Содержание 1
Введение 2
Глава 1. Понятие и возможности формирования критического мышления на уроках истории 6
1.1 История происхождения, сущность понятия «критическое мышление» .... 6
1.2 Психолого-педагогический аспект формирования критического мышления 11
1.3 Способы формирования критического мышления 14
1.4 Карикатура как средство формирования критического мышления на
уроках истории 19
Глава 2. Советская политическая карикатура в годы Великой Отечественной войны 24
2.1 Основные сюжеты карикатур на разных этапах Великой Отечественной
войны 26
2.2. Методы работы с карикатурными изображениями на примере карикатур периода Великой Отечественной войны 32
Глава 3. Апробация схемы анализа карикатурного изображения с использованием методик формирования и развития критического мышления у школьников 46
3.1 Апробация схемы анализа 46
3.2 Анализ апробации 49
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1 64
Современное общество переживает сложнейший этап преобразований. Меняющаяся социально-экономическая реальность вызывает изменение роли человека в обществе, переоценку требований к профессиональным качествам работника. Реализация ФГОС нового поколения имеет своей целью воспитание такого человека, который будет способен самостоятельно принимать решения, эффективно работать с информацией, видеть, предвидеть и исправлять логические ошибки, проводить рефлексию собственной деятельности, что актуализирует необходимость развития критического мышления. Современная цивилизация, невозможная без опоры на нравственно-ориентированный интеллект, предъявляет к современной школе требование: быть направленной на максимальное развитие умственного потенциала и критического мышления ее выпускников.
Критическое мышление (Critical Thinking) - это способ мышления, направленный на выявление структурных особенностей рассуждения, проверку взаимосвязей между обоснованно выдвинутыми тезисами и соответствующими им аргументами, оценку выдвинутых тезисов, характеристику контекстов рассуждений с учетом особенностей автора и читателя, сторонника и оппонента.
В обобщенном виде критическое мышление личности можно представить, как систему навыков, которые позволяют грамотно интерпретировать и в дальнейшем транслировать информацию без утраты заключенных в ней смыслов, это:
— способность проявлять самостоятельность в формулировании собственных идей, аргументации убеждений и оценок субъектом;
— умение представлять обобщенную информацию, оценивать, сравнивать что-либо в определенном контексте и аргументировано излагать свои мысли;
— умение формулировать вопрос, предшествующий началу критической работы, где важен процесс «ранжирования» вопросов, когда из их множества необходимо выбрать наиболее актуальные с тем, чтобы на их основе выразить суть проблемы, требующей разрешения; — умение аргументировать позицию по отношению к чему-либо;
— способность организовать мышление, чтобы оно обрело социальную направленность, поскольку раскрывается только в чьем-то присутствии.
Критическое мышление ориентировано на анализ практических приложений в конкретных гуманитарных, социально-политических и естественнонаучных сферах, с учетом субъективного личностного фактора при проведении разных уровней анализа.
Критическое мышление предполагает навыки аналитической деятельности, рефлексии над собственной мыслительной деятельностью, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, способность оценивать те же умения у других. Критическое мышление формируется как практическая логика, рассмотренная внутри и в зависимости от контекста рассуждения и рассуждающего объекта.
Одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что она учит тому, как анализировать и конструировать знание вне зависимости от профессиональной сферы деятельности. В его рамках исследуется «как», «когда» и «почему» делаются те или иные выводы в общем контексте исследования.
Отсюда возникает проблема исследования: как развить критическое мышление школьников в процессе изучения дисциплины «История»?
Объект исследования: советская политическая карикатура периода Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: развитие критического мышления школьников на основе применения политических карикатур.
Цель исследования: рассмотреть возможность формирования критического мышления у школьников 11 класса на основе использования политических карикатур периода Великой Отечественной войны, разработать комплекс практических заданий с использованием советских политических карикатур для изучения темы «СССР в годы Великой Отечественной войны».
Для достижения поставленной цели в исследовании последовательно решаются следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «критическое мышление».
2. Изучить способы формирования и развития критического мышления на уроках истории в 11 классе.
