Гражданско-правовое регулирование договора возмездного оказания туристских услуг
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о договоре туристических услуг 7
1.1. Понятие и признаки туристической услуги 7
1.2. Источники правового регулирования отношений по оказанию
туристических услуг 12
1.3. Понятие, признаки и особенности заключения договора возмездного
оказания туристического обслуживания 18
Глава 2 Содержание договора по возмездному оказанию туристических услуг 27
2.1. Права и обязанности туристической фирмы 27
2.2. Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей
туристического обслуживания 32
2.3 Ответственность сторон за нарушение договора 41
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 55
Глава 1. Общие положения о договоре туристических услуг 7
1.1. Понятие и признаки туристической услуги 7
1.2. Источники правового регулирования отношений по оказанию
туристических услуг 12
1.3. Понятие, признаки и особенности заключения договора возмездного
оказания туристического обслуживания 18
Глава 2 Содержание договора по возмездному оказанию туристических услуг 27
2.1. Права и обязанности туристической фирмы 27
2.2. Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей
туристического обслуживания 32
2.3 Ответственность сторон за нарушение договора 41
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 55
Актуальность выпускной квалификационной работы.
В соответствии со статьей ст. 37 Конституции Российской Федерации, предписывающей следующую норму : «Каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск», необходимо отметить, что в современный период многие граждане реализуют конституционное право на отдых через занятие туризмом, что влечет обязанность общества предоставлять им реальные, эффективные возможности доступа к путешествиям и туризму».
Развитие рынка в сфере туристских услуг вызывает необходимость разработки средств регулирования отношений в сфере туристской деятельности. Соответственно, на современной этапе становления отечественной экономики большое значение приобретает решение вопросов защиты прав граждан-потребителей, то есть туристов, при оказании туристских услуг.
Неясность и противоречивость правовых норм, регулирующих поведение субъектов туристской деятельности, недостаточная разработанность, а иногда в отдельных случаях и отсутствие правового регулирования, на практике создают серьезные препятствия на пути разработки и применения правовых средств защиты прав граждан на отдых, что ведут к нарушению прав потребителей-туристов.
Отношения в сфере туристской деятельности представляют собой комплексные общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, административного, налогового законодательства и т.д.
Однако большинство норм, регулирующих туристскую деятельность, обладает гражданско-правовой сущностью.
За последние десятки лет российская действительность существенно изменилась. Принятие принципиально нового законодательства, отвечающего потребностям рыночной экономики, наряду с его позитивным значением, привело к нестабильности и неравномерности развития всей правовой системы. Поэтому весьма актуальными являются комплексные исследования, которые позволяют выявить основные тенденции в функционировании этой системы. Недостаточная научная разработка общих вопросов сдерживает и развитие прикладных исследований, особенно в относительно новых сферах правового регулирования, к каковым относится и туристская деятельность.
Степень научной разработанности исследования. Проблемы правового регулирования оказания туристских услуг является довольно новой для российской правовой науки.
В разработку основ правового регулирования отдельных видов обязательств в туристической деятельности, внесли существенный вклад следующие ученые - юристы: Братановский С.Н., Губа, В.П., Данилова Л.Я., Мохов Г.А, Писаревский Е.Л., Губенко Н.Н., Садиков О.Н., Мякина А.В. и др.
Становление рынка туристских услуг в новых экономических условиях по существу только начинается. Новизна проблемы, противоречивость, а в ряде случаев и отсутствие законодательной регламентации отношений, возникающих в процессе оказания туристских услуг, обусловили цели и задачи исследования.
Цель выпускной квалификационной работы. Цель состоит в выявлении проблем и особенностей правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг; в оценке содержания действующего законодательства на предмет его адекватности для эффективного регулирующего воздействия на эти отношения, в выработке путей и способов его совершенствования; в анализе правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг по вопросам порядка осуществления такого рода деятельности, договорного регулирования правоотношений, ответственности и защиты прав участников.
