Введение 3
Глава 1. Критерии подбора приемов мнемотехники для преподавания всеобщей истории в 5 классе 12
1.1. Мнемотехника: определение и базовые методы 12
1.2. Возрастные особенности обучающихся 5 класса 15
1.3. Анализ содержания учебно - методического материала по всеобщей истории
в 5 классе 20
Глава 2. Мнемотехнические приемы в преподавании предмета «Всеобщая история» в 5 классе на материалах темы «Древний Египет» 28
2.1. Разработка подобранных приемов мнемотехники на материалах темы
«Древний Египет» 28
2.2. Внедрение и оценка эффективности использования подобранных приемов
мнемотехники на теме «Древний Египет» 37
Заключение 44
Список источников и литературы 48
Приложение 1 51
Приложение 2 54
Приложение 3 67
Приложение 4 71
Приложение 5 74
Проблема развития памяти и упрощения способов запоминания волновала человека с древних времен. Ранее вопросы развития памяти интересовали по большей части служителей религии, людей, занятых интеллектуальным трудом, полководцев и т.д. В современном мире информация вышла на первое место по значимости в человеческой жизни. Каждый человек вне зависимости от своей профессии теперь окружен большим количеством информации, которую необходимо обрабатывать и запоминать практически каждый день. Поэтому теперь проблема развития памяти и запоминания интересует абсолютное большинство.
Изменилась современная школа, с каждым годом требования к уровню освоения знаний по тому или иному предмету повышаются. Учителя должны искать и применять новые способы и приемы обучения и передачи информации, чтобы ученики получали соответствующие знания. Повышается актуальность таких приемов и методов, которые ученик сможет применять в течение всей дальнейшей жизни, так как обучение в современной школе не ограничено усвоением предметных знаний.
Общеизвестным является факт, что история - это один из самых сложных предметов школьного курса. Ее изучение постоянно требует запоминания больших объемов информации. Это и является большой проблемой для учеников, которая кажется им непреодолимой, снижает их мотивацию к изучению этого сложного, но очень важного предмета. Непростая задача стоит и перед учителем истории, который должен в сжатые сроки передать большой объем информации, причем сделать это качественно, эффективно и интересно. По нашему мнению, в данном случае удачным решением для всех участников образовательного процесса является мнемотехника.
Степень изученности
Особый интерес для нашего исследования представляют те работы, в которых описан опыт разработки и применения мнемотехнических приемов в рамках предмета «Всеобщая история» или «История России». Среди них, например, следует отметить статью В. А. Коринтели, в которой речь идет об использовании мнемотехники и эйдетики как методов развития человека, которые способствуют не только запоминанию, но и такой обработке информации, при которой учащиеся могли успешно выступать с докладами, давать развернутые ответы и т.д. Автор описывает метод мест при изучении исторической личности на уроках по всеобщей истории. Этот метод основан на зрительных ассоциациях, для чего дается задание представить предмет, который следует запомнить. Затем объединить его с образом места, которое легко можно извлечь из памяти. Также Коринтели описывает цепной метод, с помощью которого на уроках всеобщей истории можно связывать предметы быта людей разной эпохи с местом использования, затем с деятельностью человека в целом, и так далее. Л. В. Бравок пишет о мнемотехнике как о средстве для эффективного запоминания последовательности информации, исторических событий и дат. Автор подробно описывает использование метода Цицерона на теме «Становление Древнерусского государства», метод крючков на теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва». В исследовании В.Л. Хаменока мнемотехника выступает как способ формирования первоначальной исторической памяти. Например, авторский метод «историческое яблоко» наглядно демонстрирует, что вся всеобщая история может быть заключена в этом предмете. С помощью метода картинного описания на уроке по теме «Средневековый город» автор воссоздает образ Парижа, картина также помогает ответить детям на вопрос о причинах возникновения чумы и т.д.
Также существует большое количество отечественной и зарубежной литературы, которая адресована взрослой аудитории в форме учебных пособий по мнемотехнике. Мы проанализировали лишь некоторые из них, так как в большинстве случаев описанные там приемы повторяются. В основном нас интересовали приемы, связанные с визуальным мышлением как наиболее соответствующие возрастным особенностям учащихся. Больше всего мы обращались к пособию М. Зиганова, В. Козаренко. Ценность его состоит в том, что оно содержит в себе описание большого количества различных приемов мнемотехники, основанных на создании образов, проиллюстрированных примерами. В пособиях Т. Бьюзена, С. Матвеева, М. А. Зяблицевой, В. А. Козаренко, Д. Лаппа, М. В. Усачева представлено несколько систем запоминания и большое количество различных приемов, по нашему мнению, они полезны тем, что некоторые из них могут быть адаптированы для детей школьного возраста и использованы в школьном курсе, в том числе в преподавании всеобщей истории.
