Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования проектной проектов в процессе обучения 5
1.1. Особенности обучения математике учащихся образовательных
школ и математического образования на современном этапе 5
1.2. Метапредметные учебные действия как образовательный результат 11
1.3. Метод проектов как педагогическая технология 25
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Методика использования проектной деятельности у учащихся в процессе обучения математике 33
2.1. Специфика использования метода проектов в современном процессе
обучения математике 33
2.2. Использование метода проектов на уроках математики 37
2.3. Использование метода проектов по математике во внеурочное время 49
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Библиографический список 65
Приложение
В современном процессе обучения математике существенно изменились ориентиры. Сегодня перед учителем математики стоит задача формирования абсолютно новых результатов обучения, выраженных на предметном, личностном и метапредметном уровнях. Отметим, что раньше процесс обучения должен был обеспечивать предметные образовательные результаты. Сегодня же мы, учителя, должны способствовать достижению интегрированного результата - универсальных учебных действий. Все это в полной мере касается и процесса обучения математике. В связи с этим педагогам необходимо отыскивать новые подходы и способы конструирования и реализации процесса обучения. Для этого следует использовать технологии обучения инновационного характера и грамотно их сочетать с зарекомендовавшими себя традиционными технологиями.
Одним из таких педагогических инструментов является метод проект. С одной стороны, его использование регламентировано ФГОС второго поколения. С другой стороны, он представляет собой технологи. Обучения, которая имеет ярко выраженный инновационный характер.
В психолого-педагогической литературе раскрываются основные положения данного метода. В тоже время обнаруживается дефицит педагогических знаний в области применения данного метода в аспекте новых образовательных стандартов. В связи, с чем актуальность темы исследования является очевидной.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе
Предмет исследования - методика использования метода проектов на уроках математики.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по использованию метода проектов в процессе обучения математике в условиях реализации ФГОС.
Исходя из сформулированной цели, в исследовании решались следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности современного процесса обучения математике;
2. исследовать и описать метод проектов как педагогическую технологию;
3. описать специфику использования метода проектов в урочное и внеурочное время;
4. разработать фрагменты урочной и внеурочной деятельности по математике на основе использования метода проектов.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы предполагается использовать методы теоретического анализа (изучение и систематизация педагогической, методической и научно¬технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения), педагогический эксперимент.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проанализировав современное состояние школьного математического образования, мы пришли к выводу, что классно-урочная организация учебного процесса устарела. На данном этапе развития необходимо использовать современные технологии обучения, одна из таких технологий, рассматриваемая мной, метод проектов. Применение этого метода позволяет реализовать требования ФГОС.
Этот метод позволяет школьнику, открыть в себе большое поле деятельности, тем самым способствует появлению новых интересов. Метод проектов помогает наладить межличностные отношение в группах (классе), раскрыть таланты учащихся, развитие коммуникативных УУД. Технология « метод проектов» помогает формированию универсальных учебных действий школьников, что не мало важно в современных условиях развития образования.
В данной работе прослежена история возникновения данного метода, и стоить заметить, что эта технология привлекла, в свое время, советских преподавателей, но не нашла своего места в это время. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что метод проектов очень тяжело применять в обучение математике, но в целом это реализуемого по некоторым темам школьного курса математики, либо при реализации межпредметных проектов, либо использовать во внеурочной деятельности.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Российская газета.- 2012.- № 303.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) // Российская газета.- 19.12.2010.
3. Абрамова Г. С. Возрастная психология.- М.: Юрайт, 2014.- 812 с.
4. Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф., окт. 2011, Челябинск: Два комсомольца, 2011. - Т I. - С. 104-111.
5. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
6. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. - М.: Аспект, 2014. - 206 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: Академия, 2011. - 192 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка.- СПб.: Питер, 2012.- 240 с.
9. Глазунова О.Н. Метапредметный подход и диагностика способностей
[Электронный ресурс] // www.epistemosteka.net/index.php?
option=com_content&view
10. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». - М.: АСТ, 2011. - 120 с.