Для достижения поставленной цели, в качестве основных задач выдвигаются:
- определить понятие и признаки туристической услуги;
- проанализировать источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг;
- исследовать понятие, признаки и особенности заключения договора возмездного оказания туристического обслуживания;
- определить права и обязанности туристической фирмы;
- охарактеризовать права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей туристического обслуживания;
- сформулировать ответственность сторон за нарушение договора.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие при оказании туристских услуг, выделяя ее среди других объектов правового регулирования.
Предметом настоящего исследования явились нормы законодательства, регулирующих туристическую деятельность в целом, включая гражданское законодательство.
Теоретические и методологические основы исследования. Для раскрытия темы исследования применялись общенаучные методы (гносеологический, исторический, диалектический, системно-структурный, формально-логический), и частно-научные методы (сравнительно-правовой, технико-юридический). В процессе исследования автор опирался на фундаментальные положения, содержащиеся в теоретических трудах по теории права, гражданскому праву. В основу работы легли труды таких ученых-правоведов, как М.И. Брагинский, Б.Д. Завидов, О.С. Иоффе,
А.Ю. Кабалкин, Ю.Ф. Калмыков, Б.И. Пугинский, Ю.В. Романец, Е.А. Суханов, Г.Ф. Шершеневич, Е.Д. Шешенин, А.М. Эрделевский и др.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон РФ «Об основах туристский деятельности, Закон РФ «О защите прав потребителей».
Структура выпускной квалификационной работы традиционно содержит в себя введение, две главы, объединенными тремя параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.
В соответствии со статьей ст. 37 Конституции Российской Федерации, предписывающей следующую норму : «Каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск», необходимо отметить, что в современный период многие граждане реализуют конституционное право на отдых через занятие туризмом, что влечет обязанность общества предоставлять им реальные, эффективные возможности доступа к путешествиям и туризму».
Развитие рынка в сфере туристских услуг вызывает необходимость разработки средств регулирования отношений в сфере туристской деятельности. Соответственно, на современной этапе становления отечественной экономики большое значение приобретает решение вопросов защиты прав граждан-потребителей, то есть туристов, при оказании туристских услуг.
Неясность и противоречивость правовых норм, регулирующих поведение субъектов туристской деятельности, недостаточная разработанность, а иногда в отдельных случаях и отсутствие правового регулирования, на практике создают серьезные препятствия на пути разработки и применения правовых средств защиты прав граждан на отдых, что ведут к нарушению прав потребителей-туристов.
Отношения в сфере туристской деятельности представляют собой комплексные общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, административного, налогового законодательства и т.д.
Однако большинство норм, регулирующих туристскую деятельность, обладает гражданско-правовой сущностью.
За последние десятки лет российская действительность существенно изменилась. Принятие принципиально нового законодательства, отвечающего потребностям рыночной экономики, наряду с его позитивным значением, привело к нестабильности и неравномерности развития всей правовой системы. Поэтому весьма актуальными являются комплексные исследования, которые позволяют выявить основные тенденции в функционировании этой системы. Недостаточная научная разработка общих вопросов сдерживает и развитие прикладных исследований, особенно в относительно новых сферах правового регулирования, к каковым относится и туристская деятельность.
Степень научной разработанности исследования. Проблемы правового регулирования оказания туристских услуг является довольно новой для российской правовой науки.
В разработку основ правового регулирования отдельных видов обязательств в туристической деятельности, внесли существенный вклад следующие ученые - юристы: Братановский С.Н., Губа, В.П., Данилова Л.Я., Мохов Г.А, Писаревский Е.Л., Губенко Н.Н., Садиков О.Н., Мякина А.В. и др.
Становление рынка туристских услуг в новых экономических условиях по существу только начинается. Новизна проблемы, противоречивость, а в ряде случаев и отсутствие законодательной регламентации отношений, возникающих в процессе оказания туристских услуг, обусловили цели и задачи исследования.
Цель выпускной квалификационной работы. Цель состоит в выявлении проблем и особенностей правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг; в оценке содержания действующего законодательства на предмет его адекватности для эффективного регулирующего воздействия на эти отношения, в выработке путей и способов его совершенствования; в анализе правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг по вопросам порядка осуществления такого рода деятельности, договорного регулирования правоотношений, ответственности и защиты прав участников.
