Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ ПА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №166864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Метод кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка 7
1.1. Обучение говорению на уроках английского языка 7
1.2. Специфика метода кейс-стади как интерактивного метода обучения 13
1.3. Метод кейс-стади на уроках английского языка и методика отбора кейсов
для обучения 23
Выводы по главе 1 31
2. Практические особенности использования метода кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка
2.1 Анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» (Spotlight) для 6 класса 32
2.2. Подготовка опытно-экспериментальной апробации 36
2.3 Практическая разработка заданий для уроков английского языка с
использованием метода кейс-стади 43
2.4 Результаты опытно-экспериментальной апробации 58
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А 67
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 71
Приложение Д 72

В быстроменяющемся мире процесс образования непосредственно должен способствовать воспитанию личности, готовой к коммуникации на различных уровнях. В этой связи особую роль в образовательном процессе занимает предметная область «Иностранный язык».
Целью обучения иностранным языкам становится развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и совершенствоваться в овладеваемых видах речевой деятельности. В современном иноязычном образовании на формирование такой языковой личности направлена коммуникативная компетенция.
В этой связи, методическим содержанием урока иностранного языка должна быть коммуникация, а именно стремление обучать учеников общаться на данном языке. Потребность общества в развитии межкультурных отношений определяет принципы и методы обучения, что в свою очередь требует использования инновационных методов обучения и активного участия ученика в образовательном процессе. Одним из видов интерактивных методов обучения является метод кейс- стади, в котором производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Как следствие, одним из необходимых задач в современном образовании стала интеграция кейс-технологий в учебный процесс.
Актуальность указанной темы возрастает в связи с тем фактом, что в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования достижение школьниками предметных, личностных и метапредметных результатов обучения в общеобразовательной школе может быть обеспечено путем применения на уроках английского языка различных интерактивных технологий и методов обучения [ФГОС, 2021]. Одним из таких методов является метод кейс- стади, однако сам метод кейсов создан в рамках не смежных с методикой наук, и в рамках обучения иностранным языкам требует дополнительных адаптивных технологий.
Объектом исследования выступает процесс развития навыков говорения на уроках английского языка в 6 классе.
Предметом данного исследования является использование метода кейс- стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка .
Цель данной работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования метода кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках иностранного языка в 6 классе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить говорение как вид речевой деятельности;
- рассмотреть специфику метода кейс-стади на уроках английского языка;
- проанализировать учебно-методический комплекс «Английский в фокусе» (Spotlight), используемый в школе для обучения английскому языку;
- разработать дополнительный материал с использованием метода кейс-стади для работы с этим УМК.
Методологической основой исследования применения интерактивных технологий и метода кейс-стади в учебном процессе послужили работы современных педагогов, таких как Е.А. Данилина [Данилина, 2012, 2015], Т.В. Лозовская [Лозовская, 2015], О.Г. Смолянинова [Смолянинова, 2000], Е.Н. Гитайло [Гитайло, 2022], Л.М. Куприянова [Куприянова, 2013], А.Н Щукин [Щукин, 2010] и других.
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ, синтез, обработка полученных данных, качественный и количественный анализ исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании специфики использования метода кейс-стади в образовательном процессе и на уроках английского языка, а также в систематизации материала по теме обучения монологической и диалогической речи.
Практическая значимость исследования представлена в разработанной системе упражнений, направленных на развитие навыков монологической и диалогической речи с использованием метода кейс-стади, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Работа состоит из Введения, двух разделов, Заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава вводит в теорию развития обучения монологической и диалогической, а также в теорию специфики метода кейс-стади в образовательном процессе и на уроках английского языка. Здесь также раскрываются основные понятия работы: обучение говорению, специфика метода кейс-стади как интерактивного метода обучения. Кроме того, в данной главе раскрывается методика отбора кейсов для обучения английскому языку.
Вторая глава посвящена рассмотрению методических особенностей работы с использованием метода кейс-стади при развитии навыков говорения на этапе основного общего образования (в практической части приводится разработанный автором исследования комплекс упражнений по обучению навыкам говорения с использованием метода кейс-стади на материале УМК для 6 классов: «Английский в фокусе» (Spotlight) (Авторы: Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др.) на этапе основного общего образования.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив метод кейс-стади, можно сделать вывод, что данный метод интерактивного обучения имеет ряд значительных преимуществ. Метод кейсов основан на анализе ситуации и дальнейшем групповом решении. Метод кейс- стади позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач и проблем в учебном процессе. Данный метод позволяет обучающимся мыслить нестандартно, обосновывать свою точку зрения, развивает умения восприятия противоположной позиции, учит сотрудничеству и построению партнерских взаимоотношений.
В результате проведенного анализа УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 6 класса, примерной программы по английскому языку и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования было выявлено, что данный УМК разработан в соответствии с примерной программой по английскому языку и нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному (английскому) языку.
