ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ»)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1 Особенности факультативных курсов по информатике
1.2 Использование ментальных карт в учебном процессе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ» 30
2.1 Факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений» в системе факультативных курсов по информатике 30
2.2. Разработка ментальных карт для факультативного курса «Численные
методы решения нелинейных уравнений» 37
2.3. Методические рекомендации по использованию ментальных карт в
факультативном курсе 43
2.4. Исследование влияния использования ментальных карт на мотивацию
и профессиональную ориентацию школьников 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Библиографический список 57
Приложения 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1 Особенности факультативных курсов по информатике
1.2 Использование ментальных карт в учебном процессе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ» 30
2.1 Факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений» в системе факультативных курсов по информатике 30
2.2. Разработка ментальных карт для факультативного курса «Численные
методы решения нелинейных уравнений» 37
2.3. Методические рекомендации по использованию ментальных карт в
факультативном курсе 43
2.4. Исследование влияния использования ментальных карт на мотивацию
и профессиональную ориентацию школьников 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Библиографический список 57
Приложения 62
В школьном курсе информатики и в элективных, факультативных курсах информационного цикла происходит знакомство обучающихся с единой информационной картиной мира, развитие информационной культуры, алгоритмического и логического мышления. Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. [42]. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики. [43]
Для того чтобы соответствовать новым требованиям ФГОС, каждому учителю важно понять, что, и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес и мотивация к обучению являются одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть отобраны так, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой и применяемой на практике.
Следовательно, вопросы разработки методических приемов, позволяющих повысить эффективность обучения и мотивацию к информационным дисциплинам являются актуальными.
В свою очередь специфика факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение интереса к наукам, обеспечение высокого теоретического уровня знаний, ориентация учащихся в отношении выбора профессионального направления.
Одним из средств, позволяющих осуществить постепенный переход от житейского, повседневного алгоритмического мышления, имеющегося у каждого человека к абстракциям блок-схем и программных кодов, является ментальных карт. Использование ментальных карт облегчает понимание учебного материала повышает эффективность обучения информационным дисциплинам и мотивацию учащихся к изучению дисциплин. В будущем это может способствовать выбору инженерно-технических профилей подготовки и пред профильной ориентации учащихся.
Проблема: Каковы должны быть методические подходы к обучению информационным дисциплинам для создания мотивации обучающихся к выбору инженерно-технического профиля подготовки.
Проведенный анализ современного состояния проблемы позволил выявить следующие противоречия:
- Между требованиями современного высокотехнологичного общества к инженерно-техническим кадрам и недостаточным уровнем мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
- Между высоким потенциалом ментальных карт и недостатком методической базы при её использовании при обучение информационным дисциплинам в школе.
Цель: Теоретически обосновать возможность и необходимость
использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике, разработать необходимые для этого дидактические материалы и средства обучения, исследовать влияние данной технологии на мотивацию и профессиональную ориентацию школьников.
Объект: учебный процесс по факультативным курсам информатики.
Предмет: использование ментальных карт в факультативных курсах по информатике.
Гипотеза: если в процессе факультативного курса по информационным дисциплинам использовать ментальные карты, то это будет способствовать эффективности обучения информационным дисциплинам и повышению мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
Задачи:
1. Выявить особенности обучения факультативным курсам по информатике
2. Рассмотреть теоретические основы использования ментальных карт в учебном процессе
3. Разработать факультативный курс «Численные методы решения
нелинейных уравнений» и ментальные карты по основным темам курса
4. Провести исследование профессиональной ориентации школьников 9 класса
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, двух глав, выводов по ним и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи.
В первой главе выделена проблема: Каковы должны быть методические подходы к обучению информационным дисциплинам для создания мотивации обучающихся и выбору инженерно-технического профиля подготовки. В связи с этой проблемой, на основе проведенного анализа методической литературы, посвященной факультативным курсам по информатике и вопросам использования ментальных карт в учебном процессе, предложено разработать факультативный курс по информатике «Численные методы решения нелинейных уравнений» с использованием ментальных карт.
