Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование исторических источников в 8 классе при работе с персоналиями ИКСа

Работа №166887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Возрастные особенности учащихся старшего подросткового возраста....9
Глава 2. ФГОС и историко-культурный стандарт с точки зрения историко-антропологического подхода к изучению курса отечественной и всеобщей истории.. ..18
Глава 3. Формы и технологии работы с персоналиями на уроках истории 30
3.1 Формы и технологии работы с персоналиями на уроках отечественной истории 30
3.2 Из опыта работы с персоналиями на уроках истории в 8 классе 37
Заключение 44
Список литературы и источников 45
Приложения

Антропологический подход к истории в последнее время становится крайне востребованным, т.к. жизнь конкретного человека позволяет существенно «рас-цветить» историческую эпоху, обогатить ее красками, которые при другом методологическом подходе выявить невозможно. Актуальность данного подхода со-стоит в том, что каждый человек - творец истории и ее объективное представление появится только из обобщения истории конкретных людей. История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
Объектом исследования является содержание школьного курса Всемирной истории и истории Отечества.
Предметом исследования - изучение роли и места личности в школьном курсе Всемирной истории и истории Отечества.
Целью данной работы является выявление эффективных методов и форм работы на уроках истории с историческими персоналиями.
К числу задач относятся:
1) Определить возрастные особенности психологического развития учащихся в 8 классе;
2) Проанализировать ФГОС и историко-культурный стандарт, а также источники с точки зрения историко-антропологического подхода к курсу изучения истории;
3) Определить наиболее эффективные формы и технологии работы с персоналиями на уроках истории;
4) Проанализировать полученные результаты работы с персоналиями в 8-м классе.
В практике уделяется недостаточно внимания характеристикам исторических персоналий, не ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию у обучающихся знаний об исторических личностях, в связи с этим у обучающихся не формируется собственное суждение о той или иной личности и её роли в истории.
Проблема изучения исторической личности на уроках находила отражение (пусть и косвенно) в работах таких методистов, как В.Н. Вернадский, П.В. Гора, В.Г. Карцов, Лазукова Н.Н, М.В. Короткова и др.
В совместной работе Андреевской Н. В., Вернадского В. Н. «Методика преподавания истории в семилетней школе» данному аспекту посвящена отдельная глава изучения персоналией на уроках истории. В данной работе авторы дают основные требования к характеристике личности, а также представления о том, какой образ личности должен складываться у учеников при ее изучении и, в целом, выделяется значение изучения личности на уроках истории .
П.В. Гора в работе «повышение эффективности обучения истории в средней школе» говорит о том, что кроме познавательных заданий, учителя применяют также задания на определение учениками своего личного отношения к выдающимся историческим личностям и их деятельности. Такие задания имеют большое воспитательное значение. Также в данной работе автора представлены методы работы с историческими персоналиями. Например, объяснение, конфликтная ситуация, образная характеристика и др.
Методист Карцов В.Г. говорил о том, что голая историческая схема должна быть заменена живым показом прошлого. В курсе истории надо показать живых людей, характерных для той или иной эпохи; надо показать действия этих людей, их мысли, их внешний вид. Исторические деятели должны быть не просто названы, учащимся должен быть ярко раскрыт их образ, им должна быть дана яркая характеристика.
Размышляя о состоянии методики обучения истории в современной школе, методист М.В. Короткова считает, что нельзя выбросить из истории имена людей, сыгравших в ней крупную роль, как позитивную, так и негативную, невозможно, не отклоняясь от исторической правды. Увеличивается число персоналий, всплывают имена русских государственных деятелей, которые не были упомянуты ранее или вскользь, без характеристик: Колчак, Победоносцев, Милюков, Столпин, Витте, Гучков, Брусилов. Имена репрессированных деятелей при Сталине. Историческая информация должна так излагаться, чтобы человек в истории стал целью исторического познания.
Н.Н. Лазукова в статье «Альтернативные ситуации» на уроках истории говорит о том, что есть два пути создания на уроках ситуации выбора: первый путь
— раскрытие альтернатив, возникавших в ходе исторического процесса, а второй
— это анализ деятельности исторических личностей в научной и популярной литературе.
В статье «Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории» исследователи Лукинова В. П. и Падалка И. Н. рассматривают актуальные методики изучения личности в историческом процессе на уроках истории. Автор отмечает, что оценка выдающихся деятелей со временем меняется, поэтому здесь непросто говорить об объективности.
