Введение 3
ГЛАВА 1. Оценка учебных достижений обучающихся 5
1.1. Понятия «Оценка, оценивание» 5
1.2. Виды оценивания 7
1.3. Функции оценки 9
ГЛАВА 2. Формирующее оценивание 12
2.1. Формирующее оценивание: сущность, характеристика, базовые
принципы 12
2.2. Приемы формирующего оценивания для развития предметных УУД
у школьников на уроках химии 20
2.3. Алгоритм использования технологии формирующего
оценивания 27
ГЛАВА 3. Использование приемов формирующего оценивания для развития предметных УУД у школьников на уроках химии 30
3.1. Анализ использования листов обратной связи на уроках химии во
время прохождения педагогической практики 30
3.2. Методические рекомендации по использованию листов обратной
связи формирующего оценивания 38
Заключение 40
Библиографический список 41
Приложение А 46
Приложение Б 48
Приложение В
Одной из самых сложных проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы (ФГОС ООО), является проблема оценивания образовательных результатов учащихся. Обучение, сфокусированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной деятельности, предполагающее его партнерство и сотрудничество с учителем, т.е. такое обучение, в котором ученик становится его субъектом, противостоит традиционной системе оценивания [27].
Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования и пр.), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Одним из способов решения данной проблемы может стать формирующее оценивание.
Вопросам формирующего оценивания посвящены научные и практические работы российских ученых и педагогов (М.А. Пинская, И.М. Улановская, Н.И. Запрудский, Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина, И.А. Логвина, Л.В. Рождественская). Также существует ряд дистанционных курсов, семинаров и вебинаров, посвященных формирующему оцениванию образовательных результатов учащихся в современной школе. Наличие большого количества таких курсов подтверждает необходимость учителям использовать различные приемы формирующего оценивания в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем, требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО отражены в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В данном приказе сообщается о том, что должен обеспечиваться комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования. Также должна обеспечиваться оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Поэтому целью выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по использованию приемов формирующего оценивания для развития предметных УУД в процессе обучения химии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения химии с использованием приемов формирующего оценивания.
Предмет исследования: приемы формирующего оценивания как средство формирования предметных УУД.
Задачи исследования:
• проанализировать литературу по системе и моделям оценивания;
• изучить приемы и методы формирующего оценивания;
• разработать методические рекомендации по применению листов обратной связи на уроках химии;
• апробировать собственные разработки в своей педагогической практике.
1. Проанализировав литературу по системе и моделям оценивания, было выяснено, что формирующая оценка методологически соответствует модернизации современного образования. Она помогает учителям выявлять дефициты в обучении каждого обучающегося и соответственно адаптировать их обучение, способствует улучшению образовательные результаты обучающихся.
2. Изучив приемы и методы формирующего оценивания, выяснено, что в настоящее время достаточно разработан методический инструментарий приемов, техник и способов реализации формирующего оценивания. Опыт формирующего оценивания распространяется с помощью специализированных сайтов, конференций, курсов повышения квалификации учителей. Таким образом, можно утверждать, что формирующее оценивание является перспективным направлением зарубежной и российской психолого-педагогической науки.
3. Разработаны методические рекомендации по применению листов обратной связи на уроках химии.
4. Собственные разработки апробированы в своей педагогической практике. Также результаты выпускной квалификационной работы были представлены на XI межрегиональной научно-практической конференции «Химическая наука и образование Красноярья», посвященная 150-летию Российского химического общества им. Д.И. Менделеева. За доклад по теме «Использование приемов формирующего оценивания для развития предметных УУД у школьников на уроках химии» был присужден диплом III степени.
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках [электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа: http://bookz.ru/
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР). М.: Педагогика, 1980, т. I — 230 с; т. II — 287 с.
3. Андреева Елена Ивановна. Инструментарий для внутриклассного оценивания (формирующего оценивания) на уроках технологии (технического труда) при реализации ФГОС ООО [электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа: https ://solncesvet.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%81 %D 1 %82%D 1%80%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8% D0%B9-%D0%B4%D0%BB%D 1 %8F-
%D0%B2%D0%BD%D 1%83%D 1%82%D 1%80%D0%B8%D0%BA%D0 %BB%D0%B0%D 1%81%D 1%81 %D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE
4. Батурин, Н.А. Психология оценивания и оценки: Учебное пособие.- Челябинск: Изд-во: ЮУрГУ, 2000. - ч.1. - 106с.
5. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование № 1 (38) 2014
6. Бойцова Е.Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(48), 2015 www.sisp.nkras.ru
7. Габриелян О.С. Химия. Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016-320с.
8. Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства./ Учебное
пособие. - СПб: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. С. 143.
9. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
10.Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 50—58. doi: 10.17759/jmfp.2015050306 [электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа:
https://psviournals.ru/files/83909/imfp 2016 n 3 Zemlyanskaya.pdf
11. Кравцова, И.Л., Пинская М.А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2. C. 163—168.
12. Кривошапова, Р.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе [Текст] / Р.Ф. Кривошапова, О.Ф. Силютина // Советская педагогика .¬1980 . -№11. - С.60-65.
13. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб. : Каро, 2015. 124 с.
14. Куцакова Л.А., Фоминых О.И. Использование приемов формирующего оценивания для развития предметных УУД у школьников на уроках химии//Химическая наука и образование Красноярья: материалы XI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Российского химического общества им. Д.И. Менделеева. Красноярск: ФГБОУ ВО «КГПУ им. В.П. Астафьева», 2018. С.246.
15. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся (презентация к мастер-классу).
16. Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. - Нарва, 2012. https://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/oppevahend.pdf
17. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Ф.
Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3.
18. Новошинский И.И, Н.С. Новошинская. Химия. Учеб. для 9 кл общеобразовательных учреждений. М.:Русское слово, 2013-296с. 15.
19. Оценивание. Виды оценивания [электронный ресурс] - электронные
данные. - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/usocenivanie2/formiruusee-ocenivanie
20.Оценка, отметка, оценивание в системе контроля результатов обучения [электронный ресурс] - электронные данные. Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/2/10741.html
21. Оценка и учет результатов учебной деятельности [электронный ресурс]
- электронные данные. Режим доступа:
https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26550-ocenka-i-uchet-rezultatov- uchebnoy-deyatelnosti. html
22. Педагогика [Текст] : учеб. для вузов / ред. Л. П. Крившенко. - Москва : Проспект, 2004. - 432 с.
23. Педагогическая оценка: сущность, проблемы, виды [электронный ресурс] - электронные данные. Режим доступа: https://xstud.ru/12467/pedagogika/pedagogicheskaya otsenka suschnost pro blemy vidy
24. Педагогические возможности педагогической технологии
формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы [электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskie-vozmozhnosti-
pedagogicheskoy-tehnologii-formiruyuschego-otsenivaniya-obrazovatelnyh- rezultatov-uchaschihsya
25. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. - М.: Логос, 2010. Учебное пособие. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
26. Пинская М.А., Иванов А.В. Формирующий подход: критериальное оценивание в действии // Народное образование. 2010. № 5 C. 192—201
27. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М. : Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам).
28. Солянкина Н.Л. Формирующее оценивание: таксономический подход к конструированию учебных заданий (на примере химии) - Издательство: КГПУ им. В.П. Астафьева: «Инновации непрерывном образовании» - 2015. №2 (10). - С. 39 - 44.
29. Стандарты второго поколения (ФГОС) [электронный ресурс] -
электронные данные. - Режим доступа:
http://sch1317.mskobr.ru/files/standartv vtorogo pokoleniya fgos.pdf
30. Структура ИКТ- компетентности учителей □. Рекомендации ЮНЕСКО. Париж: 2011. 95 с.
31. Сущность и роль оценок [электронный ресурс ] - электронные данные.
Режим доступа: http ://kni gi. link/metodiki-prepodavaniya-
uchebniki/suschnost-rol-otsenok-52318.html
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
33. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003.
34. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара, 2007 — 244 с.
35. Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на
уроках химии [электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/himiya/presentacii/formiruiushchieie-
otsienivaniie-priiemy-i-vozmozhnosti-ispol-zovaniia-na-urokakh-khimii
36. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Рига: Педагогический центр
«Эксперимент», 1999. - 113 с.
37. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся: Методическое руководство / Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина. Бишкек : Билим, 2012. 80 с
38. ШамоваТ.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе М.: Педагогическое общество России, 2007 - 192 с.
39. Шиян Д.В. Методы оценивания результатов обучения и достижения [электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа: http://edu-frn.spb.ru/files/mindmap/5 23.ppt