Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование ментальных карт в факультативных курсах по информатике

Работа №166870

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике 6
§ 1.1. Особенности факультативных курсов по информатике 6
§ 1.2. Использование ментальных карт в учебном процессе 8
§ 1.3. Ментальные карты как средство развития алгоритмического мышления 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практические аспекты использования ментальных карт в факультативном курсе «Численные методы решения систем линейных уравнений» 21
§ 2.1. Курс «Численные методы решения систем линейных уравнений» в системе факультативных курсов по информатике 21
§ 2.2. Разработка ментальных карт по темам факультативного курса «Численные методы решения систем линейных уравнений» 23
§ 2.3. Методические рекомендации по использованию ментальных карт в факультативном курсе 34
§ 2.4 Апробация результатов исследования 36
Выводы по второй главе 41
Заключение 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение 1 47
Приложение 2 55
Приложение 3

В школьном курсе информатики и в элективных и факультативных курсах информационного цикла происходит знакомство обучающихся с единой информационной картиной мира, развитие информационной культуры, алгоритмического и логического мышления. Достижение этих результатов реализуется через освоение и понимание на должном уровне содержательных единиц курса, что часто бывает затруднено в силу абстрактности самих категорий информатики, которыми она оперирует, а также сложностью методов, которые требуют хорошей математической подготовки.
Опыт обучения информатике показывает, что связаны эти трудности с недостаточным уровнем сформированности алгоритмического мышления обучающихся, с их неготовностью воспринимать материал достаточно высокого уровня абстракции и логики. Большая часть обучающихся, имея недостаточный для восприятия уровень сформированности алгоритмического мышления, нуждается в некоторых промежуточных между постановкой задачи и представлением ее решения в крайне абстрактном, формализованном виде этапах, которые будут постепенно понижать уровень абстракции представления алгоритма ее решения.
Следовательно, вопросы разработки методических приемов, позволяющих повысить эффективность обучения и информационным дисциплинам являются актуальными.
Один из таких приемов, который позволяет осуществить постепенный переход от житейского, повседневного алгоритмического мышления, имеющегося у каждого человека к абстракциям блок-схем и программных кодов, являются ментальные карты.
Противоречия
Анализ современного состояния проблемы позволил выявить следующие противоречия:
• между необходимостью развития алгоритмического мышления выпускников школы на достаточном уровне и отсутствием необходимой теоретической базой, недостаточным количеством исследований в области теории алгоритмического мышления
• между возможностями ментальных карт и недостаточной методической базой
Проблема.
Какие средства обучения информационным дисциплинам обеспечивают развитие алгоритмического мышления?
Цель. Теоретически обосновать возможность и необходимость использования ментальных карт в факультативных курсах по информатике, разработать необходимые для этого дидактические материалы и средства обучения, способствующие развитию алгоритмического мышления.
Объект. Учебный процесс по факультативным курсам по информатике.
Предмет. Использование ментальных карт в факультативных курсах по информатике.
Гипотеза.
Если при обучении факультативным курсам по информационным дисциплинам использовать ментальные карты, то это будет способствовать повышению уровня развития алгоритмического мышления и результативности усвоения учебного материала.
Задачи.
1) Выявить особенности обучения факультативным курсам по информатике, обосновать целесообразность включения факультативного курса - «Численные методы решения систем линейных уравнений» в систему факультативных курсов по информатике.
2) Рассмотреть теоретические основы использования ментальных карт в учебном процессе,
3) Проанализировать процесс развития алгоритмического мышления школьников, определить способы диагностики уровня его сформированности.
4) Разработать факультативный курс - «Численные методы решения систем линейных уравнений» и комплект ментальных карт по основным темам курса, провести апробацию разработанных материалов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей работе я постаралась провести обзор различных подходов к определению понятия ментальная карта, описать технологию создания карт и на своем личном примере показать процесс создания.
Ментальные карты использует каждый человек в своей голове, сам того не подозревая. И только недавно их начали подробно изучать и пытаться использовать в обучении школьников, студентов.
Существует огромное количество ресурсов для создания электронных ментальных учебных пособий. Мною были рассмотрены самые популярные из них: Mindomo, Mind42, FreeMind, Coggle, Mindmeister и Мари1, Wise Mappng. Были выявлены преимущества каждого из них. Во многом они похожи, но при работе становятся видны отличия.
В ходе проведения этой исследовательской работы мною была проанализирована теоретическая и научно-методическая литература по теме алгоритмическое мышление у школьников, подготовлен и проведён тест на выявления уровня алгоритмического мышления. А также проведён факультативный курс, который способствует развитию алгоритмического мышления. Таким образом, исходя из выше приведенных диаграмм, можно сделать вывод, что разработанный факультативный курс «Численные методы решения систем линейных уравнений» действительно способствует развитию алгоритмического мышления у школьников.



