Введение 3
Глава 1. Воины Спарты 7
1.1. Особенности спартанского воспитания 7
1.2. Образ спартанского воина 10
Глава 2. Образ спартанского воина в воспитательной работе с обучающимися 16
2.1. Характеристика военно-патриотической воспитания с применением
образов воинов 16
2.2. Образ спартанского воина в методической разработке мероприятия
«Спартанец» 43
Заключение 54
Список литературы 56
Во все времена защита Родины была уделом сильных и смелых мужчин. Однако эти качества необходимо воспитывать и развивать с детства. С этой целью было создано мероприятие «Спартанец».
Данное мероприятие предусматривает сочетание патриотического воспитания детей с познанием или окружающей действительности, проникновением в мир военной истории, получение знаний и навыков по начальной военной подготовке, и их значение для самоопределения каждого обучающегося.
В мероприятии уделяется внимание формированного у юных граждан любви к Родине, родителям, товарищам, воспитанию патриотической гордости за Россию — качеств, которые являются своеобразными «фундаментом» для всей последовательной жизни и деятельности человека. Воссоздание добрых старых традиций «военной школы», которой всегда были присущи черты, сочетающие в себе терпимость и милосердие, заботу о каждом человеке, попавшем в беду, со смелостью, отвагой, умением выйти из сложной ситуации.
Образ Спартанских воинов связывается с такими ценностями, как дисциплина, силовые качества, выносливость и самодисциплина. В современном обществе все больше ощущается необходимость в формировании этих качеств у молодежи, чтобы они смогли успешно справляться с задачами как в учебе, так и в будущей трудовой деятельности. Использование образа спартанских воинов может быть одним из путей для достижения этих целей.
Также этот образ ассоциируется с идеалом воина, который имеет не только физическую, но и моральную силу. Это может помочь воспитателям в развитии моральных ценностей и нравственных качеств у обучающихся, таких как ответственность, честь, справедливость и умение работать в команде.
Кроме того, использование образ спартанских воинов может помочь обучающимся развить такие личностные качества, как самодисциплина, уверенность в себе, умение принимать решения и устойчивость к стрессу. В условиях современного общества, где сталкиваются с неопределенностью и быстро меняющимися требованиями, эти качества могут быть важными для успеха и адаптации.
Таким образом, использование возможностей данного образа в воспитательной работе с обучающимися является актуальным, поскольку может способствовать формированию физических, моральных, интеллектуальных и личностных качеств, необходимых для успешной адаптации и самореализации в современном обществе.
Важно узнать, как особенности образа спартанского война повлияли на современный образовательный процесс.
Объект патриотическое воспитание учащихся 5 класса.
Предмет исследования образ спартанского воина в патриотическом воспитании учащихся 5 классов.
Цель исследование возможностей использования образа спартанского воина в патриотическом воспитании учащихся 5 классов на примере мероприятия «Спартанец».
Задачи исследования:
1. Выявление основных характеристик образа спартанского воина.
2.Определение особенностей патриотического воспитания учащихся 5 класса.
3. Выявить средства использования образа спартанского воина для учащихся 5 классов.
4. Дать характеристику военно-патриотической воспитания с применением образов воинов.
5. Формирование образа спартанского война в методической разработке мероприятия «Спартанец».
Основные источники исследования:
1. Нормативные, в эту группу относится ФГОС.
2. Методические, в группу источников входят методические пособия по воспитательной работе, проект историко-культурного стандарта по всеобщей истории.
3. Исторические источники, которые определяют основные векторы воспитания спартанского воспитания. В группу входят: труды Платона, Аристотеля, Плутарха.
4. Художественные источники, которые рассматривают Афинское общество и принципы государства, систему спартанского государства, характеристика воспитательных систем в Афинах и Спарте, спартанские сюжеты.
Степень изученности. Проблеме образа Спартанских воинов в воспитательной работе в научном дискурсе уделяется особое внимание. В работах исследователей (Л. Винничук, П. Гиро, Г. Е Журакоковский, Л. С. Ильинская, В.А. Ситаров и др.) выделяется спартанская система воспитания, ориентированная на подготовку воинов.
Большое влияние уделяется и теме образа спартанца в работах исследователей (Ю.В. Андреев, А.В. Волков, К.Ф. Беккер и другие) они выделяют природную суровость спартанцев и преданность своим традициям.
