Использование интерактивной онлайн-доски как средства визуализации при дистанционном обучении грамматике английского языка в условиях дополнительного образования взрослых
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса
дистанционного обучения грамматике на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых 8
1.1. Дистанционное обучение грамматике: формы и технологии 8
1.2. Особенности дистанционного обучения грамматической стороне речи
на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых 22
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по использованию интерактивной онлайн-доски как средства визуализации при дистанционном обучении грамматике английского языка в условиях дополнительного образования взрослых 35
2.1. Методический потенциал интерактивной онлайн-доски Google Jamboard
как средства визуализации при дистанционном обучении грамматике на уроке иностранного языка 35
2.2. Разработка и апробация комплекса заданий по дистанционному обучению грамматической стороне речи английского языка в условиях дополнительного образования взрослых с использованием интерактивной онлайн-доски Google Jamboard как средства визуализации (в дополнение к УМК «Speakout. Elementary». Авторы: F. Eales, S. Oakes) 48
Выводы по главе 2 64
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложение А 78
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 82
Актуальность темы исследования. Ведущей целью преподавания иностранных языков не только в общеобразовательной школе и вузе, но и в условиях дополнительного образования взрослых является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, подразумевающей, наряду с лексической, обучение грамматической стороне речи, которому, согласно анализу научно-методических исследований последних лет, уделяется особое внимание (Н.А. Жукова, В.В. Левченко, Е.А. Пореченкова, М.И. Ковалева, Р.Н. Дидиченко).
Повышенный интерес к обучению иностранному языку в условиях дополнительного образования взрослых отмечается в трудах как отечественных (Н.В. Матвеева, В.П. Овчаренко, Н.М. Акрамова, М.А. Абдуллаева), так и зарубежных исследователей (К. Роджерс, М.Ш. Ноулз).
Особое значение в период распространения очно-дистанционного формата образования приобретает использование средств дистанционного обучения (Н.В. Мельченкова, А.В. Гришаева, Т.П. Попова, А.А. Андреева), среди которых наибольший интерес вызывают интерактивные онлайн-доски, позволяющие визуализировать любой материал, в том числе грамматический (А.В. Глотова, Н.С. Толмачева, С.В. Митрохина, С.Ш. Васильченко, О.А. Язенина).
Тем не менее, использование интерактивных онлайн-досок при дистанционном обучении грамматической стороне речи в отечественной и зарубежной научно-методической литературе рассмотрено, по нашим данным, в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Использование интерактивной онлайн-доски как средства визуализации при дистанционном обучении грамматике английского языка в условиях дополнительного образования взрослых».
Объектом исследования является процесс обучения грамматике иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем средства визуализации при дистанционном обучении грамматике иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение
комплекса заданий с использованием интерактивной онлайн-доски Google Jamboard как средства визуализации будет способствовать оптимизации дистанционного обучения грамматической стороне речи иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых.
Цель исследования - разработать и проверить эффективность применения комплекса заданий с использованием интерактивной онлайн- доски Google Jamboard как средства визуализации при дистанционном обучении грамматической стороне речи английского языка в условиях дополнительного образования взрослых.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить формы и технологии дистанционного обучения грамматике.
2. Определить особенности дистанционного обучения грамматической стороне речи на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых.
3. Рассмотреть методический потенциал интерактивной онлайн -доски Google Jamboard как средства визуализации при дистанционном обучении грамматике на уроке иностранного языка.
4. Разработать комплекс заданий по дистанционному обучению грамматической стороне речи английского языка в условиях дополнительного образования взрослых с использованием интерактивной онлайн-доски Google Jamboard как средства визуализации (в дополнение к УМК «Speakout. Elementary». Авторы: F. Eales, S. Oakes).
5. Провести апробацию разработанного комплекса на базе частного центра изучения иностранных языков «Mr. Simon Academy» (г. Красноярск).
Для решения поставленных задач задействованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования; изучение документации в сфере дополнительного образования взрослых; анализ и обобщение педагогического опыта, методический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по обучению грамматической стороне речи (Е.С. Полат, П. Ур, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, И.Л. Бим); особенностям дистанционного обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования взрослых (В.С. Цетлин, С.Ф. Шатилова, К. Роджерс, М.Ш. Ноулз); использованию интерактивных онлайн-досок при обучении иностранному языку (Л.А. Горовенко, Г.А. Алексанян, Н.А. Толмачева, А.Н. Быданцева).
