Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ»)

Работа №166871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1 Особенности факультативных курсов по информатике
1.2 Использование ментальных карт в учебном процессе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ» 30
2.1 Факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений» в системе факультативных курсов по информатике 30
2.2. Разработка ментальных карт для факультативного курса «Численные
методы решения нелинейных уравнений» 37
2.3. Методические рекомендации по использованию ментальных карт в
факультативном курсе 43
2.4. Исследование влияния использования ментальных карт на мотивацию
и профессиональную ориентацию школьников 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Библиографический список 57
Приложения 62


В школьном курсе информатики и в элективных, факультативных курсах информационного цикла происходит знакомство обучающихся с единой информационной картиной мира, развитие информационной культуры, алгоритмического и логического мышления. Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. [42]. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики. [43]
Для того чтобы соответствовать новым требованиям ФГОС, каждому учителю важно понять, что, и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес и мотивация к обучению являются одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть отобраны так, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой и применяемой на практике.
Следовательно, вопросы разработки методических приемов, позволяющих повысить эффективность обучения и мотивацию к информационным дисциплинам являются актуальными.
В свою очередь специфика факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение интереса к наукам, обеспечение высокого теоретического уровня знаний, ориентация учащихся в отношении выбора профессионального направления.
Одним из средств, позволяющих осуществить постепенный переход от житейского, повседневного алгоритмического мышления, имеющегося у каждого человека к абстракциям блок-схем и программных кодов, является ментальных карт. Использование ментальных карт облегчает понимание учебного материала повышает эффективность обучения информационным дисциплинам и мотивацию учащихся к изучению дисциплин. В будущем это может способствовать выбору инженерно-технических профилей подготовки и пред профильной ориентации учащихся.
Проблема: Каковы должны быть методические подходы к обучению информационным дисциплинам для создания мотивации обучающихся к выбору инженерно-технического профиля подготовки.
Проведенный анализ современного состояния проблемы позволил выявить следующие противоречия:
- Между требованиями современного высокотехнологичного общества к инженерно-техническим кадрам и недостаточным уровнем мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
- Между высоким потенциалом ментальных карт и недостатком методической базы при её использовании при обучение информационным дисциплинам в школе.
Цель: Теоретически обосновать возможность и необходимость
использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике, разработать необходимые для этого дидактические материалы и средства обучения, исследовать влияние данной технологии на мотивацию и профессиональную ориентацию школьников.
Объект: учебный процесс по факультативным курсам информатики.
Предмет: использование ментальных карт в факультативных курсах по информатике.
Гипотеза: если в процессе факультативного курса по информационным дисциплинам использовать ментальные карты, то это будет способствовать эффективности обучения информационным дисциплинам и повышению мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
Задачи:
1. Выявить особенности обучения факультативным курсам по информатике
2. Рассмотреть теоретические основы использования ментальных карт в учебном процессе
3. Разработать факультативный курс «Численные методы решения
нелинейных уравнений» и ментальные карты по основным темам курса
4. Провести исследование профессиональной ориентации школьников 9 класса
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, двух глав, выводов по ним и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи.
В первой главе выделена проблема: Каковы должны быть методические подходы к обучению информационным дисциплинам для создания мотивации обучающихся и выбору инженерно-технического профиля подготовки. В связи с этой проблемой, на основе проведенного анализа методической литературы, посвященной факультативным курсам по информатике и вопросам использования ментальных карт в учебном процессе, предложено разработать факультативный курс по информатике «Численные методы решения нелинейных уравнений» с использованием ментальных карт.
Во второй главе представлена пояснительная записка для факультативного курса по информатике «Численные методы решения нелинейных уравнений», описаны ментальные карты, разработанные для данного курса, а также показаны результаты апробации.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании» в рамках XIX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» КГПУ им. В.П. Астафьева 22 мая 2018 г. и опубликованы в материалах конференции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день не для кого не секрет, что в современном высокотехнологичном обществе наиболее актуальны профессии инженерно-технической направленности. Но исходя из опыта преподавателей информатики и своего собственного, складывается такая тенденция, что у нынешних школьников недостаточный уровень мотивации к выбору инженерно¬технических профилей подготовки
В свою очередь специфика факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение интереса к наукам информационной
направленности, обеспечение высокого теоретического уровня знаний, ориентация учащихся в отношении выбора профессионального направления. Поэтому нами был предложен факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений». Программирование позволяет научить учащихся систематизировать свои знания, применять их в решении конкретных задач, оценивать и анализировать получившиеся результаты, учитывая стоящие перед ним задачи и прослеживая возможные последствия принятия решения. Важно в процессе факультативного курса заложить не только основы программирования, но и дать обучающимся возможность получить более широкие представления о возможностях программирования и численных методах решения задач.
