аристотель в своих трудах высказывал мысль о бессмысленности «выращивания» инвалидов. Он утверждал, что это должно быть запрещено на законодательном уровне: «Относительно выращивания новорожденных детей и отказа от их выращивания пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует». Однако при этом Гомер, записавший «Илиаду» и «Одиссею», являлся слепым, что может наталкивать на мысль о поддержке инвалидов в Античной Греции.
Всем известно о весьма жестком методе отбора в Античной Спарте, когда слабого или уродливого ребенка сбрасывали со скалы. При этом мы прекрасно знаем, что один из спартанских царей Агесилай II, с рождения имел физический дефект- одна нога была короче другой, из-за чего его должны были бы сбросить со скалы, как не соответствующего стандартам полиса.
В эпоху средневековья отношения к инклюзии определяла христианская церковь, так как именно данный социальный институт являлся источником по объяснению человеку окружающего его мира. Также христианская церковь обладала достаточной экономической базой для помощи данной категории лиц. Ярким примером может служить помощь католической церкви прокаженным в ходе Крестовых походов.
Эпоха Возрождения принесла в Европу идеи гуманизма и антропоцентризма, что привело к возникновению благоприятных условий для интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Одним из важных факторов либеральных реформ эпохи Возрождения является Реформация, благодаря которой произошла замена статуса «божьего промысла» и смирения на милосердие и благотворительность. Например, в это время появился труд Я.А. Каменского «Великая дидактика», которая заложила основы адаптивной образовательной программы детей с особыми потребностями к окружающей среде на основе принципа «пригодности» через индивидуальный подход в обучении, учитывая потребности и возможности обучающегося.
Великая Французская революция позволила поднять планку социальной помощи инвалидам на качественно новый уровень. Однако фундамент был заложен еще в период до Французской революции. Например, 1770 г. во Франции Шарлем Мишелем де Эппе была открыта первая в мире частная школа для глухонемых детей.
С XIX века у инвалидов появилась возможность получать школьное и университетское образование на равных правах со своими здоровыми сверстниками, примером тому являются истории первой в мире школьницы без слуха и зрения Лоры Бриджмен. А также Хелен Келлер, которая, несмотря на потерю в детстве зрения и слуха смогла получить степень бакалавра в колледжа Рэдклифф. Эти события происходили во времена, когда еще было много противников идеи совместного образования здоровых детей и детей с особенными образовательными потребностями.
В ХХ веке после Первой мировой войны во многих странах Европы проходят реформы в системе обучения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. После Второй мировой войны появляется Организация Объединенных Наций (ООН), деятельность которой позволила уровнять в прахах людей с ограниченными возможностями и людей, не имеющих подобных особенностей здоровья.
Так были приняты различные документы о правах человека, дающие равные права и свободы всем людям, в том числе и людям с ограниченными возможностями здоровья: «Всеобщая декларация прав человека»(1948 г.), «Декларация о правах умственно отсталых лиц»(1971 г.), «Декларация о правах инвалидов»(1975 г.), «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»(1993 г.).
Помимо общемировых документов, принятых ООН, государства проводили собственную политику по улучшению социально-бытовых условий для инвалидов. Например, в 1969 г.в Дании дети с ограниченными возможностями здоровья получили право посещения массовых школ. В Нидерландах проводился проект «Идем в школу вместе», который был направлен на оказание психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и адаптации их к условиям общеобразовательных школ. В Великобритании в 1981 г. принимается «Акт об образовании», в соответствии с которым происходит сокращение количества обучающихся специальных школ, а также отменяются все нозологические понятия инвалидности. Кроме того специальное образование получает большее развитие в качестве интегрированного обучения.
Также необходимо отметить, что Япония занимает одно из ведущих мест в системе проведения инклюзивной политики. Являясь родоначальником движения «Абилимпикс»(1971 г.), которое со временем охватило весь земной шар, Япония относительно недавно, после окончания Второй мировой войны, начала активно оказывать поддержку всем категориям лиц с особыми образовательными потребностями. Однако это не означает, что государство восходящего солнца начало реализовывать данные программы, не имея ранее никакого опыта в сфере инклюзии.
Например, еще до реставрации монархии Мейдзи в Японии существовали специализированная гильдия для слепых, которая оказывала поддержку и защиту нуждающимся. Однако вопрос образования ставился весьма поверхностно. Обучали в основном навыкам акупунктуры и игре на музыкальном инструменте - «симясен», тем самым слепым предоставлялась возможность заработать денег для собственного существования.
