Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЛЕНДАРЕЙ ПРИРОДЫ В ПРАКТИКО — ОРИНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Работа №166886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Прогнозирование погоды по местным признакам
1.1. Исторический аспект возникновения народных календарей природы 6
1.2. Местные признаки погоды и народные приметы 12
Глава 2. Методика использования народного календаря природы при изучении физической географии в школе.
2.1. Определение достоверности долгосрочных прогнозов погоды на примере
Богучанского района 27
2.2. Методика использования материалов народного календаря в курсе географии 6 и 8 классов 37
Заключение 56
Библиографический список 57
Приложение

Существует множество различных календарей. Но есть особый календарь - устный, он хранится в памяти людей и передается как наследие, из поколения в поколение. Называется он народным. С древних времен люди были в большой зависимости от превратностей погоды:. Как следствие интересовались, так как от ее состояния зависела их деятельность, самочувствие и условия быта. Этот интерес к погоде не прошел бесследно и нашел отражение в народных пословицах, поговорках, народных календарях погоды. В последнее время, все чаще упоминают о народных приметах, о прогнозах по народным календарям, о советах земледельцам, садоводам - любителям на телевидении и печатных изданиях.
Народные календари, имеющие такое практическое значение, до сих пор не нашли отражение в обучении географии в школе. В программах по природоведению в начальной школе и географии 6 класса есть требования к ведению календарей наблюдения за погодой и явлениями природы. Чаще всего в них ученики отмечают метеорологические данные: температура воздуха, осадки, облачность, направление ветра и т.д. В последние годы, записи основных показателей ученики делают со слов телевизионных и интернет прогнозов. В быту, дети чаще всего слышат от взрослых о тех, или иных приметах природы: и «говорящих» об ожидаемых явлениях, чаще всего, предстоящей погоде. Новый уровень отношения к ведению календарей погоды учениками может стать включение народных примет на каждый день и сопоставление с перспективным прогнозированием. Вместе с тем, прогнозы погоды по местным признакам в долговременной перспективе не всегда оправдываются.
Федеральные образовательные стандарты: в планируемых результатах освоения учебных и междисциплинарных программ предполагают формирование познавательных универсальных учебных действий. В рамках этих действий ученик научится «строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственные связи». Народный календарь можно эффективно использовать на уроках географии в 6 классе для развития наблюдательности и знакомства с народным творчеством, а в 8 классе, при изучении климата России. Работа с календарем будет способствовать повышению интереса к географии, развитию мышления и воображения у учащихся через наблюдение.
Учащиеся научатся анализировать материал, сопоставлять данные с результатами своих наблюдений, делать выводы, работать с дополнительной литературой.
Следовательно, вопрос об использовании народных календарей при изучении географии является актуальным.
Объектом исследования является процесс обучения географии в 6 и 8 классах.
Предмет исследования - использование Народного календаря при изучении погоды и климата.
Цель: Показать значение народных календарей погоды в прогнозировании явлений погоды в различных природных регионах в обучении географии для развития навыков наблюдения у учащихся.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Собрать материал о народных приметах, характеризующие срочные и долговременные прогнозы, а также народные календари по России и Сибири.
2. Проанализировать приметы и прогнозные данные погоды за различные периоды для Богучанского района.
3. Разработать методические материалы использования знаний о народных календарях природы для уроков географии.
Методы исследования: анализ литературных источников наблюдения, проектировочный, сравнительно - аналитический. В работе использованы материалы беседы: со старожилами пос. Шиверский Богучанского района, о народных приметах времен года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Погода оказывает большое влияние на жизнедеятельность человека, поэтому столь велик интерес к краткосрочным и долгосрочным прогнозам, к влиянию различных атмосферных явлений на здоровье людей, на окружающую среду. В дипломной работе рассмотрена возможность включения в со-держание уроков по физической географии при изучении погоды и климата, народных примет погодных явлений, выраженных в пословицах и поговорках русского народа. Вовлечение учащихся в практическую деятельность наблюдения за погодой и сопоставления прогнозов погоды: по местным при-знакам с реальными показателями, способствует формированию наблюдательности, исследовательских умений.
