Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование проектного метода для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся

Работа №166852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Формирование естественнонаучной грамотности на основе проектного метода 5
1.1 Понятие «естественнонаучная грамотность» 5
1.2 Сущность проектного метода 7
1.3 Структура проектного метода 17
Глава 2. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся при организации проектной деятельности 26
2.1 Условия организации проектной деятельности обучающихся 26
2.2 Опыт организации проектных работ в 9-10 классах 36
Заключение 55
Список литературы 60

Естественная грамотность означает способность использовать научные знания и доказательства, оценивать их надежность, выявлять проблемы, предвидеть возможные изменения и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и законов природных явлений.
Приведенные результаты международного исследования PISA указывают на низкую естественнонаучную грамотность российских учащихся; по результатам исследования Россия находится на 32-м месте из 79 стран- участниц, что означает, что «естествознание» по-прежнему остается слабым звеном для российских выпускников.
Чем же обусловлено снижение результатов PISA в 2018 году? В чем причина негативных изменений и без того низкого уровня естественнонаучной грамотности обучающихся?
На эти вопросы мы постарались ответить в своей выпускной квалификационной работе.
Во ФГОС СОО отводится большое внимание проектной и исследовательской деятельности учащихся, которая активно используется с 2020-2021 учебного года в старшей школе.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов.
Индивидуальный проект обучающиеся реализуют самостоятельно, но под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов, в любой выбранной сфере деятельности (познавательной, практической, образовательной и исследовательской, социальной, художественной и т.д.).
Актуальность: Одной из главных задач образования является формирование функциональной грамотности школьников - знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе. Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, связанных с практическими применениями достижений естественных наук. Одним из методов формирования естественнонаучной грамотности обучающихся является проектный метод. В данной работе рассматриваются возможности проектного метода как инструмента развития естественнонаучной грамотности обучающихся, его особенности, а также место проектного метода в системе современного школьного образования.
Цель: изучить особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся при использовании проектной деятельности.
Объект: формирование естественнонаучной грамотности школьников.
Предмет: формирование естественнонаучной грамотности школьников при организации проектной деятельности.
Задачи:
1. Изучить научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме «Естественнонаучная грамотность».
2. Изучить суть проектного метода как инструмента формирования естественнонаучной грамотности обучающихся.
3. Разработать программу реализации проектной деятельности в МБОУ КСОШ №3.
4. На основе разработанной программы организовать проектную работу с обучающимися.
Гипотеза: опираясь на взгляды ученых-педагогов и психологов, личный опыт, мы считаем, что внедрение проектного метода позволяет и помогает сформировать естественнонаучную грамотность учащихся 9-х классов, умение выделять главное, самостоятельно формулировать цели, задачи, гипотезу (предметные компетенции), оценивать свои действия (личностные).
Методы:
-теоретические (анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы);
-эмпирические (анкетирование учителей и учащихся, проектирование).
База исследования:
МБОУ КСОШ №3 (анкетирование учеников и учителей, проектная деятельность).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема несформированности естественнонаучной грамотности учащихся на сегодняшний момент стоит достаточно остро, поэтому встал вопрос, как повысить уровень естественнонаучной грамотности так, чтобы ученики сами проявляли инициативу и были увлечены этим; одним из способов является проектная деятельность, которая активно вошла в старшую школу с 2020-2021 года.
Результаты исследования:
1. Проанализирована научная, психолого-педагогическая и методическая литература по выбранной теме исследования.
2. Описано историческое становление, цели, задачи, этапы внедрения проектного метода, структура проектов в целях формирования естественнонаучной грамотности обучающихся.
3. Было проведено анкетирование обучающихся и педагогов по вопросу внедрения единой программы организации проектной деятельности.
4. Разработана программа «Основы проектной деятельности школьника», предложено 6 тем проектов, которые могут выполнять учащиеся 9-10 классов, 1 из них апробирован в школьной практике.
5. Сделаны выводы, о том, что проектная деятельность помогает сформировать естественнонаучную грамотность.
Выводы:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что понятие «естественнонаучная грамотность», введенное В. Г. Разумовским, и проектная деятельность появились еще в ХХ веке, но если в зарубежных странах, таких как США, Испания, Норвегия, проектный метод использовался на протяжении всего этого времени, то в советской, а затем уже и в российской педагогике он появлялся эпизодически.
2. Проектная деятельность в отечественной педагогике реализовывалась эпизодически, одной из главных задач является формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций.
3. Результаты опроса среди обучающихся выявили следующее:
1. Утверждают, что знают что такое проект - 44%.
2. 31% говорят, что выполняли хотя бы раз работали над проектом.
3. Самые популярные предметы на которых обучающиеся делали проекты это ИЗО - 50%, технология - 42, литература - 53%, история - 33%.
4. Наиболее частые ответы опрошенных показывают, что они считают проектом: рисунок - 45%, реферат - 28%, творческая работа на ватмане - 27%.
Результаты опроса среди педагогов выявили следующее:
1. 71% опрошенных педагогов не имеют четкого представления что такое проект.
2. 53% опрошенных выполняли проект с обучающимися хотя бы 1 раз.
3. Большинство педагогов считают любую творческую работу проектом - 78% опрошенных, еще 22% считают проектом сделанное своими руками (рисунок, поделка и т.д.)
4. Самые частые ответы педагогов: не понимают структуру проектной работы - 81%, не имеют стандартного УМК - 76%, нет заинтересованных обучающихся - 45%, нет временных ресурсов - 65%.
Как видно из результатов опроса, большинство обучающихся и педагогов за проект и проектную деятельность принимают часто такие виды работ, которые не предполагают ни постановки цели, ни планирования этапов своей работы. Часто проект путают с любой творческой работой.
4. В результате реализации проекта «Специфика профессии гидроэнергетика» у обучающегося формировались личностные, предметные и метапредметные компетенции, что свидетельствует о повышении уровня естественнонаучной грамотности.
5. В результате проектной деятельности у обучающегося повышается уровень естественнонаучной грамотности, так как формируются личностные, предметные и метапредметные компетенции.
Личностные: происходит самоопределение учащегося или учащихся по данной теме исследования, учащиеся учатся планировать свое время, анализировать свои поступки, стараются находить пути решения поставленной проблемы.
Если тема интересна и актуальна для обучающегося, то повышается мотивация к изучению предмета, ученики начинают более глубоко интересоваться данной дисциплиной.
Предметные: Ученики самостоятельно формулируют цель проекта, задачи, гипотезу, находят информацию по теме исследования, анализируют ее, выделяют главное, учитель выступает только в качестве тьютора.
Метапредметные:
Регулятивные (ученики намечают план выполнения своего проекта, выполняют задания согласно намеченному плану).
Коммуникативные (ученики учатся навыку коммуникации с различными людьми, мы наблюдали, как ученики учатся грамотно и четко формулировать свои вопросы, мысли).
Проектной деятельности стоит отвести отдельное место в образовательном процессе для формирования естественнонаучной грамотности по ряду причин.
Во-первых, это достаточно универсальный метод, который можно применить в любых областях науки, технологии, химии, физике и т. д.
Во-вторых, здесь обучающиеся самостоятельно формируют действительность. Они пробуют себя в различных сферах деятельности и выявляют свои интересы и предпочтения.
В-третьих, именно этот метод дает привязку теоретических знаний с их практическим применением.
Реализация проектного метода и исследовательского метода на практике приводит к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он становится организатором познавательно-исследовательской деятельности своих учеников.
Меняется и психологический климат в классе, поскольку педагогу необходимо переориентировать свою воспитательную работу и работу учащихся на различные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет исследовательской, поисковой и творческой деятельности.
В ходе проектной деятельности обучающиеся расширяют свои знания о содержании изучаемых предметов, развивают исследовательские навыки и подходы к решению задач в рамках изучаемого предмета, что и способствует формированию естественнонаучной грамотности.
Проектный метод направлен на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие силы воли, изобретательности и целеустремленности.
Подводя итоги нашей выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что проектная деятельность помогает сформировать естественнонаучную грамотность, подтвердилась, на что указывают результаты проведенного анкетирования и собственные наблюдения.
Конечно, стоит отметить, что данная проблема нуждается в дальнейшем изучении и более глубоком исследовании.