На следующем этапе, на фоне экономической и социальной модернизации и вестернизации в Японии происходит упразднение гильдии слепых и передача ее функции в введения государства. Также происходит создание первых специализированных учебных заведение, ориентированных на оказание образовательных услуг инвалидам (слепым и глухонемым). На данном этапе образование инвалидов ограничивалось ступенью начальной школы, образовательная программа которой, в основном, включала чтение, чистописание, арифметику и гимнастику и др. Однако в силу социально-экономических особенностей государство оказалось не способным проводить данную политику в полном объеме. Как писали современники того времени: «из более 10 тысяч слепых и глухих детей, проживающих в Японии, только 460 детей обучаются в школах, что не составляет даже 1/20 это всего числа.». Тем не менее, основы, заложенные в данный период, явились хорошим фундаментом, на базе которого произошло развитие современной системы инклюзивной политики в Японии.
Степень изученности темы
Вопрос инклюзии за рубежом интересовал российских исследователей еще со времен существования Российской империи. Ярчайшим примером является 3-х томный труд А.И. Скребицкого «Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе» . Однако необходимо отметить, что упор исследователи инклюзии делали в основном на технически продвинутые Европейские страны, такие как Англия, Франция, Германия, а также на Соединенные Штаты Америки.
В Советском союзе происходит продолжение изучения истории развития инклюзии в Западной Европе и США. В 1939 году выходит книга Ф.М. Новика «История воспитания и обучения умственно-отсталых детей». В работе приводится анализ общей характеристики исторических условий зарождения идеи олигофренопедагогики в педагогике и психиатрии. Кроме того автором был проведен анализ обучения и воспитания умственно¬отсталых детей с XIX до начала XX века во Франции, Германии, Англии, США и др.
Положение слепых людей в древнем мире и средневековье, а также зарождение идей обучения слепых можно найти в книге В. А. Феоктистова «Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей». Кроме того, автором анализируются практики обучения слепых детей в Западных странах, таких как Франция, Германия, Англия, и США с 1784 г. до 20-х годов XX века.
После прекращения существования Советского союза современные российские исследователи не прекратили изучать вопрос инклюзии в зарубежных странах. Однако стоит отметить, что, не смотря на усиление экономических и культурных связей между Россией и странами всего мира, а также развитие информационных технологий, основной выбор исследователей истории инклюзии традиционно делался в пользу изучения Западных стран, а также США.
Так в 1995 году Х.С. Земским был написан фундаментальный труд, посвященный истории изучения вопроса воспитания и обучения умственно отсталых детей с древних времен до середины XX века. Кроме того, автор расширяет поле исследования. Помимо традиционного исследования методов обучения и воспитания в Англии, Франции, Германии и США, в книге исследуются система обучения умственно отсталых детей в Бельгии, Италии, Швейцарии и других странах. Однако дальше Европы, не считая США, автором исследования не проводятся.
Таким образом, не смотря на большой интерес российских и советских исследователей к вопросу развития инклюзии в других странах, поле исследования не выходит дальше Западных стран (Англия, Франция, Германия) и США.
Среди зарубежных исследований выделяются два основных направления исследования инклюзии:
• Европейское направление - изучение истории развития инклюзии в европейских странах, начиная с периода Античности до настоящего времени.
• Американское направление - в силу интенсивного развития инклюзии в США в XIX в. и интенсивно продолжающийся процесс инклюзии в настоящее время, данное направление популярно среди исследователей .
Также в ХХ в. среди европейских и американских исследователей активно начало развиваться восточное направление исследований инклюзии, которое включает исследования по истории инклюзии в Японии, Индии, Китая и др.
При этом необходимо отметить, что подобные исследования также активно проводятся и в самой Японии. В 2017 году Синобу Накадзима и Ясуси Каваи публикуют статью «Историческое исследование образования для слепых и глухих в префектуре Нагано в эпоху Мэйдзи», в которой изучают особенности функционирования и содержания школ для слепых и глухих в префектуре Нагано. Так, в ходе исследования авторы пришли к выводу, что большинство школ для слепых и глухих в изучаемой префектуре были основаны меценатами.
