ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКА МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода проектов в процессе развития навыка монологической речи 6
1.1. Проектная методика на уроке английского языка 6
1.2. Говорение как вид речевой деятельности 15
1.3. Виды речевой деятельности: монологическая и диалогическая речь 21
1.4. Обучение монологической речи на уроке английского языка 27
Глава 2. Практические аспекты применения метода проектов в процессе
развития навыка монологической речи у обучающихся 9 класса на уроке
английского языка 36
2.1. Методические условия применения метода проектов на основе УМК
«Forward 9» 36
2.2. Методическая разработка уроков английского языка для 9 класса посредством
проектного обучения 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
Заключение 63
Библиографический список источников 65
Приложение А 68
Приложение Б
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода проектов в процессе развития навыка монологической речи 6
1.1. Проектная методика на уроке английского языка 6
1.2. Говорение как вид речевой деятельности 15
1.3. Виды речевой деятельности: монологическая и диалогическая речь 21
1.4. Обучение монологической речи на уроке английского языка 27
Глава 2. Практические аспекты применения метода проектов в процессе
развития навыка монологической речи у обучающихся 9 класса на уроке
английского языка 36
2.1. Методические условия применения метода проектов на основе УМК
«Forward 9» 36
2.2. Методическая разработка уроков английского языка для 9 класса посредством
проектного обучения 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
Заключение 63
Библиографический список источников 65
Приложение А 68
Приложение Б
В настоящее время процесс модернизации затрагивает множество общественных сфер, в том числе и образовательную. Модернизация системы образования предполагают новые возможности, цели и стратегии системы образования в целом и школьного образования, в том числе иноязычного. В настоящее время стратегической целью является формирование у школьника совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне, то есть к адекватному взаимодействию с представителями других культур.
Значение говорения как вида речевой деятельности особенно возрастает в связи с интеграцией России в международное образовательное пространство и возможностью общаться с носителями языка в различных сферах деятельности. Следовательно, чтобы получать необходимые знания и обмениваться информацией, обучающиеся должны владеть навыками говорения, овладение которым является наиболее трудоёмким процессом. Даже на этапе основной школы обучающие испытывают трудности при построении логично связанного и завершённого монологического высказывания. Таким образом, необходимо искать новые подходы, связанные с разработкой новых методов обучения навыку монологической речи, особенно на основном этапе обучения иностранному языку, потому что именно на этом этапе происходит совершенствование данного навыка.
Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования, которая заключается в необходимости поиска эффективных педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали современным стандартам образования. Более того, сегодня преимущество отдаётся использованию таких методов обучения, которые бы обеспечивали применение полученных новых знаний на практике в повседневной жизни. Решением данного вопроса может стать использование относительно новой проектной методики.
Объект исследования - процесс развития навыка монологической речи на английском языке у обучающихся на этапе основного общего образования.
Предмет исследования - использование метода проектов в процессе развития навыка монологической речи у обучающихся 9 класса на уроке английского языка.
Цель работы - теоретически обосновать необходимость использования метода проектов в процессе развития навыка монологической речи и разработать комплекс дидактических средств, способствующих развитию навыка монологической речи на этапе основного общего образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать говорение как вид речевой деятельности;
• рассмотреть особенности метода проектного обучения;
• изучить классификации проектов;
• проанализировать учебно-методический комплекс «Forward 9»;
• определить возможность использования метода проектов на основе YMK«Forward 9»;
• разработать комплекс практических заданий для развития монологической речи обучающихся с помощью метода проектов.
Методологическую базу исследования составляют работы авторов общей теории методики преподавания Зимней И. А., Пассова Е. И., Г.В. Роговой, Л.С. Выготского, В.В. Красных, теории проектного обучения - Е.С. Полат, Н.Г. Черниловой, О.А. Борисовой, Т. Блур и М. Сент-Джона, электронные ресурсы сети интернет.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; наблюдение, беседа, опрос, языковое тестирование, статистический анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования метода проектов на уроках английского языка для развития навыка монологической речи.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке учебно-методических материалов с применением метода проектов и апробации дидактического материала в учебном процессе среди учащихся 9 класса на базе МАОУ Лицей №6 "Перспектива" Кировского района г. Красноярска.