Таким образом, на современном этапе происходят изменения в жизни общества, которые находят отражение в переосмыслении подходов к содержанию образования, в пересмотре целей и задач обучения. В преподавании истории долгое время вперед выступали объективные закономерности общественного развития, которые отождествлялись с внеличностностью исторического процесса. За пределами школьных курсов оставались жизнь личности, быт, духовная культура и т.д.
На современном этапе обучения истории активно используются интерактивные формы обучения, которые также можно применять к работе с персоналиями, а также активное включение учащихся в процесс добывания знаний.
Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. Данная тема поднималась в работах таких авторов, как Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю., Каротаева Е.В., Н. Суворова, Е.А. Реутова и др.
Хуторской А.В. в своем сборнике «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, современные методы и формы обучения, в том числе и интерактивные, новейшие технологии, а также показал примеры проведения занятий.
В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории 12» М.В. Короткова описывает два ведущих интерактивных метода - игровой и дискуссионный. Автор представляет современные методики проведения нетрадиционных уроков, типологии и сценарии игр и дискуссий, которые можно проводить с учащимися 5 - 11 классов.
Инновационным педагогическим технологиям посвящена книга А.П. Панфиловой. Здесь представлено большинство интенсивных обучающих технологий интерактивного характера, активизирующих учебный процесс (имитационные, ролевые игры, тренинги и неимитационные технологии: игровое проектирование, кейс-стади, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии и др.); показана их специфика и особенности проведения. Отдельное издание Панфиловой посвящено интерактивной технологии «мозгового штурма».
Источниковой базой данного исследования являются Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Историко-культурный стандарт, концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории.
Гипотеза: Изучения исторических персоналий в школьном курсе истории будет успешным, если обеспечить теоретическое обоснование учебного процесса по изучению исторических персоналий и определить психолого-педагогические и методические условия актуализации опыта изучения исторических деятелей, а также подобрать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Можно собрать различные источники для изучения исторических личностей и подготовить дидактические материалы, а в последствии проводить системную работу.
Методы исследования: общенаучные (метода анализа, наблюдения, индуктивный метод).
В данной выпускной квалификационной работе основной акцент сделан на практическое исследование результатов использования исторических источников в 8 классе при работе с персоналиями ИКС, выделены достоинства и недостатки тех или иных методик при практическом их использовании, а также выявлены не-которые рекомендации по подготовке к уроку и его успешной реализации. В этом содержится практическая значимость данной выпускной квалификационной работы.
Эмпирическая база исследования: МБОУ СШ №82 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 25 учащихся 8 класса.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на IV Национальной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития», г. Красноярск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения; 3 основных частей - в первой представлены возрастные особенности учащихся старшего под-росткового возраста, во второй анализируются ФГОС и историко-культурный стандарт с точки зрения историко-антропологического подхода к изучению курса отечественной и всеобщей истории; а в третей - эффективные формы и технологии работы с персоналиями на уроках истории и анализ полученных результатов работы с персоналиями в 8-м классе; а также заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.
Так или иначе, на уроке истории в учебной деятельности характеристике личности уделялось внимание, но главный акцент делался на типичные черты и признаки представителя того или иного класса, а не на индивидуальном своеобразии и уникальности персоналий, почти не рассматривались, не анализировались нравственные аспекты и мотивы деятельности личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, гуманизация образования предполагает активизацию эмоциональной и интеллектуальной деятельности школьников, происходит развитие способности оценивать события и поступки людей с объективной точки зрения. Стоит отойти от однобоких суждений об исторических персоналиях, повысить внимание к ним у учащихся.
К сожалению, строгое следование программе не позволяет более подробно останавливаться на изучении жизни и деятельности персоналия, в связи с этим данная информация в основном отводится на самостоятельное изучение или же на факультативные или элективные курсы.
Важнейшим условием понимания хода исторического процесса является изучение исторических персоналий на уроках истории не только в выбранном для исследования 8 классе, но на всех ступенях обучения. Необходимо на уроках показывать историческую личность как «сына своего времени», подчеркивать исторические условия, которые сыграли роль в формировании личных качеств и взглядов деятеля. Следует показывать обучающимся связь данного персоналия с его предшественниками, также, что его деятельность, задачи, которые он пытался решить, обусловлены предшествовавшим историческим развитием.