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации комплекса заданий по дистанционному обучению грамматической стороне речи английского языка в условиях дополнительного образования взрослых с использованием интерактивной онлайн-доски Google Jamboard как средства визуализации (в дополнение к УМК «Speakout. Elementary». Авторы: F. Eales, S. Oakes).
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса при дистанционном обучении грамматике английского языка в условиях дополнительного образования взрослых.
Апробация и этапы исследования.
2020-2022 гг. Определение темы, сбор материала, написание и защита магистерской диссертации на тему исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Материалы исследования апробированы на базе частного центра изучения иностранных языков «Mr. Simon Academy» (г. Красноярск).
Структура работы: Введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников и приложение. Работа изложена на 83 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса дистанционного обучения грамматике на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых» рассматриваются формы и технологии дистанционного обучения грамматике; определяются особенности дистанционного обучения грамматической стороне речи на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по использованию интерактивной онлайн-доски как средства визуализации при дистанционном обучении грамматике английского языка в условиях дополнительного образования взрослых» выявляется методический потенциал интерактивной онлайн-доски Google Jamboard как средства визуализации при дистанционном обучении грамматике на уроке иностранного языка; практическая часть содержит описание разработки и апробации комплекса заданий по дистанционному обучению
грамматической стороне речи английского языка в условиях дополнительного образования взрослых с использованием интерактивной онлайн-доски Google Jamboard как средства визуализации (в дополнение к УМК «Speakout. Elementary». Авторы: F. Eales, S. Oakes).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 56 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
Приложение А включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования комплекса заданий на базе частного центра обучения иностранным языкам «Mr.Simon Academy» (г. Красноярск).
Приложение Б содержит разработанную автором анкету для анонимного опроса обучающихся частного центра изучения иностранных языков «Mr. Simon Academy» до и после прохождения эксперимента.
Приложение В содержит грамматический тест для первичного определения уровня сформированности грамматических умений и навыков обучающихся, разработанный автором исследования.
Приложение Г содержит итоговый грамматический тест для выявления результатов экспериментального обучения (источник: УМК «SpeakOut Elementary»).
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы магистра рассмотрены технологии дистанционного обучения грамматике, выявлены особенности обучения грамматической стороне речи на уроках иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых, разработан и апробирован комплекс заданий в дополнение к УМК SpeakOut Elementary.
В сфере дополнительного образования взрослых особенно распространено дистанционное обучение. Для взрослых решающими преимуществами дистанционного формата обучения являются экономия времени и финансов, способность подстроить расписание занятий под рабочий график. При обучении взрослых иностранному языку данные аспекты становятся особенно важными, так как изучение языка - это долговременный процесс, и он должен происходить в комфорте для обучающегося.
Немаловажными аспектами для взрослых обучающихся становятся технологичность обучения и применение различных инновационных средств и технологий в ходе занятий. Сюда можно отнести создание виртуальной иноязычной среды, возможности использования различных аутентичных материалов и программных и технических средств, динамичность контента.
В обучении взрослых в условиях дополнительного образования важным аспектом является обучение грамматике, а сложности данной работы заключаются в том, что у выбранной категории обучающихся уже имеется опыт изучения иностранного языка, и он чаще всего негативный. Также для взрослых является важным видеть результат обучения «здесь и сейчас». Таким образом, перед учителем стоит задача - не просто обучить, но и удержать обучающегося и положительно воздействовать на его мотивацию. В таком случае на помощь приходят различные способы визуализации, интерактивные задания и ориентация на практические и коммуникативные виды деятельности.
Визуализация грамматических явлений - необходимый элемент при обучении как на очных занятиях, так и на онлайн-уроках. Существует множество сервисов и программ, которые позволяют работать с различным материалом, представлять его визуально, составляя яркие образы в сознании обучающихся. Сервис Google Jamboard - бесплатный сервис, с помощью которого можно создавать интерактивные задания и работать с материалом с использованием приемов визуализации. Как показала практика, данный сервис действительно даёт возможности для успешной реализации целей обучения иностранному языку, а в частности, обучению грамматике и формированию грамматических умений и навыков.
Дальнейшая перспектива исследования заключается в разработке комплекса заданий для развития грамматических умений и навыков с помощью сервиса Google Jamboard в дополнение к УМК «Speakout. Elementary» Авторы: F. Eales, S. Oakes для других тем и грамматических явлений.