Во второй главе представлена пояснительная записка для факультативного курса по информатике «Численные методы решения нелинейных уравнений», описаны ментальные карты, разработанные для данного курса, а также показаны результаты апробации.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании» в рамках XIX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» КГПУ им. В.П. Астафьева 22 мая 2018 г. и опубликованы в материалах конференции.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики. [43]
Для того чтобы соответствовать новым требованиям ФГОС, каждому учителю важно понять, что, и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес и мотивация к обучению являются одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть отобраны так, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой и применяемой на практике.
Следовательно, вопросы разработки методических приемов, позволяющих повысить эффективность обучения и мотивацию к информационным дисциплинам являются актуальными.
В свою очередь специфика факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение интереса к наукам, обеспечение высокого теоретического уровня знаний, ориентация учащихся в отношении выбора профессионального направления.
Одним из средств, позволяющих осуществить постепенный переход от житейского, повседневного алгоритмического мышления, имеющегося у каждого человека к абстракциям блок-схем и программных кодов, является ментальных карт. Использование ментальных карт облегчает понимание учебного материала повышает эффективность обучения информационным дисциплинам и мотивацию учащихся к изучению дисциплин. В будущем это может способствовать выбору инженерно-технических профилей подготовки и пред профильной ориентации учащихся.
Проблема: Каковы должны быть методические подходы к обучению информационным дисциплинам для создания мотивации обучающихся к выбору инженерно-технического профиля подготовки.
Проведенный анализ современного состояния проблемы позволил выявить следующие противоречия:
- Между требованиями современного высокотехнологичного общества к инженерно-техническим кадрам и недостаточным уровнем мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
- Между высоким потенциалом ментальных карт и недостатком методической базы при её использовании при обучение информационным дисциплинам в школе.
Цель: Теоретически обосновать возможность и необходимость
использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике, разработать необходимые для этого дидактические материалы и средства обучения, исследовать влияние данной технологии на мотивацию и профессиональную ориентацию школьников.
Объект: учебный процесс по факультативным курсам информатики.
Предмет: использование ментальных карт в факультативных курсах по информатике.
Гипотеза: если в процессе факультативного курса по информационным дисциплинам использовать ментальные карты, то это будет способствовать эффективности обучения информационным дисциплинам и повышению мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
Задачи:
1. Выявить особенности обучения факультативным курсам по информатике
2. Рассмотреть теоретические основы использования ментальных карт в учебном процессе
3. Разработать факультативный курс «Численные методы решения
нелинейных уравнений» и ментальные карты по основным темам курса
4. Провести исследование профессиональной ориентации школьников 9 класса
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, двух глав, выводов по ним и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи.
В первой главе выделена проблема: Каковы должны быть методические подходы к обучению информационным дисциплинам для создания мотивации обучающихся и выбору инженерно-технического профиля подготовки. В связи с этой проблемой, на основе проведенного анализа методической литературы, посвященной факультативным курсам по информатике и вопросам использования ментальных карт в учебном процессе, предложено разработать факультативный курс по информатике «Численные методы решения нелинейных уравнений» с использованием ментальных карт.
Во второй главе представлена пояснительная записка для факультативного курса по информатике «Численные методы решения нелинейных уравнений», описаны ментальные карты, разработанные для данного курса, а также показаны результаты апробации.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании» в рамках XIX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» КГПУ им. В.П. Астафьева 22 мая 2018 г. и опубликованы в материалах конференции.
На сегодняшний день не для кого не секрет, что в современном высокотехнологичном обществе наиболее актуальны профессии инженерно-технической направленности. Но исходя из опыта преподавателей информатики и своего собственного, складывается такая тенденция, что у нынешних школьников недостаточный уровень мотивации к выбору инженерно¬технических профилей подготовки
В свою очередь специфика факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение интереса к наукам информационной
направленности, обеспечение высокого теоретического уровня знаний, ориентация учащихся в отношении выбора профессионального направления. Поэтому нами был предложен факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений». Программирование позволяет научить учащихся систематизировать свои знания, применять их в решении конкретных задач, оценивать и анализировать получившиеся результаты, учитывая стоящие перед ним задачи и прослеживая возможные последствия принятия решения. Важно в процессе факультативного курса заложить не только основы программирования, но и дать обучающимся возможность получить более широкие представления о возможностях программирования и численных методах решения задач.
Данная работа была нацелена на теоретическое обоснование возможности и необходимость использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике и разработку необходимых для этого дидактических материалов и средства обучения. А также важную роль в работе играло, исследование влияния технологии ментальных карт в факультативном курсе на мотивацию и профессиональную ориентацию школьников.