В том же годы была опубликована работа Тацуии Суги «Историческое исследование организаций поддержки школ для слепых и немых в периоды Мэйдзи и Тайсё». В ней автор проводит исследование предпосылок и причин зарождения системы образования для слепых и глухих в Японии, а также особенности существования данных учебных заведений в периоды Мэйдзи и Тайсё.
Таким образом, можно сделать вывод, что российские и советские ученые при исследовании истории инклюзии делали упор исключительно на изучение данного явления в Западной Европе и Северной Америке, исключая из области исследования страны Азии, хотя инклюзивная политика в Японии проводилась еще с XIV в.
В связи с этим актуальность данного исследования заключается в том, что история инклюзии в Японии в периоды Мэйдзи и Тайсё практически не изучена отечественными учеными и малоизученна за рубежом, несмотря на то, что именно данный период японской истории важен для понимания процесса модернизации во всех сферах японского общества. Кроме того, развитие инклюзия в Японии может стать интересным в сравнении с инклюзивной политикой, которая проводилась в Российской империи в тот же временной период, так как модернизация и развитие инклюзии начались почти одновременно. Подобный сравнительный анализ, по нашему мнению, в будущем может стать значительным вкладом в развитие российской исторической науки, так как накопленный опыт разных стран играет важную роль в развитии инклюзии на современном этапе.
Кроме того, сегодня большое значение уделяется вопросу включения людей с особыми потребностями в общественную жизнь, оказание всесторонней поддержки в их социализации и развитии, так как они, как и здоровые люди, способны вносить в вклад в развитие общества. Современная Япония, родина движения «Абилимпикс», является одним из государств, где инвалидам оказывается активная поддержка в их жизни. Однако российская наука пока крайне слабо перенимает те японские нововведения, которые бы поспособствовали развитию инклюзии в России, что не позволяет реализовываться в полном объеме отечественным социальным программам по поддержки людей с особыми потребностями.
Объект исследования: инклюзивоность в Японии.
Предмет исследования: инклюзивная политика в Японии с начала эпохи Мейдзи до окончания эпохи Тайсё.
Цель: разработка комплекса заданий, направленных на формирование личностных УУД, на основе материала, полученного в ходе исследования инклюзивной политики Японии начала эпохи Мэйдзи - конец эпохи Тайсё
Хронологические рамки: 1868-1926 гг.
Гипотеза исследования: инклюзивная политика в Японии в исследуемый период при своей интенсивной динамике, связанной с общей тенденцией модернизации государства не была способна обеспечить качественную, всестороннюю поддержку людям с особыми потребностями.
Задачи исследования:
• Выяснить отдельные особенности японской инклюзии, связанные с социальной политикой по отношению к слепым, глухим, и инвалидам с задержкой умственной активности;
• Выявить и описать общие черты и особенности в инклюзивной политике Японии исследуемого периода;
• Определить особенности формирования личностных УУДу старшеклассников и возможности их формирования и развития на основе зарубежного опыта инклюзивности;
• Составить методические рекомендации для интеграции источников по теме «Японская инклюзия в эпохи Мэйдзи и Тайсе» с темами уроков по Всеобщей истории;
• Разработать банк кейсов на основе проведенного исследования с целью использования данных кейсов на уроках истории в старших классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование предоставляет новый материал по истории развития инклюзивной политики в Японии периода Мэйдзи и Тайсе, и возможность изучить её сильные и слабые стороны, то есть появляется возможность использовать зарубежный опыт инклюзивной политики для совершенствования подходов к политике инклюзивности в России.
Кроме того, использование материалов данного исследования на уроках истории («Япония на пути модернизации») будет способствовать развитию таких личностных компетенций, как формирование учебной мотивации, умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, осознание своего места в этом мире, своих сильных и слабых сторон.
Источники
В ходе проведенной работы использовались разные типы письменных источников, в основу классификации которых была положена классификация источников, предложенная д. и. н. Л.В. Пушкаревым.
Первым типом источников являются нормативные акты:
Федеральный образовательный стандарт общего образования и Федеральный стандарт среднего образования. Данные документы задают основной вектор российского школьного образования.
Помимо Федеральных государственных образовательных стандартов в работе был использован Приказ о федеральном перечне учебников, который позволял понять, какую образовательную учебную и педагогическую литературу Министерство просвещения рекомендует для работы с учениками в школе.
Также стоит отметить Концепцию нового учебно -методического комплекса по всемирной истории, который анализируется в работе.