1. Альфред, В. Ахо Компиляторы. Принципы, технологии и инструментарий / Альфред В. Ахо и др. - Москва: Высшая школа, 2015. - 882 с.
2. Андреева, Е. Алгоритмизация и программирование. [Текст] / Е. Андреева. - «Информатика», 2004, №9.
3. Балена, Франческо Современная практика
программирования на Microsoft Visual Basic и Visual C# / Франческо Балена , Джузеппе Димауро. - М.: Русская Редакция, 2015. - 640 с.
4. М.: Высшая школа, 2002.
5. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
6. Боброва, Л. Н. Программные средства учебного
назначения: проявление ролевого стиля преподавания / Л. Н. Боброва, Г. А. Никулова // «Образовательные технологии и общество : международный электронный журнал. - 2012. - №2. - С.493-516. - Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp7issueid =1019157 (11.04.2018).
7. Бьюзен, Т., Научите себя думать / Т. Бьюзен - М., 2014
8. Бьюзен Т., Бьюзен Б., Интеллект-карты. Практическое руководство -Попурри, 2010 г., 368 стр., ISBN 978-985-15-1077-7, 0-563-53732-9
9. Казакова, О.Д. Формирование алгоритмического стиля мышления на уроках информатики [Текст] / О.Д. Казакова. - «Информатика», 2005, №11.
10. Климов, В. Г. Информационно-коммуникационные
технологии как основа эффективного решения широких классов задач российского общества [Текст] / В. Г. Климов // Материалы Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения - 10». Кокшетау : Изд-во Кокшетауского государственного
университета, 2005. - С. 371-375.
11. Копаев, А.В. Влияние современных информационных технологий [Текст] / А.В. Копаев. - Компьютер в школе и семье, 2000, №2.
12. Лапчик М.П., Рагулина М.И., Хеннер А.К. Численные методы. Учебное пособие для студентов педвуза. - М.:Академия, 2003.
13. Майер Е. И. Некоторые методические рекомендации по
использованию ментальных карт в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 165-167. — URL
https: //moluch.ru/archive/178/46135/ (19.06.2018)
14. Миленький, А.В. Опыт использования системы «Алгоритм» при изучении курса «Информатики» / А.В. Миленький. Компьютер в школе и семье, 2003, №5.
15. Миллер, А. И. Ментальные карты историка. И связанные с ними опасности [Электронный ресурс]. / А. И. Миллер. - Режим доступа. - http://refdb.ru/look/2209668. html (10.04.2018).
16. Нигматулина Э.А., Степанова Т.А. Условия формирования алгоритмической культуры студентов на основе информационного подхода. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. №1 (10) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011.
17. Панюкова, Т. А. Языки и методы программирования. Создание простых GUI-приложений с помощью Visual C++. Учебное пособие / Т.А. Панюкова, А.В. Панюков. - Москва: Мир, 2015. - 144 c.
18. Пахомов, Борис C/C++ и MS Visual C++ 2012 для
начинающих / Борис Пахомов. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 518 c.
19. Пономаренко Л.П., Р.В. Белоусова, «Психология», ч. 1.2 «Основы психологии», М., Владос, 2003. - 12с.
20. Самарский А.А., Вабищев П.Н., Самарская Е.А. Задачи и упражнения по численным методам. - М.:Эдиторал УРСС, 2000.
21. Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2009. - 341 с.
22. Семакин, И. Г., Шеина, Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе / М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
23. Сидоров, С. В. Ментальные карты на лекции по педагогике [Электронный ресурс] / С. В. Сидоров // Сайт педагога-исследователя : для студентов педагогических специальностей, преподавателей, школьных администраторов и педагогов-исследователей. - Режим доступа. - http://sv-sidorov.ucoz.com(13.04.2018).
24. Степанова Т.А. Теория алгоритмического мышления: учебное пособие // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014, 4,5 печ. листа.
25. Степанова Т.А. Сущность алгоритмического мышления с по- зиций информационного подхода // Инновации в непрерыв- ном образовании. 2012. № 3. С. 95-100.
26. Христочевский, С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. - 2001. - №2. - С. 70-77.
27. Шакурова, Г.Ф. Электронные учебники [Электронный ресурс] / Г. Ф Шакурова. - Режим доступа. - ЬИр://р1апе1а.18ри.ги/й1е8/й1е/ 1289823591.doc. (14.04.2018).
28. Шенк, Ф. Б. Ментальные карты: конструирование
географического пространства в Европе [Электронный ресурс] / Ф. Б. Шенк // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. - 2001. - С. 4-17. - Режим доступа. -
http://refdb.ru/look/2597859.html(12.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