Определенную ценность представляют издания по обучению мнемотехнике, адресованные читателям школьного возраста. Одним из таких является учебник Г. Авшаряна, в котором автор объясняет, каким образом устроена память, также он приводит конкретные разработки, которые могут быть применены на различном учебном материале.
Стоит обратить внимание на исследования, которые направлены на разработку приемов мнемотехники в целом для всего школьного курса или нескольких предметов. Одним из таких исследований, в котором содержится очень большое количество разработок по разным предметам, а также описывается применение психодиагностики для изучения эффективности применения мнемотехнических приемов в учебном процессе, является исследование авторов Г. А. Чепурного, Л. В. Буры.
Также стоит отметить исследования, касающиеся возрастных особенностей обучающихся 5 класса. Физиологические особенности данной категории обучающихся описаны в работе авторов Ю. Савченкова, О. Солдатовой и С. Шилова «Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков)». Что касается психологических особенностей подростков 11-12 лет, то они подробно рассмотрены в работе Ф. Райса и К. Долджина «Психология подросткового и юношеского возраста».
Стоит выделить работы отечественных исследователей, которые описывают некоторые особенности организации учебного процесса для данной возрастной категории обучающихся. Так в работе М. А. Гусаковой и Е. В. Коротаевой поднимается вопрос о специфике образовательной ситуации в школе, возникающей при переходе из начального в среднее звено обучения. Они выделяют следующие факторы, влияющие на учебный процесс: изменение стабильности учебного процесса, кризис в развитии личности школьника. По их мнению, с учетом всех влияющих факторов, необходима организация обучения, способная объединить процесс познания с разнообразной коммуникативной деятельностью, таковой является интерактивное обучение. В исследовании Н. С. Кольевой подробно рассмотрены особенности подросткового возраста в процессе развития информационной компетенции в социокультурном пространстве дополнительного образования. Автор отмечает, что подростковый возраст является сензитивным периодом для развития информационной компетенции. Также, автор делает акцент на том факте, что для подростков Интернет - привычный инструмент общения и поиска информации, следовательно, стоит активно использовать его при организации и непосредственно в самом учебном процессе. В исследовании авторов Е.В. Грязновой, Е.А. Вересовой, В.В.Михеевой основной целью является изучение процесса информатизации управления образованием и выявление существующих проблем и перспектив его развития в условиях модернизации системы образования. Но также авторы отмечают, что при эффективном использовании, гаджеты, а именно смартфоны, могут существенно улучшить образовательный процесс и облегчить его для преподавателей. Такой же точки зрения придерживаются С. М. Мальцева, М. В. Ветюгова и М. С. Родионова в своем исследовании «Причины негативного отношения учителей к использованию школьниками смартфонов в образовательном процессе». В данной статье авторы исследуют конфликт между учителями и учениками на почве использования смартфонов в образовательном процессе и пытаются найти наиболее целесообразные способы их разрешения.
По нашему мнению, ряд разработок, связанных с использованием мнемотехники в рамках преподавания предмета «Всеобщая история» немногочислен. Этот факт позволяет говорить о том, что тема не исчерпана и представляет интерес для исследователей.
Исходя из актуальности темы исследования и степени ее научной разработанности, можно определить цель нашего исследования - оценить эффективность применения приемов мнемотехники в преподавании всеобщей истории в 5 классе.
Задачи исследования:
• Раскрыть понятие мнемотехники, дать классификацию базовых
мнемотехнических приемов;
• Определить возрастные особенности обучающихся 5 класса как основу для применения мнемотехники;
• Проанализировать содержание учебно - методического материала в учебниках по всеобщей истории в 5 классе в контексте перспектив реализации мнемотехнических приемов;
• Осуществить подбор приемов мнемотехники на материалах темы «Древний Египет»;
• Апробировать подобранные мнемотехнические приемы на теме «Древний Египет».
Объектом исследования являются приемы мнемотехники, предметом - использование этих приемов в преподавании всеобщей истории в 5 классе.