Для достижения поставленной цели, в качестве основных задач выдвигаются:
- определить понятие и признаки туристической услуги;
- проанализировать источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг;
- исследовать понятие, признаки и особенности заключения договора возмездного оказания туристического обслуживания;
- определить права и обязанности туристической фирмы;
- охарактеризовать права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей туристического обслуживания;
- сформулировать ответственность сторон за нарушение договора.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие при оказании туристских услуг, выделяя ее среди других объектов правового регулирования.
Предметом настоящего исследования явились нормы законодательства, регулирующих туристическую деятельность в целом, включая гражданское законодательство.
Теоретические и методологические основы исследования. Для раскрытия темы исследования применялись общенаучные методы (гносеологический, исторический, диалектический, системно-структурный, формально-логический), и частно-научные методы (сравнительно-правовой, технико-юридический). В процессе исследования автор опирался на фундаментальные положения, содержащиеся в теоретических трудах по теории права, гражданскому праву. В основу работы легли труды таких ученых-правоведов, как М.И. Брагинский, Б.Д. Завидов, О.С. Иоффе,
А.Ю. Кабалкин, Ю.Ф. Калмыков, Б.И. Пугинский, Ю.В. Романец, Е.А. Суханов, Г.Ф. Шершеневич, Е.Д. Шешенин, А.М. Эрделевский и др.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон РФ «Об основах туристский деятельности, Закон РФ «О защите прав потребителей».
Структура выпускной квалификационной работы традиционно содержит в себя введение, две главы, объединенными тремя параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.
В настоящее время в современной России в части совершенствования нормативного регулирования отношений в сфере оказания туристических услуг заметно возросло. Об этом свидетельствуют различные информативные, статистические и другие данные, прибывших иностранных граждан на территорию Российской Федерации в туристических целях. Следовательно, для многих наших соотечественников - предпринимателей, а также государства и общества в целом начинается процесс интенсивного экономического развития в области туристической деятельности. Соответственно, перед туристической индустрией России стоит задача успешно конкурировать на международном туристическом рынке в условиях глобализации, открытости национальной экономики. И поэтому важнейшим условием конкурентоспособности в данной деятельности является современное и стабильное законодательство.
Итак, Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму на сегодняшний день разрабатывается проект нового Федерального закона № 377260-3 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации», где с принятием данного нормативно-правового акта ждут своего разрешения на федеральном и региональном уровне важные вопросы и проблемы государственной политики, в частности, необходимость включения туризма как самостоятельной отрасли в долгосрочные социально-экономические программы; унификация понятий в сфере туризма, в рамках государств России и СНГ, России и ЕС и т.д. Кроме этого, существует необходимость в серьезной доработке и совершенствовании существующего порядка статистического учета и отчетности. Российская туристическая индустрия нуждается в новых стандартах и правилах, нормах и системах классификаций, которые отвечали бы международным требованиям, а также требованиям Всемирной торговой организации. Законодательство и правовое регулирование о финансовых расчетах — почти что совершенно чистая страница в туристическом бизнесе, где она будет нуждаться в необходимости механизма защиты национального туристского рынка.
Данное проведенное настоящее исследование вопросы проблемы правового регулирования туристической деятельности как вида предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие выводы и предложения:
- По договору возмездного оказания услуг по туристскому обслуживанию исполнитель обязуется оказать заказчику комплексную туристическую услугу, организованную исполнителем заранее либо по персональному заданию Заказчика, а Заказчик обязуется указанную услугу оплатить.
- Исполнителем по договору туристического обслуживания, является турагент, который заключил договор оказания услуг по туристскому обслуживанию или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, предоставляются услуги по туристскому обслуживанию (или часть их) туроператором либо третьим лицом - субъектом туристической индустрии.
- Заказчиком является потребитель (турист), а также другое лицо, заказывающее услуги по туристскому обслуживанию с целью последующей передачи прав на их использование потребителю (туристу).
- Договором может быть предусмотрена возможность возложения исполнения туроператором части или всех своих обязательств по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию на третьих лиц - субъектов туристической индустрии. Возложение туроператором исполнения обязательств на третьих лиц не освобождает туроператора от ответственности перед туристом за оказание всех услуг, входящих в комплексную туристическую услугу.