В дипломной работе представлен теоретический материал, подлежащий усвоению на факультативном курсе, тематическое планирование, технология разработки и примеры готовых ментальных карт. Она будет интересна, прежде всего, учителям, которые решили проводить факультативные занятия по программированию в нестандартной форме, то есть с помощью ментальных карт .
В современном мире, где существует большой поток информации, применение ментальных карт в процессе обучения информатике может дать положительные результаты, так как он даёт возможность выбирать, структурировать и запоминать основную информацию, а также воспроизводить ее в дальнейшем. Поэтому, если в процессе факультативного курса по информационным дисциплинам использовать методику ментальных карт, то это будет способствовать эффективности обучения информационным дисциплинам и повышению мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
Ментальные карты помогают развивать креативное и алгоритмическое мышление, память и внимание обучающихся, а также помогают сделать процесс обучения интереснее и плодотворнее. Таким образом, внедрение такой техники поможет разрабатывать разнообразные занятия с учетом возможностей и запросов обучающихся и создавать условия для мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки. Создание карт мышления - это мощная технология, повышающая эффективность работы в несколько раз.
В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты:
1. Выявлены особенности проведения факультативного курса по информатике
2. Рассмотрены теоретические основы использования ментальных карт в учебном процессе
3. Разработан факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений» и ментальные карты по основным темам факультативного курса
4. Проведена частичная апробация разработанного факультативного курса «Численные методы решения нелинейных уравнений» на базе МАОУ СШ №145 в 9 классах.
5. Проведено исследование профессиональной ориентации школьников 9 класса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимы дополнительные исследования, поскольку профессиональной ориентации обучающихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.
В свою очередь специфика факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение интереса к наукам информационной
направленности, обеспечение высокого теоретического уровня знаний, ориентация учащихся в отношении выбора профессионального направления. Поэтому нами был предложен факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений». Программирование позволяет научить учащихся систематизировать свои знания, применять их в решении конкретных задач, оценивать и анализировать получившиеся результаты, учитывая стоящие перед ним задачи и прослеживая возможные последствия принятия решения. Важно в процессе факультативного курса заложить не только основы программирования, но и дать обучающимся возможность получить более широкие представления о возможностях программирования и численных методах решения задач.
Данная работа была нацелена на теоретическое обоснование возможности и необходимость использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике и разработку необходимых для этого дидактических материалов и средства обучения. А также важную роль в работе играло, исследование влияния технологии ментальных карт в факультативном курсе на мотивацию и профессиональную ориентацию школьников.
В дипломной работе представлен теоретический материал, подлежащий усвоению на факультативном курсе, тематическое планирование, технология разработки и примеры готовых ментальных карт. Она будет интересна, прежде всего, учителям, которые решили проводить факультативные занятия по программированию в нестандартной форме, то есть с помощью ментальных карт .
В современном мире, где существует большой поток информации, применение ментальных карт в процессе обучения информатике может дать положительные результаты, так как он даёт возможность выбирать, структурировать и запоминать основную информацию, а также воспроизводить ее в дальнейшем. Поэтому, если в процессе факультативного курса по информационным дисциплинам использовать методику ментальных карт, то это будет способствовать эффективности обучения информационным дисциплинам и повышению мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
Ментальные карты помогают развивать креативное и алгоритмическое мышление, память и внимание обучающихся, а также помогают сделать процесс обучения интереснее и плодотворнее. Таким образом, внедрение такой техники поможет разрабатывать разнообразные занятия с учетом возможностей и запросов обучающихся и создавать условия для мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки. Создание карт мышления - это мощная технология, повышающая эффективность работы в несколько раз.
В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты:
1. Выявлены особенности проведения факультативного курса по информатике
2. Рассмотрены теоретические основы использования ментальных карт в учебном процессе
3. Разработан факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений» и ментальные карты по основным темам факультативного курса
4. Проведена частичная апробация разработанного факультативного курса «Численные методы решения нелинейных уравнений» на базе МАОУ СШ №145 в 9 классах.
5. Проведено исследование профессиональной ориентации школьников 9 класса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимы дополнительные исследования, поскольку профессиональной ориентации обучающихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.