Методология исследования
Выбор методов исследования определялся спецификой изучаемого объекта и задачами данной работы. Среди них такие, как контент - анализ, который применялся к учебникам с целью выявить сложные для запоминания термины, даты, события, имена исторических личностей и т.д. Для выяснения результативности использования приемов мнемотехники был использован статистический анализ.
Источниковая база
Источниковая база исследования состоит из 2 групп - это нормативно - правовые акты и учебники по всеобщей истории для 5 класса. К нормативно - правовым актам относятся:
• Проект концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории ;
• Приказ № 413 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования» ;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования21 .
Также нами были использованы следующие учебники:
• А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс ;
• В. И. Уколова. Учебник. "Всеобщая история. Древний мир. 5 класс" ;
• Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций авторов В. О. Никишина, А. В. Стрелкова, О. В. Томашевича, Ф.А. Михайловского, под науч. ред. С. П. Карпова .
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы на уроках по всеобщей истории в средней школе в 5 классе.
Теоретическая апробация
Результаты исследования нашли отражение в научных статьях «Использование приемов мнемотехники в преподавании всеобщей истории в 5 классе» , опубликованной в сборнике XIV Всероссийской научной конференции с международным участием «История мировых цивилизаций. Общественные процессы в антропологическом измерении» в рамках VII международного научно - образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», которая проходила 20 ноября 2019 года в г. Красноярске, и «Использование приемов мнемотехники в изучении вопросов культуры Древнего Египта в рамках предмета «Всеобщая история» в 5 классе» , опубликованной в сборнике IV Всероссийской научно-практической конференции «История и политика в искусстве», которая проходила 24 апреля 2020 года в г. Красноярске.
Практическая апробация
Апробация исследования происходила в ходе педагогической практики, которая проводилась с 30.09.2019 по 18.11.2019 на базе Средней школы №143 г. Красноярска. Для апробации был выбран 5 «а» класс. Такой выбор был сделан исходя из того, что для 5 класса дисциплина «Всеобщая история» является новой, а это значит, что вся информация и приемы работы с ней тоже являются новыми. В связи с этим очень важно научить детей альтернативному способу запоминания информации, который облегчит им трудности с запоминанием на протяжении всего школьного курса истории и, несомненно, пригодится в изучении других предметов и в дальнейшей жизни.
Структура работы отражает специфику изучаемой темы, определена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы 1 «Критерии подбора приемов мнемотехники в преподавании предмета «Всеобщая история» в 5 классе, главы 2 Мнемотехнические приемы в преподавании предмета «Всеобщая история» в 5 классе на материалах темы «Древний Египет», заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. В первой главе рассматриваются базовые мнемотехнические приемы, возрастные особенности обучающихся 5 класса и результаты анализа содержания учебно - методического материала по всеобщей истории в 5 классе. Во второй главе описан процесс разработки и внедрения приемов мнемотехники на материалах темы «Древний Египет», а также оценка эффективности использования подобранных приемов. Приложения содержат диаграммы по результатам анализа учебно - методического аппарата вышеуказанных учебников, технологические карты уроков, образцы самостоятельных работ, диаграммы по результатам выполнения самостоятельных работ, научные статьи.
В работе было раскрыто понятие мнемотехники - это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Также выделены базовые мнемотехнические приемы и дано их краткое описание, среди них такие, как:
• Приемы, связанные с созданием образов и ассоциаций.
К ним относятся: прием символизации, прием «Цепочка», прием «Матрешка», метод свободных ассоциаций, метод Цицерона.
• Приемы с использованием буквенно - цифровых кодов.
Среди них такие как: кодирование по созвучию, кодирование по согласным буквам, кодирование по слогам, метод ассоциативного списка.
Отдельно можно выделить приемы привязки к хорошо знакомой информации .
В работе выделены следующие физиологические особенности обучающихся:
• Зрелость зрительного анализатора, обострение
цветочувствительности, продолжение развития пространственного зрения ;
• Слуховой аппарат полностью формируется к 12 годам, чувствительность к звуку повышается ;
• К 11 годам наступает уравновешенность нервных процессов, но к 12 годам начинаются процессы полового созревания, что приводит к усилению неконтролируемого возбуждения и ослаблению внутреннего торможения. По большей части, это касается девочек .
После рассмотрения возрастных особенностей обучающихся 5 класса был сделан вывод о том, что они не будут препятствовать использованию мнемотехнических приемов на уроках по всеобщей истории.