Современные педагоги (В.И. Лесняк, Н.Г. Егошина, И.С. Огоновская и др.) выделяют героико-патриотическое воспитание и рассматривают как важный компонент патриотического воспитания детей и молодежи.
В отечественной историографии также можно указать целый ряд работ, в которых рассматривались отдельные спартанские сюжеты. Базовая для Спарты тема - илотия - впервые была глубоко исследована в монографии И.А. Шишовой, посвященной архаичным формам зависимости в Древней Греции. Монография «История Спарты» Л. Г. Печатновой является первым в отечественной историографии обобщающим исследованием по истории Спарты. Она описывает специфический жизненный уклад спартиатов, также она подвергает исследованию обширный круг вопросов, связанных как с генезисом спартанского полиса, так и с его кризисом. Особое внимание в работе уделено законодательству Ликурга, заложившему основы спартанской государственности и сознательного, целенаправленного моделирования общественных отношений в Спарте. К.М. Колобова в книге «Древняя Спарта в Х-VI вв до н.э.» даёт четкое представление о политическом устройстве древнего Спартанского государства. В монографии Ю.В. Андреева «Спарта как тип полиса» даётся характеристика культуры Спарты, также выясняются предпосылки её упадка. Автор говорит о закономерностях развития спартанской социальной системы, о взаимодействии элементов прогресса и регресса, которые составляли основное историческое содержание этой системы. Таким образом, степень изученности проблемы позволяет получить объективную картину рассматриваемых событий.
Спартанская система обучения и воспитания была подчинена конкретной цели: воспитанию воинов. И надо сказать, спартанцы в этом преуспели. Именно Спарта смогла создать такую систему, которая позволяла обучить лучших воинов своего времени. Эти воины отличались не только физической выносливостью и военной выучкой, умением искусно владеть оружием и знанием военной тактики и стратегии, но самое главное - воины Спарты становились настоящими патриотами своего государства, готовыми в любой момент отдать за него свою жизнь.
Методами исследования стали анализ исторических источников, описание и сравнение.
Практическим применением работы является возможность применения и внедрения опыта формирование образа спартанского война в воспитательных процессах учащихся средней школы в целях развития патриотизма на примере мероприятия «Спартанец».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Очень важно воспитать в человеке чувство патриотизма, любви к Родине, чувство верности и ответственности.
Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка, и воспитывать патриотизм необходимо с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность ребенка.
Спарта - одна из древнейших греческих полисов, известна своей боевой мощью и несгибаемой волей своих воинов. Спартанские военные традиции и образ жизни славятся не только своим высоким уровнем подготовки, но и строгими правилами и дисциплиной.
Спартанские дети начинали обучение с раннего возраста. Первые годы их жизни были посвящены развитию физических навыков и строительству основной физической подготовки. Дети занимались гимнастикой, плаванием и бегом.
Спартанский образ жизни строился на строгом режиме, дисциплине и самоотверженности. Воины проходили множество испытаний и тяжелых тренировок.
Спартанцы считали честь и доблесть высшими ценностями. Они были безупречными воинами и готовыми пожертвовать своей жизнью ради спартанской полиса. Они относились к смерти с презрением, считая ее необходимым предметом почета и славы.
Спартанская дисциплина была строгой и непреклонной. Воины были лишены личных прав и свободы, все было подчинено интересам спартанской полиса. Вся жизнь была направлена на служение государству и поддержание его мощи.
Спартанцы использовали передовую боевую технику и вооружение. Они обладали изначальной преимущественной силой благодаря своему фаланговому строю. Оружие спартанцев состояло из длинного копья и греческого щита. Они также использовали короткий меч и броню. Спартанцы были экспертами в обращении с оружием и очень хорошо знали свои возможности.
Спартанцы стремились к физическому и духовному совершенству. Поэтому они постоянно тренировали свое тело и развивали силу воли. Их выносливость и стойкость были легендарными. Они могли без проблем проходить длительные марши и исполнять сложные боевые приказы.
Тренировки спартанцев были очень интенсивными и безжалостными. Они научились выживать в самых жестоких условиях, а также преодолевать все преграды на своем пути. Они тренировались в боях один на один, что помогало им развивать навыки и учиться работать в команде.