Структура работы определяется ее исследовательскими задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика. В главе 1 рассматриваются теоретические основы использования метода проекта в процессе развития навыка монологической речи. Исследуются понятия говорения как вида речевой деятельности и его разновидности - монологической речи обучающихся, рассматриваются особенности метода проектного обучения при изучении английского языка. Кроме того, в данной главе раскрывается понятия проекта и проектной деятельности обучающихся на основном этапе обучения иностранному языку, приводятся классификации проектов и этапы работы над ним. В Главе 2 представлены результаты практического применения метода проекта на уроке английского языка в 9 классе. Проведен анализ УМК «Forward» для 9 классов, на основе которого разработана серия уроков направленных на развитие монологической речи обучающихся. В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.
Значение говорения как вида речевой деятельности особенно возрастает в связи с интеграцией России в международное образовательное пространство и возможностью общаться с носителями языка в различных сферах деятельности. Следовательно, чтобы получать необходимые знания и обмениваться информацией, обучающиеся должны владеть навыками говорения, овладение которым является наиболее трудоёмким процессом. Даже на этапе основной школы обучающие испытывают трудности при построении логично связанного и завершённого монологического высказывания. Таким образом, необходимо искать новые подходы, связанные с разработкой новых методов обучения навыку монологической речи, особенно на основном этапе обучения иностранному языку, потому что именно на этом этапе происходит совершенствование данного навыка.
Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования, которая заключается в необходимости поиска эффективных педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали современным стандартам образования. Более того, сегодня преимущество отдаётся использованию таких методов обучения, которые бы обеспечивали применение полученных новых знаний на практике в повседневной жизни. Решением данного вопроса может стать использование относительно новой проектной методики.
Объект исследования - процесс развития навыка монологической речи на английском языке у обучающихся на этапе основного общего образования.
Предмет исследования - использование метода проектов в процессе развития навыка монологической речи у обучающихся 9 класса на уроке английского языка.
Цель работы - теоретически обосновать необходимость использования метода проектов в процессе развития навыка монологической речи и разработать комплекс дидактических средств, способствующих развитию навыка монологической речи на этапе основного общего образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать говорение как вид речевой деятельности;
• рассмотреть особенности метода проектного обучения;
• изучить классификации проектов;
• проанализировать учебно-методический комплекс «Forward 9»;
• определить возможность использования метода проектов на основе YMK«Forward 9»;
• разработать комплекс практических заданий для развития монологической речи обучающихся с помощью метода проектов.
Методологическую базу исследования составляют работы авторов общей теории методики преподавания Зимней И. А., Пассова Е. И., Г.В. Роговой, Л.С. Выготского, В.В. Красных, теории проектного обучения - Е.С. Полат, Н.Г. Черниловой, О.А. Борисовой, Т. Блур и М. Сент-Джона, электронные ресурсы сети интернет.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; наблюдение, беседа, опрос, языковое тестирование, статистический анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования метода проектов на уроках английского языка для развития навыка монологической речи.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке учебно-методических материалов с применением метода проектов и апробации дидактического материала в учебном процессе среди учащихся 9 класса на базе МАОУ Лицей №6 "Перспектива" Кировского района г. Красноярска.
Структура работы определяется ее исследовательскими задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика. В главе 1 рассматриваются теоретические основы использования метода проекта в процессе развития навыка монологической речи. Исследуются понятия говорения как вида речевой деятельности и его разновидности - монологической речи обучающихся, рассматриваются особенности метода проектного обучения при изучении английского языка. Кроме того, в данной главе раскрывается понятия проекта и проектной деятельности обучающихся на основном этапе обучения иностранному языку, приводятся классификации проектов и этапы работы над ним. В Главе 2 представлены результаты практического применения метода проекта на уроке английского языка в 9 классе. Проведен анализ УМК «Forward» для 9 классов, на основе которого разработана серия уроков направленных на развитие монологической речи обучающихся. В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.
В ходе исследования были изучены теоретические и практические аспекты формирования навыка монологической речи в средней общеобразовательной школе с помощью метода проектов и сделаны следующие выводы.
Говорение является одним из средств общения. Оно всегда мотивированно, активно, целенаправленно и ситуативно. Без него невозможно полноценное владение иностранным языком. Говорение традиционно разделяют на монологическую и диалогическую речь, которые отличаются друг от друга количеством участников акта общения, продолжительностью. Обе формы одинаково важны в процессе обучения.
Однако в соответствии с темой исследования нами был сделан акцент на изучении именно монологической речи, которая является развернутым высказыванием одного человека, определяющего не только его логику, но и выбор языковых и речевых средств. Монологическое высказывание характеризуется логичностью, связностью и завершённостью, а также требует большого навыка в лексико-грамматическом оформлении. Более того, в отличие от диалогической монологическая речь, вызванная необходимостью последовательного изложения мыслей человека, более сложна, многоаспекта, и требует значительной подготовки и временных затрат.