В результате выполненной работы:
1. Был собран материал о народных приметах, прогнозирующих погоду и атмосферные явления и имеющий научное объяснение.
2. Проанализированы приметы и прогнозные данные погоды за период с 2011 по 2016 годы пос. Шиверкий Богучанского района, и сделан вывод, о том, что оправдываемость прогноза погоды составляет 45,8 %.
3. Составлены методические материалы для использования народных календарей природы на уроках географии.
Настоящая работа представляет собой попытку разработки методических приемов использования народных календарей природы при изучении географии. Она не претендует на полный охват того, что потребовалось бы в широком объеме современных средств обучения географии и это послужит отправной точкой в дальнейшем развитии темы.



1. Амелин А.Г., Яшке К.Л. Туманы служат человечеству. - М.: «Наука», 1985.
2. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986.
3. Астапенко П.Д. Некоторые вопросы биометеорологии, влияние условий погоды на человека и животных. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967.
4. Беляков М.В. Погода и ее предвидение. - М.: Госиздат технико-теоретической литературы 1958.
5. Виткевич В.И. Сельскохозяйственная метеорология . - М.: Колос, 1966.
6. Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Н.П. Неклюковой . : Волгоград, 2002.
7. Жарков С.Н. Народные приметы и предсказания погоды. - М.: Учпедгиз, 1954.
8. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
9. Добржитский Б.С., Кондратьев Б.А: Практические работы по физической географии в средней школе. - М.: «Просвещение», 1980.
10. Ермолов А.С. Народное погодаведенье. - Челябинск: Вариант-книга, 1996.
11. Зиморский Е.И. Атмосферные явления. - Л.: Гидрометеоиздат, 1954.
12. Карпенко Н.И. Роса. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
13. 13. Климат Красноярска /Под ред. Ц, А. Швер и А.С.Герасимовой. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982.
14. Клосс, Роже и Фаси Леопольд. Облака. Л.: Гидрометеоиздат, 1970.
15. Калбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе /Е.Ю. Колбовский. - Ярославль: Академия развития, 2006.
16. Коляго В.А., Кудрявцева Л.А. Ларионова Л.Ю. и др. Практические работы по начальному курсу физической географии. Методические рекомендации. - Красноярск, 1988.
17. Круглый год: Русский земледельческий календарь. /Сост. А.Ф. Некрылова. - Челябинск: Вариант-Книга, 1996.
18. Крылова О.В. Интересный урок географии. - М.: Просвещение, 2006.
19. Ларионова Л.Ю. Я узнаю тебя, мой край родной: рабочая тетрадь по географии Красноярского края. - Красноярск: РИО ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. - 36 с.
20. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение. 1981.
21. Назарова Л.Е. Проведение метеорологических наблюдений в школах и детских экологических лагерях //География в школе. - 2008.- № 6.
22. Народный календарь. Народные приметы, пословицы, поговорки. - Красноярское книжное издательство, 1990.
23. Николина В.В. Культурологический подход в школьном географическом образовании //География в школе - 2005. - №5.
24. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994.
25. Пивоварова Г.К. По страницам занимательной географии. - М.: «Просвещение», 1989.
26. Погодой год припоминается. Русский народный земледельческий календарь. - Красноярское книжное издательство. 1984.
27. Половкин А.А. «Погода и климат» в курсе географии 5 класса - М.: Издательство Академии пед. Наук РСФСР 1955.
28. Предания старины глубокой. - Ростов-на Дону: «Лукоморье», «Феникс», 1994.
29. Русский народный календарь. /Авт.- сост. Н. Будур. - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2005. - 608 с.
30. Сборник нормативных документов. География /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
31. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.) Пособие для учителя. - М.: АРКТИ-ИЛЕКСА, 2008.
32. Чернихова Е.Я. Изучение климата на уроках географии. - М.: Просвещение, 1973.
33. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. Очерки из истории народных верований. - М., 1957.
34. Ясаманов Н.А. Занимательная Климотология. - М.: «Знание», 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