Спартанцы были известны своей эффективной и сильной тактикой битвы. Они были мастерами в использовании фалангового строя и обладали огромным опытом военных действий. Их тактика позволяла им уничтожать силы противника, даже при значительном числе противников.
Храбрость и отвага были неотъемлемыми качествами спартанцев. Они не боялись лицом к лицу сражаться с врагами и всегда готовы были идти на самую опасную миссию. Их доблесть и отвага были легендарными, и спартанцы всегда готовы были отдать свою жизнь ради своей родины.
Спартанские женщины имели более высокий статус и свободы, чем в других греческих полисах. Они получали образование и тренировались в физической подготовке. Женщины играли важную роль в спартанском обществе, их главной задачей было рождение здоровых и сильных детей, которые становились спартанскими воинами.
Спарта стала источником множества мифов и легенд. Легендарные спартанцы, такие как Леонид, Лисандра и Кион знамениты своей храбростью и отвагой. Они стали героями и символами спартанского духа, настоящими легендами, которые до сих пор вдохновляют многих людей.
1. Аристотель. Афинская полития. М.; Л., 1936.
2. Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции /
Под ред. В. И. Кузищина. Учебное пособие. СПб., 2000. Разделы V, XI, XIV.
3. Ксенофонт. Лакедемонская полития // Курилов М. Э. Социально¬
политическое устройство, внешняя политика и дипломатия классической Спарты. Саратов, 2005.
4. Плутарх. Биография Ликурга // Плутарх. Сравнительные жизнеописания /
Под ред. С. С. Аверинцева. Т. I. М., 1994.
5. Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. М.,
1964. Раздел «Спарта».
Методологические источники
1. Безпалько О. В. Социальная педагогика: схемы, таблицы, комментарии: уч. пособ. - К.: Центр учебной литературы, 2003. - 134 с.
2. Гордин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. -М., 1979. 385 с.
3. Дымнова Т.И. учебно практическое пособие/ Психология семейной жизни. М., 2005.
4. Кива, А. В. Многоликость российской модернизации / А. В. Кива // ОНС.
- 2011. - № 1. - С. 42-51. - URL:
https://dlib.eastview.com/browse/doc/24234931
5. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко// Пед.соч.: в 8т. Т.5. М.: Педагогика, 1985.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
Нормативные источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Электронный ресурс]
URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959(дата обращения: 20.06.2021)
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс ] ULR:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата
обращения 20.06.2021).
Художественные источники
1. «300 спартанцев»(«300», реж.ЗакСнайдер, 2007)
2. «Война богов: Бессмертные» («lmmortals», реж. Тарсем Сингх, 2011)
Список литературы
1. Богомолова, М. И. Истоки зарождения и развития идей общечеловеческого и национального в воспитании детей : учебное пособие / М. И. Богомолова, А. Е. Щеглова. - Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2021. - 80 с.
2. Буранок, С. О. История и гражданская идентичность: анализ
всероссийского опроса школьников / С. О. Буранок, Я. А. Левин. - Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. - 2022. - № 4. - С. 31-40.
3. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс. Разноуровневые задания/ Сост. Д.И. Чернов. - М.: Вако, 2015.
4. Голованов, В. П. Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России / В. П. Голованов. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2019. - № 3. - С. 9-15.
5. Добротина, И. Н. Материалы к уроку мужества / И. Н. Добротина, Н. В. Беляева, Ж. Н. Критарова. - Текст : непосредственный // Вестник образования России. - 2022. - № 11. - С. 41-50.
6. Егорова, А. Б. Сценарий информационно-просветительного мероприятия гражданско-патриотической тематики. Урок мужества «Горячее сердце» / А. Б. Егорова. - Текст : непосредственный // Классный руководитель. - 2022. - № 4. - С. 118-125.
7. Звягинцева, С. В. Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования / С. В. Звягинцева, Н. Г. Медведева. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 6. - С. 26-30.
8. Красовскнй М. Вневойсковая подготовка за рубежом. М.; Л. Гос. издво, отдел военной литературы, 1928.
9. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2006.
10. Лободин, В. Как ответить на злободневные вопросы? / В. Лободин. - Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2022. - № 2. - С. 18-23.