К второму типу источников относится учебно-методические материалы, главным образом учебники. В работе проанализированы 3учебника 9 классов по Всеобщей истории от ведущих издательств - «Просвещение»2829 и «Русское слово».
Третьим типом источников являются исторические источники, в число которых входят:
1) Периодические издания исследуемого периода, в которых рассматривается вопросы, относящиеся к теме инклюзии в Японской империи. Это отечественные журналы «Слепец»(1893,1894,1916) и «Русский слепец»(1886) и иностранные журналы, такие как английский журнал “ The blind”(1901,1908,1912,1917) и американский журнал “Outlook for the blind”(1908,1914,1916,1923,1924).
2) Брошюры «Outline of the Tokyo school for the blind» (1903г.,1917г.,1936г.). В данных печатных изданиях описываются положение слепых и глухих в специальной школе в г. Токио.
3) Литературно-художественные произведения были отнесены к шестому типу источников. Такими в нашем исследовании являются произведения японского писателя Ихара Сайкаку.
4) Законодательные акты, к которым относятся: Постановление об образовании от 29 сентября 1878 г. и Постановление о начальной школе от 7 октября 1890 г.
Методология исследования
Основополагающим в изучении избранной темы стал культурно-антропологический подход. Основными методами исследования являются: синтез и анализ, моделирование, сравнение и абстрагирование, а также специально-исторические методы: сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы, которые позволяют рассмотреть события в исторической динамике.
Описание структуры ВКР: Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, в котором отражена актуальность исследования, цель исследования, его объект и предмет, задачи и методы исследования, теоретической и практической глав, которые описывают выполнение поставленных задач, заключения и списка источников и литературы, а также приложения, где предоставлены методические разработки.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема инклюзии поднималась в Японии еще с феодального периода. Однако необходимо отметить, что она имела «гражданский» характер. Например, гильдия слепых была сформирована самими слепыми для отстаивания собственных потребностей перед государством, а также она служила институтом взаимопомощи для своих членов. Основными занятиями гильдии слепых были: исполнение под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов («симясен») народных сказаний, массаж и акупунктура, а также ростовщичество.
После реставрации Мейдзи происходит коренные изменения в социально-экономической жизни японского общества. Происходит всесторонняя политика вестернизации и модернизации. На ее фоне закрываются традиционные общественные институты (например, общественные школы «Тэракоя», а также гильдия слепых). Вместо них создаются образовательные учреждения по Европейскому образцу.
Однако стоит отметить, что спустя десятилетие к 1880 гг. накапливается недовольство проводимыми реформами, что позволяет консервативному крылу повысить авторитет в обществе и занять государственные должности. Это привело к постепенному вплетению традиционных компонентов в общую структуру образования. Так, к началу двадцатого столетия в школах для слепых вводятся их традиционные специальности (игра на музыкальных инструментах, массаж и акупунктура).
Также идет политика на формирования патриотических настроений в обществе. Раньше это стало вводиться с 1880-х г. в общеобразовательной системе школьного образования, а спустя три десятилетия это появилось и в системе инклюзивного образования. Например, в «описании Токийской школы для слепых» от 1917 г. мы можем найти школьный предмет «мораль», который был введен во все образовательные программы.
В современном историческом образовании работа с историческими источниками является важным аспектом. Результаты ЕГЭ показывают, что проблема работы с историческими документами остается актуальной на сегодняшний день. В основном в образовательном процессе используются визуальные источники, с большим преобладанием источников письменного характера. Поэтому наиболее эффективной является, на наш взгляд, технология Case-study, которая позволяет сформировать навыки и умения самостоятельной работы, саморефлексии, решения нравственных вопросов, предложенных в кейсах.
В ходе проведенной работы был разработан банк кейсов, составленный на основе проведенного исследования. Целью данного банка является использование исторических источников на уроках Всеобщей истории по теме «Японская инклюзия в эпохи Мэйдзи и Тайсе» в старших классах.
Также были составлены методические рекомендации для интеграции данных источников(банк кейсов), которые позволяют использовать данную тему на уроках по Всеобщей истории по теме «Модернизация в Японии». Ожидаемым результатом использования данных кейсов является формирование личностных УУД у старшеклассников, так как зарубежный опыт инклзивности позволяет развить в школьниках: коммуникативные и нравственные компетенции, а также осознание своего положения в мире и течения его развития.