1. Андреев, А. А., Дидактические основы дистанционного обучения [Текст] / А.А. Андреев. - М.: РАО, 1999, - 120 с.
2. Бобылева, Л. И. Обучение аспектам английского языка (фонетике, лексике, грамматике): метод. рекомендации [Текст] / Л. И. Бобылева.
- Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. - 42 с.
3. Витольник, Г.А, Современная андрагогика в обеспечении
качественного процесса непрерывного образования взрослых
обучающихся [Электронный ресурс] / Г.А. Витольник, В.Н.
Витольник // Современное педагогическое образование. - 2022. - №5.
- Режи доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-
andragogika-v-obespechenii-kachestvennogo-protsessa-nepreryvnogo- obrazovaniya-vzroslyh-obuchayuschihsya (дата обращения: 07.11.2022).
4. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка [Текст] / В.Г. Гак. - М.: «КДУ», «Университетская книга», 2020. - 862 с.
5. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун -тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
6. Глотова, А. В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Глотова // Открытое образование. - 2020. - №4. Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n7onlayn-doska-kak-sredstvo-organizatsii- gruppovoy-raboty-studentov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v- vuze-v-usloviyah(дата обращения: 29.10.2022).
7. Горовенко, Л.А. Анализ дидактических возможностей использования в образовательном процессе инструментария виртуальной доски RealTimeBoard [Электронный ресурс] / Л.А. Горовенко, Г.А. Алексанян // Вестник Адыгейского государственного университета.
Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2019. - №2 (241). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-
didakticheskih-vozmozhnostey-ispolzovaniya-v-obrazovatelnom- protsesse-instrumentariya-virtualnoy-doski-realtimeboard (дата
обращения: 9.10.2022).
8. Горовенко, Л.А. Организация дистанционного обучения с
использованием Интернет-технологий [Электронный ресурс] / Л.А. Горовенко, Г.А. Алексанян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2018. - №4 (231). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo- obucheniya-s-ispolzovaniem-internet-tehnologiy(дата обращения: 11.11.2022).
9. Девтерова, З.Р. Организационные формы дистанционного обучения и
специфика их применения в информационно-образовательной среде [Электронный ресурс] / З.Р. Девтерова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №12. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-formy-distantsionnogo- obucheniya-i-spetsifika-ih-primeneniya-v-informatsionno-obrazovatelnoy- srede(дата обращения: 11.11.2022).
10. Евжикова, О. Как использовать онлайн-доску Padlet в классе
[Электронный ресурс] / О. Евжикова. - Режим доступа:
http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2-0/kak-ispolzovat-onlajn-dosku- padlet-v-klasse.html(дата обращения: 11.11.2022).
11. Ибрагимова, З. Н. Преимущества и недостатки дистанционного
обучения / З. Н. Ибрагимова, А. Х. А. Гакаева, М. Х. А. Гакаева // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с
международным участием), Грозный, 26 октября 2021 года. [Текст] -
Махачкала: Чеченский государственный педагогический
университет, АЛЕФ, 2021. - С. 187-193.
12. Изотова, Н.В. Система средств визуализации в обучении
иностранному языку [Электронный ресурс] / Н.В. Изотова, Е.Ю. Буглаева // Вестник БГУ. - 2015. - №2. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sredstv-vizualizatsii-v-obuchenii- inostrannomu-yazyku(дата обращения: 04.12.2022).
13. Канаво, В.А. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения
через Интернет». [Электронный ресурс] / В.А. Канаво. Режим доступа: http://www.curator.ru/doplus.html(дата обращения —
15.09.2022).
14. Кириллина, З.В. Применение алгоритмизации учебных действий как
способа повышения эффективности формирования иноязычных грамматических навыков у младших школьников [Электронный ресурс] / З.В. Кириллина, В.В. Ушницкая, Е.А. Парфёнов, Г.Н. Слепцова, Е.П. Федорова // Современное педагогическое образование. - 2019. - №4. Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n7primenenie-algoritmizatsii-uchebnyh- deystviy-kak-sposoba-povysheniya-effektivnosti-formirovaniya- inoyazychnyh-grammaticheskih(дата обращения: 07.11.2022).
15. Кондрахина, Н.Г. Теоретические и дидактические аспекты
дистанционного обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] / Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова // Образование и право. - 2020. - №9. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-didakticheskie-aspekty- distantsionnogo-obucheniya-inostrannym-yazykam(дата обращения: 08.11.2022).
