ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ ПА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 4
1. Метод кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка 7
1.1. Обучение говорению на уроках английского языка 7
1.2. Специфика метода кейс-стади как интерактивного метода обучения 13
1.3. Метод кейс-стади на уроках английского языка и методика отбора кейсов
для обучения 23
Выводы по главе 1 31
2. Практические особенности использования метода кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка
2.1 Анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» (Spotlight) для 6 класса 32
2.2. Подготовка опытно-экспериментальной апробации 36
2.3 Практическая разработка заданий для уроков английского языка с
использованием метода кейс-стади 43
2.4 Результаты опытно-экспериментальной апробации 58
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А 67
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 71
Приложение Д 72
1. Метод кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка 7
1.1. Обучение говорению на уроках английского языка 7
1.2. Специфика метода кейс-стади как интерактивного метода обучения 13
1.3. Метод кейс-стади на уроках английского языка и методика отбора кейсов
для обучения 23
Выводы по главе 1 31
2. Практические особенности использования метода кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка
2.1 Анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» (Spotlight) для 6 класса 32
2.2. Подготовка опытно-экспериментальной апробации 36
2.3 Практическая разработка заданий для уроков английского языка с
использованием метода кейс-стади 43
2.4 Результаты опытно-экспериментальной апробации 58
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А 67
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 71
Приложение Д 72
В быстроменяющемся мире процесс образования непосредственно должен способствовать воспитанию личности, готовой к коммуникации на различных уровнях. В этой связи особую роль в образовательном процессе занимает предметная область «Иностранный язык».
Целью обучения иностранным языкам становится развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и совершенствоваться в овладеваемых видах речевой деятельности. В современном иноязычном образовании на формирование такой языковой личности направлена коммуникативная компетенция.
В этой связи, методическим содержанием урока иностранного языка должна быть коммуникация, а именно стремление обучать учеников общаться на данном языке. Потребность общества в развитии межкультурных отношений определяет принципы и методы обучения, что в свою очередь требует использования инновационных методов обучения и активного участия ученика в образовательном процессе. Одним из видов интерактивных методов обучения является метод кейс- стади, в котором производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Как следствие, одним из необходимых задач в современном образовании стала интеграция кейс-технологий в учебный процесс.
Актуальность указанной темы возрастает в связи с тем фактом, что в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования достижение школьниками предметных, личностных и метапредметных результатов обучения в общеобразовательной школе может быть обеспечено путем применения на уроках английского языка различных интерактивных технологий и методов обучения [ФГОС, 2021]. Одним из таких методов является метод кейс- стади, однако сам метод кейсов создан в рамках не смежных с методикой наук, и в рамках обучения иностранным языкам требует дополнительных адаптивных технологий.
Объектом исследования выступает процесс развития навыков говорения на уроках английского языка в 6 классе.
Предметом данного исследования является использование метода кейс- стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка .
Цель данной работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования метода кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках иностранного языка в 6 классе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить говорение как вид речевой деятельности;
- рассмотреть специфику метода кейс-стади на уроках английского языка;
- проанализировать учебно-методический комплекс «Английский в фокусе» (Spotlight), используемый в школе для обучения английскому языку;
- разработать дополнительный материал с использованием метода кейс-стади для работы с этим УМК.
Методологической основой исследования применения интерактивных технологий и метода кейс-стади в учебном процессе послужили работы современных педагогов, таких как Е.А. Данилина [Данилина, 2012, 2015], Т.В. Лозовская [Лозовская, 2015], О.Г. Смолянинова [Смолянинова, 2000], Е.Н. Гитайло [Гитайло, 2022], Л.М. Куприянова [Куприянова, 2013], А.Н Щукин [Щукин, 2010] и других.
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ, синтез, обработка полученных данных, качественный и количественный анализ исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании специфики использования метода кейс-стади в образовательном процессе и на уроках английского языка, а также в систематизации материала по теме обучения монологической и диалогической речи.
Практическая значимость исследования представлена в разработанной системе упражнений, направленных на развитие навыков монологической и диалогической речи с использованием метода кейс-стади, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Работа состоит из Введения, двух разделов, Заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава вводит в теорию развития обучения монологической и диалогической, а также в теорию специфики метода кейс-стади в образовательном процессе и на уроках английского языка. Здесь также раскрываются основные понятия работы: обучение говорению, специфика метода кейс-стади как интерактивного метода обучения. Кроме того, в данной главе раскрывается методика отбора кейсов для обучения английскому языку.