При анализе психолого-педагогических особенностей, учащихся было важным понять, какой материал более всего соответствует возрасту и интересам учащимся 8-го класса, а также какой материал будет максимально отвечать их образовательным запросам. Поэтому разработанный дидактический материал, соответствующий данной возрастной категории, на основе которого можно позволить учащимся сформировать собственное мнение и оценку того или иного представителя.
При анализе практической деятельности, были выявлены основные проблемы учителей и учащихся в работе с историческими личностями. Эти проблемы связанны с отсутствием времени в школьной программе для тщательного рассмотрения всех личностей, предлагаемых нам историко-культурным стандартом, а также в отсутствии взаимодействия учителей разных предметов, системности данного вида работы.



1. «Альтернативные ситуации» на уроках истории // Преподавание истории в школе URL: http://pish.ru/application/historymethod/historyeduca.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. - СПб.: изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд ЛГУ, 1968. - 339 с.
4. Андреев, И. Л. Алексей Михайлович. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 638 с.
5. Андреевская, Н.В., Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. - М.: Учпедгиз, 1947. - С. 216.
6. Анисимов, Е.В. Анна Иоанновна. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 362 с.
7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
8. Волков, Б. С. Психология подростка. - М.: Речь, 2001. - 357 с.
9. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. - М.: Просвещение, 1999. - С. 112.
10. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы проф. Мастерства.. - М.: Владос, 2000. - 157 с.
11. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
12. Гора, П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
13. Дугина, Т.В. Достижение личностных результатов через изучение материала персоналий (на материале но-вой линии учебников по истории ) // Учителя и ученики в научном пространстве нового века. Вып.3.. - Сара-тов: «Техно-Декор», 2017. - С. 117-121.
14. Ежова, С.А., Лебедева, И.М., Дружкова, А.В. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.
15. Зайцев, М.В., Зайцева, Е.В. Возможности исследовательской работы школьников в условиях историко-культурного стандарта // Учителя и ученики в научном пространстве нового века. Вып. 3.. - Саратов: «Техно-Декор», 2017. - С. 21¬31.
16. Карцов, В.Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII - X классах. - М.: 1955, С.67-68.
17. Ключевский, В.О. Исторические портреты. М.: Правда,1991 г.
18. Колмаков, А.И. Урок - игра, урок - соревнование // Преподавание истории в школе. - 1998. - №5. - С. 38.
19. Коротаева, Е.В. Некоторые вопросы интерактивного обучения. - Научный диалог, выпуск №5, 2012. - 111 с.
20. Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. - М.: Владос - Пресс, 2001.- 248 с.
21. Короткова, М.В. Наглядность на уроке истории. Практическое пособие для учителей. — М.: Владос, 2000. — 176 с.
22. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её славнейших деятелей. М., Мысль,1990 г.- 1024 с.
23. Лазукова, Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории // Преподавание истории в школе. №1,1993. С. 39-45.
24. Лисова, К.И. Использование документов на уроках истории и народоведения // Народное образование. - 2001. - №5. - С. 141-149.
25. Лукинова, В. П., Падалка, И. Н. Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - №1 (2). - С. 30-33.
26. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 422 с.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология развития, детства, отрочества: Учебник для студентов вузов. - 7-е изд. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
28. Мыскин, В.А. Изучение личности исторического деятеля. // Преподавание истории в школе. №4,1991. С 29-37.
29. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 276 с.
30. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -Спб.: Питер, 2005. - 229 с.
31. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
32. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. - СПб.: "Питер", 2003. - 192 с.
33. Путинцева, Е.В. Методика изучения исторической личности на уроках гуманитарного цикла. - Тамбов: 2013. - 45 с.
34. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 59 с.
35. Розов, Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика. - 2005. - №6. - С. 26-29.
36. Хабарова, В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС URL: http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod kop doc/metod nede.
37. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
38. Юдовская, А.Я. и др. Всеобщая история. История Нового времени, 1800¬1900. 8 класс. - М.: «Просвещение», 2014. - 304 с.
Источники
39. Историко - культурный стандарт от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334.
40. Концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://минобрнауки.рф
41. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории // Тульский педагогический университет им. Толстого URL: https://docviewer.yandex.ru/view
42. Рабочая программа по предмету "История" 8 класс // Универс URL: http://univers.su/about/docs/126/page-5/
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: ^^://минобрнауки.рф/документы/543
44. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