16. Курбакова, М.А. Использование приложения Quizlet в обучении техническому английскому [Электронный ресурс] / М.А. Курбакова, А.А. Колесникова // Педагогическое образование в России. - 2019. -
№8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-
prilozheniya-quizlet-v-obuchenii-tehnicheskomu-angliyskomu (дата
обращения: 10.11.2022).
17. Лоренц, Д.В. Инновационная андрагогика / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра- М, 2020. - 84 с.
18. Маслов, В.М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гуманистическом планах [Электронный ресурс] / В.М. Маслов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12460
19. Мацько, Д.С. Особенности обучения английскому языку взрослых в
системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Д.С. Мацько // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - №2 (19). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-
angliyskomu-yazyku-vzroslyh-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 06.10.2022).
20. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
21. Нельзина, Е. Н. Особенности обучения взрослых иностранному языку
[Электронный ресурс] Е.Н. Нельзина, В.А. Злобина // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2019. - №15. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-vzroslyh- inostrannomu-yazyku-1(дата обращения: 16.10.2022).
22. Ноулз, М. Ш. Современная практика образования взрослых.
Андрагогика против педагогики [Текст] / М. Ш. Ноулз. - М.: Просвещение, 1980. - 302 с.
23. Обломова, Л.А. Jamboard - интерактивный ресурс для дистанционного обучения [Текст] / Л.А. Обломова, Е.М. Ерузина // Информационные технологии в образовании. - 2020. - № 3. - С. 173¬175.
24. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка [Текст]/ Департамент по языковой политике, Страсбург. - М.: МГЛУ, 2005. - 247 с .
25. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. [Текст] — М.: Русский язык, 1989. — 278 с.
26. Петрова, А. В. Онлайн-доска Miro как средство развития орфографических умений и навыков в обучении английскому языку [Текст] / А. В. Петрова // Педагогические науки: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 39-42.
27. Питина, С.А. Об использовании визуализации при обучении
английскому языку в вузе [Электронный ресурс] / С.А. Питина, А.Д. Щербов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. №2 (48). Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ob-
ispolzovanii-vizualizatsii-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 04.10.2022).
28. Подгорская, О. Н. Формирование грамматической компетенции как
составляющей иноязычной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка [Электронный ресурс] О.Н. Подгорская // Известия ВГПУ. 2018. №8 (131). Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-grammaticheskoy- kompetentsii-kak-sostavlyayuschey-inoyazychnoy-kommunikativnoy- kompetentsii-buduschego-uchitelya(дата обращения: 16.10.2022).
29. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, - 2022. — 434 с. ZZ Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496105(дата обращения: 11.11.2022).
30. Попова, Н.Е. Технологии дистанционного обучения как инновация в
процессе реализации образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] / Н.Е. Попова, О.А. Чикова // Вестник НГПУ. - 2014. - №2 (18). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-distantsionnogo-obucheniya- kak-innovatsiya-v-protsesse-realizatsii-obrazovatelnyh-standartov- novogo-pokoleniya(дата обращения: 04.12.2022).
31. Пфейфер, Е.П. Использование «Mind Map» на уроках английского
языка. [Электронный ресурс] / Е.П. Пфейфер // Социальная сеть работников образование nsportal.ru. Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2014/02/17/ispolzovanie-mind-map-na-urokakh (дата
обращения 10.03.2015)
32. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова - М.: Просвещение, 1991. - 351 с.
33. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. [Текст] - М.: Смысл, 2002. - 527 с.
34. Руденко-Моргун, О.И. Мультимедиа как средство визуализации
языковых явлений [Электронный ресурс] / О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, А.Н. Аль-Кайси // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2016. - №1. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/multimedia-kak-sredstvo-vizualizatsii- yazykovyh-yavleniy(дата обращения: 04.10.2022).
35. Савкина, О.А. Опыт применения открытых образовательных
ресурсов в обучении английскому языку [Электронный ресурс] / О.А. Савкина, А.Е. Савкин, М.В. Архипова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-1. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/nyopyt-primeneniya-otkrytyh- obrazovatelnyh-resursov-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата
обращения: 10.11.2022).
36. Сверчкова, Ю. А. Визуализация учебной информации как средство
преобразования блоковых моделей [Электронный ресурс] / Ю.А. Сверчкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - №58. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-uchebnoy-
informatsii-kak-sredstvo-preobrazovaniya-blokovyh-modeley (дата
обращения: 14.10.2022).