Вторая глава посвящена рассмотрению методических особенностей работы с использованием метода кейс-стади при развитии навыков говорения на этапе основного общего образования (в практической части приводится разработанный автором исследования комплекс упражнений по обучению навыкам говорения с использованием метода кейс-стади на материале УМК для 6 классов: «Английский в фокусе» (Spotlight) (Авторы: Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др.) на этапе основного общего образования.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Целью обучения иностранным языкам становится развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и совершенствоваться в овладеваемых видах речевой деятельности. В современном иноязычном образовании на формирование такой языковой личности направлена коммуникативная компетенция.
В этой связи, методическим содержанием урока иностранного языка должна быть коммуникация, а именно стремление обучать учеников общаться на данном языке. Потребность общества в развитии межкультурных отношений определяет принципы и методы обучения, что в свою очередь требует использования инновационных методов обучения и активного участия ученика в образовательном процессе. Одним из видов интерактивных методов обучения является метод кейс- стади, в котором производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Как следствие, одним из необходимых задач в современном образовании стала интеграция кейс-технологий в учебный процесс.
Актуальность указанной темы возрастает в связи с тем фактом, что в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования достижение школьниками предметных, личностных и метапредметных результатов обучения в общеобразовательной школе может быть обеспечено путем применения на уроках английского языка различных интерактивных технологий и методов обучения [ФГОС, 2021]. Одним из таких методов является метод кейс- стади, однако сам метод кейсов создан в рамках не смежных с методикой наук, и в рамках обучения иностранным языкам требует дополнительных адаптивных технологий.
Объектом исследования выступает процесс развития навыков говорения на уроках английского языка в 6 классе.
Предметом данного исследования является использование метода кейс- стади в развитии навыков говорения на уроках английского языка .
Цель данной работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования метода кейс-стади в развитии навыков говорения на уроках иностранного языка в 6 классе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить говорение как вид речевой деятельности;
- рассмотреть специфику метода кейс-стади на уроках английского языка;
- проанализировать учебно-методический комплекс «Английский в фокусе» (Spotlight), используемый в школе для обучения английскому языку;
- разработать дополнительный материал с использованием метода кейс-стади для работы с этим УМК.
Методологической основой исследования применения интерактивных технологий и метода кейс-стади в учебном процессе послужили работы современных педагогов, таких как Е.А. Данилина [Данилина, 2012, 2015], Т.В. Лозовская [Лозовская, 2015], О.Г. Смолянинова [Смолянинова, 2000], Е.Н. Гитайло [Гитайло, 2022], Л.М. Куприянова [Куприянова, 2013], А.Н Щукин [Щукин, 2010] и других.
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ, синтез, обработка полученных данных, качественный и количественный анализ исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании специфики использования метода кейс-стади в образовательном процессе и на уроках английского языка, а также в систематизации материала по теме обучения монологической и диалогической речи.
Практическая значимость исследования представлена в разработанной системе упражнений, направленных на развитие навыков монологической и диалогической речи с использованием метода кейс-стади, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Работа состоит из Введения, двух разделов, Заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава вводит в теорию развития обучения монологической и диалогической, а также в теорию специфики метода кейс-стади в образовательном процессе и на уроках английского языка. Здесь также раскрываются основные понятия работы: обучение говорению, специфика метода кейс-стади как интерактивного метода обучения. Кроме того, в данной главе раскрывается методика отбора кейсов для обучения английскому языку.
Вторая глава посвящена рассмотрению методических особенностей работы с использованием метода кейс-стади при развитии навыков говорения на этапе основного общего образования (в практической части приводится разработанный автором исследования комплекс упражнений по обучению навыкам говорения с использованием метода кейс-стади на материале УМК для 6 классов: «Английский в фокусе» (Spotlight) (Авторы: Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др.) на этапе основного общего образования.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Изучив метод кейс-стади, можно сделать вывод, что данный метод интерактивного обучения имеет ряд значительных преимуществ. Метод кейсов основан на анализе ситуации и дальнейшем групповом решении. Метод кейс- стади позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач и проблем в учебном процессе. Данный метод позволяет обучающимся мыслить нестандартно, обосновывать свою точку зрения, развивает умения восприятия противоположной позиции, учит сотрудничеству и построению партнерских взаимоотношений.