Данная работа была нацелена на теоретическое обоснование возможности и необходимость использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике и разработку необходимых для этого дидактических материалов и средства обучения. А также важную роль в работе играло, исследование влияния технологии ментальных карт в факультативном курсе на мотивацию и профессиональную ориентацию школьников.
В дипломной работе представлен теоретический материал, подлежащий усвоению на факультативном курсе, тематическое планирование, технология разработки и примеры готовых ментальных карт. Она будет интересна, прежде всего, учителям, которые решили проводить факультативные занятия по программированию в нестандартной форме, то есть с помощью ментальных карт .
В современном мире, где существует большой поток информации, применение ментальных карт в процессе обучения информатике может дать положительные результаты, так как он даёт возможность выбирать, структурировать и запоминать основную информацию, а также воспроизводить ее в дальнейшем. Поэтому, если в процессе факультативного курса по информационным дисциплинам использовать методику ментальных карт, то это будет способствовать эффективности обучения информационным дисциплинам и повышению мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки.
Ментальные карты помогают развивать креативное и алгоритмическое мышление, память и внимание обучающихся, а также помогают сделать процесс обучения интереснее и плодотворнее. Таким образом, внедрение такой техники поможет разрабатывать разнообразные занятия с учетом возможностей и запросов обучающихся и создавать условия для мотивации школьников к выбору инженерно-технических профилей подготовки. Создание карт мышления - это мощная технология, повышающая эффективность работы в несколько раз.
В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты:
1. Выявлены особенности проведения факультативного курса по информатике
2. Рассмотрены теоретические основы использования ментальных карт в учебном процессе
3. Разработан факультативный курс «Численные методы решения нелинейных уравнений» и ментальные карты по основным темам факультативного курса
4. Проведена частичная апробация разработанного факультативного курса «Численные методы решения нелинейных уравнений» на базе МАОУ СШ №145 в 9 классах.
5. Проведено исследование профессиональной ориентации школьников 9 класса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимы дополнительные исследования, поскольку профессиональной ориентации обучающихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.


1. Антипов И.Н. Программирование: Учеб. пособие по факультативному курсу
для учащихся VIII-IX кл. / И.Н. Антипов. - Москва: Просвещение, 1976. - 175 с.: ил.; 21
2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая
система и управление. В 2 кн. / Кн. 1. - М.: Образование - 2100, 2004. - 520 с.
3. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования
познавательной деятельности учащихся/ Е. А. Бершадская // Пед.
технологии: проф. журн. для технологов образования. - 2009. - N 3. - С. 17-21
4. Бершадский М.Е. О методе интеллект-карт [Электронный
ресурс].URL:http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32/ (дата
обращения 1.02.2017)
5. Боброва Л.Н. Программные средства учебного назначения: проявление
ролевого стиля преподавания / Л. Н. Боброва, Г. А. Никулова //
Образовательные технологии и общество: [Электронный ресурс].
URL:http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1019157 (дата обращения 29.05.2018)
6. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. -М.:
Вышейшая школа, 1998. - 431 с: ил.
7. Бьюзен Т. Думайте эффективно - Попурри, 2006 г., 104 стр.ISBN 985-
483735-1, 0-00714684-1
8. Бьюзен Т. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации /
Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд ; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] - М: "Росмэн",
2007. - 326 с.
9. Бьюзен Т., Бьюзен Б., Интеллект-карты. Практическое руководство -
Попурри, 2010 г., 368 стр., ISBN 978-985-15-1077-7, 0-563-53732-9
10.Василенко Т. Mind Maps – опыт использования [Электронный ресурс].
URL:http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/ (дата обращения
1.02.2018)58
11.Воробьева В.М. Эффективное использование метода интеллект–карт на
уроках: Методическое пособие. / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г.
Будунова, –М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. –44 с.4.
12.Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. - 2-6 изд., дораб. и доп. - М.:Мол.
Гвардия, 1985 г.
13.Герб С. «More Exceptional C++» («Новые сложные задачи на C++»)
14.Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
15.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб: Издательство «Питер», 2000.
16.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
17.Кон Игорь Семенович. Психология юношеского возраста: (Проблемы
формирования личности). Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов. — М.:
Просвещение, 1979. — 175 с.
18.Копыл В. И.. Карты ума // Минск: Харвест, 2007.
19.Коценко В.И. Педагогические функции и содержание факультативного
обучения в основной школе // Педагогика и психология. – 1997. - № 2 .- с.24-
31
20. Кузнецов A.A. Академический учебник и образовательный стандарт нового
поколения Текст. / А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина //
Информатика и образование. 2008. - №1. - С.3-6.