- Договор оказания услуг по туристскому обслуживанию является публичным договором, так как для него характерны два признака: во-первых, он может быть заключен только туристской фирмой и, во-вторых, деятельность туристической фирмы является публичной.
- К отношениям по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию с участием заказчика - потребителя, не урегулированные Гражданским кодексом, а также Законом о туристской деятельности, применяется Закон О защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
- Особенности договора на туристическое обслуживание обусловлены комплексным характером его содержания - обязанностью исполнителя (туроператора, турагента) оказать заказчику (туристу) на возмездной основе различного вида услуги, составляющие в совокупности туристическую услугу (пакет услуг).
- Услуги, предусмотренные договором на туристическое обслуживание оказываются, как правило, не лично исполнителем (туроператором, турагентом), а третьими лицами, с которыми исполнитель (туроператор) заключает договоры (перевозки, об оказании гостиничных, экскурсионных и др. услуг) с исполнением третьим лицам (туристам).
- Туристическая услуга носит комплексный характер и представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей туриста, обусловленных особенностями и целью путешествия;
- Договор на туристическое обслуживание является по своей природе договором возмездного оказания услуг, в соответствии с которым одна сторона (туроператор, турагент) обязуется оказать другой стороне (туристу) туристическую услугу своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона (турист) обязуется уплатить установленную денежную сумму.
- Отношения по договору туристического обслуживания, регулируется нормами главы 39 ГК РФ и Федеральными законами О туристской деятельности и Законом О защите прав потребителей. В связи с изложенным, понятия «туристический продукт» и «тур» предлагается исключить из Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», заменив их понятием «туристическая услуга».
В силу того, что социальная и экономическая значимость туристической деятельности возросла, думается, необходимо включить его как отдельную отрасль в Общероссийский классификатор экономической деятельности (ОКЭД).
Иначе говоря, развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой области. Конкретные предложения по изменению и дополнению норм законодательных актов, регулирующих туристическую деятельность, требуют глубокого рассмотрения и проработки, и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований.
Необходимость принятия федеральной программы развития туризма, объединяющей усилия регионов по формированию общефедеральных туристических маршрутов и определяющей приоритеты и очередность их развития с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер обуславливается названными экономическими причинами. Для успешного создания и запуска реализации программ развития туризма Правительству Российской Федерации желательно определить уполномоченный орган, который будет осуществлять мониторинг использования туристических ресурсов на территории Российской Федерации, который в свою очередь позволит получить данные о загруженности туристического ресурса, количестве посещений в определенный период времени, доходах от его использования, техническом состоянии и др.
Подводя итог, выпускной квалификационной работе, хотелось бы напомнить один из принципов Гаагской декларации о туризме (апрель 1989 года), суть которого заключалась в следующем: туризм должен планироваться на уровне государства, поскольку он имеет такое же значение, как и другие виды экономической и социальной деятельности. Для этого требуется создание подлинной национальной туристической принятие законодательными органами государств законодательства о туристической деятельности.
Итак, Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму на сегодняшний день разрабатывается проект нового Федерального закона № 377260-3 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации», где с принятием данного нормативно-правового акта ждут своего разрешения на федеральном и региональном уровне важные вопросы и проблемы государственной политики, в частности, необходимость включения туризма как самостоятельной отрасли в долгосрочные социально-экономические программы; унификация понятий в сфере туризма, в рамках государств России и СНГ, России и ЕС и т.д. Кроме этого, существует необходимость в серьезной доработке и совершенствовании существующего порядка статистического учета и отчетности. Российская туристическая индустрия нуждается в новых стандартах и правилах, нормах и системах классификаций, которые отвечали бы международным требованиям, а также требованиям Всемирной торговой организации. Законодательство и правовое регулирование о финансовых расчетах — почти что совершенно чистая страница в туристическом бизнесе, где она будет нуждаться в необходимости механизма защиты национального туристского рынка.