Также были выявлены следующие психологические способности:
• способность сосредоточивать внимание, так и способность игнорировать то, что отвлекает внимание, улучшаются в подростковом возрасте;
• Сенсорное хранение улучшается незначительно в подростковом периоде. Краткосрочная память улучшается. Долгосрочная память подростков лучше, чем у детей, отчасти потому, что подростки умеют игнорировать нерелевантную информацию;
• Повышение скорости обработки информации, скорее всего, становится причиной увеличения объема внимания, а также улучшения памяти;
• Подростки лучше, чем дети, используют негативную информацию и стратегию исключения при решении задач. Тем не менее, они делают это не постоянно, проявляя необъективность в своих рассуждениях в свою пользу .
Таким образом, мнемотехника поможет в организации смены деятельности во время урока, как того требуют вышеуказанные психологические особенности. Не смотря на то, что память обучающихся в этом возрасте становится лучше, нельзя игнорировать тот факт, что обычные способы запоминания довольно посредственны и могут вызывать у обучающихся снижение мотивации к запоминанию чего - либо. Мнемотехнические приемы, связанные с образным мышлением делают процесс запоминания более интересным для обучающихся. Также не стоит забывать об использовании различных технических средств обучения, так как данная возрастная группа в большинстве своем окружена повсеместным использованием смартфонов, планшетов и других устройств. Представляется возможным совмещение мнемотехнических приемов и технических средств обучения при организации учебного процесса на уроках всеобщей истории в 5 классе.
После проведения анализа учебно - методического материала в учебниках по всеобщей истории для 5 класса был сделан вывод о том, что учебники насыщены материалом, которые школьники должны запомнить - даты, понятия, персоналии, географические названия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что применение мнемотехнических приемов в работе с данными учебниками уместно. Оно поможет облегчить процесс запоминания для обучающихся.
По нашему мнению, использование мнемотехнических приемов в дополнение к учебно - методическому аппарату учебников и остальных компонентов учебно - методических комплексов поможет учащимся освоить комплекс познавательных общеучебных и логических универсальных учебных действий, которые являются компонентом метапредметных результатов, предъявляемых к обучающемуся по программе основного общего образования.
Также был сделан анализ учебно - методического материала учебников на наличие в них учебно - методического аппарата, связанного с использованием мнемотехники. В результате этого анализа автору не удалось найти ни одного задания, связанного с использованием мнемотехники, но ценность учебников в том, что они содержат большое количество материалов, которые можно использовать при разработке мнемотехнических приемов. К ним можно отнести иллюстрации, карты, словари понятий, персоналий, перечни основных дат. Различные типы заданий, которые содержатся в учебниках, направлены в основном на усвоение материала параграфов в целом, а не на запоминание конкретной информации. Следовательно, можно сделать вывод о том, что использование приемов мнемотехники в сочетании с использованием учебно - методического материала учебников, не только внесет разнообразие в проведение уроков, но и поможет сосредоточиться на конкретной информации, которую ученик должен запомнить в ходе изучения той или иной темы и облегчить процесс ее запоминания.
Был осуществлен подбор базовых приемов мнемотехники таких, как прием свободной ассоциации «Матрешка», символизация, создание образов для запоминания дат и событий, метод Цицерона, прием «Цепочка», создание «осязаемости» истории В. Л. Хаменока. Затем был произведен обзор темы «Древний Египет», определены какие понятия, даты, персоналии и т.д. ученики должны запомнить в ходе изучения данной темы. Впоследствии были разработаны мнемотехнические приемы по каждому параграфу темы «Древний Египет». Апробация мнемотехнических приемов по темам «Государство на берегах Нила» (Прием «Матрешка» для запоминания местоположения Древнего Египта на карте. Символизация для понятия «объединение Египта»), «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» (Прием «Матрешка» для составления схемы социальных слоев египетского общества), «Военные походы фараонов» (Прием «Цепочка» для запоминания состава и вооружения египетской армии), «Искусство Древнего Египта» (Прием «Цепочка» для запоминания способов захоронения), «Письменность и знания древних египтян» (Создание «осязаемости» истории В. Л. Хаменока, а именно использование в ходе урока египетских иероглифов и чисел) происходила в ходе педагогической практики, которая проводилась с 30.09.2019 по 18.11.2019 на базе Средней школы №143 г. Красноярска в 5 «а» классе. Для того, чтобы произвести оценку эффективности использования вышеописанных мнемотехнических приемов, в самостоятельные работы по каждой из тем были включены задания, которые направлены на проверку той информации, которая была изучена с помощью этих приемов. По результатам выполнения заданий самостоятельных работ был сделан вывод о том, что в целом использование приемов мнемотехники в ходе уроков по всеобщей истории в 5 классе можно считать эффективным, так как большинство учеников успешно справились с выполнением заданий, которые были направлены именно на то, чтобы ученик вспомнил конкретную информацию, запоминание которой происходило в ходе урока с помощью мнемотехнических приемов.