21.Кузнецов A.A. Информатика в профильной школе Текст. / А.А.Кузнецов,
Л.О.Филатова // Информатика и образование. 2003. -№6. - С.14-18
22.Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К., М. и др.:Теория и методика
обучения информатике : учебник / Т33 под ред.М. П. Лапчика. – М.:
Издательский центр «Академия», 208. – 592 с.
23.Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для
студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред.
М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Лапчик М.П. Численные методы: учебное пособие для вузов по
специальности 030100 "Информатика" / М. П. Лапчик, М. И. Рагулина,59
Хеннер Е.К. Высшее профессиональное образование. Информатика и
вычислительная техника / Academia (Академия), 2005. Москва - 384 с.
25.Леднев, B.C. Состояние и перспективы развития курса информатики в
общеобразовательной школе Текст. / В.С.Леднев, А.А.Кузнецов,
С.А.Бешенков // Информатика и образование. 1998. - №3. - С.76-78.
26.Леонтьев А. Н. Основы психологии. Психология.
27.Миллер А. И. Ментальные карты историка. И связанные с ними опасности:
[Электронный ресурс]. URL:http://refdb.ru/look/2209668 (дата обращения
29.05.2018)
28.Михайлова Е.В. Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки № 2-
2011»
29.Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и
структурирования идей / Х. Мюллер. –М.: Омега-Л, 2007. –126 с.5.
30.Нигматулина Э.А., Сокольская М.А., Степанова Т.А., Пак Н.И.
Программирование. Учебник в двух томах. Под редакцией Н.И. Пака. Том 1.
31. Окулов С. М. Развитие интеллекта школьника как принцип организации
синергетической среды обучения информатике: автореф. дис. …. д-ра пед.
наук / С. М. Окулов. Киров, 2004. 56 с.
32.Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов
педагогического вуза [Электронный ресурс]: Электронный журнал
«Психологическая наука и образование», 2010 №1 // Психологическая наука
и образование: URL: www.psyedu.ru (дата обращения 1.06.2018)
33.Педагогика развития: юношеский возраст - вершина детства и/или начало
взрослости: материалы 13 научно-практической конференции, Красноярск,
апрель 2006 года : доклады на пленарных заседаниях, секциях и дискуссиях
/ Сиб. федерал. ун-т. Красноярск. 2007. 203 с.
34.Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / Гл. ред. И.А.Когеров,
Ф.Н.Петров. – М.: Советская энциклопедия. Т-4, -1966, -911с.
35.Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углублённый уровень: учебник
для 9 класса : в 2 ч.,Ч. 2/. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 304 с.60
36.Пряжников Н.С.,Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого
достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.:
Издательский центр «Академия», 2001.
37.Сазанова, Л. Ментальные карты как средство обучения в вузе//
Перспективы развития информационных технологий.–2016. –No 28. –С. 118
–122
38. Самарский А.А. Введение в численные методы: учебное пособие для вузов
/ А. А. Самарский. - Изд. 5-е, стер. - Москва ; Краснодар : Лань, 2009. - 288
с.
39.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. В 2т.
Под ред. 3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.— Т.1 - 309с., Т.2 -
294с.
40.Сидоров С. Возможности использования ментальных карт в процессе
повышения квалификации учителей//Научное обеспечение системы
повышения квалификации кадров. –2013. –Выпуск 1(14). –С. 43 –47
41.Степанова Т.А Численные методы линейной алгебры и математического
анализа (учебное пособие). - Красноярск: РИО КГПУ, 2013.
42. Турчак Л.И Основы численных методов: учебное пособие для студентов
вузов / Л. И. Турчак, П. В. Плотников. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Физматлит [Физико-математическая литература], 2003. - 300 с. - Список лит.
Предм. указ.: с.290-300. - ISBN 5-922101-53-6 : 181.50 р.
43.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 г. N 1897)
44. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Профильный
уровень. [Электронный ресурс].
URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421.14.06.2014 (дата
обращения: 15.03.18)61
45.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 7.
Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для
осуществления органам государственной власти субъектов Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://zakonobobrazovanii.ru/glava-
1/statya-7 (дата обращения: 15.03.18)
46.Хуторской А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их
метапредметным содержанием образования // Народное образование. -
2012. - № 4. - С.36-48.
47.Цветкова З.М. Особенности факультативных занятий для старшеклассников.
- М.: ФИА «ПРЕСС, 2004. - 237 с. 17.
48.Чечель И.Д. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. - М.:
Умник, 2004. - 256 с. 19
49.Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического
пространства в Европе/ Ф.Б. Шенк // Политическая наука. [Электронный
ресурс]. URL:http://refdb.ru/look/2597859.html (дата обращения 27.05.2018)
50.Шипунов C. Как рисовать карты [Электронный ресурс].
URL:http://www.mind-map.ru/?s=33/ (дата обращения 1.02.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