3. Обосновать возможности использования карикатуры на уроках истории с целью формирования критического мышления .
4. Проанализировать советские политические карикатуры в годы Великой Отечественной войны.
5. Разработать комплекс заданий с использованием советских политических карикатур для изучения темы «СССР в годы Великой Отечественной войны».
Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно - методической документации, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
- эмпирические: наблюдение за процессом преподавания истории в 10 классах средней общеобразовательной школы, моделирование, обобщение, анализ и оценка полученных результатов.
Новизна работы: заключается в создании на основе теоретической литературы и практической работы комплекта практических заданий для 10 класса, в рамках темы «СССР в годы Великой Отечественной войны».
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса практических заданий с использованием советских политических карикатур для изучения темы «СССР в годы Великой Отечественной войны», направленных на развитие критического мышления и интеллектуальных умений обучающихся на уроках истории; в возможности использования приемов критического мышления на уроках гуманитарного цикла (истории, иностранного языка, литературы, обществознания); результаты исследования могут применяться при разработке методических рекомендаций по развитию критического мышления и интеллектуальных учебных умений обучающихся на уроках истории в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
В современном мире технологии развиваются со сверхскоростью, а вместе с этим происходят и социальные изменения, которые приводят к преобразованиям в системе образования.
Все чаще высказывается мнение о том, что образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют на достижение результата, описанного, в том числе, в примерных программах, а критическое мышление, признанное одним из навыков 21 века, должно быть планируемым результатом освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Исходя из этой позиции, было проведено данное исследование.
Для достижения цели работы нами были решены все задачи.
Для решения первых двух задач в теоретической части исследования нами была раскрыта сущность понятия «критическое мышление», а также психолого-педагогический аспект критического мышления личности через анализ работ Г.Г. Водолазова, В.П. Кохановского, Р.К. Луканина, А.Ф. Медведева, Е.В. Мареевой, Г.Г. Майорова, В.Г Рохмистрова, проведен анализ определений понятия критического мышления, таких авторов как Дж. Дьюи, X. Джонсон, Д. Клустер, К. Поппер, В. Болотов, В.Н. 58 Брюшинкин, И.О. Загашев, А.Ю. Коджаспиров, В.И. Маркова, В. Теплов, Т. Хачумян, а также выделена четырехкомпонентная структура критического мышления.
Определение А. Ю. Коджаспирова, который предлагал рассматривать критическое мышление как способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, было взято за основу.
Для решения третьей задачи были изучены все этапы педагогической технологии развития критического мышления школьников и подобраны развивающие приемы и методы, соответствующие каждому этапу технологии.
Глубокий анализ происхождения карикатур, сущности понятия, их функций, признаков и содержания позволил решить четвертую задачу и подтвердил, что возможности сатирических наглядных средств, коим в первую очередь является карикатура, в современном преподавании не только не утратили своей значимости, но, напротив, постепенно приобретают «второе дыхание», т.к. способствуют интеллектуальному развитию школьников и формированию у них критического мышления.
Следующим этапом работы был поиск универсального пошагового плана интерпретации карикатуры как исторического источника. Традиционный метод интерпретации в недостаточной мере раскрывает весь потенциал карикатуры как средства формирования критического мышления, поэтому мы остановились на алгоритме развернутого анализа карикатуры А.В. Дроздецкой, ведь он разработан с учетом результатов экспериментальной диагностики и схем анализа карикатуры Кузьмина В.А. и Р. Кушевой. Что больше отвечает цели исследования. На основе этого алгоритма была разработана брошюра, которая может использоваться как учениками, так и учителями на уроке. (Приложение 1)
На основе этого алгоритма был произведен анализ советских политических карикатур в годы Великой отечественной войны, который может использоваться на уроках истории в качестве совместного фронтального анализа карикатуры учителя с учениками.
На последнем этапе исследования был разработан комплекс заданий с использованием советских политических карикатур для изучения темы «СССР в годы Великой отечественной войны». (Приложение 2). Задания могут использоваться в 10 классе в качестве закрепления пройденного материала или в 11 кассе для подготовки к ЕГЭ.