В результате проведенного анализа УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 6 класса, примерной программы по английскому языку и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования было выявлено, что данный УМК разработан в соответствии с примерной программой по английскому языку и нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному (английскому) языку.
На основе изученной информации был разработан комплекс упражнений на основе метода кейс-стади. Данный комплекс способствует формированию навыков говорения и соответствует темам УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для учеников 6 класса: «Leisure activities» и «Food and refreshments». Комплекс упражнений состоит из заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков. Учитель выступает в роли фасилитатора, задает обучающимся наводящие вопросы, следит за тем, чтобы все ученики были задействованы в групповом обсуждении. Согласно проведенному итоговому тестированию, применение упражнений разработанного комплекса с использованием метода кейс-стади, заметно улучшило навыки монологической и диалогической и соответственно оценки обучающихся экспериментальной группы.
Проведенный эксперимент позволил приблизить показатели обучающихся к критериям, предъявляемым данному уровню подготовки, а именно расширение знаний о языке и лексического запаса, использование иностранного языка в качестве средства получения информации и в результате этого расширять свои знания в других предметных областях.
Кроме того, эксперимент позволил добиться таких предметных результатов, как понимание запрашиваемой информации в аутентичных текстах; строить монологические или диалогические высказывания на основе прочитанного; узнавать в письменном или звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы. Метапредметные результаты, связанные с универсальными учебными действиями оказались следующими: коммуникативные УУД, например построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, использование речевых средств для построения монологического и диалогического высказывания адекватно ситуации, планирование и организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с одноклассниками при работе в парах и группах; регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, адекватная оценка правильности выполнения заданий и внесение необходимых коррективов; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в текстах различных жанров. Среди личностных результатов можно выделить развитие воображения при моделировании ситуаций общения.
Работа над применением метода кейс-стади на уроках английского языка не ограничивается рамками данного исследования. Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в адаптации комплекса упражнений к другим УМК, ориентированным на обучение английскому языку в основной школе.
В результате проведенного анализа УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 6 класса, примерной программы по английскому языку и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования было выявлено, что данный УМК разработан в соответствии с примерной программой по английскому языку и нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному (английскому) языку.
На основе изученной информации был разработан комплекс упражнений на основе метода кейс-стади. Данный комплекс способствует формированию навыков говорения и соответствует темам УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для учеников 6 класса: «Leisure activities» и «Food and refreshments». Комплекс упражнений состоит из заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков. Учитель выступает в роли фасилитатора, задает обучающимся наводящие вопросы, следит за тем, чтобы все ученики были задействованы в групповом обсуждении. Согласно проведенному итоговому тестированию, применение упражнений разработанного комплекса с использованием метода кейс-стади, заметно улучшило навыки монологической и диалогической и соответственно оценки обучающихся экспериментальной группы.
Проведенный эксперимент позволил приблизить показатели обучающихся к критериям, предъявляемым данному уровню подготовки, а именно расширение знаний о языке и лексического запаса, использование иностранного языка в качестве средства получения информации и в результате этого расширять свои знания в других предметных областях.
Кроме того, эксперимент позволил добиться таких предметных результатов, как понимание запрашиваемой информации в аутентичных текстах; строить монологические или диалогические высказывания на основе прочитанного; узнавать в письменном или звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы. Метапредметные результаты, связанные с универсальными учебными действиями оказались следующими: коммуникативные УУД, например построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, использование речевых средств для построения монологического и диалогического высказывания адекватно ситуации, планирование и организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с одноклассниками при работе в парах и группах; регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, адекватная оценка правильности выполнения заданий и внесение необходимых коррективов; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в текстах различных жанров. Среди личностных результатов можно выделить развитие воображения при моделировании ситуаций общения.
Работа над применением метода кейс-стади на уроках английского языка не ограничивается рамками данного исследования. Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в адаптации комплекса упражнений к другим УМК, ориентированным на обучение английскому языку в основной школе.