1. Голд, Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / Е. А. Голд // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. 73-76 с.
2. Демидова, М. Ю., Ковалева, Г. С. Естественнонаучная научная подготовка школьников: по результатам международного исследования PISA / М. Ю. Демидова, Г. С Ковалева.-Москва: МИОО, 2011. 157-165 с.
3. Каргина, Е. М. Метод педагогического проектирования: история и современность: моногр. / Е. М. Каргина. - Пенза: ПГУАС, 2014. 212 с.
4. Колесникова, И. А., Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская.- Издательский центр «Академия», 2015. 288с.
5. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю. П. Дубенского. — Омск: ОмГУ, 2015. 59 с.
6. Краснова,В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова// Юный ученый, 2016. 31-33с.
7. Кукушкина, А. С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе / А. С. Кукушкина // Молодой ученый,2016. 148-150с.
8. Лукина, И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся / И. Г. Лукина.-Санкт- Петербург: РГПУ, 2017. 144-148с.
9. Орлова, Е. А., Бегидова, С. Н. Сущность проектной деятельности социальной направленности старшеклассников / Е.А. Орлова, С. Н. Бегидова. -Республика Адыгея: АГУ, 2015. 52-56с.
10. Панкратова, В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. В. М. Панкратова // Инновационные педагогические технологии: материалы. Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. 92с.
11. Петрова, Н. П., Халилов, С. Р. Реализация методов проектов в подготовке педагога ( на примере гуманитарных дисциплин). Н. П. Петрова, С. Р. Халилов. -Ставрополь, 2015. 23 с.
12. Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2001. 54с.
13. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., исправ. и допол. - М.: Академия, 2000. 412 с.
14. Розанов, Л. Л. Метод проектов как педагогическая технология / Л. Л. Розанов // Педагогика. 2014-74-77с.
15. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений /И. С. Сергеев. - М.: Аркти, 2014. 4 с.
16. Стеканова, Ю. О. Развитие интеллектуальных школьников на уроках математики средствами технологии группового и коллективного взаимообучения / Ю. О. Стеканова // Одаренный ребенок. 2014. 29-35с.
17. Суматохин, С. В. Естественнонаучная грамотность как цель развития школьного биологического образования / С. В. Суматохин.- Москва: МГПУ, 2019. 15-23с
18. Худин, А. Н. Организация профильного обучения в школе: лекция 4. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / А. Н. Худин, С. Н. Белова // Завуч. ,2016. 105-110 с.
19. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. / Н. Ф. Яковлева. - М. :ФЛИНТА, 2014. 144 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ 31.07.2020). Система ГАРАНТ: URL: https://fgos.ru/(дата обращения 12. 04. 21).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