11. Лутовинов В.И., Родионов Е.Г. Современная молодежь: основные ценности, позиции, ориентиры // Обозреватель. — 1997. № 9.
12. Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы / В. Ю. Микрюков. - 2-е издание. - Москва : ВАКО, 2021. - 194 с.
13. Морозова, Е. Е. Экологообразовательный проект «Мир прошлого,
настоящего и будущего глазами ребенка» : учебное пособие для педагогов / Е. Е. Морозова. - Саратов : Амирит, 2018. - 63, [1] с.
14. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М: ВУ, 1997.
15. «Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы»//Сб. тезисов, докладов и сообщений участников XXII Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2021 г. - Серов)
16. «Патриотами не рождаются - ими становятся: патриотическое
воспитание школьников»: рекомендательный / МКУК
«Межпоселенческая б-ка Черемховского района»; сост: Д.С. Фролова. Михайловка, 2023. - 7 с.
17. Петросьян Д.И. Противоречия патриотических настроений как отражение социальных изменений: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2011. С. 8.
18. Программа воспитания «Киноуроки в школах России» (в соответствии с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций), 2022/23 учебный год / «Центр интеллектуального и творческого развития «ИНТЕЛРОСТ», автономная некоммерческая организация. - Текст : непосредственный // Вестник образования России.
- 2022. - № 20. - С. 54-71.
19. Самойлова, А. А. Гендерные аспекты воспитания мальчиков и девочек в процессе использования иммерсивных технологий на уроках истории / А. А. Самойлова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 15-20.
20. Слободчиков, Виктор. Патриотизм - диалог о самом важном: сегодня и всегда: беседа протоиерея Константина Зелинского с профессором Виктором Ивановичем Слободчиковым / В. Слободчиков, // Воспитание школьников. - 2021. - № 3. - С. 3-12.
21. Смелышцкий М. Происхождение потешных войск// Военный сборник. 1911. -№3.
22. СЭС / Гл. ред. А.М.Прохоров. 4 изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
23. Распутин, Валентин Григорьевич. Знать себя патриотом / В. Г. Распутин.
- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989. - 40 с.
24. Фарфоровский, В. Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников (во внеучебное время) : пособие для учителей / В. Ф. Фарфоровский. - Москва: Просвещение, 1981. - 128 с.
25.Огольцова, Е. Г. Влияние особенностей спартанского воспитания на современный образовательный процесс / Е. Г. Огольцова, М. Я. Шипилова, К. А. Гостищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 62-64.
26. Ширшов, В. Д. Основы военно-патриотического воспитания : учебное пособие / В. Д. Ширшов. - Екатеринбург : УрГПУ, 2021. - 290 с.
27. Фадеева, М. А. Воспитание патриотизма и толерантности у детей / М. А. Фадеева, Е. В. Строганова. - Текст : непосредственный // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области : материалы VIII Международной научно-практической конференции (9-12 октября 2019 г.) / под общей редакцией Ю. Ю. Андреевой и И. Э. Рахимбаевой. - Саратов : Саратовский источник, 2019. - С. 611-618.
28. Халикова, Ф. Д. Патриотическое воспитание в формировании личности лицеиста / Ф. Д. Халикова. - Текст : непосредственный // Химия в школе. - 2022. - № 9. - С. 15- 19 :
29. Шиканова, А. Н. Цифровые образовательные технологии как инструмент формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников в процессе патриотического воспитания / А. Н. Шиканова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2022. - № 8. - С. 111¬119.
30. Ширяев, С. Д. Патриотическое воспитание и профориентация во внеурочной деятельности / С. Д. Ширяев, Е. Б. Борунова. - Текст : непосредственный // Химия в школе. - 2022. - № 8. - С. 62-67.
31. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнефеческой трагедии. М.: Худ. лит., 1978.
32. Армия России // На службе Отечеству исторический путь развития военно-патриотического образования подрастающего поколения // http://armyrus.ru, indcx.php?option=com_contcnt&task=vicw&id=998
33. X Lеgio. Боевая техника древности // Библиотека. Первоисточники // Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела. Книга первая // http://www.xIegio.ru/sources/vegetii/vegetii2.hlm
34. Военная литература // Военная мысль // Разин Е.А. История военного искусства VI-XVI вв. // http://militera.lib.rU/science/razin_ea/2/10.html