1. Проект. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории [Электронный ресурс].URL:http: //tsput.ru/his seminar/pro gect.pdf(дата обращения: 15.04.2020).
2. Приказ № 413 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL:https://fgos.ru/(дата обращения: 15.04.2020).
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fpu.edu.ru/fpu/(дата обращения: 15.04.2020).
Учебники:
4. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И. С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 11-е изд. М.: Просвещение, 2020. 303 с.
5. Никишин В. О., Стрелков А. В., Томашевич О. В., Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2019. 328 с.
6. Уколова В. И. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 10-е изд., допол. М.: Просвещение, 2019. 176 с.
Литература
1. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. М.: Изд-во АСТ прайм, 2008. 164 с.
2. Академия энциклопедический сайт. [Электронный ресурс].URL: https: //dikc.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/1042482 (дата обращения: 20.11.2019).
3. Бравок Л.В. Применение техник развития памяти на уроках истории // Преподавание истории в школе и вузе: актуальные проблемы методологии и
методики: материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. С.27- 32.
4. Бьюзен Т. Супер - память: как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти. 6-е изд. Минск: «Попурри», 2008. 208 с.
7. Грюнинг Х. Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий. М.: АСТ, Астрель, 2012. 192 с.
8. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. № 11. С. 144¬157.
9. Гусакова М. А., Коротаева Е. В. Значение интерактивного обучения в организации образовательной деятельности младших подростков // Педагогическое образование в России. 2017. №8. C. 52-57.
10. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М.: Школа рационального чтения, 2000. 173 с.
11. Зяблицева М. А. Сделай себя сам. Мнемотехника. Секреты суперпамяти. М.: Эксмо, 2009.144 с.
12. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М., 2005. 213 с.
13. Кольева Н. С. Особенности подросткового возраста в социокультурном пространстве дополнительного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2015. №4 (23). С. 110-112.
14. Коринтели В.А. Применение методов эйдетики и мнемотехники на уроках истории образовательной школы // Вестник магистратуры. 2019. № 1 -1 (88). С. 32-34.
15. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб. : Питер, 2005. 215 с.
16. Макарова А. А. Использование приемов мнемотехники в изучении вопросов культуры Древнего Египта в рамках предмета «Всеобщая история» в 5 классе // История и политика в искусстве: материалы IV Всероссийской научно - практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 24 апреля 2020 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.С. Меер. Красноярск, 2020. С. 76 - 78.
17. Макарова А. А. Использование приемов мнемотехники в преподавании всеобщей истории в 5-м классе // История мировых цивилизаций. Общественные процессы в антропологическом измерении. Сборник материалов XIV Всероссийской научной конференции с международным участием. Красноярск, 20 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. А. Г. Канаев. Красноярск, 2019. С. 216 - 219.
18. Мальцева С.М., Ветюгова М.В., Родионова М. С. Причины негативного отношения учителей к использованию школьниками смартфонов в образовательном процессе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №1(35). С. 40-44.
19. Матвеев С. Феноменальная память: Методы запоминания
информации. М.: «Альпина Паблишер», 2012.153 с.
20. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт - Петербург: Питер, 2012. 237 с.
5. Савченков Ю. И., Солдатова О. Г., Шилов С. Н. Возрастная
физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: ВЛАДОС, 2013. 143 с.
21. Усачев М.В. Лучше, чем суперпамять. Эффективные приемы мнемотехники. Ростов н/Д.: Феникс, 2016. 224 с.
22. Френсис Й. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997. 480 с.
23. Хаменок В.Л. Формирование исторической памяти через воссоздание образов прошлого // Современное образование Витебщины. 2018.№ 4(22). С.41¬52.
24. Чепурной Г. А., Бура Л. В. Образовательная мнемотехника: технология эффективного усвоения информации. Севастополь: РИБЕСТ, 2015. 115 с.