37. Станкевич, И.А. Mind maps как интенсивная методика развития
мышления в преподавании английского языка. [Электронный ресурс] / И.А. Станкевич // Социальная сеть работников образование nsportal.ru. - 2013. Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-
spo/gumanitarnye-nauki/library/mind-mapping (дата обращения
13.10.2022)
38. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку [Текст] / Т.А. Сырина // Вестник ТГПУ. -
2016. - № 7 (172). - C. 81-85.
39. Тищенко Н.Г. Дидактические основы использования инфографики в преподавании русского языка как иностранного в техническом вузе [Текст] / Н.Г. Тищенко // Педагогический журнал. - 2019. - № 4-1. - С. 369-376.
40. Толмачева Н.С. Использование интерактивных онлайн-досок при
обучении иностранному языку: из опыта работы [Электронный ресурс] / Н.С. Толмачева, А.Н. Быданцева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - №2 (56). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-interaktivnyh-onlayn-dosok- pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-iz-opyta-raboty (дата обращения:
11.11.2022) .
41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
[федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.] - URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения 18.10.2022)
42. Филатов В. М. Коммуникативная грамматика английского языка : Эксперим. учеб. пособие для 1-3 курсов пед. колледжей, 1-2 курсов яз. педвузов [Текст] / В.М. Филатов, И.Г. Шевченко, Л.П. Шрамко; Под общ. ред. В.М. Филатова; Рос. акад. образования. Юж. отд-ние. Образоват. центр "АНИОН". - Ростов н/Д : Anion, 2001. - 143 с.
43. Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А., Зиганшина Г.Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 47-50. - Режим доступа: https://moluch.ru /conf/ped/archive/149/7797 (дата обращения: 01.11.2022).
44. Цетлин, В.С. Методика обучения грамматическим явлениям французского языка в средней школе [Текст] // М.: АПН РСФСР. - 1961. - 267 с.
45. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. [Текст] - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
46. Шевченко О.И., Ивко В.И. Формы дистанционного обучения в вузе
[Электронный ресурс] // Инновационная наука. - 2018. - №12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7formy-distantsionnogo-
obucheniya-v-vuze (дата обращения: 12.11.2022).
47. Шинкаренко, Я. В. Формирование грамматической компетенции студентов-юристов в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Я. В. Шинкаренко // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. - 2022. - № 1(12). - С. 179-186.
48. Bjerke M. B., Renger R. Being smart about writing SMART objectives [Текст] / M B. Bjerke, R. Renger // Evaluation and Program Planning. -
2017. -т Vol. 61. P. 125-127.
49. Cozma, M. The Challenge of Teaching English to Adult Learners in
Today's World / Michaela. Cozma [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 197. - Р. 1209-1214.; Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/scence/
article/pii/S1877042815043815?via%3Dihub/ (дата обращения: 15.11.2022)
50. Cross, K.P. Adults as Learners. [Текст] / K.P. Cross // San Francisco: Jossey-Bass. 1981. - 336 с.
51. Frankenberg B., Fuhr L. Visuelle Medien im Deutschunterricht,
Erprobungsfassung 4/97. [Текст] // Berlin/Munchen: Langenscheidt. - 1997. - С. 42-43
52. Nazari, Nastaran. “The Effect of Implicit and Explicit Grammar Instruction on Learners’ Achievements in Receptive and Productive Modes.” [Текст] / N. Nazari // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - №70. - С. 156-162.
53. Novawan, A. “Visually based grammar teaching”, in Widodo, H.P. and Cirocki (Eds), Innovation and Creativity in ELT Methodology [Текст] / A. Novawan // New York: Nova Science Publisher. - 2011. - С. 161-172.
54. Penny Ur. A course in English Language Teaching. [Текст] / P. Ur // Cambridge University Press. - 2014. - 336 с.
55.Surkamp Carola. Metzler Lexikon Fremdsprachendidaktik: Ansatze Methoden Grund-begriffe - aktualisierte und erweiterte Auflage [Текст] // Stuttgart: J.B. Metzler Rizopoulou, Aikaterini. - 2017. - 89 с.
56.Thornbury, S. Teaching grammar to adults. Part of the Cambridge Papers in ELT series. [Текст] / S. Thornbury // Cambridge: Cambridge University Press. - 2019. - 15 c.