Как мы выяснили, карикатура действительно является достойным средством обучения, благодаря которому у учеников развивается целый набор необходимых в современном мире компетенций. Учителю лишь надо подобрать соответствующий возрастным и личностным особенностям материал, вписывающийся в рамки изучаемой темы.
Изучив методические условия и возможности развития критического мышления школьников, мы пришли к выводу, что карикатура прекрасно подходит для проведения уроков. А её высокая значимость как исторического источника дали понять, что она не только может быть дополнением к тексту учебника, но также быть самостоятельным средством обучения, что мы доказали, приведя алгоритм и проанализировав карикатуру.
Использование карикатур упрощает знакомства с новым материалом и вносит разнообразие в учебный процесс. Она способствует развитию у школьников творческого, образного и критического мышления, а её художественное своеобразие значительно повышает уровень заинтересованности учеников.
Также хочется добавить, что учитель должен способствовать развитию критического мышления школьников не только через традиционные приемы и методы, но также привносить что-то новое в образовательный процесс, а так как в современной школе сложно обойтись без навыков использования наглядных средств, то карикатура - отличное решение этих проблем. Ведь так необходимо строить урок таким образом, чтобы у детей были возможности для проявления своих способностей в самых разнообразных видах
деятельности.
1. Айнутдинов А.С. Типология и функции карикатуры в прессе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru /article/n/tipologiya-i-funktsii-karikatury-vpresse.
2. Борытко Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: 2006.— 59 с.
3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Бустром - М.: Открытое общество, 2000. - 215с.
4. Бутенко А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: методика, теория, практика / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. - 263 с.
5. Волобуев О.В. История России: начало XX- начало XIX в. 10 кл.: учебник / О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. - М.: Дрофа, 2016. - 367с.
6. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2003. - 382с.
7. Голубев А.В. Визуальные образы войны в советской карикатуре / А.В. Голубев // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия - Челябинск: Каменный пояс, 2008. - С.269 - 284.
8. Голубев А.В. Образ Европы в советской карикатуре 20 - 30 - х годов // Труды Института российской истории. Вып. 5 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 2005. С. 273 - 299.
9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL:
http:// slovardalja.net/word.php?wordid=12882.
10.Загашев И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
11.Загашев И.О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 192с
12. Заир- Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с.
13. Карикатура как исторический источник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberpedia.su/6x7075.html.
14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
15. Клустер Д. статья «Что такое критическое мышление?» // Перемена 2001, № 4 8. Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.
16. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. - 189 с.
17. Ковтунова Ю.Р. Образ как объект исторического исследования / Ю.Р. Ковтунова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально - гуманитарные науки. - 2014. - №4. - 91- 93с.
18. Кузнецова Е.М. Проблема восприятия визуального образа / Е.М. Кузнецова // Наука. Искусство. Культура, - 2014. - №3.- 190-194 с.
19. Методика обучения истории: учебник для студ. Учреждений высш. Образования / [В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова, Э.В. Ванина и др.]; под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432с.
20. Носков С.А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности / С.А. Носков // Вестник Самарского
Государственного Технического Университета. Серия:
Психолого-педагогические науки, - 2013. - №2 (20). - 162- 165с.
21. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
22. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=068A227D 253BA6 C04D0C832387FD0D89
23. Открытый банк заданий ОГЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=3CBBE9757 1208D914 0697A6C2ABE91A0 .
24. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.
25. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
26. Соболева К.В. О методах анализа визуальных данных / К.В. Соболева// Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, - 2014. - №33. - 62 - 68с.
27. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. 14. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил // Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002.- 105 с.
28. Стрелова О.Ю. Вяземская Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителей. С.87.
29. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для вузов / М.Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 238с.
30. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность / Ч. Темпл // Перемена. - 2005. - № 2. - С.15-20
31. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.,1995. - 356 с.
32. Фостер К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления // Перемена. - 2004. - № 4. - С. 38-43.
33. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000.- 224с.