Апробация работы проводилась на трех научно-практических конференциях:
• XVII Всероссийская научная конференция, посвященная памяти С.И. Кангуна. Красноярск, 24 ноября 2022 г.(«Состояние школьного образования для слепых в Японии к началу XX в.»)
• XVIII Всероссийская (с международным участием) научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 19-21 апреля 2023 г. («Представление российской общественности о состоянии слепых в Японии (по материалам журналов «Слепец» и «Русский слепец»).
• VII Всероссийская научно-практическая конференция «История и
политика в искусстве». Красноярск, 27 апреля 2023 г. («Интеграция темы инклюзии с уроками истории на примере творчества Ихара Сайкаку»)
1. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования// Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы.[Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (Дата обращения: 21.11.2022)
2. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования// Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы.[Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (Дата обращения: 21.11.2022)
3. Приказ о федеральном перечне учебников [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045 (Дата обращения: 21.11.2022)
4. Концепция нового учебно-методического комплекса по
всемирной истории[Электронный ресурс] URL:
https://tsput.ru/his_seminar/progect.pdf (Дата обращения: 21.11.2022)
5. «Всеобщая декларация прав человека»(1948)[Электронный ресурс]
URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml (Дата обращения: 10.06.2023)
6. «Декларация о правах умственно отсталых
лиц»( 1971) [Электронный ресурс]URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml.(Дата обращения 10.06.2023)
7. «Декларация о правах инвалидов»(1975)[Электронный ресурс] URL:https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/disabled. shtml(Дата обращения 10.06.2023)
8. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов»(1993)[Электронный ресурс] URL:https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disabled. shtml(Дата обращения 10.06.2023)
Исторические источники:
9. Outline of the Tokyo school for the blind, Tokyo, 1903. - 110с.
10. Outline of the Tokyo school for the blind, Tokyo, 1917. - 30с.
11. Outline of the Tokyo government school for the blind, Tokyo, 1936. - 34 с.
12. Outlook for the blind.-№ 1 .-1908.
13. Outlook for the blind.-№4.-1914.
14. Outlook for the blind.-№1.-1916.
15. Outlook for the blind.-№3 .-1923.
16. Outlook for the Blind-№ 2. -1924.
17. TheBlind.-№ 16.-1901.
18. The Blind.-№ 44.-1908.
19. The Blind.- № 59. - 1912.
20. The Blind.- № 77.-1917.
21. 'h^^^. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and
Technology. Japan. [Электронный ресурс] URL: https://www-mext-go-
jp.translate.goog/b_menu/hakusho/html/others/detail/1318013.htm?_x_tr_sl=ja&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (Дата обращение 13.11.2022).
22. ^ W ^ , MEXTURL: https://www-mext-go-
jp.translate.goog/b_menu/hakusho/html/others/detail/1317966.htm?_x_tr_sl=ja&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (Дата обращения: 04.11.2022).
23. h ^ ^ ^ , MEXTURL: https://www-mext-go-
jp.translate.goog/b_menu/hakusho/html/others/detail/1318013.htm?_x_tr_sl=ja&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (Дата обращения: 04.11.2022).
24. Ж*^®0^Ж (±-Ф-Т) : Ж$МП0Ж&1СЖ?£+£0Ж1®
Ш1Ш^Й - 1912-12-14/1912-12-16.
25. Дзиппэнся Икку На своих двоих по тракту Токайдо/ вступительная статья, перевод с японского и комментарии А.Ю. Борькиной. - Санкт-Петербург: ИД «Гиперион», 2022.-576 с.
26. Ихара, Сайкаку. Новеллы / С. Ихара; пер. с яп. Т. И. Редько - Добровольской. -М.: Худож. лит., 1984. - 431 с.
27. Пионовый фонарь: яп. фантаст. проза: пер. с яп. / [сост., предисл. Г. Дуткиной; Коммент. Г. Дуткиной, В. Марковой]. - М.: Худож. лит., 1991. - 399 с.
28. Русский слепец: журнал для обсуждения вопросов, касающихся улучшения положения слепых. - № 3. - 1886.
29. Русский слепец: журнал для обсуждения вопросов, касающихся
улучшения положения слепых. - № 9. - 1886.
30. Слепец: журнал для обсуждения вопросов, касающихся
улучшения положения слепых. - № 1. - 1893.
31. Слепец: журнал для обсуждения вопросов, касающихся
улучшения положения слепых. - № 3. - 1894.