11. Громыко Ю.В. Век «мета»: Современные деятельностные
представления о социальной практике и общественном развитии. - М.:
Академия, 2014. - 506 с.
12. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико¬
практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) Текст. / Ю.В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2012. - 376 с.
13. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. - М.: Пушкинский институт, 2011. - 101 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
15.Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
16. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. - М.: Академия, 2012. - 132 с.
17. Имакаев В.Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества // Шк. технологии. - 2013. - № 2. - С. 10-14.
18. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. - Спб.: Лань, 2013. - 201 с.
19. Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность.- СПб.: Питер, 2011.- 180 с.
20. Клепиков В.Н. К метапредметности через эвристическую конкретность. Как увлекательно выйти на метапредметный уровень? // Пед. технологии. - 2012. - № 3. - С. 309.
21. Когаловский С.Р. К проблеме модернизации математического образования // Школьные технологии. - 2011. - № 6. - С. 93-99.
22. Корнетов Г.Б. Педагогика. Теория и история. - М.: УРАО, 2011.- 296 с.
23. Король А.Д. Метапредметный эвристический диалог как способ достижения метапредметных образовательных результатов // Новые образовательные стандарты: метапредметный подход [Электронный ресурс]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22-24 авг. 2012 г. / Инст. образ. человека, Центр дистанц. образования «Эйдос», Науч. шк. А. В. Хуторского; под ред. А. В. Хуторского. - М.: Институт образования человека, 2012.
24. Краткая философская энциклопедия [Электронный ресурс] //
http://svitk.ru/004_book_book/15b/3353_kratkaya_filosofskaya_enciklopedi ya. php.
25. Крылова О., Муштавинская И. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.- М.: КАРО, 2013.- 144 с.
26. Козлов В., Кондаков А. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М.: Просвещение, 2014.- 79 с.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития.- М.: Академия, 2012. - 656 с.
28. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии.- М.: Эксмо, 2011.- 368 с.
29. Немов Р.С. Психология в 3-х Т.,кн.1 - М.: Владос, 2012.- 687 с.
30. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход.
Электронный ресурс]: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования «Эйдос», Науч. шк. А. В. Хуторского; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет- магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL:
http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
31. Нюдюрмагомедов А.Н. Метапредметный подход в современном поликультурном образовании // Вестн. Дагест. науч. центра Рос. акад. образования. - 2013. - № 2. - С. 65-69.
32. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении.- М.: АРКТИ, 2013.- 112 с.
33. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения.- М.:
Академия, 2012.- 400 с.
34. Полищук С.В. Информационно-деятельностная структура знания и
информационный подход. Электронный ресурс. URL:
http: //www. psylib .ru/statyi/sbornik/ids. php.
35. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ авт.-сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011.
36. Пурышева Н.С. О метапредметности, методологии и других
универсалиях / Н.С. Пурышева, Н.В. Ромашкина, О.А. Крысанова // Вестн. Нижегор. ун-та. - 2012. - № 1. - С. 11-17.
37. Рабочая программа по ФГОС, математика 5 класс / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, 2014.
38. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе.- М.: Астрель, 2012.- 160 с.
39. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=19811(дата обращения: 30.11.2015)
40. Самый полный толковый словарь русского языка. В 3 томах.- М.: Астрель, 2015.- 3312 с.
41. Селиванова М. Метод проектов в воспитательно-образовательном процессе.- Минск: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.- 68 с.
42. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. - № 4. - URL: http://www.eidos.ru/journal/ 20W0425-10.htm.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2015.
44. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Электронный ресурс] // fomenko.edusite.ru/p35aa1.html.
45. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2014.- 79 с.
46. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Эйдос, 2012. - 314 с.
47. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека - http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
48. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
49. Хуторской А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования // Рос. образование. - 2012.
- № 4. - С. 26-38.
50. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Нар. образование.
- 2013. - № 4. - С. 157-171.