Данное проведенное настоящее исследование вопросы проблемы правового регулирования туристической деятельности как вида предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие выводы и предложения:
- По договору возмездного оказания услуг по туристскому обслуживанию исполнитель обязуется оказать заказчику комплексную туристическую услугу, организованную исполнителем заранее либо по персональному заданию Заказчика, а Заказчик обязуется указанную услугу оплатить.
- Исполнителем по договору туристического обслуживания, является турагент, который заключил договор оказания услуг по туристскому обслуживанию или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, предоставляются услуги по туристскому обслуживанию (или часть их) туроператором либо третьим лицом - субъектом туристической индустрии.
- Заказчиком является потребитель (турист), а также другое лицо, заказывающее услуги по туристскому обслуживанию с целью последующей передачи прав на их использование потребителю (туристу).
- Договором может быть предусмотрена возможность возложения исполнения туроператором части или всех своих обязательств по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию на третьих лиц - субъектов туристической индустрии. Возложение туроператором исполнения обязательств на третьих лиц не освобождает туроператора от ответственности перед туристом за оказание всех услуг, входящих в комплексную туристическую услугу.
- Договор оказания услуг по туристскому обслуживанию является публичным договором, так как для него характерны два признака: во-первых, он может быть заключен только туристской фирмой и, во-вторых, деятельность туристической фирмы является публичной.
- К отношениям по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию с участием заказчика - потребителя, не урегулированные Гражданским кодексом, а также Законом о туристской деятельности, применяется Закон О защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
- Особенности договора на туристическое обслуживание обусловлены комплексным характером его содержания - обязанностью исполнителя (туроператора, турагента) оказать заказчику (туристу) на возмездной основе различного вида услуги, составляющие в совокупности туристическую услугу (пакет услуг).
- Услуги, предусмотренные договором на туристическое обслуживание оказываются, как правило, не лично исполнителем (туроператором, турагентом), а третьими лицами, с которыми исполнитель (туроператор) заключает договоры (перевозки, об оказании гостиничных, экскурсионных и др. услуг) с исполнением третьим лицам (туристам).
- Туристическая услуга носит комплексный характер и представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей туриста, обусловленных особенностями и целью путешествия;
- Договор на туристическое обслуживание является по своей природе договором возмездного оказания услуг, в соответствии с которым одна сторона (туроператор, турагент) обязуется оказать другой стороне (туристу) туристическую услугу своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона (турист) обязуется уплатить установленную денежную сумму.
- Отношения по договору туристического обслуживания, регулируется нормами главы 39 ГК РФ и Федеральными законами О туристской деятельности и Законом О защите прав потребителей. В связи с изложенным, понятия «туристический продукт» и «тур» предлагается исключить из Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», заменив их понятием «туристическая услуга».
В силу того, что социальная и экономическая значимость туристической деятельности возросла, думается, необходимо включить его как отдельную отрасль в Общероссийский классификатор экономической деятельности (ОКЭД).
Иначе говоря, развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой области. Конкретные предложения по изменению и дополнению норм законодательных актов, регулирующих туристическую деятельность, требуют глубокого рассмотрения и проработки, и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований.
Необходимость принятия федеральной программы развития туризма, объединяющей усилия регионов по формированию общефедеральных туристических маршрутов и определяющей приоритеты и очередность их развития с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер обуславливается названными экономическими причинами. Для успешного создания и запуска реализации программ развития туризма Правительству Российской Федерации желательно определить уполномоченный орган, который будет осуществлять мониторинг использования туристических ресурсов на территории Российской Федерации, который в свою очередь позволит получить данные о загруженности туристического ресурса, количестве посещений в определенный период времени, доходах от его использования, техническом состоянии и др.
Подводя итог, выпускной квалификационной работе, хотелось бы напомнить один из принципов Гаагской декларации о туризме (апрель 1989 года), суть которого заключалась в следующем: туризм должен планироваться на уровне государства, поскольку он имеет такое же значение, как и другие виды экономической и социальной деятельности. Для этого требуется создание подлинной национальной туристической принятие законодательными органами государств законодательства о туристической деятельности.
Подобные работы
- ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ
ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Договор возмездного оказания туристских услуг
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Защита прав потребителей туристических услуг в Российской Федерации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016