На основе изученной информации был разработан комплекс упражнений на основе метода кейс-стади. Данный комплекс способствует формированию навыков говорения и соответствует темам УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для учеников 6 класса: «Leisure activities» и «Food and refreshments». Комплекс упражнений состоит из заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков. Учитель выступает в роли фасилитатора, задает обучающимся наводящие вопросы, следит за тем, чтобы все ученики были задействованы в групповом обсуждении. Согласно проведенному итоговому тестированию, применение упражнений разработанного комплекса с использованием метода кейс-стади, заметно улучшило навыки монологической и диалогической и соответственно оценки обучающихся экспериментальной группы.
Проведенный эксперимент позволил приблизить показатели обучающихся к критериям, предъявляемым данному уровню подготовки, а именно расширение знаний о языке и лексического запаса, использование иностранного языка в качестве средства получения информации и в результате этого расширять свои знания в других предметных областях.
Кроме того, эксперимент позволил добиться таких предметных результатов, как понимание запрашиваемой информации в аутентичных текстах; строить монологические или диалогические высказывания на основе прочитанного; узнавать в письменном или звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы. Метапредметные результаты, связанные с универсальными учебными действиями оказались следующими: коммуникативные УУД, например построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, использование речевых средств для построения монологического и диалогического высказывания адекватно ситуации, планирование и организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с одноклассниками при работе в парах и группах; регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, адекватная оценка правильности выполнения заданий и внесение необходимых коррективов; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в текстах различных жанров. Среди личностных результатов можно выделить развитие воображения при моделировании ситуаций общения.
Работа над применением метода кейс-стади на уроках английского языка не ограничивается рамками данного исследования. Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в адаптации комплекса упражнений к другим УМК, ориентированным на обучение английскому языку в основной школе.



1. Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. Рига, 1983. С.11-15.
2. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. Изд. с изм. и доп. СПб.: Норинт, 2010. 1534 с.
3. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык: Английский в фокусе 6 класс / Spotlight: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019. 164 с.
4. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Колесникова Е.А., Трубанева Н.Н. Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://doc.fipi.ru/oge/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov- rf/2022/mr_oge_angl_ustn_2022.pdf(дата обращения: 23.03.2023).
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / В.В. Давыдов, М.: Педагогика, 1982. 504 с.
6. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез: учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 336 с.
7. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению. // Иностранные языки в школе. М., 1981. № 5. 32 с.
8. Гитайло, Е.Н. Использование метода кейс-стади при обучении английскому языку / Е.Н. Гитайло // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87¬
5. С. 49-50.
9. Данилина, Е.А. Интерактивные технологии обучения студентов иностранному языку на основе компетентностно-модульной организации обучения / Е.А. Данилина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 20. С. 62.
10. Данилина, Е.А. Модульное обучение как средство реализации компетентностного подхода в развитии иноязычной профессиональной компетенци (бакалавриат по направлению обучения «Туризм»). / Е.А. Данилина // Вектор науки. 2012. № 8. С.109-111.
11. Жинкин, Н.И. Психологические особенности спонтанной речи / Н. И. Жинкин // Иностранные языки в школе. 1990. № 4. 179 с.
12. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. пособ. / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. М.: Аверсов, 2004. 336 с.
13. Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся: Кн. для учителя / С. И. Заремская, А. А. Слободчиков. М.: Просвещение, 1983. 127 с.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. 248 с.
15. Зобов А.М. Кейс-стади [Электронный ресурс]. URL:
http://www.magistr.net.ua/article/16.htm(дата обращения: 26.04.2023).
16. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. 263 с.
17. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика,
2005. № 2. С. 5-9.
18. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. М.: Дрофа, 2008. 431 с.
19. Куприянова, Л.М. Метод "кейс-стади" в высшем профессиональном образовании / Л.М. Куприянова // Экономика образования. 2013. № 3. С. 33-46.
20. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.
21. Лозовская, Т.В. Методика отбора кейсов для обучения иноязычной речи студентов неязыковых специальностей / Т.В. Лозовская. Гомель: Гомельский
государственный университет имени Ф. Скорины, 2015. С. 66-67.
22. Никулица, И.Н. Использование технологии «дебаты» на уроках английского языка / И.Н. Никулица // Иностранные языки в школе. 2012. № 7. С. 38-41.
23. Новикова А.Ю., Полуян Е.О. Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний // Символ науки, 2016. № 11. С. 158-160.
24. Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения / Учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 176 с.
25. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
26. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку / Е.И. Пассов. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
27. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: АСТ, 2020. 960 с.
29. Сафронова И. А. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012. 202 с.
30. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case-Study // Инновации в российском образовании, ВПО. М., 2000. С. 103-111.
31. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. К.: Центр инноваций и развития, 2002. 286 c.
32. Трифонова, И.С. Ценностный потенциал коммуникативной ситуации в обучении иностранным языкам / И.С. Трифонова // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 10-13.
33. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 / Министерство
образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09f (дата
обращения 23.04.2023).
34. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 416 с.
35. Шегельман И.Р. Мозговая атака как эффективный метод коллективного творчества / И.Р. Шегильман, А.С. Васильев // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 123-124.
36. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд. / А.Н. Щукин. М.: Филоматис, 2010. 88 с.
37. Hedge Tricia. Teaching and Learning the Language Classroom. Oxford University Press, 2005. С. 346.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