32. Слепец: журнал для обсуждения вопросов, касающихся
улучшения положения слепых. - № 12. - 1916
Учебно-методическая литература:
33. Н.В.Загладин, Л.С. Белоусов Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. 2-е изд. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2020- 240 с.
34. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/ Юдовская А.Я. и др./ под ред. А.А. Искендерова - М.: Просвещение, 2019.-239 с.
35. Всеобщая история. История Нового времени. XIX- начало XX века: 9-й класс: учебник/ А.Ю. Морозов и др.; под общ. ред. В.Р. Мединского. М.: Просвещение, 2021.-223 с.
Литература:
36. Amy A. Allen History of Special Education in Ohio: 1803-1985. Washington: U.S. Dept. of Education, Office of Educational Research and Improvement, Educational Resources Information Center, 1987. -222c.
37. Gabriel Farrell The Blind in Asia. Arlington: American Foundation for the Overseas Blind, 1958.- 46c.
38. Gerald Groemer The Guild of the Blind in Tokugawa Japan Monumenta Nipponica Vol. 56, No. 3 (Autumn, 2001), pp. 349-380
39. John Kozo Yamamura The Cambridge history of Japan, Vol. 3: Medieval Japan. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 723 c.
40. Richard Slayton The Education of the Blind. San Jose: California School for the Blind, 1924.-136c.
41. Wei Yu Wayne Tan Blind in Early Modern Japan: Disability, Medicine, and Identity (Corporealities: Discourses Of Disability). Ann Arbor: University of Michigan Press. 2022.-266 c.
44. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(15). - С. 104-110.
45. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. Политика. М.: Мысль, 1983. -623 с.
46. Волков, Б. С. Психология подростка. - М.: Речь, 2001. - 357 с.
47. Ефимова Д. «Замурованная в мраморном склепе». История Лоры
Бриджмен - первой в мире школьницы без слуха и зрения // Образовательная платформа Мел.[Электронный ресурс]НКЕ:
https://mel.fm/zhizn/istorii/8210753-zamurovannaya-v-mramornom-sklepe-istoriya-lory-bridzhmen--pervoy-v-mire-shkolnitsy-bez-slukha-i-zren (Дата
обращения 13.11.2022)
48. Замский Х. С.Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2008. - 362 с.
49. История медицины: с древнейших времен до современности: учебное пособие для студентов лечебных факультетов образовательных организаций высшего образования Р. З. Симонян. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020 - 224 c.
50. Коменский, Ян Амос (1592-1670).Великая дидактика. - Санкт- Петербург: ред. журн. "Семья и школа", 1875-1877. - 312 с.
51. Луговская Е. «Привыкла к темноте и молчанию». История
писательницы Хелен Келлер, которая в девстве потеряла слух и зрение //Образовательная платформа Мел.[Электронный ресурс]ПКЕ:
https://mel.fm/zhizn/istorii/732198-ona-stala-pervym-slepoglukhim-poluchivshim-vyssheye-obrazovaniye-i-druzhila-s-markom-tvenom-istoriya (Дата обращения 13.11.2022)
52. Мещеряков А.Н. Безымянная Япония: демографическое,
историческое и человеческое измерение. Москва: Лингвистика, 2023- 384 с.
53. Новиков Ф. М. История воспитания и обучения умственно-отсталых детей: Допущено НКП РСФСР в качестве учеб. пособия для пед. ин-тов. - Москва :Учпедгиз, 1939. - 164 с.
54. Прасол А.Ф. Японское образование в эпоху Мэйдзи (1868-1912). Владивасток: Дальнаука, 2002.- 358 с.
55. Сагоякова Н.Ф, Повляева Г. А.История становления инклюзивного образования за рубежом// Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2021. № 2. - с. 50-57
56. Скляренко Н.С. Состояние школьного образования для слепых в Японии к началу XX в.// История мировых цивилизаций. Образование как фактор социально-политического развития. Материалы XVII Всероссийской научной конференции, посвященной памяти С.И. Кангуна. -КГПУ им. В.П. Астафьева( Красноярск)- 2022 г.- С. 59-64
57. Скребицкий, А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе: с чертежами в тексте и пятью таблицами / А.И.Скребицкий. - Санкт-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1903. - 1024 с
58. Феоктистова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей: (Учеб. пособие) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Ленинград; 1973. - 119 с.