На сегодняшний день на уроках иностранного языка активно используется проектная методика, которая позволяет провести итоговые уроки в интересной и увлекательной форме, а главное, активизировать приобретённые в ходе изучения определённой темы знания и умения обучающихся и сконцентрировать их внимание и силы на выполнении самостоятельной работы над проектом, по результатам которого оценивается степень их усвоения.
Проектная деятельность предполагает развитие навыка монологической речи на уроках иностранного языка, в контексте которого проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого, а следственно уникального продукта. Существуют различные классификации проектов, автор одной из которых, E.C. Полат, основываясь на критериях доминирующего в проекте виду деятельности и количеству, работающим над ним участников, выделяет индивидуальный информативный проект [Полат, 2000].
В практической части исследования был проведён анализ УМК «Forward» для 9 класса, который подтвердил необходимость разработки учебно - методического материала, основанного на применении метода проекта.
В ходе опытно-экспериментальной работы было осуществлено активное включение в иноязычное образование проектной методики, при помощи которой был проведён ряд уроков английского языка в 9 классе. Разработанный нами на основе данной методики учебно-методический материал был успешно включен в учебный процесс. Такой вид проектной деятельности, как создание индивидуального информативного проекта способствовал прочному усвоению обучающихся учебного материала, расширению кругозора, а также, практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
При проведении опытно-экспериментальной работы были выполнены все поставленные задачи. Кроме того, разработанная система упражнений была успешно реализована на практике и может быть применена в практике преподавания на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Говорение является одним из средств общения. Оно всегда мотивированно, активно, целенаправленно и ситуативно. Без него невозможно полноценное владение иностранным языком. Говорение традиционно разделяют на монологическую и диалогическую речь, которые отличаются друг от друга количеством участников акта общения, продолжительностью. Обе формы одинаково важны в процессе обучения.
Однако в соответствии с темой исследования нами был сделан акцент на изучении именно монологической речи, которая является развернутым высказыванием одного человека, определяющего не только его логику, но и выбор языковых и речевых средств. Монологическое высказывание характеризуется логичностью, связностью и завершённостью, а также требует большого навыка в лексико-грамматическом оформлении. Более того, в отличие от диалогической монологическая речь, вызванная необходимостью последовательного изложения мыслей человека, более сложна, многоаспекта, и требует значительной подготовки и временных затрат.
На сегодняшний день на уроках иностранного языка активно используется проектная методика, которая позволяет провести итоговые уроки в интересной и увлекательной форме, а главное, активизировать приобретённые в ходе изучения определённой темы знания и умения обучающихся и сконцентрировать их внимание и силы на выполнении самостоятельной работы над проектом, по результатам которого оценивается степень их усвоения.
Проектная деятельность предполагает развитие навыка монологической речи на уроках иностранного языка, в контексте которого проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого, а следственно уникального продукта. Существуют различные классификации проектов, автор одной из которых, E.C. Полат, основываясь на критериях доминирующего в проекте виду деятельности и количеству, работающим над ним участников, выделяет индивидуальный информативный проект [Полат, 2000].
В практической части исследования был проведён анализ УМК «Forward» для 9 класса, который подтвердил необходимость разработки учебно - методического материала, основанного на применении метода проекта.
В ходе опытно-экспериментальной работы было осуществлено активное включение в иноязычное образование проектной методики, при помощи которой был проведён ряд уроков английского языка в 9 классе. Разработанный нами на основе данной методики учебно-методический материал был успешно включен в учебный процесс. Такой вид проектной деятельности, как создание индивидуального информативного проекта способствовал прочному усвоению обучающихся учебного материала, расширению кругозора, а также, практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
При проведении опытно-экспериментальной работы были выполнены все поставленные задачи. Кроме того, разработанная система упражнений была успешно реализована на практике и может быть применена в практике преподавания на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Подобные работы
- Проектная деятельность как способ развития навыка монологической речи обучающихся на уроке английского языка в 10 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Использование интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Телекоммуникационный проект как средство развития языковой компетенции обучающихся основной школы на уроке английского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - Развитие навыков говорения на уроке английского языка в 5-6 классах в процессе работы с аутентичными поэтическими материалами в условиях дистанционного обучения в малокомплектной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕВОДУ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Речевая зарядка как мотивационная основа для развития навыков устной речи школьников 7-8 классов
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Мультимедийная визуализация как средство формирования иноязычных коммуникативных навыков на уроке английского языка в 5 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Использование приема драматизации при обучении говорению на уроке английского языка в 4-ом классе в контексте реализации коммуникативного подхода
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



